Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные международные стандарты ИСО серии 14000




№ стандарта Наименование стандарта
Система управления
ИСО   Системы управления охраной окружающей среды. Требования и руководящие указания
ИСО   Системы управления охраной окружающей среды. Общее руководство по принципам и средствам обеспечения функционирования систем
Экологический аудит
ИСО   Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения
ИСО   Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита систем управления окружающей средой
ИСО   Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии
Экологические этикетки и декларации
ИСО   Основные принципы этикетирования
ИСО   Экологические заявления в виде самодекларации
ИСО   Рекламации по декларации о соответствии требованиям в области охраны окружающей среды. Символы
ИСО   Экологическая маркировка. Руководящие принципы и процедуры
ИСО   Руководящие принципы, практика и критерии программ по сертификации. Руководство по процедурам сертификации
    Оценка показателей окружающей среды
ИСО   Руководящие указания по оценке показателей окружающей среды
Оценка жизненного цикла
ИСО   Принципы и структура
ИСО   Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ
ИСО   Оценка воздействия жизненного цикла
ИСО   Оценка улучшения жизненного цикла
ИСО   Управление окружающей средой. Словарь

9. Плановый экологический показатель — детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей.

10. Заинтересованная сторона — отдельное лицо или группа лиц, которые заинтересованы в экологической эффективности организации или на которые эта эффективность воздействует.

11. Организация — компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои функции и имеют свою собственную администрацию.

12. Предотвращение загрязнения — использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать рециклинг (вторичное использование), очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материалов. При этом потенциальной выгодой от предотвращения загрязнений являются снижение отрицательных воздействий на окружающую среду, улучшение результатов деятельности предприятия и снижение затрат.

Общие требования к системам управления охраной окружающей среды установлены стандартом ИСО 14001 и предназначены для формирования экологической политики и целевых экологических показателей организаций с учетом положений законодательства и последствий их воздействия на окружающую среду. Стандарт ИСО 14001 применяется к тем экологическим аспектам, которыми предприятие может управлять и на которые оно предположительно может оказывать влияние.

Основной целью стандарта ИСО 14001 является содействие предприятиям в создании системы управления природоохранной деятельностью, сбалансированной с их экономическими интересами. При этом, в отличие от неутвержденных официально рекомендаций и указаний по улучшению управления охраной окружающей среды на предприятии, стандарт ИСО 14001 содержит положения, устанавливающие требования к сертификации или самостоятельному заявлению организации о состоянии ее системы управления окружающей средой. Демонстрация успешного применения стандарта может быть использована организацией для того, чтобы убедить заинтересованные стороны в действенности ее системы управления окружающей средой.

Общие требования к системе экологического менеджмента основаны на концепции, предусматривающей периодическое проведение организацией анализа и оценки системы управления охраной окружающей среды в целях определения возможностей ее улучшения. Результатом совершенствования системы должно быть постоянное улучшение экологических показателей, для чего предлагается модель управления, содержащая пять основных элементов: экологическую политику, планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок и корректирующие действия, анализ со стороны руководства (рис.2).

Реализация указанной модели позволяет организации решать следующие конкретные задачи управления охраной окружающей среды: выявлять экологические аспекты с учетом прошлой, текущей или планируемой деятельности, идентифицировать нормативно-правовые требования; устанавливать экологическую политику и разрабатывать структуры и программы ее внедрения, а также обеспечивать способности системы адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

В методологическом отношении структура построения систем управления охраной окружающей среды в соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001 не является оригинальной и основана на подходах, принятых в более ранних международных стандартах по системам управления

 

 

Рис. 2. Модель системы управления охраной окружающей

среды на предприятии (согласно стандарту ИСО 14001)

 

качеством (ИСО серии 9000). Стандарты по системам качества применяются во многих странах более 10 лет (в СССР с 1988 г. — национальные стандарты ГОСТ 40.9001-88 ГОСТ 40.9002-88, ГОСТ 40.9003-88; в России с 1996 г. — ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96 и новая версия с 2001 г. — ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».). Это в сочетании с другими факторами способствовало решению проблем радикального улучшения качества продукции, прежде всего на предприятиях Западной Европы. Успешное применение стандартов по системам качества с точки зрения достижения поставленных целей (в данном случае гарантированного уровня качества продукции в рыночных условиях производства) по существу и стало основным импульсом к разработке стандартов ИСО серии 14000.

Стандарты, как серии 9000, так и серии 14000, являются общими и не зависят от конкретной отрасли промышленности или сектора экономики. На разработку и внедрение систем управления в соответствии с этими стандартами влияют специфика потребностей каждой организации, ее конкретные задачи, применяемые процессы и практический опыт. Вместе с тем заложенные в стандартах базовые принципы формирования систем управления на предприятии делают эти стандарты достаточно универсальными. Стандарты ИСО серии 9000 и серии 14000 не содержат каких-либо количественных значений показателей, выполнение которых свидетельствовало бы о достижении организацией конечных целей управления, а ориентированы на требования национальных законодательств и нормативно-правовой базы. При этом предполагается, что выполнение установленных в национальных правовых документах технических требований и норм является обязательным и минимально необходимым условием для признания систем управления на предприятии соответствующими требованиям стандартов ИСО серии 9000 и серии 14000, но недостаточным для их развития.

Общим принципом управления, как качеством, так и охраной окружающей среды, в соответствии с международными стандартами ИСО является непрерывное улучшение. Оно основано на известном цикле PDCA, предложенном Демингом (США) для демонстрации деятельности по достижению целей организации, включающем четыре этапа: планирование (Plan — Р), выполнение работ — действие (Do — D), контроль (инспектирование) результатов (Check — С) и корректирующие действия (Action — А). Этот цикл в стандартах серии 9000 конкретизирован и представлен в виде так называемой «петли качества», которая определяется как концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях создания продукции от определения потребностей до оценки их удовлетворения. В стандартах ИСО серии 14000 практически неизменная последовательность исходных этапов цикла PDCA (планирование, внедрение и функционирование, проведение проверок и корректирующие действия), представленная в виде спирали с вектором на постоянное улучшение и с добавлением положений по ответственности и функциям высшего руководства организации на начальном и заключительном этапах, определяется как модель системы управления окружающей средой (см. рис. 2).

Концептуальные основы создания систем управления качеством (включая определение соответствующих аспектов качества, концепцию представления всякой деятельности как процесса и понятие о сети процессов в организации как объекта управления), которые отражены в международном стандарте ИСО 9000-1, полностью использованы и при разработке стандартов по управлению охраной окружающей среды.

Инструментарий системы управления качеством также почти полностью применим к системам управления охраной окружающей среды, тем более что при формировании систем управления качеством уже предусмотрено соблюдение определенных экологических требований-

Как известно, группа экологических показателей продукции, характеризующих вредные воздействия на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации и потреблении этой продукции, входит в номенклатуру показателей, рекомендованных стандартами ИСО семейства 9000 к использованию для оценки качества. Основными критериями оценки экологичности продукции являются фактические уровни ее экологической чистоты и экологической безопасности, определяемые содержанием, выделением или концентрацией опасных веществ. При этом особое внимание обращают на результаты выявления существующих и потенциальных опасностей, полученные ранее на этапах прогнозирования и проектирования продукции. Оценка экологичности продукции осуществляется с целью предотвращения выпуска и поставки потребителю продукции, не отвечающей требованиям экологической безопасности и экологической чистоты.

К основным этапам проведения оценки экологичности продукции относятся: сбор и анализ необходимой информации, определение видов и направлений воздействия рассматриваемой продукции на окружающую среду, подготовка данных для прогнозирования изменения состояния окружающей среды, оценка экологических последствий в результате выпуска продукции в планируемом объеме, обобщение и реализация результатов оценки. Для проведения оценки используют информацию, характеризующую рассматриваемую продукцию (область применения, эксплуатационные характеристики, состав и характеристики исходных материалов) и состояние окружающей среды в регионах производства и ее предполагаемого потребления. В результате анализа информации устанавливают наличие свойств продукции, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, его виды, характер и направления.

Выявленные воздействия продукции на окружающую среду оценивают по географическому охвату, интенсивности изменения уровня воздействующих факторов, длительности действия (кратковременное, непрерывное, периодическое, аварийное), характеру действия (прямое, косвенное, кумулятивное), уровню опасности.

Все эти виды деятельности в рамках систем управления качеством продукции касаются и аспектов экологизации собственно производственного процесса. Например, выполнение требований по экологической безопасности продукции предполагает исключение из использования в производстве конкретных видов токсичного сырья и материалов с целью предотвращения поступления исходных токсикантов в неизменном виде или токсичных продуктов их преобразования в готовые изделия.

В конечном счете это сказывается и на экологизации производственного процесса, поскольку устраняет источники выбросов и сбросов токсичных веществ в окружающую природную среду. В связи с этим используемые в системах управления качеством методы входного контроля сырья и материалов, поступающих на предприятие, непосредственно применимы для составления производственного экобаланса в системе управления охраной окружающей среды при учете материальных потоков и контроле продукции на «входе - выходе». Общими являются также методы операционного контроля, контроля оборудования, контроля за приборами и т.п., а также их техническое, метрологическое, организационное, кадровое и иное обеспечение. Поэтому вполне закономерным выступает и значительное сходство поэлементной структуры систем управления качеством и управления охраной окружающей среды, предусмотренной международными стандартами ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000.

Первичным элементом систем управления в обоих случаях является документально оформленная политика в соответствующей области (по стандарту ИСО 9001 — «Политика в области качества», по стандарту ИСО 14001 — «Экологическая политика»), устанавливаемая высшим руководством организации и содержащая ее задачи и обязательства. В соответствии с принятой политикой обеспечение качества или охрана окружающей среды на предприятии должны стать для всего персонала неотъемлемой частью общей политики предприятия и быть обеспечены условиями для выполнения и проведения проверок, т.е. процессы обеспечения качества и экологической безопасности должны быть тотальными, управляемыми и контролепригодными. Исходя из этого в стандартах предложены основные блоки элементов систем управления, позволяющие соотносить действия с требованиями политики.

Блок элементов системы управления охраной окружающей среды «Планирование» по стандарту ИСО 14001 (включая экологические аспекты, целевые и плановые показатели, программы системы управления окружающей средой) соответствует элементу системы качества по исходной версии стандарта ИСО 9001 «Планирование качества» (включая подготовку программ качества, идентификацию и приобретение необходимых средств управления и т.д.).

Содержание элементов системы управления охраной окружающей среды «Структура и ответственность», «Обучение, осведомленность и компетентность (кадров. — Авт.)», «Управление операциями», «Мониторинг и измерения», «Зарегистрированные данные» по стандарту ИСО 14001 сходно с содержанием элементов системы управления качеством: соответственно «Организация», «Подготовка кадров», «Управление процессами», «Контроль и испытания», «Управление регистрацией данных о качестве» по исходной версии стандарта ИСО 9001.

Некоторые элементы систем управления (например, «Управление документацией», «Корректирующие и предупреждающие действия», «Анализ со стороны руководства») абсолютно идентичны в обоих стандартах, а по содержанию различаются лишь различной конкретизацией одних и тех же процедур в зависимости от специфики объекта управления.

Наряду с этим, в основе систем управления охраной окружающей среды должны быть заложены специальные знания, необходимые для технического обеспечения их функционирования. Существуют и особые экологические аспекты, не имеющие аналогов в деятельности по обеспечению качества, что определяет необходимость дополнительных элементов в системах управления охраной окружающей среды по сравнению с системами управления качеством. В первую очередь это относится к такому элементу системы, как «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них». По стандарту ИСО серии 14001 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями. По стандарту ИСО серии 14004 в процедурах, касающихся операций, и мерах по управлению операциями следует, по возможности, учитывать аварийные выбросы в атмосферу, сбросы в воду и на почву, специфические эффекты аварийных выбросов на окружающую среду и экосистемы.

Имеются и другие специфические аспекты, отраженные только в стандартах по системам управления окружающей средой.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что существуют объективные и весьма существенные различия в заинтересованности сторон при внедрении систем экологического менеджмента и систем качества: если системы управления качеством рассматривают нужды потребителя, то системы управления окружающей средой предназначены для широкого круга заинтересованных сторон и вызваны необходимостью обеспечить защиту экологических интересов общества в целом.

Тем не менее, несмотря на рассмотренные выше обстоятельства, общность систем управления качеством и управления охраной окружающей среды значительно превосходит их различия. Поэтому вполне очевидно, что если на каком-нибудь предприятии понята, осуществлена и поддерживается в рабочем состоянии система управления качеством в соответствии со стандартом ИСО 9001, это существенно облегчает разработку и внедрение системы управления охраной окружающей средой в соответствии со стандартом ИСО 14001.

Применение международных стандартов по системам управления окружающей средой получает все большее распространение во многих странах мира. Хотя сертификация на соответствие стандарту ИСО 14001 является добровольной, в настоящее время более чем в 90 странах мира выдано более 20 тыс. сертификатов соответствия стандарту ИСО 14001, преимущественно в странах Европейского союза, а также в Японии, США, Австралии, Швейцарии, Корее, Таиланде, Китае, Индии, Объединенных Арабских Эмиратах.

 

 

1.3. Предпосылки и перспективы внедрения систем

экологического менеджмента в Российской

Федерации

 

Переход на рыночные отношения в экономике России, гло-базизация мирохозяйственных отношений и ориентация многих предприятий на внешние рынки определяет актуальность внедрения стандартов ИСО серии 14000 в отечественной практике, что необходимо для решения широкого круга вопросов эффективного функционирования предприятий, включая экологическую сертификацию, экологический аудит, экологическое страхование и другие.

В условиях интеграции России в мировое хозяйство возрастает интерес субъектов хозяйственной деятельности к созданию отлаженной системы контроля за соблюдением экологических требований, поскольку невыполнение законов и правил в области экологии может стать причиной значительных издержек. Руководство предприятий начинает сотрудничать с соответствующими органами, принимая участие в разработке предсказуемой, понятной, рыночно ориентированной и строго контролируемой системы выполнения экологических требований и правил, способной стать основой рационального отношения к окружающей среде. К этому подталкивают и мировые тенденции роста цен на потребляемые природные ресурсы.

В связи с этим в Российской Федерации начата работа по принятию международных стандартов ИСО серии 14000 в качестве государственных стандартов. Первыми были приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378 следующие стандарты:

— ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;

— ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;

— ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;

— ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;

— ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

В 1999 г. были приняты и введены в действие стандарты ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» и ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» (Постановление Госстандарта России от 22 февраля 1999 г. № 45), а также ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы» (Постановление Госстандарта России от 27 декабря 1999 г. № 716-ст), в 2000 г. — ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ» (Постановление Госстандарта России от 4 сентября 2000 г. № 212-ст), в 2001 г. — ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оценивание экологический эффективности. Общие требования» (Постановление Госстандарта России от 25 апреля 2001 г. № 193 — ст).

Отечественные предприятия, начавшие работу по реализации природоохранных мероприятий на основе стандартов ИСО серии 14000, прежде всего ГОСТ Р ИСО 14001-98 и 14004-98, обеспечивают себе базу для получения сертификата на систему управления охраной окружающей среды. Практика свидетельствует, что отсутствие такого сертификата существенно осложняет проведение экологической проверки, предшествующей получению инвестиций и кредитов (особенно иностранных), приобретению лицензий и т.п.

Система экологического менеджмента обеспечивает более успешное выполнение экологических требований к проектированию и оценке разрабатываемых предпроектных и проектных материалов. В частности, любые предпроектные и проектные решения должны рассматриваться комплексно в контексте фактически существующей экологической ситуации в районе намечаемой деятельности, включая эффективность действующей системы экологического контроля и управления. Изолированные решения не могут оцениваться положительно. При этом необходимую информацию заказчику проекта или проектировщику может обеспечить только соответствующая система экологического менеджмента.

Другой важной задачей экологического менеджмента является постпроектный анализ. В настоящее время ни проектирование, ни государственная экологическая экспертиза не имеют прочной обратной связи с фактическими результатами строительства и ввода в эксплуатацию проектируемых объектов. Осуществление постпроектного анализа позволит выявить методические ошибки при проектировании и экспертизе промышленных объектов и повысить реальную эффективность этих видов деятельности.

Приоритетная готовность к внедрению систем управления охраной окружающей среды на основе стандартов ИСО серии 14000 характерна для предприятий, имеющих сертифицированные системы управления качеством, что подтверждается практикой отечественной промышленности. Причем это касается и организационных, и кадровых вопросов, затрагивая практически все подразделения и службы предприятия, начиная с высшего руководства и заканчивая персоналом на каждом рабочем месте в производственном процессе. Особенно важно осмысление преимуществ систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО серии 14000 высшим руководством предприятия, что побуждает его к осуществлению действий по сертификации этих систем управления с учетом имеющегося опыта сертификации систем управления качеством. При этом инициатором сертификации систем управления охраной окружающей среды на предприятиях выступают, как правило, не экологические службы, а службы качества.

Вместе с тем, случаи сертификации систем управления охраной окружающей среды на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-98 (в отличие от сертификации систем качества) в России остаются единичными, что обусловлено существенно различными стимулами к внедрению и сертификации этих систем. Добровольное внедрение систем управления качеством, которое само по себе является достаточно сложным и дорогостоящим, стимулируется условиями обеспечения конкурентоспособности продукции, создавая предприятию очевидные преимущества на рынке и в конечном счете способствуя повышению финансовых результатов его работы.

Основным стимулом к внедрению систем управления охраной окружающей среды на отечественных предприятиях в настоящее время является заинтересованность в отношениях с зарубежными партнерами, развитие которых существенно облегчается при наличии у предприятия сертифицированной системы управления охраной окружающей среды или хотя бы заключения по итогам экологического аудита для получения сертификата в перспективе. Это особенно значимо при заинтересованности в получении иностранных инвестиций или кредитов.

Внутренние предпосылки для создания систем управления охраной окружающей среды (при отсутствии достаточно жесткой ответственности предприятий за нарушение экологических требований, а также весьма слабо развитом экологическом сознании) остаются существенно менее значимыми. Поэтому для активизации процессов создания систем управления охраной окружающей среды в Национальном плане действий по охране окружающей среды (НПДООС) Российской Федерации на 1999-2001 гг. было предусмотрено принятие специального постановления Правительства России по обязательному внедрению стандартов ИСО 14000. Очевидно, что после ликвидации в 2000 г. Госкомэкологии России, который указан в НПДООС в качестве исполнителя по подготовке этого постановления, оно вряд ли будет принято. Это, впрочем, не является безусловно отрицательным фактом, поскольку предполагалось принудительное навязывание предприятиям этих стандартов в нарушение идеи их добровольного внедрения как в западных странах.

Вероятно, развитие систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО серии 14000 на отечественных предприятиях следует связывать с менее жесткими, но более многочисленными формами деятельности.

В первую очередь, необходимо широкое распространение информации о системе управления охраной окружающей среды, поскольку многие потенциально заинтересованные предприятия не имеют достаточных сведений об условиях и возможных преимуществах внедрения стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000. На многих предприятиях создание систем управления охраной окружающей среды и их сертификация на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-98 могут устранить напряженность, а иногда и конфликты с местным населением, испытывающим озабоченность состоянием окружающей среды в районе деятельности предприятия (причем часто необоснованную из-за отсутствия авторитетного заключения об экологическом состоянии предприятия), представителями средств массовой информации, организациями и движениями, представляющими экологические интересы населения.

Внедрение систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО серии 14000, несомненно, улучшает отношения предприятий с многочисленными государственными органами, уполномоченными (в пределах своей компетенции) в области охраны окружающей среды, в частности, с органами Госгортехнадзора, Росземкадастр, органами санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и т.п.

Определенные преимущества дает внедрение стандартов ИСО серии 14000 и в экономической сфере, в частности, способствует более осознанному использованию ресурсов и более целенаправленной работе с отходами производства, следствием чего может быть экономия на сырье и материалах. Кроме того, обеспечение высокой степени управляемости производственных процессов и тотальный экологический контроль способствуют предупреждению серьезных экологических инцидентов и нештатных экологических ситуаций, сопряженных с заметными финансовыми последствиями (иски, штрафы).

Хотя стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 не включает требований в отношении охраны здоровья и безопасности, а процесс сертификации разработан только для системы управления охраной окружающей среды, внедрение стандартов ИСО серии 14000 может способствовать также улучшению деятельности по охране труда, в частности, благодаря информированию всех работников о возможных последствиях работы с опасными веществами и их обучению эффективным действиям при возникновении нештатных ситуаций.

Конечно, следует признать, что эти преимущества внедрения систем управления охраной окружающей среды на основе стандартов ИСО серии 14000 являются существенно менее значимыми стимулами, чем прямое давление рынка, как в случаях внедрения систем обеспечения качества продукции, в том числе и в части ее экологической безопасности. Если продукция с неблагоприятными экологическими характеристиками при эксплуатации и потреблении вытесняется с рынка экологически более чистой продукцией (при прочих равных условиях), то неблагоприятное воздействие на окружающую среду, оказываемое при производстве этой продукции, подвергается рыночному регулированию крайне незначительно и в основном косвенно, за счет общего улучшения имиджа производства. Тем не менее, внедрение стандартов ИСО серии 14000 дает предприятию определенные преимущества, но их привлекательность в качестве стимулов непосредственно зависит от того, с какими издержками сопряжено внедрение этих стандартов. Если системы управления охраной окружающей среды на основе стандартов ИСО серии 14000 внедрять совместно с системами управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, то большая часть издержек, связанных с внедрением, может быть отнесена именно на системы качества, имеющие наиболее сильные финансовые стимулы к внедрению, в то время как относительно небольшие дополнительные затраты на системы управления охраной окружающей среды могут быть вполне оправданы теми преимуществами, которые реально дают такие системы.

В связи с этим представляется целесообразным дальнейшее развитие нормативной базы стандартизации в направлении интеграции систем управления качеством и управления охраной окружающей среды и создания нормативного обеспечения совместных проверок (аудита) этих систем.

В настоящее время подготовлен проект международного стандарта ИСО 19011 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды», направленного на пересмотр ныне действующих стандартов в области аудита указанных систем и содержащего общие для систем менеджмента качества и экологического менеджмента термины и определения, связанные с аудитом, принципы его проведения, положения по управлению программами аудита, регламентацию аудиторской деятельности и требования к компетентности аудиторов. Введение этого стандарта в качестве государственного стандарта России несомненно будет способствовать более активному внедрению систем экологического менеджмента.

На региональном и локальном уровнях местными властями могут быть предприняты дополнительные действия для позитивной мотивации внедрения систем управления охраной окружающей среды на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98, включая обеспечение определенных преимуществ предприятиям при выделении субсидий на природоохранные цели из средств региональных и местных бюджетов, частичное финансирование пилотных проектов по внедрению стандартов ИСО серии 14000 и, безусловно, оказание финансовой и иной поддержки образовательной деятельности в части распространения знаний по системам управления охраной окружающей среды на предприятиях. Это в конечном счете будет способствовать улучшению имиджа всего промышленного комплекса в регионе и повышению его инвестиционной привлекательности.

 

 

Раздел 2

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

2.1. Разработка и оформление экологической

политики организации

 

Первостепенное значение для внедрения всех элементов системы экологического менеджмента имеет разработка экологической политики организации. В соответствии с определением, установленным стандартом ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь», экологическая политика — это заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плановых экологических показателей. Необходимость разработки экологической политики закреплена в ГОСТ Р ИСО 14001-98 (п. 4.2).

Экологическая политика предприятия направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления охраной окружающей среды с целью улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды. Такая политика формирует базу, на основе которой организация определяет свои цели и задачи в области охраны окружающей среды. Экологическая политика должна быть достаточно ясной для ее восприятия внутренними и внешними заинтересованными сторонами, область ее применения должна легко определяться. При этом должны быть предусмотрены периодический анализ и пересмотр политики в целях отражения в ней изменившихся условий и новой информации.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14004-98) при разработке экологической политики организации следует начать с выделения тех аспектов в деятельности, которые принесут очевидную пользу, например, с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за экологические нарушения, или с более эффективного использования сырья и материалов. По мере того, как организация будет приобретать опыт, могут быть разработаны пути дальнейшего повышения экологической эффективности.

Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации уже на самой ранней стадии разработки системы управления охраной окружающей среды должно принять на себя обязательство по улучшению управления деятельностью организации с точки зрения воздействия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение этих обязательств и ведущая роль высшего руководства при внедрении систем экологического менеджмента являются решающими факторами их успеха. Поэтому разработка и своевременный пересмотр экологической политики организации должны осуществляться на самом высшем уровне руководства, под которым подразумевается отдельное лицо или группа лиц, несущих ответственность за деятельность организации. Если организация является частью более крупного объединения (например, корпорации), руководство высшего звена должно согласовывать, документально оформлять и проводить политику в области охраны окружающей среды в рамках политики корпорации в целом при соответствующей поддержке последней.

Поскольку каждая организация вправе самостоятельно определять степень охвата своих подразделений системой экологического менеджмента, это должно быть отражено в ее экологической политике. Руководство может применять стандарт ИСО 14001 ко всей организации, к отдельным ее подразделениям или к определенным видам деятельности. В случаях, когда стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 распространяется на отдельное подразделение или конкретную сферу деятельности, политика и процедуры, установленные в других подразделениях организации, могут быть согласованы с его требованиями при условии, если это правомерно.

Уровень детализации и сложности системы управления охраной окружающей среды, объем документации и используемые ресурсы зависят от размера организации и характера ее деятельности, особенно это относится к малым и средним предприятиям. В связи с этим руководство высшего звена, определяя экологическую политику организации, должно учитывать ряд требований, среди которых важнейшим является обеспечение соответствия экологической политики масштабу деятельности организации, характеру ее продукции или услуг, уровню их воздействия на окружающую среду.

К числу других требований, которые должны приниматься во внимание при разработке экологической политики, относятся следующие:

— отражение руководящих принципов организации и направленность на установление целевых и плановых экологических показателей;

— обязательность выполнения законодательных и нормативных актов в области охраны окружающей среды;

— учет ожиданий заинтересованных сторон;

— наличие обязательства в отношении постоянного улучшения экологической ситуации, связанной с деятельностью организации, и предотвращения загрязнения окружающей среды;

— координация с другими аспектами политики организации (например, качество, гигиена труда и безопасность);

— создание специальной структуры для определения и пересмотра целей и задач в области охраны окружающей среды;

— обязательное документирование экологической политики и поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечивающем доступность текста для персонала и в соответствующем виде — для общественности.

В рамках экологической политики должны учитываться следующие факторы:

— региональные и местные условия деятельности;

— оценка и снижение любых отрицательных воздействий соответствующей деятельности на различные аспекты окружающей среды (включая землю, воду, атмосферный воздух, флору и фауну и т.д.);

— управление энергией, ресурсосбережением и выбор энергоносителей;

— управление использованием сырья, оптимизация выбора его вида и условий транспортировки;

— управление использованием и охраной водных ресурсов;

— сокращение образования отходов, их вторичное использование (рециклинг), транспортировка и утилизация отходов;

— оценка и снижение интенсивности вредных физических воздействий на территории предприятия и за его пределами;

— выбор новых производственных процессов и изменения в существующих производственных процессах;

— планирование продукции (проектирование, производство, упаковка, транспортировка, использование и утилизация отходов) с позиций охраны окружающей среды;

— определение влияния практической деятельности подрядчиков, субподрядчиков и поставщиков на показатели ухудшения состояния окружающей среды;

— предупреждение и ограничение нештатных ситуаций;

— экологическое обучение и подготовка кадров по проблемам охраны окружающей среды;

— внешняя информация по проблемам охраны окружающей среды.

Разработанная экологическая политика должна быть официально утверждена высшим руководством организации и надлежащим образом оформлена для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам (в виде листовок, буклетов и т.п.) и обеспечения постоянного доступа к ее тексту персонала организации (например, в виде настенных плакатов, стендов или памяток).

Охрана окружающей среды должна быть для всего персонала неотъемлемой частью общей политики. Тем самым предоставляется возможность соотносить свои действия с требованиями экологической политики, чтобы их всегда можно было проконтролировать и соответствующим образом оценить. С установления в экологической политике ценностей и приоритетов организации в области охраны окружающей среды, по существу, начинается развитие общей экологической культуры производства.

 

2.2. Планирование системы

экологического менеджмента

 

Планирование системы экологического менеджмента является важнейшим условием ее успешного функционирования.

В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние традиции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, несмотря на устранение системы директивного планирования, осуществляет разработку экологических программ и планирует их поэтапную реализацию исходя из своих финансовых возможностей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.

В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов ее деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.

 

Определение экологических аспектов

 

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, на которые она предположительно может влиять и которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные со значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем управления окружающей средой к числу основных вопросов, подлежащих рассмотрению при идентификации экологических аспектов, относятся определение значительности отрицательного воздействия деятельности, продукции или услуг организации на окружающую среду, выяснение наличия процедур оценки воздействия новых проектов на окружающую среду, установление необходимости особого экологического рассмотрения в связи с местонахождением организации в экологически ценном или особо уязвимом с экологических позиций районе, оценка значительности и серьезности потенциальных воздействий в случаях нарушения технологических процессов и возможной частоты таких воздействий, а также определение масштаба выявленных воздействий (локальные, региональные, глобальные). При этом, учитывая многообразие и неоднозначность методических подходов к идентификации экологических аспектов, принципиально важны проверка обоснованности критериев оценки степени воздействия деятельности организации на окружающую среду в зависимости от его масштаба, характера (серьезности) и продолжительности и расчет денежной оценки такого воздействия.

Изучение и оценка воздействий на окружающую среду результатов деятельности предприятия и ведение реестра воздействий, которые рассматриваются как значительные, включают рассмотрение контролируемых и неконтролируемых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в водные объекты и коллекторы, размещения и утилизации твердых отходов, загрязнения недр и почвы, использования природных ресурсов (минерального сырья, земли, воды, топлива, лесных и других ресурсов), расходов тепловой и электроэнергии; наличия шумов, различных специфических воздействий.

Процесс определения экологических аспектов деятельности организации, имеющих важные последствия для окружающей среды и считающихся в рамках системы управления окружающей средой первоочередными, должен учитывать стоимость и сроки выполнения анализа, обеспечивать наличие надежных данных. Возможно использование информации, применяемой для разработки нормативных требований или в других целях.

В связи с этим следует отметить тесную взаимосвязь процессов определения экологических аспектов в рамках создания системы экологического менеджмента по стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-98 с процессом разработки экологических паспортов предприятий и организаций в соответствии с новым стандартом ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы», принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 11 сентября 2000 г. № 218-ст. Этот стандарт устанавливает положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности, осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду на территории Российской Федерации.

По стандарту ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 экологический паспорт природопользователя должен включать, наряду со сведениями о его разработчике, следующие структурные элементы:

1. Общие сведения о природопользователе.

2. Эколого-экономические показатели (включая капитальные и текущие затраты на охрану окружающей среды, а также экологические и природно-ресурсные платежи).

3. Сведения о выпускаемой продукции.

4. Краткую характеристику производства, включая характеристики оборудования по цехам, технологическим процессам и технологическим операциям с указанием признаков поступления от него загрязняющих веществ в окружающую среду и характеристику применяемых в технологических процессах и производствах сырья и материалов.

5. Сведения о потреблении энергоносителей (топлива, электроэнергии, сжатого воздуха, тепловой энергии).

6. Эколого-производственные показатели.

7. Сведения о землепользовании (включая основные показатели земельного баланса предприятия по статусу земель, их функциональному назначению и состоянию).

8. Сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность.

9. План природоохранных мероприятий по производствам и технологическим процессам.

Наибольшей информативностью для идентификации экологических аспектов при формировании системы экологического менеджмента выделяется элемент экологического паспорта «Эколого-производственные показатели». Эти показатели распределены в типовых формах экологического паспорта по следующим блокам: производственные показатели, экономические показатели, блоки «Воздух», «Вода», «Отходы» (табл. 2).

Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых при идентификации экологических аспектов на предприятии, гораздо шире, чем при разработке экологического паспорта. Например, наряду с выявлением различных аспектов ресурсопотребления и факторов химического загрязнения окружающей среды, необходимо установление источников вредного физического — воздействия (шум, вибрации, ионизирующие и неионизирующие излучения), что особенно важно в связи с интенсивным развитием современных технических средств (контроля качества продукции — с использованием рентгеновских аппаратов, связи — с использованием мощных источников электромагнитного излучения радиочастотного диапазона и т.п.). На предприятиях некоторых отраслей весьма актуально выявление источников опасного биологического воздействия. При этом предприятию на основании входных и выходных данных следует установить экологические аспекты, связанные не только с осуществляемой в настоящий момент, но и с осуществлявшейся ранее деятельностью.

Процесс определения экологических аспектов, имеющих важные последствия, должен охватывать различные условия их изменения от нижнего до верхнего предела, включая обычные условия производства, условия производства при осуществлении ремонта, пуска или наладки, а также потенциальные условия нештатных ситуаций, происшествий и аварийных ситуаций.

Организации, не имеющие действующей системы управления охраной окружающей среды, в качестве первого шага должны определять путем анализа свою позицию в отношении окружающей среды. Такой анализ должен охватывать четыре ключевых аспекта: рассмотрение законодательных и нормативных требований, идентификацию экологических аспектов, имеющих важные последствия, изучение существующих процедур управления охраной окружающей среды, а также оценку данных «обратной связи» о ранее произошедших нештатных ситуациях. Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и измерений, рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации.

Процесс идентификации экологических аспектов со значительными последствиями воздействий на окружающую среду не требует детализированной оценки деятельности организации, ее продукции или услуг по всему жизненному циклу. Организации вправе не проводить оценку всей продукции, компонентов или сырья. Они могут выбирать виды деятельности, последствия воздействия которых рассматриваются как значительные.

 

 

Таблица2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.