Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В области охраны вод




Государственное управление

(специально уполномоченный государственный орган

управления; сферы государственного управления)

 

Принципами государственного управления водным фондом являются устойчивое развитие, сочетание бассейнового и административно-территориального способов управления, разграничение функций охраны и функций хозяйственного использования вод. Федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, специально уполномоченный государственный орган) и органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие управление водами, образуют единую систему органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны водных объектов. В этой области управления важно выделение специально уполномоченного органа и основных сфер управления.

Специально упол- помоченный госу- дарственный орган управления t

 

Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда — Министерство природных ресурсов РФ — осуществляет свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об этом Министерстве, образованном на базе упраздненных Роскомвода и Роскомнедр.

Основными его функциями являются:

планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения):

ведение мониторинга, кадастра и учета поверхностных и подземных вод;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима их вод сохранных зон;

осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

организация строительства и эксплуатации водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения, установление режима их наполнения и сработки, пропуска паводка;

разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

изучение потребностей и участие в разработке предложений по улучшению водообеспечения населения и народного хозяйства;

обеспечение сбора, анализа, обработки и распространения информации по вопросам водного хозяйства.

Таким образом, МПР является носителем основных полномочий по обеспечению надлежащей водной среды.

Сферы государственного управления

 

Для уяснения направлений и возможностей государственного управления в области использования и охраны водных объектов необходимо знание основных сфер этого управления.

Водохозяйственные балансы — это расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам и соответствующим территориям субъектов Российской Федерации, используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

 

В целях определения основных направлений развития водного хозяйства разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. Правительством РФ принято постановление "О порядке разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов" от 13 сентября 1996 г.

На основе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы с соответствующим уровнем финансирования. Такие программы разрабатываются и приняты в отношении Волги, Каспия, Обь-Иртышского бассейна.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния. Он призван обеспечить сбор, передачу и обработку полученной информации в целях выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Государственный учет поверхностных и подземных вод — систематическое определение и фиксация количества и качества водных ресурсов, осуществляется по единой системе. Свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании, водопользователях — это государственный водный кадастр, ведение которого, как и учета вод, осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда — Министерством природных ресурсов РФ (см. постановление Правительства РФ "О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации" от 23 ноября 1996 г.)1.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение лимитов водопользования, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования водоохранных зон.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 716 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов1.

Нормирование и лицензирование в области использования и охраны водных объектов — эффективные рычаги осуществления государственного управления, поскольку государственная собственность на водные объекты является, согласно Водному кодексу РФ, почти всеобъемлющей; кроме того, государство уполномочено обществом на осуществление государственного управления в указанных сферах в отношении всех видов и форм собственности на природные объекты.

Источниками экологического (природоресурсного — водного и иных отраслей и подотраслей) права являются нормативные правовые акты Правительства: ряд из них направлен на нормирование водной среды. Так, Правительством РФ приняты постановления "О порядке выработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" от 19 декабря 1996 г. и "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" от 3 апреля 1997 г.

 

Анализ функций специально уполномоченного государственного органа и сфер государственного управления в области охраны вод свидетельствует об их направленности прежде всего на обеспечение надлежащей окружающей среды.

 

 

 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.