Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Городские комитеты охраны природы




 

(орган двойного подчинения; оганы Госкомэкологии; межтерриториалъные органы)

 

Основной формой экологического управления в городе остается городской комитет охраны природы с различными вариантами его подчинения. На его примере также наглядно видно осуществление экологических функций специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.

 

Орган двойного подчинения

 

Утвержденное председателем Новосибирского областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов и постановлением мэрии г. Новосибирска (1996 г.) Положение о Новосибирском городском комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов разработано на основании Законов РФ "Об охране окружающей природной среды". "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положения о Новосибирском областном комитете охраны окружающей среды, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области и министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в 1994 г.

Новосибирский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (далее — Горкомприроды) является органом мэрии г. Новосибирска и Новосибирского областного комитета охраны окружающей среды. Горкомприроды наделяется Облкомприроды правами специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Горкомприроды наряду с мэрией отвечает за улучшение качества окружающей среды на территории г. Новосибирска. Горкомприроды действует на основании Положения и осуществляет свою деятельность под контролем мэрии г. Новосибирска, а по вопросам, входящим в компетенцию Облкомприроды, — под его контролем.

Решения Горкомприроды (его должностных лиц) по вопросам, отнесенным к его (их) компетенции, обязательны для органов государственного управления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в суд. Горкомприроды осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями мэрии г. Новосибирска, органами государственного управления, правоохранительными органами, общественными объединениями и гражданами.

Структуру, численность и фонд оплаты труда Горкомприроды устанавливает мэрия города по согласованию с Облкомприроды с учетом городских особенностей и характера решаемых задач. Горкомприроды содержится за счет средств городского бюджета, а также иных источников финансирования, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и угловой штамп со своим официальным наименованием.

Основными задачами Горкомприроды являются: комплексное, совместно с другими природоохранными органами, управление в области охраны окружающей среды на территории г. Новосибирска, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды; координация деятельности предприятий, учреждений и организаций города в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; участие в организации и функционировании единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСМ) в городе; организация и осуществление на территории г. Новосибирска государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением экологических норм независимо от формы собственности и подчинения; обеспечение населения экологической информацией; содействие в организации природно-заповедного дела на территории города, ведение Красной книги.

В соответствии с основными задачами Горкомприроды:

разрабатывает предложения по основным направлениям экологической политики мэрии города, совместно с другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды организует разработку и реализацию городских и участвует в разработке и реализации областных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, участвует в прогнозировании и подготовке программ социально-экономического развития города и области;

 

организует и осуществляет в установленном Облкомприроды и мэрией города порядке выдачу (аннулирование) и согласование:

— разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (в том числе радиоактивных) в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд в случаях, когда это может привести к изменениям состояния атмосферы;

— разрешений на складирование, размещение и захоронение промышленных и иных отходов (материалов, веществ);

— лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов совместно с местными и территориальными специально уполномоченными органами по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;

— лицензий и разрешений на добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение биологических объектов и коллекций;

согласовывает нормы (нормативы) и правила использования муниципальных природных ресурсов; участвует в проведении государственной экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории г. Новосибирска, а также экологических обоснований лицензий и сертификатов;

обеспечивает во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов функционирование экономического механизма природопользования, формирование внебюджетного экологического фонда, осуществляет оперативное управление использованием средств фонда в соответствии со сметой, утверждаемой мэрией г. Новосибирска;

совместно с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в организации и осуществлении учета и оценки природно-ресурсного потенциала города, ведет учет объектов, во взаимодействии с территориальными подразделениями других природоохранных органов участвует в ведении комплексного кадастра природных ресурсов г. Новосибирска; организует и ведет городской регистр опасных отходов (в том числе радиоактивных);

участвует в создании и функционировании экологических информационных систем: организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов; ведет банки данных об окружающей среде, природных ресурсах и их использовании, об инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технических системах и технологиях;

осуществляет подготовку ежегодного доклада о состоянии окружающей среды в г. Новосибирске по макету, разрабатываемому Облкомприроды; осуществляет контроль за экологической паспортизацией хозяйственных объектов на территории города; организует и осуществляет государственный экологический контроль (в том числе аналитический во взаимодействии со специализированной инспекцией аналитического контроля Облкомприроды) на всей территории города;

обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги, согласовывает в пределах своей компетенции материалы по созданию другими министерствами и ведомствами особо охраняемых природных территорий.

Органы Госкомэкологии

Комитет охраны окружающей среды и
природных ресурсов г. Нижнего Новгорода образован в установленном законодательством порядке приказом председателя Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов области и имеет задачей совершенствование административного управления процессом социально-экономического развития города, реализации единой государственной политики в области охраны
окружающей среды, эффективного природопользования и
обеспечения экологической безопасности населения на территории Нижнего Новгорода.

 

Комитет является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, и в отличие от Новосибирского, входящим в структуру Нижегородоблкомприроды и ему подчиняющимся; осуществляет свою деятельность на территории, подведомственной администрации г. Нижнего Новгорода; в пределах своей компетенции координирует деятельность специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления на территории города.

Комитет руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, приказами Госкомэкологии и Министерства природных ресурсов РФ, Нижегородоблкомприроды, правовыми актами органов представительной и исполнительной властей Нижегородской области, принятыми в соответствии с их компетенцией, а также положением о комитете.

Комитет осуществляет свою деятельность под контролем органов Госкомэкологии РФ, Нижегородоблкомприроды в вопросах, отнесенных законодательством к их компетенции: Государственные инспекторы, специалисты комитета, осуществляющие государственный контроль по охране природы, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства.

Основные задачи — обеспечение на территории города экономного, рационального использования природных ресурсов и осуществление наиболее эффективного режима их воспроизводства с учетом интересов развивающейся городской инфраструктуры. Среди других новшеств — функции городского комитета: участие в разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций; обработка корреспонденции по вопросам деятельности комитета, поступающей в адрес администрации, рассмотрение жалоб и заявлений, прием посетителей, переписка с организациями и гражданами; организация подготовки и переподготовки кадров, а также общественных инспекторов по охране природы; согласование экологических паспортов предприятий; содействие обеспечению предприятий информацией о ресурсосберегающих технологиях, научных разработках и передовом опыте в области экологии.

Комитет организует работы по приумножению средств экологического фонда; координирует деятельность экологических служб предприятий независимо от форм собственности и подчинения; выполняет платные работы (услуги) природоохранного назначения. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Нижнего Новгорода представляет интересы администрации города в учреждениях, организациях и предприятиях, органах представительной и исполнительной властей; в пределах своей компетенции от имени администрации города приостанавливает, а в отдельных случаях и отменяет приказы и распоряжения руководителей предприятий независимо от форм собственности, действия которых наносят или могут нанести ущерб окружающей среде.

Согласно Положению, нижегородский комитет привлекает в установленном порядке, в том числе и на договорной основе, сторонние организации, предприятия, отдельных специалистов для разработки методических, нормативных документов, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации различных видов экологического страхования и создает временные творческие коллективы, координационные советы и рабочие группы для решения вопросов экологического характера.

Хотя городской комитет подчиняется областному, он получает от подразделений и структур городской администрации и подведомственных им служб информацию или сведения, необходимые для выполнения комитетом работ, входящих в его компетенцию; предъявляет предприятиям, организациям, учреждениям, иностранным гражданам и юридическим лицам, гражданам Российской Федерации и лицам без гражданства претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Волгоградский городской комитет охраны природы является подразделением Волгоградского областного комитета охраны природы, осуществляет свою работу под его научно-техническим и методическим руководством, является центральным и координирующим органом государственного контроля в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов на территории города Волгограда.

В систему Волгоградского горкомприроды входят отделы государственного контроля промышленности южной зоны, северной зоны, передвижных источников, экологического нормирования и разрешений, рассмотрения проектов строительства и реконструкции объектов, контроля за формированием и расходованием городского экологического фонда и связей с организациями и населением, лаборатория экологического контроля.

Волгоградский комитет получает бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологическую информацию, доводит до сведения общественных организаций факты нарушений установленных норм и правил по охране природы, природоохранного законодательства для принятия мер общественного воздействия к виновным лицам, занимается экологическим воспитанием, образованием, просвещением.

Межтерриториальные органы

 

Учреждаются и межгородские, региональные комитеты охраны природы. Помимо различий в зонах деятельности нормативные акты о них содержат также немало интересного. Согласно Положению о Кубанском территориальном комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов Краснодарского краевого комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, Кубанский территориальный комитет является структурным подразделением Краснодарского краевого комитета и входит в общую систему федеральных органов, осуществляющих государственное управление и контроль в области экологии на территории Краснодарского края, а также в свободных экономических и эколого-экономических зонах.

Главной целью деятельности территориального комитета является обеспечение соблюдения природоохранного законодательства, сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного промышленного воздействия и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества природной среды. В зону деятельности Кубанского территориального комитета (местоположение — г. Краснодар) входят города Краснодар, Белореченск, Горячий Ключ, Тимашевск, Усть-Лабинск, Кореновск, Динская, Северская, Тбилисская с соответствующими районами.

Территориальный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с местными Советами, администрациями и правоохранительными органами, общественными экологическими организациями территорий, входящими в зону деятельности комитета. Территориальный комитет может изымать в пределах своей компетенции или вносить предложения об изъятии разрешений (лицензий) на пользование природных ресурсов при использовании их способами, способствующими химическому или радиоактивному загрязнению природной среды, запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением установленных правил и норм по охране природы.

Комитет может проводить проверки соблюдения экологических норм, запрещать эксплуатацию транспортных средств в случаях нарушения ими экологических норм; останавливать, задерживать и осматривать суда и другие плавучие средства в контролируемой зоне; запрещать дальнейшую транспортировку экологически опасных грузов, осуществляемую с нарушением природоохранных правил; требовать возмещения в конвертируемой валюте ущерба, нанесенного природной среде российскими, иностранными, а также совместными предприятиями; вправе организовать или быть учредителем хозрасчетных предприятий, организаций, специализирующихся на решении экологических проблем.

Основываясь на межгородском статусе, пользуясь определенной самостоятельностью, комитет может вносить предложения администрациям городов о наказании руководителей предприятий, систематически нарушающих природоохранное законодательство; заслушивать отчеты руководителей организаций, осуществляющих функции управления и контроля. Структура территориального комитета и его штаты определяются исходя из необходимости обеспечения наиболее эффективного решения возложенных на него задач и с учетом местных экологических условий.

Такие территориальные (городские) органы создаются в ряде других регионов. Например, в городе Березники создано Северное территориальное управление экологического контроля, являющееся органом государственного управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, входящее в систему Госкомэкологии и действующее на закрепленной за ним территории как структурное подразделение Пермского областного комитета по охране окружающей среды.

В его деятельности большое место занимает контроль за землепользованием (что обусловливается спецификой региона) и в частности за предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, токсичными и радиоактивными веществами; соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения; осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов.

Управление осуществляет контроль за: соблюдением земельного законодательства в части охраны земель; пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения; выполнением работ по рекультивации нарушенных земель; выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.

Этот межтерриториальный орган в состоянии следить за выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности; складированием, утилизацией, обезвреживанием жидких и твердых отходов, влияющих на состояние земель; совершенствованием технологических процессов, соблюдением технических, экологических требований и регламентов при производстве работ и операций на объектах, связанных прямо или косвенно с реконструкцией и вводом в эксплуатацию предприятий, объектов в соответствии с заключением (согласованием) экологической экспертизы.

Подвергая оценке эти и другие подобные положения городских (территориальных) комитетов об охране природы, можно сделать ряд выводов: с согласия субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления горкомприроды принимают на себя ряд государственных функций, становятся специально уполномоченным государственным органом, а ряд полномочий горкомприроды осуществляются совместно с другими специально уполномоченными государственными органами и поэтому являются достаточно размытыми, неопределенными.

В некоторых положениях о городских и межтерриториальных комитетах предусматриваются слишком общие функции ("готовит проекты", "участвует", "осуществляет сотрудничество", "координирует"), которые не имеют в достаточной степени правового, организационного характера: все это может продолжаться до тех пор, пока за выполнение конкретных обязанностей не наступит конкретная ответственность, в том числе дисциплинарная, гражданско-правовая, а то и уголовная.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.