Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации преподавателям. Тема 6. Правовой режим сельскохозяйственных территорий




Тема 6. Правовой режим сельскохозяйственных территорий

Основные вопросы

1. Виды юридической ответственности в области охраны окружающей среды.

2. Административная ответственность в области охраны окружающей среды.

3. Уголовная ответственность в области охраны окружающей среды.

4. Гражданско-правовая ответственность в области охраны окружающей среды.

5. Дисциплинарная ответственность в области охраны окружающей среды.

 

Контрольные вопросы к семинарскому занятию.

1. Экологизированные нормы уголовного законодательства.

2. Экологизированные нормы административного законодательства.

3. Экологизированные нормы гражданского и трудового законодательства.

 

При подготовке к лекции преподавателю следует обратить внимание на то, что по поводу предоставления, в том числе приватизации, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются определенные отношения, которые регулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения, регулируемые нормами земельного, а в необходимых случаях гражданского законодательства (главным образом при сделках с землей).

В силу различий природных свойств земли и неодинакового хозяйственного ее использования могут возникать самые разнообразные земельные отношения. Одни отношения складываются в процессе сельскохозяйственного производства; другие – при использовании земли в промышленности и строительстве; третьи – в лесном хозяйстве; четвертые – при выделении и использовании земель поселений и т. д.

Преподавателю следует исходить из того, что классификацию земельных правоотношений можно строить в зависимости от того, какую особенность земельных правоотношений можно заложить в основу исследования. Следует отметить, что свое юридическое значение имеет, например, классификация земельных правоотношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут выступать акционерные общества, сельхозкооперативы, колхозы, арендные коллективы, граждане.

Также преподавателю следует обратить внимание на то, каковы особенности земельно-правовых норм. Земельно-правовая норма как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, то есть составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Первая часть (элемент) правовой нормы – гипотеза, то есть описание условий действия правовой нормы.

Вторая часть правовой нормы – диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.

При этом, говоря о санкции, необходимо заметить, что она может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права (например, по требованию землеустроителя-инспектора устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем-либо. В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это – обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

При подготовке к лекции преподавателю нужно посмотреть ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. По ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные законодательством, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. Эти права подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (от 21.07.1997 г. в ред. от 11.04.2002 г.).

Также преподавателю следует разобраться со способами приобретения права на землю. Приобрести право на землю можно административно-правовым способом (при предоставлении земли в собственность, во владение, в аренду, в пользование по решению государственных и иных органов) или гражданско-правовым способом (купля – продажа, в том числе по конкурсу или с аукциона, при дарении, а также при наследовании, долгосрочной аренде, выкупе залога, выделе земли при реорганизации колхоза, совхоза или приватизации предприятия и т.д.).

Говоря о правовой охране необходимо исходить из того, что правовая охрана земель представляет собой установление и соблюдение норм и правил рационального их использования в целях сохранения, восстановления и улучшения земельных ресурсов. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т. д. Цели охраны земель заключаются в том, чтобы сохранить их способность выступать как средство производства, а также в качестве пространственного операционного базиса. Использование земель оказывает неблагоприятное воздействие не только непосредственно на сами земли, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух. Поэтому правовая охрана земель преследует цель сохранить не только благоприятное состояние земель, но и сопредельные природные объекты, всю окружающую среду в целом.

При рассмотрении вопроса, посвящённого защите прав на землю и рассмотрению земельных споров, а также ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель, преподавателю следует обратить внимание на то, что земельный спор – это спор граждан и юридических лиц, связанный с земельными отношениями. Предметом спора может быть, например, право на землю (право собственности, владения или пользования).

Нередко конфликтные ситуации связаны с обременением земельных участков или введением ограничений на их использование, в частности, при установлении сервитутов. Споры возникают также при прекращении земельных правоотношений в случае принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Говоря о судебном порядке рассмотрения земельных споров, нужно обратить внимание на ст. 64 ЗК РФ. Также необходимо обратить внимание на Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Согласно ст. 4 данного Закона граждане имеют право обжаловать действия и решения должностных лиц по своему выбору либо в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган.

Методические рекомендации студентам




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.