Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.Экологическая функция государства




ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Как известно, под функциями государства понимаются объективно необходимые направления деятельности государства, обусловленные стоящими перед ним целями и задачами. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

Экологическая функция государства выступает как внутренняя и как внешняя функция Можно сказать, что экологически значимая деятельность государства во вне является продолжением его внутренней экологической политики. В то же время экологическая функция тесно переплетается с иными внутренними функциями государства – политической, экономической, социальной, культурной.

Генезис экологической функции государства связан с возникшим во второй половине ХХ века экологическим кризисом. Она реализуется через государственно-правовые механизмы, включающие формирование нормативной правовой базы регулирования общественных экологических отношений, включающего, в том числе, установление правил природопользования и охраны окружающей среды, создание системы органов государственного и муниципального экологического управления, установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения.

Современные экологические проблемы разрешаются на различных уровнях: глобальном, создающем механизм обеспечения планетарной экологической безопасности; национальном, формирующем правовую систему, регулирующую экологические отношения в пределах юрисдикции данного государства; региональном и местном, призванным применительно к конкретным природным и социальным условиям строить экологически обоснованную хозяйственную конструкцию.

Студенты должны знать основные экологические проблемы, свойственные указанным уровням разрешения экологических конфликтов, возникающих в системе «общество-природа».

К глобальным экологическим проблемам относятся: сохранение биологического разнообразия, охрана Мирового океана, атмосферного воздуха и озонового слоя, предотвращение изменения климата, охрана лесов, в первую очередь, тропических, и лесовосстановление, борьба с опустыниванием, развитие системы особо охраняемых природных территорий, экологически безопасное освоение космоса и ряд других.

В Российской Федерации на основе базовых международных документов, выработанных в ходе конференций ООН 1992 года (Бразилия) и 2002 года (ЮАР), одним из которых является «Повестка XXI века», разработан ряд концептуальных правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236, утвердивший Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.[1] Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 утвердивший Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию,[2] а также Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 № 1225-р,[3] которые должны обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды.

Государственная стратегия России по охране окружающей среды ис­ходит из необходимости обеспечить экологически безопасное развитие в условиях рыночной экономики (экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленнос­ти, энергетики, транспорта, коммунального, сельского хозяйства, неистощительное и рациональное использование возобновимых и невозобнови­мых природных ресурсов, расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов); оздоровление (вос­становление) разрушенных экосистем (выведение из кризисной ситуации ряда крупных городов и промышленных центров, преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий, сохранение природного комплек­са озера Байкал, восстановление нарушенных экосистем Волги и прибреж­ной полосы Черного моря, защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря, сохранение природных ком­плексов Онежского, Ладожского озер, Невской Губы, сохранение и восста­новление эколого-курортного региона «Кавказские Минеральные Воды», решение экологических проблем Севера); решение на межгосударственном уровне вопросов трансграничного загрязнения, проблем Балтийского, Кас­пийского, Черного, Азовского и Аральского морей, Арктического региона.

Однако помимо национальных экологических проблем конфликты в системе «общество – природа» могут носить и менее острый, локальный характер и решать их возможно силами отдельных субъектов РФ либо орга­нов местного самоуправления.

Ставропольский край не относится к самым неблагоприятным, с точ­ки зрения качества окружающей среды, территориям. В то же время у нас сложилась достаточно тревожная ситуация в области охраны земель, что вызвано негативными природными и техногенными процессами: оползня­ми, эрозией почв, их подтоплением, засолением, загрязнением. Необходи­мо принятие мер по утилизации и обезвреживанию отходов, в том числе и радиоактивных. Остается высокой загрязненность атмосферного воздуха.

Студенты должны знать, что основные экологические показатели, а также тенденции их дальней­шего развития содержатся в публикуемых ежегодно Государственных док­ладах «О состоянии окружающей среды Ставропольского края». Кроме того, на уровне исполнительной власти края принимаются соответствующие правовые акты, предусматривающие комплекс мероприятий по охране окружающей среды, например, в течение ряда лет реализуется краевая целевая программа «Экология и природные ресурсы Ставропольского края».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.