Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные механизмы экологического сознания 3 страница




Использование рефлексивной защиты, вероятно, лежит в основе принципиально важного для решения экологических проблем процесса в сознании - процесса схизмогенеза (изменения норм поведения в результате прошлого взаимодействия субъектов конфликта). Так, в вечной борьбе медицины против мира патогенных микроорганизмов и вирусов происходит постоянное изменение поведения участников конфликта, отражающее прошлый опыт.

Рассматривая когнитивные аспекты экологического сознания, мы должны остановиться на таком важном понятии, как «предметное значение» в том его понимании, которое было дано В.Зинченко и Б.Величковским и использовано ими для расшифровки некоторых проблем памяти. Конечно, термин отражает антропоцентризм сознания, восприятие им окружающего мира и характеризует объект в его отношении к человеку с учетом опыта предшествующих отношений.

Еще К.Левин, подытоживая свой военный опыт (офицера, участника первой мировой войны), показал, как меняется военный ландшафт в зависимости от обстоятельств. Он установил, что восприятие среды и отношение к ней меняется с изменением смысла ситуации. Так, холм при обороне воспринимается как защита, укрытие, но тот же холм при наступлении превращается в досадную помеху. Приведем еще один придуманный, но очень показательный пример, заимствованный у английского юмориста Вудхауза: уныло тоскливый и сумрачный уличный пейзаж Лондона как отражение душевного состояния героя с переменой настроения превращается в радостный и солнечный, словно подыгрывающий этому измененному настроению. Иными словами, мы как бы приписываем природе себя, а себе природу, и значимость ситуации определяется особенностями этих взаимоотношений.

Осмысливание отношений с внешним миром обычно привязано к пространственным и временным координатам, хотя это относится только к предметному миру. Э.Толмен высказал предположение о том, что пространственные координаты отражаются в сознании в виде неких «когнитивных карт», топография которых включает, с одной стороны, опыт человека, опыт его зрительного и локомоторного восприятия, а, с другой стороны, обеспечивает узнавание и запоминание объекта. Таким образом, когнитивная карта пространства вначале усваивает объекты и их взаимное положение, на которое затем накладывается метрика пространства. Вероятно, что существует такая же когнитивная шкала времени.

Чрезвычайно интересное определение восприятия среды с учетом позиции человека дал известный психолог Дж.Гибсон, по мнению которого «воспринимать некоторый предмет - это значит воспринимать, как приблизиться к нему и что с ним можно сделать».

Заканчивая эту главу, нам представляется необходимым остановиться на изложении некоторых элементов концепции В.П.Зин-ченко, рассматривающей проблему соотношения души и мышления. В основу концепции была положена критика так называемого технократического мышления. По мнению В.П.Зинченко, технократическое мышление - «это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства... Технократическое мышление руководствуется внешними по отношению к мысли, к мышлению, к науке, к человеку целями. Оно "нетерпеливо и торопливо».

В.П.Зинченко считает, что «в основу человеческого мышления, в основу интеллекта должен быть положен смысл не в его потребительском понимании, а как рефлексивное познание своего места и своей роли в структуре мироздания. Когитальное «Я» всегда рефлексивно (М.К.Мамардашвили), оно мыслит смыслом или мыслями о смысле: "Единство познания, чувства и воли и формирует то, что называется душой человека».

Мы привели эту концепцию В.П.Зинченко, чтобы подойти к очень важной проблеме интеллекта и его роли в экологическом сознании. Изучение когнитивных процессов и их роли в организации экологического сознания показывает, что они имеют очень важное значение, но нельзя поставить знак равенства между ними и сознанием. Здесь всегда присутствует нечто, что в психологии называется интеллектом. Понятие интеллекта одно из наиболее сложных, трудно дать также его определение, которое удовлетворяло бы всех.

Пожалуй, легче подойти к его пониманию, опираясь на приведенное выше противопоставление Разума и Мудрости с Рассудком.

Рассудок всегда ограничен, он отсекает все связи, кроме кон-кретики, и не может, решая проблему, подняться над ней, определить ее место в общей структуре отношений и связей. Интеллект идет обратным путем, он ищет глобальную проблему и, исходя из нее, находит конкретное решение. Для интеллекта любая ситуация - это ситуация, где решается проблема смысла бытия и своего места в этом бытии. Объем имеющихся знаний, познание законов природы сами по себе еще не определяют уровень интеллекта. Интеллект - это стиль мышления.

Столь длинное отступление было сделано нами потому, что именно интеллектуальное мышление, интеллект и определяют совершенство одного из видов экологического сознания. Конечно, обыденному, житейскому экологическому сознанию трудно принять и постичь даже несложные философские построения, поэтому особое значение приобретает экологическое воспитание.


 

Глава 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.