Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое сознание 2 страница




Вторую группу, которая была определена как реакция тревоги, составили такие изменения сознания человека, которые характеризуются отказом или неспособностью поддерживать необходимую в создавшейся ситуации деятельность, направленностью всех реакций на самосохранение человека, нарушением логики мышления и некоординированностью поведения.

Конечно, содержание ответа как по первому, так и по второму типу включает не только психические реакции, но и физиологические, более того, особенности взаимоотношения психики и физиологии человека во многом определяют форму ответа, но мы в последующем будем излагать лишь особенности психических составляющих ответа, только по мере надобности привлекая физиологические данные.

Перейдем к рассмотрению особенностей психологических реакций при адекватной форме ответа. Наиболее типичным для этой формы ответа является мобилизация всех необходимых реакций человека, что в эксперименте или в натурном исследовании обычно выглядит как улучшение, усиление той или иной функции наряду с ухудшением состояния других функций, в данный момент не вовлекаемых в противостояние экстремальному фактору. Более правильным является описание наблюдаемых изменений как формирование системы, способной обеспечить жизнь и деятельность человека в условиях действия фактора, несущего угрозу.

Многие авторы, рассматривая весь спектр наблюдаемых изменений, отмечают особую роль такого процесса, как внимание, считая его системообразующим фактором (MacWorth,1950). Одним из проявлений этой реакции является усиление концентрации внимания. Так, в наших исследованиях с применением методики Рыбакова (последовательный подсчет цветных кружков, помещенных в секторы круга в возрастающем количестве) было показано, что если в обычных условиях ошибки появляются при подсчете во втором секторе (16-20 кружков), то при действии такого экстремального фактора, как дефицит времени, ошибки появлялись в третьем (26-30 кружков) или четвертом (40-44 кружка) секторе. Исследователи, изучавшие работу оператора на больших информационных табло, обнаружили, что в экстремальной ситуации операторы полностью игнорируют все сигналы, которые не имеют прямого отношения к деятельности. Летчик при работе в очень сложной ситуации непосредственной опасности не реагирует на сигналы, подаваемые экспериментатором, проводящим психологическое тестирование, хотя до и после устранения экстремальной ситуации он с интересом совмещал выполнение теста и управление самолетом.

Обычно сильная концентрация внимания уменьшает возможность человека к распределению внимания. Однако это правило не выполняется в тех случаях, когда необходимость распределения внимания является обязательным условием профессиональной деятельности или деятельности по противодействию экстремальному фактору. Этим объясняется тот внешне парадоксальный факт, при котором ограниченное распределение внимания, диагностированное в условиях лабораторного эксперимента, ими тирующего какое-либо экстремальное воздействие, оказывалось совсем иным в условиях реальной деятельности.

Приведем данные изучения распределения внимания с помощью методики поиска численно-буквенных сочетаний (коэффициент успешности выполнения пробы выше 0,5 считается показателем хорошего распределения внимания). В обычных условиях был получен такой ряд: 0,52; 0,74; 0,68; 0,57. При действии высокой температуры воздуха успешность выполнения пробы ухудшилась: 0,36; 0,48; 0,34; 0,51. Это результат лабораторного исследования. Сравним теперь эти данные с результатами исследования работы на тренажере оператора пассажирского аэропорта (данные 1956 г.) в процессе увеличения числа самолетов, готовящихся совершить маневр посадки. При определении координат одного самолета, подлетающего к аэродрому, ошибка точности составляла 3,2%, при одновременном сопровождении пяти самолетов (в эти годы совершенно нереальная ситуация для одного оператора) ошибка уменьшалась до 2,2%, хотя у оператора наблюдались все признаки сильнейшего эмоционального напряжения.

Устойчивость внимания меняется довольно сложно. В одних случаях описывалось увеличение устойчивости, в других - ее уменьшение (Б.А.Ломов, 1967; Введение в эргономику, 1974), но большинство авторов считают более характерным повышение устойчивости внимания.

Приведем результаты пробы «метод рядов» у испытуемых в лабораторных условиях при действии сильного звукового раздражителя.

 

Показатель реакции Без воздействия Bo время воздействия
    1-30 31-60 61-90 1-30 31-60 61-90
Время, мс       2,01    
Число ошибок            

Метод заключался в том, что испытуемому предъявлялась последовательность трех групп сигналов (с 1 по 30, с 31 по 60, с 61 по 90), при каждом из них испытуемый должен был нажимать соответствующую кнопку.

Следует отметить, что даже такой своеобразный экстремальный фактор, как физическая нагрузка, тоже часто ведет к усилению устойчивости внимания.

Улучшается также переклйчаемость внимания, особенно в тех ситуациях, когда осуществляется поиск оптимального алгоритма деятельности в условиях нестабильности потока поступающей информации.

Аналогичные изменения характеризуют и память, особенно кратковременную и оперативную. Общую тенденцию изменения показателей памяти при адекватной форме ответа можно охарактеризовать как увеличение ее надежности (Хилова, 1971).

Однако при исследовании памяти обнаруживаются некоторые весьма интересные особенности. Так, при изучении объема кратковременной памяти с помощью теста на запоминание 12 двузначных чисел испытуемые, запоминавшие от 5 до 7 чисел в фоновых исследованиях, при действии экстремального фактора (сильный шум) стали запоминать 7-8 чисел. Однако у тех же испытуемых при выполнении в аналогичных условиях пробы на механическое запоминание слоговых сочетаний объем кратковременной памяти не увеличился, а уменьшился почти вдвое.

Анализ этих данных позволил предположить, что происходит избирательное изменение кратковременной памяти, она увеличивается, если запоминаемый материал имеет определенную значимость, и уменьшается, если материал, подлежащий запоминанию, не имеет смысла. У каждого человека то или иное двузначное число несет какую-то семантическую нагрузку - номер дома, возраст, день рождения и т. п., в то время как слоги типа нер, чун, гаш и т. п. такой нагрузки не несут.

Эти данные позволяют предполагать, что происходит избирательное изменение кратковременной памяти - она увеличивается в случаях, когда запоминаемый материал имеет особое значение для субъекта. Этот вывод был подтвержден в ряде работ других авторов (см. напр.: В.Л.Марищук и соавт., 1969). Интересно, что подобное явление очень ярко проявляется у людей старших возрастных групп (70-85 лет). У них наблюдается почти полная неспособность к запоминанию материала, не имеющего для них никакого смысла или значения, но сравнительно неплохо запоминается важный для них смысловой материал.

Можно предположить, что в экстремальной ситуации происходит активное «выталкивание» незначимого сигнала или события из кратковременной памяти, т. е. развивается почти неизученный и таинственный процесс активного забывания.

Скорость формирования оперативной памяти и ее объема, т. е. скорость актуализации энграмм долговременной памяти по данным, полученным рядом авторов, скорее имеет тенденцию к увеличению, многие ученые подчеркивают усиление процесса поиска в долговременной памяти. Нами было проведено исследование этого процесса с помощью модифицированного метода поиска синонимов, когда испытуемому давалось ключевое слово и его просили подобрать к нему как можно больше синонимов. Воздействующим фактором была высокая температура воздуха.

Были сформированы две группы испытуемых по 11 человек в каждой. Все испытуемые показали примерно одинаковые результаты в тестах на кратковременную память. До начала действия экстремального фактора одной группе предлагали ключевое слово, например «лошадь», а другой - «идти», на поиск синонимов отводилось 30 с. Испытуемые были хорошо знакомы с выполнением пробы. Затем температура воздуха в экспериментальной камере повышалась до 39° С, и каждую минуту испытуемые выполняли пробу на максимальное усилие сжатия ручного динамометра. Через 20 мин. испытуемых просили повторить пробу, но группе, ранее работавшей со словом «лошадь», предлагалось слово «идти», а группе, подбиравшей синонимы к слову «идти», предлагалось слово «лошадь». Такое перекрестное выполнение заданий было необходимо для того, чтобы исключить перечисление ранее уже актуализированных в первом эксперименте синонимов.

Приведем среднее число слов-синонимов.

 

Группа До действия экстремальных условий Во время действия экстремальных условий
Первая (лошадь) 3,6 (идти) 7,0
Вторая (идти) 4,7 (лошадь) 4,8

 

Видно, что объем оперативной памяти увеличился за счет актуализации энграмм из долговременной памяти. Представляет интерес, что в списке слов-синонимов при действии экстремальной среды появляются в большем количестве не только истинные синонимы, но и слова-обобщения и слова-ассоциации частного характера. Так, в обычном для слова «идти» наборе: ходить, шагать, бежать, трусить, топать - появляются слова «перемещаться», «передвигаться», «двигаться» и даже «ездить». Вероятно, по тем же законам расширения поиска путем сдвига критериев отбора для слова «лошадь» появляется слово-ассоциация «сивка-бурка».

Обращает на себя внимание поведение еще одной, довольно сложной характеристики психического состояния - бдительности, т. е. степени готовности к немедленным действиям. Эта готовность предусматривает наличие соответствующей концептуальной модели конкретного поведения, быстро реализуемой в оперативную память, и наличие действенной программы развития неспецифических реакций, прежде всего вегетативных, обеспечивающих возможность осуществления требуемого поведения. Бдительность подразумевает также соответствующие мотивы, определяющие приоритет тех или иных действий и поведения в целом (Б.Н. Яковец, 1971). Показано, что высокий уровень бдительности обуславливает большую вероятность появления адекватной реакции, а сам факт возможности появления экстремальной ситуации повышает уровень бдительности.

Влияние трансформирующих операций, особенно репродуктивных, в большинстве случаев улучшается, продуктивные операции изменяются по довольно сложным, не всегда очевидным закономерностям, хотя одну из них можно проследить - это степень связи характеристик экстремального фактора с деятельностью человека: чем она выше, тем более защищенными являются продуктивные операции.

Одним из характерных признаков адекватной реакции при действии экстремальной среды является увеличение веса нестандартных сложных продуктивных операций.

Некоторые авторы отмечают, что при реакции адекватного ответа улучшается протекание операции комбинаторики и классификации по неявным или незаданным признакам. Это хорошо видно при анализе деятельности человека, работающего со сложными информационными устройствами, где сигнал может иметь несколько инвариантных признаков. При адекватном ответе в анализ включается большее число таких признаков и меняется их значимость. Так, при малой цене ошибки пропуска сигнала, т. е. невключения его в искомую классификационную группу, происходит уменьшение используемого объема признаков, при очень высокой цене ошибки в анализ включаются более высокие уровни признаков, вплоть до квазислучайных, т. е. усиливаются процессы вероятностного прогнозирования.

Изучение таких операций, как формирование понятий и суждений, показывает, что при адекватной форме ответа происходит значительное улучшение их протекания. Показательна в этом отношении проба «исключение лишнего», в которой испытуемому предлагается набор из пяти слов, где четыре из них объединены каким-либо неявным признаком, а для пятого этот признак отсутствует. Так, например, в наборе слов «волк», «тигр», «сова», «слон, «леопард» обычно исключается слово «сова» по классификационному противопоставлению «зверь-птица», при действии экстремального фактора, вызывающего реакцию адекватного ответа, появляется слово «слон» по менее явному классификационному признаку «хищник-травоядное».

Эта особенность была положена нами в основу разработки теста на интеллектуальность, где слова в тестирующем наборе были составлены так, что, меняя классификационный признак, можно было бы исключить любое слово (В.И.Медведев, 1997). Оказалось, что для адекватной реакции ответа выполнение этой пробы, вообще довольно трудной, значительно улучшается. Иногда при выполнении таких заданий может увеличиться удельный вес понятий, сформированных по формальному признаку. Так, в приведенном примере может неожиданно появиться слово «леопард», так как оно состоит из семи букв, в то время как другие имеют лишь четыре буквы.

Значительно улучшаются и операции преобразования понятий и суждений, что хорошо видно из анализа самой деятельности человека, например при изучении правильности или ошибочности его действий, а также и по данным некоторых экспериментальных проб. Увеличивается число решений, принимаемых благодаря дедуктивным умозаключениям правдоподобного типа. Возрастает удельный вес эвристических операций.

Рассмотренные выше изменения, особенно связанные с трансформирующими операциями, лежат в основе некоторых качественных и количественных изменений в структуре мышления, особенно так называемого оперативного мышления, которое формируется в процессе решения задач. Традиционный формальный анализ этого процесса предполагает вычленение в сознании следующих этапов: 1) определение задачи, т. е. нахождение образа ситуации, которую необходимо создать в результате решения задачи; 2) определение условий задачи, т. е. оценка наличной ситуации с возможными вариантами ее преобразования; 3) необходимые ограничения задачи, т. е. нахождение совокупности признаков допустимых преобразований; 4) определение искомых задачи, плана ее решения, т. е. нахождение комплекса последовательных преобразований, переводящих наличную ситуацию в требуемую.

Анализ литературных и собственных данных позволяет считать, что при организации адекватного ответа увеличиваются скорость и характер мыслительных операций на всех этапах решения проблемы. Формулировка требований задачи определяется значимостью ситуации и доминирующими мотивами деятельности и предстает в двух вариантах. Один из них связан с переформулировкой цели, которая теперь выступает как уход из-под действия фактора или его активное преодоление, и организацией соответствующей деятельности. Во втором варианте конечная цель остается неизменной и формируется требование задачи как сохранение деятельности в период действия экстремального фактора.

В обоих случаях меняется формулировка условий задачи. Здесь большую роль играют степень знакомства человека с экстремальным фактором и наличие готовых программ организации ответа. Если эти условия имеются, то определение условий задачи, как и последующие этапы поиска ограничений задачи и принятия плана ее решения, производятся, как правило, путем динамического узнавания или принципа переноса, т. е. либо сведением возникшей проблемы к одной из уже известных с известным решением с помощью конечного числа преобразований и коррекцией некоторых, главным образом количественных, характеристик этих преобразований, либо использованием алгоритма решения какой-либо другой задачи для решения возникшей, т. е. могут осуществляться процессы как конвергентного, так и дивергентного мышления.

Если экологическая проблема впервые возникла и нет готовых решений этой или аналогичных ей задач, то весь процесс решения разбивается на этапы, где шаг за шагом исследуется совокупность условий создаваемой ситуации и взаимосвязей между ними. Такой ход мышления напоминает поведение в лабиринте, поэтому подобная модель мышления называется лабиринтной, а используемый метод решения - методом проб и ошибок.

Оба типа мышления характеризуются увеличением продуктивности мышления (скорости обнаружения и оценки возможных выходов из ситуации). В противоположность шаблонному, стереотипному мышлению здесь появляется гибкость мышления, т.е. способность вовремя увидеть, предсказать неверное или неоптимальное решение и вернуться к другой, лучшей формулировке цели действий или их плана.

Существующие в каждой деятельности неявные ограничения, которые накладываются самим субъектом и необязательны для нее, при реакции адекватного ответа, как правило, исчезают или преодолеваются, а функциональная фиксированность элементов ситуации значительно ослабевает. Иными словами, мышление становится творческим.

Представляется необходимым выделить две личностные характеристики, выраженность которых способствует реализации продуктивного мышления.

Одной из них является мотивационная сфера. Мы уже говорили о полимотивационной структуре экологического сознания.

При реакции адекватного ответа возможно и появление новых мотивов, особенно в тех случаях, когда происходит переформулировка цели, но более характерно сужение мотивационного поля из-за резкого преобладания одних мотивов и подавления других. Надо сказать, что значительно усиливается при экстремальной ситуации и адекватном ответе роль высоких гражданских, общественных мотивов.

Наиболее заметно роль мотива выступает в формировании особого типа мышления, когда принимается решение несмотря ни на что продолжать ту или иную деятельность, т. е. так называемое мороническое мышление, где возрастает роль сознательно накладываемых ограничений, способствующих сохранению стабильности действий.

Второй личностный фактор, оказывающий влияние на особенности мышления и на поведение человека в экстремальных условиях, - это воля. Изучение роли волевых качеств в экстремальных условиях проводилось главным образом военными психологами (см., напр.: Коробейников, 1965), ряд работ был выполнен в области педагогической психологии.

Характерные изменения при адекватной форме ответа на действие экстремального фактора наблюдаются при реализации принятого решения. По мнению большинства исследователей (Янке-левич, 1965; Зараковский, 1966; Зинченко, 1975), наиболее существенным является изменение структуры деятельности, в частности возрастание удельного веса творческого, нешаблонного компонента. Стереотипные, жестко детерминированные реакции в большей мере сочетаются с действиями, основанными на вероятностном учете, что может в ряде случаев привести к изменению или даже смене алгоритма деятельности. Наличие творческого компонента позволяет осуществлять деятельность по сокращенному алгоритму, включая в нее антиципирующие действия, или, наоборот, расширять алгоритм за счет коррегирующих действий.

Динамика ошибок при этой форме ответа зависит от того, какой вид ответа преобладает: поддерживается ли фиксированный стереотип деятельности или осуществляется творческая деятельность, поиск решений. При первом виде уменьшается число количественных ошибок, а число качественных ошибок или остается на прежнем уровне, или несколько уменьшается. При поисковой деятельности общее число ошибок возрастает, причем большинство количественных происходит за счет гиперреагирования, а качественные ошибки в своем большинстве являются сознательными, намеренными, специально совершаемыми человеком с целью поиска непредусмотренных в стереотипе действий, т. е. ошибками, обусловленными лабиринтным способом мышления.

Некоторые другие особенности, характеризующие адекватную форму ответа, мы расмотрим несколько позже, при описании адекватной реакции коллектива.

Изложенные выше изменения психических процессов и функций при адекватном ответе образуют некоторую общую схему, описывающую принципиальную тенденцию тех сдвигов, которые возможны при этом виде ответа, однако наличие всех описанных изменений вовсе не обязательно. Более того, в процессе своих экспериментальных и натурных исследований авторы ни разу не встретились с ситуацией, когда все исследованные функции изменялись бы однонаправленно; чаще всего возникает «пестрота» данных, однако существует некая закономерность, которая позволяет ориентироваться в кажущемся хаосе изменений, наблюдающихся у человека, находящегося в экстремальной ситуации. Эта закономерность выражается в том, что организм пытается поддержать адекватность прежде всего тех реакций, которые обеспечивают гомеостатическое регулирование и выполнение деятельности, особенно профессиональной. Поэтому реально мы можем наблюдать, например, увеличение концентрации внимания, сочетающееся с уменьшением его устойчивости и снижением объема оперативной памяти и т. п. Повышение ценности, значимости одних реакций за счет других объясняет и часто встречающееся в реальной практике психолога-экспериментатора расхождение между данными лабораторного эксперимента и полученными при изучении реальной деятельности.

Приведем несколько примеров. Так, испытуемый Ш., авиационный техник, в лабораторном эксперименте при действии шума 120 дБ всегда показывал при выполнении теста на концентрацию внимания ухудшение показателей, но наблюдение за его профессиональной деятельностью выявило увеличение концентрации внимания при таком же шуме.

Испытуемый Б., командир горнострелкового взвода, при тестировании до 30-километрового марша показал хорошие результаты по концентрации внимания, оперативной памяти и координации движений, но низкие - по устойчивости внимания, формированию умозаключений. После марша оказалось, что концентрация и устойчивость внимания повысились, а показатели оперативной памяти и способность к умозаключениям снизились. Наиболее удивительные метаморфозы произошли с координацией движений. Исследования по методике подсчета числа касаний при движении указки по узкой извилистой прорези показали резкое ухудшение результатов, но при стрельбе стоя результаты были лучше, чем до марша.

Перейдем к описанию второй формы ответа - реакции тревоги. Одной из ее характеристик, отличающих реакцию тревоги от реакции адекватного ответа, является относительно малая связь со специфичностью экстремального фактора. Эта реакция направлена прежде всего на сохранение организма и в меньшей степени - на поддержание трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями здесь ослабевает и в крайних случаях может вообще исчезнуть. Если при адекватной форме структура мотивов деятельности, которые существовали до действия экстремального фактора, или сохраняется, или замещается другой структурой, обеспечивающей действие по преодолению фактора, то при реакции тревоги поле мотивов резко сужается и остаются лишь мотивы самосохранения.

Литература, посвященная выяснению влияния экстремальных условий на человека, имеет тенденцию абсолютизировать значимость реакции тревоги, оставляя в стороне реакцию адекватного ответа, хотя она наиболее типична и именно ее формирование является основной задачей адаптации. С нашей точки зрения, реакция тревоги, скорее, является исключением и может рассматриваться как начальная стадия развития адекватного ответа или как реакция на сверхэкстремальное значение фактора, т. е. такой его величины, при которой индивид на данном уровне развития его физиологических и психологических качеств не может сформировать защитной реакции. Подтверждением нашей позиции является тот факт, что у постоянных жителей районов с экстремальными природными условиями, например у жителей Заполярья, аридной зоны и обитаемого высокогорья, исходные параметры психологических характеристик не отличаются от таковых у жителей районов с благодатными условиями. Многочисленные данные, полученные при исследовании состояния космонавтов во время длительных полетов, показывают, что весь комплекс экстремальных факторов, действующих на человека в этих условиях, как правило, вызывает состояние адекватного ответа, особенно в случае удачного подбора экипажа.

Рассматривая реакцию адекватного ответа, мы указывали, что для него характерно разнонаправленное изменение функций, сочетание которых и формирует адекватность. Для реакции тревоги более частыми являются одно направленность изменений и постоянство структуры ответа. Мы выделяем, исходя из выраженности реакции тревоги, три ее уровня - малый, средний и крайний.

При наименее выраженной форме ответа реакция тревоги имеет много общего с хорошо описанной в литературе ориентировочной реакцией (Воронин, Соколов, 1955; Виноградова, 1961). Психологическое содержание реакции тревоги малой степени заключается в стремлении проанализировать изменившуюся внешнюю среду и оценить значимость этих изменений для человека с целью определения форм и видов реакций пассивной защиты.

В отличие от обычной ориентировочной реакции реакция тревоги при действии слабого экстремального фактора более устойчива, может сохраняться на все время действия фактора среды и в ней более выражен компонент психических поведенческих ответов. Реакцию тревоги малой степени можно рассматривать как такой ответ организма, при котором не возникает реакции адаптации и приспособление реализуется лишь напряжением существующей системы гомеостатического регулирования.

Одним из наиболее постоянных изменений при реакции тревоги слабой степени является повышение порогов сенсорных систем, которые можно расценивать как загрубление входа, обеспечивающее стабильность регуляторной системы. Происходит ухудшение устойчивости и концентрации внимания, изменяются и некоторые характеристики памяти, в частности такие, как кратковременное запоминание, оперативный объем памяти, поиск в долговременной памяти. Нарушается выполнение профессиональных действий, наиболее постоянным при этом является замедление темпа работы.

Довольно противоречивы данные по изучению трансформирующих операций, как репродуктивных, так и продуктивных. Вообще создается впечатление, что особых качественных изменений не наблюдается, отмечается лишь их задержка во времени. Так, например, протекание операций группировки и счета практически не нарушается даже при 5%-ном содержании углекислого газа во вдыхаемом воздухе, хотя вегетативные сдвиги в организме уже отчетливо выражены (Сулимо-Самуйло, 1971).

Как правило, появление реакций тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных изменений (именно это обстоятельство не позволяет использовать, как это делают некоторые авторы, для характеристики этой реакции термин «эмоциональная напряженность»), не изменяются и значимость и соотношение мотивов деятельности, особенно мотивов социального плана.

В общем можно считать, что наиболее надежным показателем состояния тревоги малой степени является нестабильность измеряемого показателя, что выражается в увеличении его дисперсии.

Картина меняется, когда экстремальность фактора такова, что вызывает реакцию тревоги средней степени. Наиболее выраженной чертой этой реакции является однозначность наблюдаемых сдвигов; практически по всем исследуемым показателям можно отметить их ухудшение, лишь немногие из них сохраняют прежние значения. При этом изменяются довольно устойчивые функции, например такие, как экспозиционная острота зрения, границы слепого пятна (Колбанов, Медведев, 1975).

Существенные изменения претерпевают характеристики памяти. Многие авторы (Хилова, 1971; Зинченко, 1961) считали характерным для этого состояния симптомом сужение объема всех видов памяти, понижение надежности памяти. Иногда наблюдались явления «выпадения» целых участков долговременной памяти. Значительны были нарушения внимания, особенно его концентрации, снижалась и его устойчивость. Так, в выраженных случаях выполнение известного теста отыскания чисел в красно-черной таблице становится практически невозможным.

Нарушение внимания и памяти приводит к ошибкам и в трудовой деятельности человека. Ошибки учащаются, нарушается сознательный контроль за ними, что ведет к появлению при стереотипной деятельности «пачек» ошибок - ошибок, следующих одна за другой после появления первой ошибки. Нарушаются даже несложные высокоавтоматизированные, т. е. ставшие рутинными, действия. Об этом свидетельствует анализ причин производственных травм. Как правило, в подавляющем большинстве эти травмы даже у очень квалифицированных работников возникают при состоянии тревоги средней степени, причем потерпевшие обычно объясняют причину травмы словами «испугался», «зазевался», «растерялся».

Изменяется структура ассоциативных связей, они значительно упрощаются, практически исчезают причинные ассоциации. Одним из характерных признаков является нарушение чувства времени. Как правило, субъективный отсчет времени идет в сторону его переоценки (по образному выражению, «минуты кажутся часами»), хотя возможна и обратная ситуация. Довольно часто наблюдается своеобразная картина диссоциации временного восприятия, когда короткие интервалы 0,1-3 с недооцениваются, а более длительные, особенно минутные, переоцениваются.

Значительно меняется структура трансформирующих операций, как репродуктивных, так и продуктивных. Среди репродуктивных операций наибольшие изменения наблюдаются в протекании груп-пировочных и комплексных операций, в меньшей мере - счетных. Группировки по неполному сходству, особенно по неявным признакам, вообще оказываются невыполнимыми. Резко затруднена также группировка по причинным признакам.

Операции классификации по заданному признаку выполняются с трудом, иногда появляется замена заданного признака другим, случайно выбранным признаком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.