Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое сознание 3 страница




Счетные операции относительно устойчивы, особенно элементарные. Однако частота ошибок резко возрастает при усложнении счетного задания. Есть основания полагать, что причиной этого является резкое уменьшение объема оперативной памяти, так как письменный счет оказывается более устойчивым по сравнению с устным.

Нарушения продуктивных операций при реакции тревоги средней степени неоднозначны, и на их протекании в большой мере отражается связь этих операций со структурой основной деятельности, которую должен выполнять человек, подвергающийся действию экстремальных факторов. При этом может наблюдаться резкое ухудшение более простых операций с полной сохранностью более сложных, но возможна и обратная картина.

Операции комбинаторики, т. е. нахождения общих и различительных признаков, изменяются, как правило, качественно: вместо одного признака производится сериация по нескольким, наблюдается подмена одного признака другим. Более резкие нарушения наблюдаются в таких классах продуктивных операций, как формирование понятий, суждений и их преобразования.

Эти изменения хорошо описаны в ряде работ Н.Д.Заваловой (1968, 1969), в которых показано, что ошибочное поведение связано с резким ухудшением операций умозаключения, особенно правдоподобных дедуктивных операций.

Эвристические операции обычно исчезают и подменяются выполнением шаблонных стереотипных операций.

Описанные выше изменения психологических процессов лежат в основе изменения ряда поведенческих, особенно профессиональных, реакций. Прежде всего при исследовании поведения обращает на себя внимание изменение временных характеристик деятельности: темп ее выполнения резко замедляется, причем иногда наблюдается чередование лихорадочной, бурной деятельности и периодов почти полной бездеятельности или даже остановки работы.

Одной из особенностей реакции тревоги средней степени является, как об этом уже говорилось, сниженный контроль за ошибочной деятельностью: человек настойчиво повторяет одно и то же ошибочное действие, несмотря на явную его неправильность. Иногда эти действия обусловлены выпадением из памяти какого-то элемента требуемой последовательности действий, операций или являются следствием неправильной оценки обстановки. В некоторых случаях наблюдаются элементы, заимствованные из арсенала какой-либо другой деятельности, не имеющей отношения к необходимой в данный момент.

Затруднена переключаемость реакций, и, как правило, осуществляются шаблонные, стереотипные действия, запущенные до момента наступления реакции тревоги. В подтверждение сказанного можно привести следующий пример. При значительно выраженной реакции тревоги, вызванной у оператора выходом из строя в самый ответственный момент деятельности линии телефонной связи, оператор продолжал в течение нескольких минут говорить по телефону, зная, что он неисправен, причем продолжал это делать даже после того, как окружающие указали ему на необходимость перейти на другой вид связи.

Одним из наиболее существенных признаков является изменение мотивов деятельности, где на первый план выходят мотивы страха, ухода из экстремальной обстановки. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов. Появляется резко выраженное эмоциональное напряжение, которое легко определяется по вегетативным признакам, мимике, речи и движениям человека.

В целом, описывая картину изменений психических реакций, формирующих состояние тревоги средней степени, можно ее характеризовать как выраженный психологический стресс, психологическую напряженность с выраженным фрустрационным синдромом (Бодров, 1997). В зависимости от особенностей организма, его адаптоспособности и выраженности экстремального фактора состояние тревоги средней степени может перейти или в адекватную форму ответа, или в состояние тревоги крайней степени.

Мы выделяем две формы тревоги крайней степени - пассивную и активную, однако для той и другой существенными являются выраженная утрата сознательного контроля над поведенческой деятельностью, помрачение сознания.

При пассивной форме реакции наступает своеобразное оцепенение, прекращение активной формы деятельности. Рабочие движения могут и продолжаться, но они теряют свой осмысленный, целенаправленный характер, становятся вялыми, однообразными и не связанными ни с профессиональной деятельностью, ни с попыткой ухода от экстремального фактора. Наступает почти полное блокирование сенсорной сферы, поступающая информация не воспринимается, человек зачастую не понимает обращаемой к нему речи, а восприняв ее, или не отвечает, или отвечает неадекватно. Полностью отсутствует всякая форма противодействия экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него. При ретроспективном анализе обычно обнаруживается полная или частичная амнезия, говорящая о помрачении сознания. Интересно, что иногда в памяти людей, переживших такое состояние, фиксируются незначительные, несущественные детали ситуации, однако наиболее важные моменты, в том числе и характер собственных действий и переживаний, как правило, выпадают из сознания. Вероятно, можно говорить об активном вытеснении из сознания неблагоприятных элементов экстремальной ситуации. Пассивная форма реакции тревоги крайней степени очень достоверно показана Л.Н.Толстым в рассказе «Хозяин и работник», в котором он описывает замерзание героя.

Известна также форма пассивной реакции, для которой характерно отсутствие волевого контроля. При этой форме сохраняется восприятие действительности, человек понимает серьезность ситуации, даже находит правильные пути выхода из нее, но парализованная воля не дает ему возможности осуществить эти действия. Как говорит один из героев И.А-Гончарова, «все знаю, все понимаю, но силы и воли нет».

Классическим примером активной формы реакции тревоги крайней степени является состояние паники, уже описанное нами. Для этого состояния характерна диссоциация сознания, при котором мотив ухода от экстремальной ситуации определяет поведенческие реакции человека. Однако организация этой деятельности характеризуется полным отсутствием личности, это лишь хаотический набор отдельных несвязанных действий. Отдельные элементы этих действий не доводятся до конца, одно действие может сменяться другим, противоположным. Повышенная внушаемость, как правило, приводит к подражательной деятельности человека.

Важнейшей проблемой, связанной с влиянием экстремальной среды на человека, является выявление причин появления реакции тревоги или реакции адекватного ответа. Среди этих причин отчетливо выделяются три группы: внешние, связанные с особенностями действующих факторов среды, внутренние, обусловленные состоянием организма, и социальные, где ведущую роль играют существующие социальные связи.

Внешние причины можно разделить на две группы: одна связана с характеристиками действующих факторов, другая обусловлена особенностями организации деятельности.

Для физических факторов среды экстремальность формируют такие характеристики, как интенсивность (сила) фактора, его ритмичность, длительность действия. Для химических факторов к ним присоединяются особенности воздействия этого фактора на некоторые физиологические или биохимические функции. Так, например, для окиси углерода, соединений серы и циана, вероятно, вообще не может быть реакции адекватного ответа из-за блокады ферментных систем. Для факторов кумулятивного действия характерно возрастающее нарушение адекватности ответа по мере увеличения времени контакта человека с этим фактором.

Для внешних причин, обусловленных особенностями организации деятельности (например, недостатками информационной модели деятельности, неправильным распределением функций между человеком и техническим устройством, плохой организацией рабочего места и режима деятельности и т. д.), характерна, как правило, тенденция организации адекватной формы ответа, а состояние тревоги может возникнуть лишь при наличии некоторых внутренних причин.

Среди внутренних причин выделяются психические особенности, особенности организации поведения и общее состояние организма, связанное с протеканием его физиологических функций.

Рассматривая психические особенности, можно выделить две основные группы: тип нервной деятельности и состояние психических активационных механизмов.

Анализируя тип нервной деятельности, мы не смогли установить закономерности вида «сильный тип обуславливает реакцию адекватного ответа, а слабый - реакцию тревоги»: слишком много данных противоречит такому утверждению. Так, при монотонной деятельности реакция тревоги чаще развивается у людей сильного типа, однако уровень бдительности у них выше. Совокупность имеющихся данных позволяет предположить, что различие между типами нервной деятельности, как правило, реализуется при действии экстремальных факторов в виде выбора стратегии деятельности, в том числе и стратегии адаптации.

Значительно больше определенности выявляется при изучении активационных механизмов, таких как эмоциональная устойчивость, волевые характеристики, степень внушаемости и тревожности, уровень притязаний.

Эмоциональная устойчивость является одним из наиболее значимых факторов, определяющих тип реакции человека. У лиц с оптимальным уровнем эмоциональной устойчивости чаще формируется реакция адекватного ответа, а при сниженном уровне эмоциональной устойчивости более выражен компонент реакции тревоги. Более того, реакция тревоги крайней степени обычно наблюдается только у этих людей.

Влияние волевых характеристик изучено на большом материале, и все авторы сходятся во мнении, что эти свойства являются решающими для формирования адекватного ответа, причем их влияние может полностью нивелировать различия в других характеристиках, например таких, как типологические. Вероятно, именно волевые качества обуславливают часто наблюдаемую картину диссоциации, когда на фоне выраженных вегетативных изменений психические функции не меняются.

Уровень внушаемости обычно способствует появлению реакции тревоги, но если субъект находится в коллективе, то характер реакции определяется поведением лидера.

Высокий уровень тревожности обычно ведет к появлению реакции тревоги - более того, даже в обычных, не экстремальных условиях у людей с высоким уровнем тревожности наблюдаются элементы реакции тревоги.

Роль уровня притязаний в появлении реакции одного и другого типа не очень ясна. Принято считать, что лица с тенденцией недооценки собственных сил и возможностей склонны реагировать по типу реакции тревоги, а очень высокий уровень притязаний имеет тенденцию стимулировать ригидный тип реакции. Однако такая прямая зависимость на самом деле отсутствует, но можно полагать, что высокий уровень притязаний, выражающийся в уверенности, устойчивости к возмущающим воздействиям, эмоциональной возбудимости, обеспечивает появление реакции адекватного ответа.

Следует остановиться на таком интегральном свойстве личности, как ригидность. Обычно исследователи склонны отрицательно оценивать роль ригидности в формировании адекватного поведения в экстремальных условиях. Однако абсолютизировать эту зависимость нельзя, так как в ряде ситуаций, когда принято решение продолжать деятельность, которую человек выполнял до действия экстремальной среды, лица с повышенной ригидностью легче формируют необходимое поведение.

Среди социальных причин укажем на мотивы деятельности, интересы, установки и т. п., определяемые социальным положением человека, его местом в обществе. К этим же причинам относятся и социальные связи.

Остановимся еще на одной проблеме, которая связана с изучением влияний экстремальных факторов среды на коллектив и касается поведения человека в коллективе и поведения коллектива. При действии любого экстремального фактора на человека, находящегося в коллективе, перед ним возникает выбор: организовать взаимодействие с фактором, опираясь на собственные силы и опыт, и заставить коллектив принять выбранную им стратегию поведения как общую или же отказаться от выработки собственной стратегии и заимствовать ту, которую предлагает коллектив или его лидер. Такой выбор определяется сочетанием ряда условий: особенностями личности, ролевым ожиданием, интериори-зированной ролью, коммуникабельностью и комформностью, локус-контролем, а также другими факторами.

Попытка проанализировать некоторые зависимости экологического поведения от типологических особенностей была предпринята С.И.Сороко и его сотрудниками на примере высокогорной гипоксии. Согласно результатам этих исследований, тип поведения определяется уровнем пластичности нейродинамических процессов. По этому показателю всех людей можно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем пластичности. При пребывании испытуемых в условиях высокогорья были обнаружены существенные различия в динамике адаптационного процесса между этими группами. Наблюдались различия в циркадианной организации электроэнцефалограммы. У лиц с высоким уровнем пластичности адаптация осуществлялась быстрее, чем у лиц с низким уровнем пластичности. Было отмечено, что у лиц с различным уровнем пластичности наблюдаются различные стратегии. У людей с высокой пластичностью была отмечена адаптация к социальной и природной среде за счет эмоциональной стабильности и высокой работоспособности, сочетающимися с высоким уровнем самооценки. Адаптация у них формировалась преимущественно за счет коммуникативных черт личности, активности в общении и формировании эмоционального комфорта (Алдашева, 1992).

Противоположная стратегия наблюдалась у лиц с низким уровнем пластичности. Для них характерна адаптация с преимущественной опорой на волевые компоненты личности, общая оценка состояния определялась самочувствием. Большое влияние на ход социальной адаптации в этой группе оказывают исходные интеллектуальные факторы. Так, наблюдаемый рост межличностных конфликтов в этой группе был обусловлен неспособностью членов группы использовать все возможное многообразие форм межличностного взаимодействия. Практический интеллект и рациональность характерны для лиц с низким уровнем пластичности. Наиболее сложны и многообразны оказались связи у лиц со средним уровнем пластичности.

Бивалентность личностной структуры, наблюдаемая не только между личностными факторами, но и при самооценке состояния, обуславливает у этих людей большой диапазон компенса-торных возможностей. Они легко формируют различные компромиссные решения при выборе программ поведения, могут строить поведение по типу коллективистского самоопределения или же устанавливать эмоциональные межличностные взаимоотношения и включать в процесс адаптации интеллектуальные компоненты.

Для лиц с высоким уровнем пластичности более характерны такие типы межличностных отношений, как независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический, покорно-застенчивый и ответственно-великодушный. Выбор типа отношений зависит от интенсивности эмоциональной окраски межличностного взаимодействия. Первый, второй и третий типы характеризуются преобладанием неконформных тенденций, склонностью к конфликтам, независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к доминированию и лидерству. Но у этих лиц также могут наблюдаться и противоположные тенденции - конформные и гиперсоциальные установки. Лица с высоким уровнем пластичности способны подчинять свои личные амбиции групповым целям и задачам.

Для лиц с низким уровнем пластичности характерны три типа межличностных отношений: прямолинейно-агрессивный, покорно-застенчивый и зависимо-послушный, что характеризует стиль межличностного взаимодействия как уступчивый, пассивный и исполнительный с упорством в достижении цели.

У лиц со средним уровнем пластичности реалистическая база суждений и поступков, скептицизм и неконформность сочетаются с независимостью в общении и расширением зоны «Я».

Выраженная гиперсоциальность у этих лиц отражает социальные механизмы реализации собственных побуждений и притязаний, используемые для внедрения своих убеждений в социальную группу. В картине межличностного взаимодействия проявляются противоречивые тенденции сочетания завышенной самооценки и ориентации на мнение окружающих. Обычно это противоречие разрешается в результате внутренней перестройки, направленной на рассудочное соответствие социальным нормам поведения.

Вообще можно сказать, что в межличностном взаимодействии при экстремальных факторах сочетание противоположных тенденций, по-видимому, является правилом. Так, у лиц с высоким уровнем пластичности независимость суждений, склонность к соперничеству, стремление выделиться на фоне других сочетаются со способностью охотно выполнять чужие обязанности во имя высоких целей, конформизмом в отношениях с лицами с гиперсоциальными установками, отказом от личного во имя общественного.

Рассматривая особенности межличностных отношений на примере людей с разным уровнем пластичности, мы пытались описать типичный спектр этих отношений. Конечно, на них большое влияние оказывают и такие факторы, как структура коллектива, его целевая направленность, теснота связей, авторитет лидера или лидирующей группы и т. п.

Реакция адекватного ответа коллектива заключается прежде всего в выработке нового плана поведения, необходимого для достижения конечной цели с учетом измененных условий деятельности, при этом может на какое-то время происходить переформулировка промежуточных или даже конечных целей.

В то же время происходит усиление роли лидера, более строгое поддержание иерархии отношений. Усиление связей внутри коллектива приводит к увеличению круга общественных интересов, повышается чувство ответственности не только за свою работу, но и за деятельность других членов коллектива. Мотивы личного плана отходят на второе место, резко возрастает роль общественных мотивов, особенно связанных со структурой мировоззрения и идеалов, которые внешне могут быть сформулированы в виде каких-либо конкретных, «приземленных» мотивов. При реакциях тревоги одним из наиболее выраженных признаков является ослабление связей внутри коллектива или замена этих связей другими, направленными не на выполнение общественных целей, а на индивидуальное самосохранение, которое может иметь видимость и коллективных действий.

Самым ранним признаком ослабления связей является временная несогласованность действий, которая затем дополняется увеличением числа ошибок в информационном обмене и повышением эмоциональной реактивности членов коллектива.

Авторитет лидера, его влияние несколько снижается, к количественным ошибкам могут добавиться и качественные, однако при реакции тревоги слабой степени они еще могут контролироваться и корректироваться как внутри коллектива, так и благодаря указаниям извне.

При более выраженных состояниях тревоги появляется персонификация конфликта, когда ответственность за неудачу, ранее разделяемую добровольно всеми членами коллектива, коллектив или его часть возлагает на какое-либо лицо или группу.

Коллектив разделяется на конфликтующие группы, работающие по разным планам. Действия по достижению конечной цели сокращаются, коллектив ориентируется лишь на выполнение ближайших задач, которые направлены на уход от действия экстремального фактора. Конфликты в коллективе учащаются и становятся более резкими и бескомпромиссными. Мотивы соревнования исчезают, в организации поведения доминирующими становятся или стереотипы, или подражательная деятельность. В конечном счете происходит полный распад коллектива, утрата им конечной цели, которая ранее была объединяющим фактором.

Заканчивая эту главу, следует остановиться на одной особенности, характеризующей действия экстремальных факторов на организм человека. Эта особенность связана с тем, что практически все описываемые изменения психических функций, определяемые как в модельном эксперименте, так и в натурных, естественных условиях, касаются людей или коллективов, которые впервые столкнулись с действием природного фактора, характеристики которого определяются как экстремальные, т. е. тех контингентов, у которых еще не развились процессы адаптации. Для адаптированных групп эти различия в психических процессах исчезают. Если взять статистически корректные выборки жителей Москвы, Термеза или Надыма, то мы не найдем значимых различий в их психике, хотя они могут существовать в их физиологическом статусе, обусловленном особенностями адаптации, в межличностном взаимодействии и уровне устойчивости, т. е. имеются различия в элементах психологической системы, позволяющие оптимальным образом взаимодействовать с экстремальным фактором. Иными словами, если мы опишем психические процессы, например память, внимание, особенности мышления, ассоциативную и мотивационную среду, эмоциональное содержание и т. п. у собирательного образа москвича, жителя аридной зоны и Заполярья, то мы не найдем никаких различий в случае завершенной адаптации. Но вместе с тем сочетания этих качеств формируют ряд отличительных особенностей образа москвича от, например, образа сибиряка и т. п. в той его части, которая определяется условиями взаимодействия с экстремальным фактором.

Единство психики у людей, населяющих различные области с экстремальным климатом, вероятно, связано помимо адаптационных механизмов и с более жесткими условиями отбора.


 

Глава 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.