Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предотвращения загрязнения почв на военных объектах




 

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям:

- уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов;

- уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий;

- рекультивация земель.

Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются на так называемых полях запахивания.

Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта.

Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка.

Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования.

Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень.

Обволакивание загрязненных территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта.

Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта.

Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами.

Для снижения испарения нефтепродукта используют пенообразователи, пенозатвердители, а для снижения проникновения в грунт - структурообразователи, полимерные пленки или применяют метод замораживания грунта.

Сбор основной массы нефтепродукта с поверхности почвы может проводиться с использованием различных поглощающих материалов - опилок, торфа, керамзита и др. (так, например, 1 кг опилок поглощает более 2, а 1 кг торфа - около 1,2 кг нефти).

В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы:

- удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шламов;

- удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров;

- продувка почвы воздухом;

- термическое воздействие на загрязненный грунт.

Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения.

Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий.

Основными методами восстановления акваторий являются:

- устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа);

- сжигание нефтепродуктов на воде;

- использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.);

- сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.

 

Глава13. Мониторинг окружающей природной среды

 

13.1 Службы контроля окружающей среды

 

Мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз (академик Израель Ю.).

Мониторинг окружающей среды – это регулярно выполняемые по заданной программе наблюдения за природной средой, ресурсами, растительным и животным миром, позволяющие выявить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Структура служб контроля за состоянием окружающей среды:

1. МПР – Росгидромет,

2. РосТехНадзор – ФБУ ЦЛАТИ,

3. РосПотребНадзор – Центры гигиены и эпидемиологии,

4. МЧС,

5. Природоохранная прокуратура,

6. Министерство сельского хозяйства,

7. а также органы государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

В Федеральной службе по надзору образовано 89 территориальных управлений и 90 Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, 14 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля.

Центры гигиены и эпидемиологиисобирают информацию о состоянии среды в связи с влиянием на здоровье населения (водопроводная вода, поверхностные воды суши, почвы, атмосферный воздух, пищевые продукты, источники шума, вибрации, электромагнитные и другие излучения).

Росгидромет – службы наблюдения за загрязнением ОПС.

Ростехнадзор (Служба по экологическому технологическому и атомному надзору) – государственный контроль в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, предупреждения вредного влияния горных работ на окружающую среду.

Бассейновое управление – государственный контроль за охраной водных биологических ресурсов.

Министерство сельского хозяйства проводит:

· контроль за загрязнением почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами и нитратами;

· радиационную обстановку и коэффициенты перехода радионуклида в растения.

МПР – все направления госконтроля в области природопользования и охраны окружающей среды.

До 2001 г. контрольные функции в данной области возлагались (в разные периоды) на три-четыре органа, осуществлявшие управление в сфере использования отдельных видов природных ресурсов (вод, леса, недр) и охраны природных объектов (Рослесхоз, Роскомзем, Роскомнедра).

Для реализации контрольных функций в составе МПР России была сформирована Государственная служба контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды (Росприродконтроль МПР России). Росприродконтроль МПР России не осуществляет никаких иных функций государственного управления (правоустанавливающих, разрешительных, лицензирующих, охранных, учетных и т.п.), кроме контрольных и, в определенной степени, информационных функций.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля, осуществляют специализированные Центры лабораторного анализа и технических измерений Ростехнадзора (ФГУ ЦЛАТИ).

Структура государственного контроля в области охраны окружающей среды включает:

• Государственный контроль за использованием и охраной земель (включая почвы);

• Государственный экологический контроль водных объектов: поверхностные воды суши, море и континентальный шельф (включающий контроль за использованием и охраной живых и неживых ресурсов моря и континентального шельфа);

• Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха (включая озоновый слой);

• Государственный контроль за использованием и охраной животного мира;

• Государственный контроль за соблюдением режимов хозяйствования на особо охраняемых природных территориях;

• Государственный контроль за обращением с отходами и в области комплексного негативного воздействия на окружающую среду (законодательство об экологической экспертизе).

Экологический мониторинг – это организованный мониторинг ОПС, при котором:

· обеспечивается оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов; оценка состояния и функциональной ценности экосистем;

· создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

В систему мониторинга входят процедуры:

1) выделение объекта наблюдения;

2) исследование выделенного объекта;

3) составление информационной модели для объекта наблюдения;

4) планирование измерений;

5) оценка состояния объекта наблюдений и идентификация его информационной модели;

6) прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга - обеспечение системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

· оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

· выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений и определить корректирующие меры в случае недостижения целевых показателей;

· создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как нанесен ущерб.

Основные задачи экологического мониторинга:

1) наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия;

2) наблюдение за состоянием природной среды, происходящими в ней процессами под воздействием антропогенных факторов;

3) оценка физического состояния ОПС;

4) прогноз изменения состояния ОПС под воздействием антропогенных факторов и оценка прогнозируемого состояния.

Уровни экологического мониторинга:

Промышленный объект – город – регион – континент – планета.

Мониторинг состояния природных ресурсов включает:

1) атмосферный воздух;

2) водные ресурсы – контроль за водозабором и водосбросом;

3) земельные ресурсы – определяются их запасы и потери;

4) минерально-сырьевые ресурсы;

5) биологические ресурсы.

Работы по созданию государственной системы экологического мониторинга и ее территориальных подсистем (ТСЭМ) получили свое развитие в постановлениях администраций более 48 субъектов Российской Федерации.

В 2003 г. в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России осуществлялись наблюдения за состоянием ресурсов подземных вод и их использованием (6800 пунктов наблюдений государственной опорной сети), развитием опасных экзогенных геологических процессов (1150 пунктов наблюдений).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.