Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальная этика, биоцентризм




Большую роль в формировании нового типа экологического сознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций сыграла так на­зываемая «универсальная этика» (Торо, Ганди, Швейцер и др.). Она не проводит в ценностном отношении разграниче­ния между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природы такие же полноправные субъекты, как и человек, равны ему в своей самоценности.

Идеи «универсальной этики» стали идеологической ба­зой такого направления американского инвайронментализма, как биоцентризм. Биоцентризм основывается на пред­положении естественного порядка, в котором все движется в соответствии с естественным законом; порядка, в кото­ром поддерживается самый тонкий и совершенный баланс до тех пор, пока в нем не появляется человек со всем его «невежеством и самонадеянностью». Биоцентристы рассмат­ривают Природу как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощающее в себе осново­полагающие принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. Биоцентристы (Эмерсон, Кэтлин, Лоу, Олмстед, Элист и др.) выдвинули три основные идеи.

1. Синкретичностъ мира (от греч. — со­
единение, объединение). Если для экологистов свойствен­но рассмотрение человека как отдельной фигуры, возвы­шающейся на фоне окружающей его среды, то биоцентрис­ты отвергают не только выделение человека, но и вообще представление о мире как состоящем из отдельных самос­тоятельных объектов. Мир — это единое целое, и поэтому
не существует разделения субъекта и объекта, «человечес­кого» и «не человеческого» и т. д.

2. Биосферный эгалитаризм (от франц. ё§а1нё — равен­ство). В соответствии с этой идеей, биоцентристы провоз­глашают равное право всех живых существ жить и процве­тать, равную внутреннюю присущую им ценность. Причем
это не ценность, определяемая с точки зрения человека,
связанная с перспективами того или иного их использова­ния, а именно самоценность. Поэтому для биоцентристов
рациональное природопользование и охрана природы лишь
поверхностное проявление, вторичное следствие более глу­боких связей с Природой.

Принцип экологического самообеспечения. Биоценгристы выступают против дальнейшего развития ради по­вышения жизненных стандартов. Человек может использо­вать природные ресурсы только в тех пределах, которые необходимы для самообеспечения существования человеческого вида. Материальные стандарты должны быть рез­ко снижены, но вот качество жизни как удовлетворение ду­ховных потребностей должно быть существенно улучше­но.

Следует отметить, что биоцентризм является своего рода «радикальным» крылом инвайронментализма, биоцентри­ческим идеям присущ несколько мистифицированный, ме­тафизический характер. Поэтому эти идеи имеют много оппонентов, критикующих их с самых разных позиций.

Таким образом, экологическое сознание, базирующееся на идеях универсальной этики, биоцентризма, характеризу­ется высокой степенью психологической включенности че­ловека в мир природы, высоко субъектным ее восприяти­ем, доминированием непрагматического над прагматичес­ким характера взаимодействия с ней.

В целом, инвайронментальное движение в различных своих направлениях, русский космизм, учение о ноосфере являются предпосылками возникновения нового эксцентри­ческого экологического сознания.

* * *

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцен­трическая и эксцентрическая.

Антропоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как «архаическое сознание -» антич­ное сознание -» христианство -> картезианство».

Архаическое сознание характеризуется высокой пси­хологической включенностью человека в мир природы, субъектно-объектной неразделенностью с ней, домини­рованием прагматического характера взаимодействия (при этом она, в определенной мере, воспринимается и как духовная ценность).

В эпоху античности происходит первое качественное из­менение: утверждение возникшей на поздних этапах архаики психологической противопоставленности человека и мира природы. При этом нарастает доминирование объек­тного восприятия природы, но в то же время складывается понимание ее непрагматической ценности.

Господство христианства, являвшегося идеологическим стержнем общественного сознания в средние века, и затем картезианства, выполнявшего, в сущности, ту же функцию в Новое время, привело к следующему качественному из­менению: природа стала восприниматься только как лишен­ный всякой самоценности объект. Кроме того, они оконча­тельно закрепили противопоставленность человека и при­роды (христианство — в сфере чувств, Веры, Души, карте­зианство — в сфере мышления, Знания, Духа) и перевели взаимодействие с природой полностью в прагматическую

плоскость.

Данная тенденция привела к формированию господству­ющего в настоящее время антропоцентрического экологи­ческого сознания, являющегося «психологической базой» экологического кризиса.

Альтернативная эксцентрическая тенденция описывает­ся такими «узловыми точками», как «инвайронментальный консервационизм — > русский космизм -> учение о ноосфе­ре, экологизм -> универсальная этика, биоцентризм».

Консервационизм не привел к качественным измене­ниям, но принципиально изменил вектор развития эколо­гического сознания. Прагматизм сменяется «дальним праг­матизмом», утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.

Существенный шаг был сделан русским космизмом, а также в учении о ноосфере и таком направлении американ­ского инвайронментализма, как экологизм. Русский кос­мизм утвердил включенность человека в мир природы ско­рее на религиозном, трансцендентальном уровне, а уче­ние о ноосфере, инвайронментальный экологизм — на собственно научном.

Следующий качественный скачок связан с возникнове­нием «универсальной этики» и биоцентризма. Для них характерно непроведение в ценностном отношении каких-либо различий между человеческим и природным, восприятие в качестве равноправного, самоценного субъекта, доминиро­вание непрагматического характера взаимодействия с при­родой.

Данная тенденция развития ведет к формированию но­вого, эксцентрического типа экологического сознания.

Для развития экологического сознания в культурах Вос­тока характерны иные тенденции. Если западное экологи­ческое сознание прошло ряд последовательных историчес­ких трансформаций, то восточные религиозно-философс­кие системы избежали этого «окольного пути». Они сохра­нили, в целом, характеристики архаического экологичес­кого сознания, значительно усилив при этом роль непраг­матического взаимодействия с природой, восприятие при­роды как духовной ценности.

Принципиальное различие экологического сознания (даже его эксцентрического типа!) в культуре Запада и эко­логического сознания, построенного на принципах религи­озно-философских систем Востока, можно представить сле­дующим образом (рис. 16).

В восточных религиозно-философских системах единство с природой переживается не как соединение разных величин, наподобие кирпичей в стене (что свойственно За­паду), а как полное слияние и исчезновение психической границы между человеком и окружающим миром. Это мож­но сравнить с водоворотом в реке: с одной стороны, он не­что отдельное, нетождественное реке, а с другой — он есть река, и его границу провести — в принципе! — нельзя.

Данный анализ развития экологического сознания в.про­цессе социогенеза ни в коей мере не является его периоди­зацией: «узловые точки», описывающие антропоцентричес­кую и экоцентрическую тенденции, выстраиваются не во временной, а в качественно-психологической последователь­ности. Иными словами, следующая в качественном отно­шении ступень не обязательно является следующей по вре­мени, а может сосуществовать с предыдущей и даже воз­никнуть хронологически раньше ее.

Кроме того, если антропоцентрическая тенденция отра­жает этапы развития действительно массового экологичес­кого сознания, то эксцентрическая — скорее этапы развития философских и конкретно-научных концепций тех или иных отдельных мыслителей и, частично, соответствующих об­щественных движений.

 


[1] Термин «инвайронментализм» происходит от англ. Етагоптеги – окружающая среда.

[2] Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982. С. 301.

[3] Термин «ноосфера» (от греч. пош — разум и зр!шга — сфера, об­ласть) предложен французскими учеными Тейяр де Шарденом и Э. Леруа; сам В.И. Вернадский стал пользоваться им лишь в кон­це жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.