Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды норм 1 страница




Существует множество классификаций норм права. Однако одна из наиболее важных классификаций - это разделение норм на три категории:

нормы обязывающие;

нормы запрещающие;

нормы управомочивающие (можно называть их также разрешающими или дозволяющими нормами).

Устанавливая тот или иной вид нормы, государство добивается от нас нужного поведения: либо чтобы мы не делали чего-то (бездействовали), либо, наоборот, делали что-то, либо действовали по своему усмотрению - в рамках своих прав.

Вот примеры обязывающих норм:

"Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования" (ст. 43 Конституции РФ);

"Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия" (ст. 116 Конституции РФ).

"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы..." (ст. 57 Конституции РФ).

И вновь мы обращаем внимание, что законодатель сформулировал в данных нормах определенные обязанности: обеспечить основное общее образование, сложить полномочия, платить налоги.

Однако в подтексте норм у кого-то рождаются соответствующие права: у детей - право требовать от родителей условий для получения основного общего образования; у Президента - право на сложение полномочий Правительством; у государства - право на получение налогов от граждан.

Вот примеры запрещающих норм: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной и религиозной розни" (ст. 13 Конституции РФ).

"Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию..." (ст. 21 Конституции РФ);

"Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд" (ст. 81 Конституции РФ";

"Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации" (ст. 109 Конституции РФ);

"...Создание чрезвычайных судов не допускается" (ст. 118 Конституции РФ).

Запрещающую норму можно рассматривать как разновидность обязывающей. Фраза "запрещается делать то-то" равна фразе "обязан не делать этого".

Если кому-то запрещается подвергать людей пыткам, это означает: он обязан не подвергать людей пыткам. А люди, соответственно, имеют право, чтобы их не пытали. Любые пытки - нарушение прав человека и гражданина.

Вот примеры управомочивающих (дозволяющих, разрешающих) норм:

"Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме" (ст. 32 Конституции РФ);

"Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность" (ст. 49 Конституции РФ).

В управомочивающих нормах применяется "обратная логика": если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы "за кадром" нормы.

Получается, что мы видим в норме больше, чем в ней прямо написано: прописано право, а мы видим также и обязанность; прописана обязанность - мы видим также и право.

Так, если граждан получает право избирать и быть избранными, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право. Если у обвиняемого есть право не доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность доказать вину.

Отдельные нормы можно квалифицировать как смешанные, потому что они содержат элементы как управомочивающих, так и обязывающих (запрещающих) норм. Так иногда формулирует нормы законодатель.

Ну, например, в Конституции имеется норма (ст. 38): "Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей".

Или в статье 87 российской Конституции говорится: "В случае агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение...". Законодатель не стал писать: "...обязан ввести..." или "...имеет право вводить: военное положение". "Обязан" или "имеет право" - это должно быть решено в зависимости от реальной обстановки.

Итак, норма права несет волю государства (законодателя). Нормы права должны быть каким-то образом выражены, сформулированы. Отсюда вывод: следует различать понятие "нормы" и понятие "статьи" закона (акта). Они соотносятся друг с другом как "содержание" и "форма".

Правила/нормы - это то, что находится внутри законов (актов). Мы открываем закон - и видим там нормы/правила, подобно тому, как заглядываем в кувшин - и видим там содержимое.

Иногда норма целиком со всеми ее частями помещена в одной статье закона (акта). Чаще гипотеза и диспозиция нормы помещены в одной статье, а санкция - в другой статье или даже в другом законе (акте). Бывает, что в одной статье закона помещаются сразу несколько норм (тоже, как правило, усеченных, без санкций).

 

Раздел 4. Источники права

 

Форма существования норм права называется источником права. Таким образом, источник права - это форма презентации, существования и организации норм права. Обычно выделяют несколько видов источников. К наиболее часто упоминаемым и очевидным относят, как правило, два наиболее распространенных источника:

- правовой обычай;

- нормативный акт.

В некоторых странах нормы права могут существовать в другой (непривычной для нас форме), например, в форме судебных решений или в форме религиозных предписаний.

Правовые обычаи - источники права. Правовые обычаи являются наиболее древним источником права. Напомним: обычаи бывают правовыми и неправовыми.

Следовательно, не всякий обычай - источник права, а лишь правовой обычай, т.е. обычай, который подкреплен силой государства, его принуждением. Или, как иногда говорят, санкционируется государством. В правовой обычай заложена воля государства - высшей власти.

Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании - это неправовой обычай. Он соблюдается в силу привычки, народной традиции. Несоблюдение этого обычая не влечет никаких правовых последствий.

В современных развитых правовых системах санкционированных обычаев почти не осталось; они давно трансформировались в статьи законов и подзаконных актов. Как правило, обычаям оставляются те сферы, где вмешательство законодателя преждевременно или нежелательно.

Редким примером санкционированного (правового) обычая в современной России может считаться правило, содержащееся в статье 19 (п. 1) Гражданского кодекса РФ.

Известно, что при разного рода сделках, в документах, удостоверяющих личность, гражданин обязан указывать свое полное имя. Но что считать полным именем? Так вот статья 19 ГК определяет: "...Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".

Следовательно, полное имя состоит, по закону, из трех частей: собственного имени, отчества и фамилии. Однако государство санкционировало обычаи, которые могут существовать у различных наций и народностей нашей страны: где-то полное имя может включать лишь имя собственное и фамилию, а где-то, наоборот, - более трех составляющих.

Считается, что правовые обычаи играют значительную роль в ряде стран Азии, Африки.

Нормативные акты - источники права. В наше время самой распространенной формой существования и организации права являются нормативные акты.

Нормативным актом называется официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий юридические нормы. Таким документом могут быть законы, кодексы, указы, постановления, инструкции, положения, приказы и т.п. Этот разнородный ряд актов подразделяется на две группы:

законы, т.е. акты высшей юридической силы. Они принимаются парламентами - органами законодательной/представительной власти либо народом на референдуме;

подзаконные акты. Они принимаются, как правило, в исполнение законов органами исполнительной власти - правительствами, министерствами, ведомствами.

Во многих странах, в том числе в России, законы, в свою очередь, подразделяются на два вида:

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы (их зачастую называют текущими).

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. Они служат своего рода продолжением конституции, ее дополнением, конкретизацией, развитием. Процедура их принятия - более сложная, чем текущих законов. Сама конституция при этом считается Основным законом. Конституционных законов - не так уж много.

Например, в Конституции РФ имеется глава 6 "Правительство Российской Федерации". В этой главе помещена статья 114, перечисляющая функции Правительства. Вторым пунктом статьи установлено: "Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом".

В соответствии с данным пунктом был принят Федеральный конституционный закон (сокращенно - ФКЗ) "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года.

Примерами федеральных конституционных законов могут служить, в частности, также:

ФКЗ "О военном положении" от 30 января 2002 года;

ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года;

ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года;

ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря 2000 года;

ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 года;

ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 года;

ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года, - и другие.

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем "просто" федеральные (или текущие) законы. Федеральных законов насчитывается несколько тысяч.

Текущие законы регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

В группе текущих законов выделяются так называемые кодифицированные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.

Кодексы - сложные, систематизированные законы. В России насчитывается более двух десятков кодексов: уголовный, гражданский, семейный, трудовой, налоговый, бюджетный, водный, лесной, воздушный, таможенный и др.

В субъектах федерации существуют законодательные/представительные органы, которые принимают законы в рамках своей компетенции.

Подзаконные акты - источники права. Правовые нормы содержатся не только в законах. Формой существования и организации норм права служат и подзаконные акты.

В состав подзаконных актов входят:

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

приказы, инструкции, положения министерств и ведомств.

Как видно, подзаконные акты имеют свою иерархию: более высокой юридической силой обладают указы Президента, затем - акты Правительства и, наконец, акты министерств и ведомств.

В субъектах федерации имеются органы исполнительной власти, которые принимают подзаконные акты в рамках своей компетенции: губернаторы областей/краев, президенты республик издают указы, распоряжения; администрации областей/краев, правительства республик - подзаконные акты (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.).

Преимущества нормативных актов очевидны: изданием и изменением актов можно оперативно реагировать на социальные процессы; акты легко систематизируются, что облегчает поиск нужного документа; акты точно фиксируют правила, что должно исключать их произвольное толкование и применение.

Судебный прецедент - источник права. В некоторых странах в силу исторических и государственно-правовых особенностей формулировать правовые нормы имеют право не только парламенты, органы исполнительной власти, но также и судебная ветвь власти - суды, главным образом высшие и окружные. Решения судов в таких случаях называются судебными прецедентами, а страны - странами англосаксонского, или прецедентного, права.

Речь идет о коренном отличии в роли судебной ветви власти, т.е. судов, в жизни общества. Практически во всей Европе (и в России в том числе) суды, призванные рассматривать уголовные, гражданские дела, вправе только применять и толковать нормативные акты.

В странах англосаксонского права роль судов - иная. Если суды сталкиваются с отсутствием нормы права, они сами формулируют ее, и такая норма повторяется затем другими судами в аналогичных обстоятельствах. Получается, что суды выступают как своеобразные "творцы" норм, и в этом качестве они встают наравне с законодателями.

Итак, судебный прецедент - это судебное решение, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции по аналогичным делам.

Решение, принятое судом, превращается в форму, источник права. Классическим примером страны прецедентного права является Великобритания.

К правовой семье прецедентного права относятся также США, Канада, Австралия и некоторые другие страны, которые были когда-то колониями Великобритании.

Считается, что в России в деятельности Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда проявляются некоторые элементы прецедентного права. Решения этих судов (вместе с руководящими разъяснениями) часто берутся за основу при рассмотрении аналогичных дел/споров нижестоящими судами.

Тем не менее, российская правовая система не относится к семье прецедентного права.

Следует обратить внимание, что в зависимости от того, кто творит нормы права, дает их обществу, можно вывести еще одну классификацию норм. Если нормы исходят от законодательной власти в форме законов, то такие нормы называются законодательными. Если нормы исходят от исполнительной власти в форме подзаконных актах, - это подзаконные нормы.

Соответственно нормы, исходящие от народа, т.е. принятые на референдумах (всеобщим голосованием), можно выделить в отдельную категорию и назвать референдумными.

В ряде стран выделяется категория норм судебных прецедентов - норм, исходящих от судебной ветви власти.

Международный договор - источник права. Государства заключают между собой договоры по различным вопросам. В результате сложилась еще одна система права - международное право.

Международные договоры являются источниками международного права. Нормы международного права играют все возрастающую роль во внутренней жизни государств, в их правовых системах.

Многие нормы международного права "входят", "включаются" государствами во внутреннее право. Такое вхождение (т.е. преобразование международной нормы в национально-правовую) называется трансформацией.

Обычно государство вводит нормы международных договоров в свое внутреннее право путем издания специального закона. Часто достаточно ратификации международного договора или его публикации, чтобы его нормы стали применяться непосредственно во внутреннем праве.

Согласно Конституции России (ст. 15, ч. 4), "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы...".

Это означает, что международное право - часть права страны, международные нормы подлежат непосредственному применению, в том числе в отношениях с участием физических и юридических лиц, в сфере деятельности государственных органов и т.д.

 

Раздел 4. Публичное и частное право

 

"Здание" права условно можно подразделить также на публичное право и частное право.

К публичному праву относятся нормы, институты и отрасли, в которых преобладают государственные интересы, интересы публичной власти. Вовлеченность государства в такие правоотношения - наивысшая.

Понятно, что если государство посредством Уголовного кодекса устанавливает для граждан сферу наиболее важных запретов, эта сфера становится сферой особого интереса государства. Государство следит за соблюдением запретов, и если кто-то нарушит запрет, попадет "в руки" государства, будет иметь дело с государством. Уголовная сфера - сфера преимущественно публично-правовая.

Конституционное право регулирует отношения между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина, по поводу организации самой власти. Очевидно, что все эти вопросы - сфера особых интересов государства. Поэтому конституционное право - отрасль публичного права.

К публичному праву относятся, в частности, административное, финансовое право и другие нормы, институты и отрасли.

В публичном праве, а значит и в публично-правовых отношениях, государство использует более жесткие методы регулирования. Такой тип регулирования часто называют императивным регулированием.

Для императивного регулирования характерно, что нормы сформулированы однозначно; они не предполагают какой-то свободы в выборе поведения, альтернатив и четко предписывают права и обязанности. Возможностей отступить от этих прав и обязанностей не предусмотрено.

Все право, кстати, в преобладающей своей части содержит именно такие нормы.

Частное право регулирует преимущественно такие отношения, в которых преобладают частные интересы. В сфере частноправовых отношений "общаются", главным образом частные лица - физические и юридические. Они вступают в договоры друг с другом как равноправные, согласовывая свои интересы и, соответственно, условия договоров.

Одному лицу надо купить какую-то вещь, а другому продать эту (такую же) вещь, и два лица "встречаются", договариваются, на каких условиях произойдет передача вещи, ее оплата. В конечном итоге собственник вещи меняется, вещь переходит к другому собственнику. В результате сделки оба лица получили то, что хотели; они согласовали свои интересы, и их интересы удовлетворены.

В сфере частных интересов государство по-другому регулирует общественные отношения - не так жестко. Государство предпочитает другой метод регулирования - диспозитивный.

При диспозитивном методе регулирования государство устанавливает такие правила, которые позволяют сторонам отступить при необходимости и желании от данных правил. В этом случае степень свободы лиц в выборе поведения увеличивается, у них появляются альтернативы действий.

Так, например, имущество супругов при разводе должно делиться пополам, если супруги не договорились об ином. В данной норме предусмотрена альтернатива: либо супруги договариваются, каким образом, в каких долях они разделят имущество при разводе, либо это имущество будет автоматически разделено пополам.

В частноправовой сфере государство дает обществу законы, в которых преобладают диспозитивные нормы. Тем самым государство как бы говорит обществу: это - сфера ваших интересов, и вы сами решайте свои вопросы; на всякий случай, чтобы помочь вам состыковать ваши интересы, я даю вам "запасные", резервные правила.

Если государство вступает в сферу частных интересов, например как продавец или покупатель, то оно должно вести себя в такого рода сделках по правилам частного права, т.е. не пользоваться своей публичной властью, оставаться равноправной стороной в договоре.

К сфере частного права относятся нормы и институты таких отраслей, как: гражданское право, трудовое, семейное.

Таким образом, правовые нормы в зависимости от метода правового регулирования можно подразделить на нормы императивные и диспозитивные. Иногда к ним добавляют также нормы рекомендательные, в рамках которых государство предоставляет еще большую степень свободы действий, чем при диспозитивном регулировании.

В рекомендательных нормах государство формулирует свои рекомендации, пожелания и не предусматривает каких-либо санкций за нарушение рекомендаций. Рекомендательных норм, понятно, не так уж много, поскольку они не обеспечивают четкого и жесткого регулирования.

Система права - подвижное явление. Институты и отрасли в зависимости от исторической ситуации и конкретных условий могут, например, переходить из публичной части права в частное право.

Отнесение отраслей к частному или публичному праву имеет в определенном смысле условный характер.

Так, в СССР земельное право было публичной отраслью права, потому что вся земля была государственной, и управление землей, любая сделка с землей было делом государственным.

В наше время земля стала предметом частной собственности. Купля-продажа земли во многих случаях - это уже теперь сфера частных интересов. Следовательно, земельное право постепенно превращается в отрасль частноправовую.

Современное российское правосознание воспринимает концепцию частного права, разделяет право на частное и публичное. Без этого невозможны ни предпринимательская деятельность, ни развитие рыночных отношений, ни формирование гражданского общества и правового государства.

Зачем нужно знать систему права? Это знание позволяет нам правильно пользоваться правом, применять нормы права, толковать их.

 

Система законодательства

Чем система права отличается от системы законодательства? Законодательство - это система нормативных актов, т.е. официальных документов, содержащих нормы права, - законов, подзаконных актов. А право - это система норм/правил, исходящих от государства.

Аналогия очевидна: норма права содержится в нормативном акте; право целиком содержится в законодательстве. Между нормой права и нормативным актом, а также между правом и законодательством сохраняется такое же соотношение, как между формой и содержанием.

В чем-то форма и содержание следуют друг за другом, повторяют друг друга, но в то же время они являются самостоятельными и автономными явлениями.

Поэтому право и законодательство имеют собственные системы. В чем-то эти системы похожи, но есть и существенные отличия.

Законодательство, т.е. нормативные акты, тоже определенным образом систематизировано, организовано в институты и отрасли. Только в системе права насчитывается порядка двадцати отраслей, а в системе законодательства - около пятидесяти.

Отрасли в системе законодательства создаются, можно сказать, для удобства использования нормативных актов. Каждая отрасль - это отдельная "полочка", на которой лежат подобранные "по теме" законы и подзаконные акты.

Не удивительно, что имеются отрасли законодательства, которые полностью "повторяют" отрасли права (уголовное, гражданское право), а есть, наоборот, отрасли законодательства, которые не имеют аналогов в отраслях права: хозяйственное право, аграрное право, законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании, таможенное законодательство и т.п.

Отмечается тенденция к формированию новых комплексных отраслей законодательства - о банках, приватизации, банкротстве предприятий.

 

Раздел 5. Правоотношения: понятие, состав

 

Из всего вышеизложенного следует, что государство регулирует наиболее важные общественные отношения посредством правовых норм. Подчеркнем: не все общественные отношения, а только те, которые необходимо с точки зрения власти и общества для поддержания порядка, согласования сталкивающихся интересов.

Значительная часть общественных отношений регулируется без права - другими регуляторами (моральными, религиозными нормами, обычаями).

Поэтому та часть общественных отношений, которая урегулирована всеми нормами, правом в целом, называется правоотношениями. Это правоотношения в широком смысле слова.

В то же время одна отдельная норма права образует "свое" правоотношение. Это правоотношение в узком смысле. Именно оно и интересно нам, чтобы понять, каким образом государство через нормы и правоотношения добивается от субъектов общества нужного поведения.

Проникая вовнутрь правоотношения, мы как бы всматриваемся в право на "микроуровне" - словно смотрим на объект в некий гипотетический микроскоп.

Итак, правоотношение (в узком смысле) - это общественное отношение, урегулированное юридической нормой, порождающей субъективные права и юридические обязанности.

Именно в этом понимании и будет далее использоваться термин "правоотношение".

Что было бы, если бы какой-то человек захотел продать вещь, а другой купить ее, но в обществе при этом не было бы правил купли-продажи? Без таких правил (норм) продавцы и покупатели, чьи интересы зачастую прямо противоположны, просто переругались бы, все общество сотрясалось бы в конфликтах.

Естественно, что люди выработали правила купли-продажи, а государства санкционировали их, включили в нормативные акты и развили.

Правило "номер один" в сфере купли-продажи могло бы звучать так: продавец обязан отдать продаваемую вещь, а покупатель имеет право ее взять. Эта норма невозможна без другой: покупатель обязан отдать деньги за вещь, а продавец имеет право их взять (получить, требовать). Данные нормы содержатся в законе - в Гражданском кодексе.

Вот оно - правоотношение. В нем покупатель и продавец связаны друг с другом отдельными нормами, из которых проистекают взаимные (встречные) права и обязанности. Продавец и покупатель связаны между собой в отношении по поводу вещи и денег за нее.

Конечно, отношение по купле-продаже в действительности отрегулировано не только этими правилами, а и множеством других, и каждое такое правило порождает "свое" правоотношение.

Зная права и обязанности, продавец и покупатель будут вести себя так, как предписано, а значит их отношение будет отрегулировано. Обязанность в правоотношении принято называть юридической обязанностью, а право - субъективным правом. "Субъективным" - потому что данное право принадлежит конкретному субъекту и в конкретных обстоятельствах.

Сторона, которая несет обязанность, называется обязанной стороной, а сторона, имеющая субъективное право, - управомоченной стороной.

Продавец и покупатель выступили как субъекты правоотношения; вещь и деньги - это объекты правоотношения; продавец несет юридическую обязанность передать вещь покупателю; покупатель получает субъективное право взять вещь, потребовать ее.

На правоотношение как бы "накладывается" еще одно, в котором субъектами остаются тот же продавец и тот же покупатель, объектом - та же вещь и деньги; только покупатель теперь несет юридическую обязанность - заплатить деньги, а продавец имеет субъективное право - взять их, потребовать денег.

Рядом с данными правоотношениями могут находиться еще десятки и сотни правоотношений, касающиеся купли-продажи, например о порядке и форме платежей, о качестве вещи и т.п.

Если обе стороны выполняют свою юридическую обязанность по правоотношению, правоотношение - завершается; оно выполнило свою регулирующую функцию. Все стороны получили то, что хотели, удовлетворили свой интерес: продавец получил вещь, покупатель - деньги, государство - порядок.

Правоотношения в обществе "открываются" и "закрываются" ежесекундно в огромном количестве. В самых различных сферах общественных отношений "включаются" права и обязанности сторон. Если обязанности исполнены, права - реализованы, правоотношения "выключаются".

Многие правоотношения сопровождают человека на протяжении всей жизни или ее значительной части. Например, с рождением человека "открывается" серия правоотношений между ним и государством по поводу гражданства, прав и свобод гражданина. Соответственно со смертью человека "закрываются" все правоотношения, которые связывали его с обществом.

Со вступлением в брак, "включаются" брачные правоотношения, рождаются права и обязанности между супругами - по поводу имущества, рождения и воспитания детей. С рождением детей появляются новые правоотношения - родительские; это правоотношения между каждым из родителей и каждым из детей.

За невыполнение родительских обязанностей государство может лишить родителей родительских прав.

Как видно из вышеизложенного, правоотношения имеют свою структуру, состав. В состав правоотношения входят следующие элементы:

субъекты правоотношения;

объект правоотношения;

субъективное право;

юридическая обязанность.

Условно структуру правоотношения можно было бы изобразить следующим образом.

Существует множество разновидностей правоотношений и различных тонкостей и аспектов, касающихся реализации правоотношений. Однако это уже предмет профессиональных учебников.

Для гражданина со средним образованием вполне достаточно изложенных сведений и знаний для того, чтобы ориентироваться в общественных и правовых явлениях.

Субъекты правоотношений. Все, кто обладает юридическими правами и обязанностями, участвует в правоотношении, называются субъектами права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.