Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Золотая Орда — Википедия




Оказывается, существовало государство Улус Джучи с самоназванием Улус Улус, но, какого же самоназвание народа? Современные монголы не имеют ни чего общего с тем летописным народом, с этим согласны официальные историки. Если народ ни кто не истреблял, то куда он делся? У любого здравомыслящего человека возникает ощущение, что его обманывают, когда рассказывают, о народе, который бесследно исчез. Конечно можно утверждать, что потомками явились разные, столь не похожие друг на друга народы, говорящие на языках тюркской группы, но столь малое время отделяющее нас от падения Великой империи, оставляет ощущение недосказанности.

И более того, перекапывая море информации по этому вопросу, сталкиваешься с очевидными натяжками. Изначально Улус Улус тюркоязычное государство. НО! По описанию внешности Чингисхан (Тэмуджин, Темучин) светловолосый и голубоглазый с длинной бородой. Если основатель империи был европеоидом, то потомки уже приобретают все больше монголоидных черт. Так значит европеоиды говорили на тюркских языках?

Дальше еще интереснее. Оказывается, папа Чингиза был «багатур», уж не Илья Муромец ли?:) И убили его не кто-то, а татары. Только вот татары похоже были «сибирские», но, были ли сибирские татары? Информация из Википедии:

«Сиби́рские тата́ры (самоназвание — сибтат. себер татарлар, татарлар, ед. сибтат. себер татар, татар) — коренной этнос Западной и Южной Сибири. Как самоназвание этнонимы себер татар, татар укоренились у тюркского населения Западной Сибири не ранее начала XX в. Как название этноним сибирские татары использовался в научных и документальных целях значительно раньше, вслед за обозначением всех тюркоязычных этносов этнонимом татар. Ранее общего автоэтнонима для обозначения этнической общности сибирские татары, по-видимому, не было, и в качестве самоназвания употреблялись этнонимы конфессионального (муслим, мусульман), территориального и племенного (тубуллык, тугыс и др.) происхождения.»

А уж если вы захотите узнать о монгольском языке, то погрязнете в гуще непонятной информации. Оказывается современный монгольский есть халхаский язык с письменностью введенной в 1943 году (что естественно, ведь современные монголы не имеют ни какого отношения к татаро-монголам), а вот исторический монгольский с уйгурской письменностью почему-то потерялся, но какие-то его изводы сохранились. И вообще единого тюркского языка, для сколь-нибудь большой территории НЕТ! Народов много и языков много. Как же так быстро язык ВЕЛИКОЙ империи рассыпался на такое множество?

Яса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; Қазақ/Түркі - Ұлы Жасақ) — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками.

 

В 1204-1205 гг. некий Темучин завершил объединение всех основных монгольских племен под своей властью. В 1206 году на берегу Онона был созван курултай (съезд) монгольских князей, на котором Темучин был провозглашен великим ханом Монголии с титулом Чингисхан. Одновременно на Великом курултае в том же году был принята Великая Яса Чингисхана – «Свод постановлений», обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом. С утверждением феодальных отношений в монгольском обществе и образованием государства в начале 13 в. начало действовать монгольское феодальное право на уровне обычно-правовых норм.

Образование единого монгольского государства способствовало политическому объединению страны, ликвидации политической раздробленности, развитию экономики и культуры и правовому регулированию общественных отношений на уровне обычного права как единого регулятора во всей Монголии.

Деятельность Чингисхана была положительной и прогрессивной до тех пор, пока она соответствовала объективно-историческому процессу консолидации монгольской народности и формированию феодального государства.

В исторической литературе о названии закона Великая Яса существуют различные мнения. В частности, В.А. Рязановский, занимавшийся исследованием Великой Ясы Чингисхана, писал: «Слово Яса означает запрет, устав, закон... Великая Яса представляет письменный законодательный памятник, изданный Чингисханом. Академик В.В. Бартольд в труде «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» дал следующее научное пояснение этого слова: «Яса - постановление, закон, более полная форма ясак выход к арабскому слову (монг. Дзасак)». Академик Б.Я. Владимирцов в книге Чингисхан (1922) писал: «Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях - Билике. По мнению калмыцкого историка Эренжина Хара-Давана, Большой Джасак Чингисхана как бы состоял из двух крупных разделов. Современные исследователи Чингисхана полагают, что Яса не являлась систематизированным сводом законов, она включала ярлыки - приказы, ясак - законы, билик - поучения. Несомненно, есть и другие высказывания и суждения по этому вопросу, но каждое из них заслуживает внимания и, бесспорно, может существовать как научная точка зрения.

Рассмотрим Ясу как источник сведений и феодальном государстве и праве.

История возникновения Великой «Ясы» Чингисхана

 

Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем же была Монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад?

В 12 веке на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. Вели они полуоседлый образ жизни. В конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан, что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.

Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды.

Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов.

Мы должны отличать Великую Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи

Значение «Ясы» по нормам международного права

 

Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения - путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки: «Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить: если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если станете сопротивляться - что мы знаем? Бог Всевечный знает, что с вами будет». Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятся под покровительством и руководством божественного Провидения. «И в этом (монголы), - замечает Абуль Фарадж, - показали уверенность, возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают». Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но вероятно был проникнут глубоким религиозным чувством. Он подолгу беседовал с мудрецами различных вер относительно коренных вопросов жизни и правления, например, достоверно известно о его беседах с даосским монахом Чан-Чуем.

Задачи международной политики монголов довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с Римским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый верой, или своими целями, Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.

Другим важным началом международного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестан в 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и была катастрофа на Калке. О почете, с которым Чингис относился к послам видно из того, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи.

Вопр.7 В XIV—XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путем государства» (В. О. Ключевский). Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству.

Предпосылки объединения. Особенности процесса объединения русских земель состояли в том, что его экономические и социальные предпосылки созревали постепенно, по мере того как набирал силу сам процесс, отставая от него. Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, постепенное оживление городов и торговли — все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым. Решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, от покровительства и понукания, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское княжение, от уплаты дани, от поборов. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды. Она требовала напряжения всех сил, сплочения, жесткого направляющего начала. Этим началом могла быть только великокняжеская власть, готовая действовать твердо, решительно, безоглядно, даже деспотически. Князья опирались на своих слуг — военных в первую очередь — и расплачивались с ними землей, передаваемой в условное владение (из этих слуг и этого землевладения позднее вырастут дворянство, поместная система, крепостное право).

К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры — православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской.
Почему Москва стала центром объединения? Объективно примерно равные шансы возглавить процесс объединения русских земель имели два «молодых» города — Москва и Тверь. Они находились на северо-востоке Руси в относительном отдалении от границ с Ордой (и от границ с Литвой, Польшей, Ливонией) и потому были защищены от внезапных нападений. Москва и Тверь стояли на землях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других княжеств, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения. Исход борьбы Москвы и Твери определялся поэтому личными качествами их правителей. Московские князья в этом смысле превосходили тверских конкурентов. Они не были выдающимися государственными деятелями, но ~ V4ine других умели приноровиться к характеру и ювиям своего времени». Им, «людям некрупны., пришлось «делать большие дела», образ их действий «держался не на преданиях старины, а на расчетливом соображении обстоятельств текущей минуты». «Гибкие, сообразительные дельцы», «мирные хозяева», «скопидомные, домовитые устроители своего удела»— такими видел первых московских князей В. О. Ключевский.
Этапы объединения. Процесс создания единого Российского государства занял длительный период с конца XIII — начала XIV в. до конца XV— начала XVI в.
Конец XIII— первая половина XIVв.:

— образование Московского княжества при князе Данииле Александровиче (конец XIII в.) и его территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна), начало соперничества с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение и первый успех Москвы (1318г., убийство в Орде тверского князя Михаила и передача ярлыка московскому князю Юрию, который владел им до 1325 г.);
— вокняжение Ивана Даниловича Калиты (калита — большой кошелек; происхождение прозвища князя связано не столько с его скупостью, сколько с тем, что он славился своей щедростью при раздаче милостыни нищим). Иван Калита принял участие в карательном походе монголо-татар против Твери, население которой в 1327 г. восстало и убило ханского баскака Чолхана. Результатом было ослабление Твери и приобретение Москвой ярлыка на великое княжение (с 1328 г.). Иван Калита убедил митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира в Москву. С этого момента православная церковь твердо поддерживала московских князей в их усилиях по объединению страны. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях — с исправкой выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу, с показной покорностью и готовностью услужить. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий. «Сорок лет тишины великой», по словам Ключевского, позволили родиться и вырасти двум поколениям, «к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса дедов и отцов перед татарином: они и вышли на Куликово поле».
Вторая половина XIV в. В 60—70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем. Во-первых, были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в Москве. Во-вторых, удалось отвести военную угрозу со стороны великого княжества Литовского, правитель которого, князь Ольгерд, активно участвовал во внутрирусской политике и организовал три похода против Москвы. В-третьих — и это особенно важно — Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством. Дважды (в 1371 и 1375 гг.) тверской князь Михаил получал в Орде ярлык на великое княжение, и дважды князь Дмитрий отказывался признать его великим князем. В 1375 г. Москва организовала против Твери поход, в котором участвовали практически все князья Северо-Восточной Руси. Михаил был вынужден признать старшинство московского князя и отказаться от ярлыка на великое княжение. В-четвертых, впервые за более чем столетие московский князь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы пойти на открытый конфликт с Ордой, бросить ей вызов, оперевшись на поддержку большинства русских княжеств и земель.
В эти же годы Золотая Орда переживала процессы дробления и распада. Ханы менялись на престоле с фантастической частотой, правители обособляющихся «орд» искали счастья в грабительских набегах на Русь. Москва оказывала поддержку соседним княжествам в отражении агрессии. Особенную известность приобрела битва на реке Воже в 1378г. Вторгшееся в Рязанскую землю войско мурзы Беги-ча было разгромлено московским отрядом, которым командовал князь Дмитрий.
Событием огромной исторической важности стала победа русского войска (в нем были представлены княжеские дружины едва ли не всех земель Северо-Восточной Руси, не пришли только рязанские и новгородские отряды) в 1380г. на Куликовом поле над войском татарского темника Мамая.
Причины победы в битве, длившейся, по всей видимости, более десяти часов, в целом понятны: бесспорное полководческое искусство проявил Дмитрий (сбор войск в Коломне, выбор места сражения, расположение войска, действия засадного полка и др.). Мужественно сражались русские воины. Не было согласия в ордынских рядах. Но главными факторами победы признают следующие: на Куликовом поле впервые сражалось единое русское войско, составленное из дружин практически всех русских земель, под единым командованием московского князя; русские воины были охвачены тем духовным подъемом, который, по словам Л. Н. Толстого, делает победу неизбежной: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть». Куликовская битва принесла московскому князю Дмитрию почетное прозвище Донской. Победа была трудной. Ожесточение битвы живет в словах современника: «О горький час! О година крови исполнена!»

Значение победы на Куликовом поле огромно: Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет, в 1382 г. хан Тохтамыш сожжет Москву, но решающий шаг к освобождению был сделан 8 августа 1380 г.); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания.

Первая половина XV в. Главным событием этого этапа стала феодальная война 1425—1453 гг. между московским князем Василием II Темным и коалицией удельных князей, которую возглавил его дядя Юрий, а после смерти Юрия — его троюродные братья Василий Косой и Иван Шемяка. Длительная смута закончилась победой московского князя.

Вторая половина XIV — начало XV в. Завершаю-^ щий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462—1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505—1533):

— в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород (1477), Тверь (1485), Псков (1510), Рязань (1521), Смоленск (1514);
— «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсотсорокалетнего монгольского ига. Более двух месяцев русское войско Ивана III и татарская армия хана Ахмата стояли на разных берегах притока Оки реки Угры. Ахмат не решился вступить в сражение и увел войска, признав, по существу, независимость Руси;

— завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси», брак с византийской царевной Софьей Палеолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дали ему основание принять византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства (добавление к нему герба Московского княжества — Георгия Победоносца — символизировало роль Москвы как столица державы). Постепенно складывалась и система органов государственного управления: Боярская дума (совет знати при великом князе), Казна (центральный административный орган, из которого позднее выделились органы центрального управления — приказы; понятие «приказ» впервые употреблено в 1512 г.), Дворцы (органы управления вновь присоединенными территориями). Страна делилась на уезды (управлялись наместниками), волости и станы (управлялись волостелями). Наместники и волостели жили за счет кормлений — сборов с местного населения. В 1497 г. был принят Судебник — первый законодательный акт единого Российского государства. В нем, в частности, содержалась новая норма о едином сроке перехода крестьян от одного землевладельца к другому (две недели до и после 26 ноября — Юрьева дня). С конца XV в. все шире употреблялся новый термин «Россия».

Причины возвышения Москвы. Было уже сказано (§ 36),что в эпоху татарского завоевания во Владимиро - Суздальской Руси развился удельный порядок княжеского владения, прекратившийся с усилением Московского княжества.

Особое Московское княжество начало существовать со второй половины XIII в. Самый же город Москва, по преданию, был основан князем Юрием Долгоруким. Летописи упоминают о Москве в первый раз в 1147 г. (затем в 1156 и 1176 гг., называя ее «Москов», «Кучково» и «Москва»). Первоначально Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли для того, чтобы охранять ее с юга, от Рязани и Чернигова. Батый, идя из Рязани к Суздалю и Владимиру, прежде всего взял и разорил Москву, закрывавшую ему путь к этим городам. В первое столетие своего существования Москва не составляла особого княжества, а принадлежала владимирским князьям. Князь Александр Невский оставил на Москве своего младшего сына Даниила, и только с тех пор Москва стала особым Даниилом потомства. С тех же пор началось быстрое усиление и возвышение нового удела.

Первая причина возвышения Москвы и усиления Московских князей заключалась в особенно выгодном географическом положении Москвы Москва была расположена в узле дорог, ведших из южной Руси» в северную и из новгородской земли в Рязанскую. Переселенцы из южных областей, идя на север, не могли миновать реки и в большом числе оседали вокруг города Москвы ранее, чем продвигались далее к северу. Оттого Московское княжество быстро и;заселялось а это давало московским князьям большие средства так как чем 'гуще было население удела, тем больше получал удельный князь. Река Москва, с другой стороны, была таким водным путем который соединял верховья Волги со средним течением Оки. 5тим путем пользовались новгородцы, перевозя к себе хлеб, воск и мед из богатейших мест Рязанской земли. Владея такою торговою дорогою московские князья извлекали свои доходы из торгового движения в виде пошлин с купцов и т.п. Таким образом, географически центральное положение Москвы способствовало быстрому заселению Московского княжества и обогащению московских князей. Изобилие же материальных средств давало этим князьям большую силу и склонность к «примыслам».

Второю причиною возвышения Москвы были таланты и ловкость первых московских князей, умевших использовать выгоды своего положения. Первые два московских князя, Даниил Александрович и сын его Юрий, успели «примыслить» себе все течение Москвы-реки, отняв от Рязанского князя город Коломну на устье р. Москвы и от Смоленского князя город Можайск на верховьях р. Москвы. Кроме того, князь Даниил получил город Переяславль - Залесский по завещанию бездетного Переяславского князя. Земли и богатства Юрия Даниловича выросли настолько, что он как представитель старшей линии в потомстве Ярослава Всеволодовича решился искать в орде ярлыка на великое княжение Владимирское и вступил в борьбу за Владимир с Тверским князем Михаилом Ярославичем. (Этот князь Михаил, будучи племянником князя Александра Невского, приходился младшим двоюродным братом Даниилу Московскому и, стало быть, дядею князю Юрию Даниловичу.) Борьба велась в орде путем интриг и насилий. Оба князя, и Московский, и Тверской, в орде были убиты. (Князь Михаил Ярославич, замученный татарами, причтен церковью к лику святых.). Великокняжеский стол тогда достался сыну Михаила, Александру Тверскому; а в Москве вокняжился брат Юрия Иван, по прозвищу Калита (то есть кошель). Улучив минуту, Калита снова начал борьбу с Тверью и, наконец, в 1328 г. добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук Московской династии.

Вопр.8 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА И её ЗНАЧЕНИЕ

Как много можно узнать о государстве, если изучить его знаки и атрибуты? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования гос символики. Сейчас она существует в триединстве - это герб, флаг и гимн.
знаки объединяют люд в нацию, придают ему государственность. Почитание собственных знаков является проявлением гражданской позиции. Обратим внимание, как обожают свой флаг и гимн американцы. Они вывешивают звездно-полосатые флаги над дверьми и окнами домов, поют гимн, прикладывая к сердцу правую руку. Их лица при этом стают вдохновенно возвышенными. Они - нация, они - граждане собственной страны. Почитают свой флаг и гимн и остальные народы - британцы, французы, поляки. Гимном Французской республики стала популярная песня времен Великой революции 1789 года - "Марсельеза". "О, дети родины, вперед, настал день вашей славы..." Так начинается эта песня. Её утверждение в конце XIX века в качестве гимна символизировало упрочение республиканских порядков, демократических устоев. Знаки - герб, флаг и гимн - свидетельствуют о неразрывной нити времен, связывают меж собой поколения живущих и погибших, они - живые свидетели памяти.
Утверждение знаков и атрибутов страны является принципиальной прерогативой верховной власти. Процедура их принятия связана со вступлением в силу особых законов. В свою очередь, все официальные бумаги обязаны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие государственные почести. Оскорбление флага – это оскорбление нации, страны. Протестуя против войны во Вьетнаме, юные американцы в 1968-1969 годах публично сжигали флаги. Это демонстрация их отторжения от страны, от той власти, которая посылала их на бессмысленную бойню в далекие джунгли. Сегодняшнее поколение - яппи, напротив, истово и последовательно почитает свои государственные знаки. Можно сказать, что власть завоевала доверие собственных граждан.
но распространенная сейчас триада государственных знаков и атрибутов сложилась не так давно - лишь в XIX веке. С этого времени знаки государственного суверенитета равномерно закрепляются законодательно. Выбор из тыщ эмблем, существовавших в средние века и отражавших метод мышления наших предков, определенных изображений не был случайным в каждом из стран.
В большинстве государств государственные знаки (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их через века составляют необыкновенную гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Знаки объединяют люд в нацию, придают ему государственность.
Флаги, гербы и гимны часто принимались в подражание передовой либо сильной стране, или были схожими в связи с политической либо родственной близостью народов. Французский "триколор", показавшийся в годы Великой французской революции (с 1789 г.), Стал потом прототипом для Италии, Бельгии, Румынии, Ирландии и остальных государств. Однотипные "крестовые" полотнища у шведов, норвежцев, исландцев, финнов и фарерцев восходят к датскому "Даннеброгу" (1219 г.). Османский полумесяц со звездой возник на флагах практически всех исламских стран. Самый старый флаг относится приблизительно к 3000 г. До н.Э. И найден в 1972 г. На местности Ирана. Он сделан из сплава, имеет размер 23 на 23 сантиметра с изображением орла, двух львов, богини, трех женщин и быка.
огромное значение в символике имеют цвета. В Германии преимущественными цветами были желтый, белый, красный, темный (символизировал у германцев силу, мужество, великое прошедшее). знатным императорским цветом в Византии был багряно-красный, в Китае - желтый. Инстинктивное неприятие темного существует у французов, а голубого и синего - у курдов. У китайцев и вьетнамцев белый цвет считается траурным. Славянские народы предпочитают красные, белые, синие, зеленоватые краски (синий числился цветом славянской взаимности). Одним из любимых цветов великороссов был красный (красные - солнце, девица, изба, угол, крыльцо, продукт, словцо, "красивый" - самый красный). Красный и синий были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубашки российских фермеров и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубахами российских женщин. Подвенечный наряд невест в народе до ХХ века был красным. Голубой числился цветом Богоматери. Белыми называл люд свою веру, царя и Отечество. По российским обиходным понятиям ХVII-ХIХ веков красный символизировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Белый - мир, чистоту, правду, благородство, совершенство. Темный - погибель, печаль, монашество, мрак.
Государственным эмблемой является также и гимн - праздничная песнь, призванная сплачивать нацию. Официальное выполнение его сопровождается вставанием гражданских лиц и отданием чести военнослужащими. Зарождение гимнов пропадает в глубочайшей древности человечества, а сейчас они разделились на религиозные, государственные, военные, революционные, партийные. Большая часть европейских гимнов ведет свое начало со второй половины ХVIII – первой половины ХIХ века, то есть со времени образования современных наций; различные гимны создавались на неодинаковой базе и несли различные идеи. Лирическая чешская песня "Где родина моя" (1834 г.) Воспевала любовь к уютной Чехии, "Марсельеза" (1792 г.), "Еще Польша не погибла" (1797 г.), "Гимн гарибальдийцев" (1848 г.) Звали к защите страны, бельгийский революционный "Брабансон" (1830 г.) Призывал отдать свое сердце и кровь дорогой матери-Бельгии, российский гимн "Гром победы" (1791 г.) Давал удовлетворенность, неустрашимость и гордость за державу; идею владычества над океанами и континентами выражал гордый гимн "Правь, Британия!"
Часть гимнов создавалась на базе мелодий, близких к молитвенным, к примеру английский "Боже, храни короля", российский "Боже, царя храни", часть была военными маршами, к примеру "Королевские марши" Испании и Португалии. Гимны монархий непременно прославляли царствующих государей-венценосцев.
время от времени сразу несколько государственных песнопений числились государственными (в ХIХ веке в Великобритании, Венгрии, США). некие же страны даже в конце ХIХ века не имели гимнов (Китай, Корея, Люксембург). В Османской империи для каждого нового султана составлялся новый военный марш. Тунис в конце ХIХ века имел 15 государственных гимнов-маршей. А самым старым, государственным гимном считается революционный нидерландский "Вильгельмус ван Нассауве" (1568 г.).
кроме обычных знаков в виде герба, флага и гимна, любая страна имеет и ряд остальных государственных знаков, которые обозначают специальные для каждой страны историю, культуру и быт. В то же время такие знаки не постоянно могут быть известны иностранцам и уж во всяком случае не могут восприниматься ими как нечто родное и близкое. Для Великобритании характерны следующие знаки - лев (знак Соединенного Королевства), бульдог (олицетворение отрицательных сторон британского характера и старой колониальной политики Англии), Биг Бен (колокол часов-курантов, находящийся на высокой башне парламента в Вестминстере, бой которого раз в день передают по радио как государственный звуковой сигнал; колокол весит 13 т и назван по имени главенствующего смотрителя работ Бенджамена Холла в 1856 г., Символизирует Англию и её столицу), роза (эмблема ряда королевских династий), ведьмы (обычно изображаются верхом на помеле вылетающими из трубы, служат классическим изображением истинно английской приверженности старым, консервативным традициям, английской веры в призраки и привидения) и др. Для Германии государственными знаками являются орел (знак Германии, распространенный во всех землях со времен средневековья), дуб (государственный германский знак жизни, надежды, а также воинской доблести), Гретхен (сентиментальный знак германской дамы) и др. Францию символизируют галльский петух (исторически привязан к французам как к нации и значит "задиристость, заносчивость"), Эйфелева башня (знак Парижа), Вандомская колонна (знак величия Франции), Жанна д'Арк (знак патриотизма и самопожертвования ради счастья родины) и др. В США особенное значение имеют дядя Сэм (знак США в виде высокого, худощавого, пожилого мужчины с острой бородой, одетого в черный фрак, светлые полосатые штаны и с цилиндром на голове; возник во время наполеоновских войн, когда газетчики шутливо расшифровали заглавные буквы нового страны "U.S. Am" как "Uncle Sam", то есть "дядя Сэм", поскольку в США имя Самуэл было одним из самых фаворитных), осел (эмблема демократической партии), слон (эмблема республиканской партии). "Мейфлауэр" (патриотический знак американцев, заглавие корабля, на котором прибыли в 1620 г. Первые английские поселенцы в Северную Америку), статуя Свободы (аллегория свободы, почаще употребляется забугорными странами для олицетворения США) и др. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные знаки - самовар (олицетворение бытовых сторон российского вида жизни для иностранцев), тройка (знак российского народа и его культуры), медведь (употреблялся в дореволюционной российской политической карикатуре как положительный образ России), Красная площадь (знак центра страны, её средоточие), Кремль (знак высшего управления страны).
В неких государствах есть и законодательно закреплены официальные девизы страны. При этом употребление государственного девиза частенько носит обязательный характер, так же как и употребление государственного флага и герба. Можно привести ряд примеров схожих девизов: Бельгия - "альянс дает силу", Великобритания - "Бог и мое право!" (Бывший боевой клич британских правителей), Испания - "Великая свобода без предела", Франция - "Свобода, Равенство и Братство", США - "При разнообразии - едины", Канада - "От моря и до моря!", Бразилия - "Порядок и прогресс", Камерун - "Мир, Труд, Родина", Уганда - "За хорошую и мою страну!" И т.П. В русском Союзе на гербе был девиз "Пролетарии всех государств, соединяйтесь!", А сейчас официального девиза в русской Федерации нет.
Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории сотворения этих знаков, понимания их смыслового значения. Современным россиянам, и юным, и пожилым, совсем непросто. Они пережили крушение старой государственности, крушение старых знаков. До сих пор у многих наворачиваются на глаза слезы при звуках гимна "альянс неуязвимый республик свободных". Сотни и тыщи людей выходят на улицы под красными флагами с серпом и молотом - символикой СССР. Но время поворотить вспять нереально. Невзирая на ностальгию по недавнему прошлому, России нужно вспомнить и свои исконные знаки - могучего державного орла, простирающего свои крылья по обе стороны света - Европу и Азию. Его главы глядят и на Восток и на Запад, как будто напоминая нам о срединности России в мире, её великой посреднической роли меж двумя мирами. Философ конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев предрекал нашей стране великое будущее, свет для всех народов, идущий от Руси, с её богатейшей духовностью, старыми корнями, гордым и трудолюбивым народом. Державность состоит не столько в том, чтоб быть ужасными для собственных ближних и дальних соседей, державность состоит в уважении к личности человека, обеспечении его прав и свобод, гармонизации собственных интересов с интересами остальных. Может быть, нет у многих из нас пока того душевного трепета, который присущ иным народам при звуках глинковской музыки, положенной в базу русского гимна. У него пока еще нет слов, как будто поновой рождается страна, обретает силу люд и не пришло еще озарение, не пришли те слова, которым суждено стать словами Гимна. Но они обязательно родятся, и мы их услышим в собственных сердцах. И уже бьется сердце при виде вздымающегося на флагштоке триколора, уже установлены на башенках Государственного Исторического музея, над Красной площадью державные орлы. Россия не погибла, просто который раз в собственной судьбе она, как будто птица Феникс, восстает из пепла и наполняется новым смыслом, новым величием. И свидетельством этого является утверждение новой - исконно русской символики.
Она - связывающая нить меж прошедшим и будущим, из которого мы не вычеркнем ни одной строки, не вырвем ни единой странички, ибо все они - исторический опыт народа.

РОССИЯ И ВИЗАНТИЯ. ПОЯВЛЕНИЕ ДВУГЛАВОГО ОРЛА

Гербы в России возникли давно, но это были только картинки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были не достаточно распространены.
В самом собственном начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Но, несмотря на то, что конечной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России возникает уже при Иване III (1462-1505). конкретно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На её лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошедшее. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.Э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.
потом двуглавый орел находится в Мидийском царстве - старой державе, раскинувшейся на местности Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.Э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Тут он возник при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве собственной эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал гос символом Римской империи.
На Руси двуглавый орел возник после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского правителя Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии совсем глубока и увлекательна и является темой для отдельной работы. Но, обратимся вкратце к этому вопросу.Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга сделала путешествие в Царьград и приняла христианство.Но далее дела с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 меж ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом. позже, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. “Принятие Русью христианства из Византии обширно открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Совместно с христианством стала проникать на Русь струя новейших политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для наружной лишь защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего публичного порядка...”.
но далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в супруги русскому сударю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых свершилась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел принципиальные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь столичный становится как бы преемником византийского правителя, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в столичном Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышноватый, сложный и серьезный церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века равномерно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение сударя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Заместо прежнего обычного и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III воспринимает пышноватый титул: “Иоанн, Божиею милостью сударь всея Руси и Великий князь Владимирский и столичный и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”. В отношениях с малыми соседними землями возникает уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый столичными сударями, “самодержец” представляет собой перевод византийского правительского титула autocrator; титул этот означал сначало самостоятельного сударя, не подчиненного никакой наружной власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.
С конца XV века на печатях столичного сударя возникает византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним столичным гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением её развития на гербе...

Вопр.9 Суде́бник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права.

Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьякуВладимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казниупомянутого Гусева [1]. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.