Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика Н.С. Хрущева в сфере образования




Одной из важнейших реформ, которые были осуществлены политикой Хрущева в 1958-1964 годах, стала реформа народного образования. Можно сказать, что советская школа не очень хорошо реагировала на изменения в производстве и на быстро идущий прогресс науки и техники. За весь послевоенный период школьная система управления практически не менялась.

Выпускники школ не хотели идти работать, особенно на производство, так как считали подобный труд не престижным. К тому же большинство выпускников даже не были готовы к работе в колхозах и на заводах. Главный парадокс заключается в том, что как раз в эти годы сельское хозяйство испытывало нужду в рабочей силе, так как в трудоспособный возраст вступило немногочисленное поколение родившихся в годы войны.

То есть, можно сказать, что реформа образования должна была, в первую очередь, снять противоречие между общим стремлением к потребностям экстенсивной экономики в рабочих руках и высшему образованию. Около двух лет в обществе шла дискуссия о том, как можно было бы на практике приблизить школу к жизни. В 1958 году был принят так называемый закон о развитии системы народного образования в СССР.

По закону осуществление среднего образования оставалось очень важной задачей, однако средняя школа приобрела более «политехнический» профиль. После получения обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была включиться в общественно полезный труд, и все последующее обучение связывалось с трудом в народном хозяйстве.

Все, кто хотел получить среднее образование, должны были в обязательном порядке учиться либо в среднем профтехникуме, либо в средней политехнической школе с производственным обучением, либо в заочных и вечерних школах сельской и рабочей молодежи. Учеба в высших учебных заведениях тоже совмещалась с работой на производстве по максимуму.

Еще с начала проведения реформы были многочисленные трудности. Материально-техническая база школы была совершенно не готова к реализации задач производственного обучения. В большинстве школ выбор профессий был очень скромный и очень часто носил случайный характер.

Итог политики Хрущева и реформ образования оказался печальным: образовательный потенциал общества резко снизился, а с 1964 года средняя школа опять стала десятилетней.

Вопр.58 Так же как и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации. До 1 июля 2002 г. основным источником уголовно-процессуального права оставался Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 г. С начала 1990-х гг. российский уголовный процесс находился в пореформенном состоянии. Радикальная Концепция судебной реформы, утвержденная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., провозгласила задачу преобразования уголовного судопроизводства на состязательной основе, предложив значительно расширить возможности обвиняемых и потерпевших по защите своих прав и законных интересов.
В рамках вышеуказанной Концепции в России на протяжении 1990-х гг. был принят целый комплекс законодательных актов и поправок к УПК РСФСР. Ряд весьма важных позитивных корректив в уголовно-процессуальное законодательство внесла серия заключений Конституционного Суда РФ.
Основы новой модели уголовного судопроизводства были заложены в Конституции 1993 г. Ее положения, в частности, предусматривают, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч.2 ст.22). Обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.47), в том числе во всех случаях угрозы вынесения смертного приговора (ч.2 ст.20).
Наиболее значительными достижениями реформы уголовного правосудия в 1990-е гг. стали укрепление независимости судей в соответствии с законодательством о статусе судей; усиление гарантий права на защиту подозреваемого и обвиняемого на начальных этапах предварительного расследования; установление судебного контроля за правомерностью заключения под стражу и продления прокурорами срока содержания под стражей, а также за применением других наиболее острых мер процессуального принуждения (обыска жилища, прослушивания телефонных переговоров и др.); введение в 9 субъектах РФ суда присяжных.
Вместе с тем нормы Конституции РФ, обеспечивающие гражданам защиту от произвольных арестов, гарантирующие право обвиняемого предстать перед судом присяжных, провозглашающие принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон в 1990-е гг. остались нереализованными (поскольку не было принято соответствующее законодательство). Порядок предварительного расследования уголовных дел не претерпел сколь-нибудь существенных изменений.
Неоправданная задержка распространения института суда присяжных на всю страну дала Конституционному Суду РФ основание ввести в феврале 1999 г. запрет на вынесение смертных приговоров до тех пор, пока любому обвиняемому в наказуемых смертной казнью преступлениях не будет предоставлено право предстать перед судом присяжных.
УПК РСФСР 1960 г. даже с многочисленными изменениями и дополнениями (их было более 500) вступал в противоречие с Конституцией и новой социально-экономической системой, не соответствовал изменившейся криминогенной ситуации и потребностям борьбы с преступностью. Тем не менее Федеральное Собрание в 1996-1999 гг. продолжало вносить в УПК 1960 г. частные изменения и дополнения, носящие зачастую противоречивый характер. Так, в декабре 1996 г. в УПК внесены изменения, в соответствии с которыми судьи получили возможность рассматривать единолично дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым может быть назначено наказание до 5 лет лишения свободы без согласия на то подсудимого (ранее это право распространялось лишь на дела о преступлениях небольшой тяжести с верхним пределом наказания до 2 лет лишения свободы). Тем самым отчасти была решена проблема острейшей нехватки народных заседателей, из-за которой обвиняемые нередко ждали суда годами. В то же время Федеральное Собрание не внесло в УПК РСФСР тех изменений, необходимость которых прямо вытекала из положений Конституции 1993 г. В частности, в УПК РСФСР не было отражено важнейшее конституционное положение об аресте только по решению суда. Процесс принятия нового УПК растянулся на несколько лет: первое чтение в Государственной Думе он прошел в мае 1997 г., второе - в июне 2001 г., третье - 22 ноября 2001 г. (подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г.). Причина такой задержки заключается в острой борьбе, развернувшейся по поводу содержания кодекса между представителями правоохранительных ведомств (прокуратуры, МВД), с одной стороны, и политиками, учеными либеральной ориентации, правозащитными организациями с другой. Соответственно, новый УПК по своему содержанию носит во многом компромиссный характер. С одной стороны, он воплощает содержащиеся в Конституции РФ 1993 г. демократические принципы и нормы уголовного правосудия. С другой стороны, по мнению ряда либеральных ученых и правозащитников, УПК РФ направлен на сохранение неоинквизиционной модели уголовного судопроизводства, при которой органы уголовного преследования имеют значительные преимущества над стороной защиты, а обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель оказываются скорее объектами исследования, нежели самостоятельными, полноправными субъектами уголовного процесса. Отдельные положения нового УПК вступают в противоречие с гарантированными Конституцией РФ и международными обязательствами РФ принципами состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, неприкосновенности личности. В частности, существенно ограничивается подсудность суда присяжных, полностью ликвидирован институт народных заседателей. Предусматривается возможность рассмотрения судьей единолично дел о преступлениях, наказуемых лишением свободы на срок до 10 лет.
Согласно ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Кодекс вступил в силу с 1 июля 2002 г. Однако введение ряда положений отложено на более поздний срок. В частности, создание на всей территории РФ судов с участием присяжных предусматривается с 1 января 2003 г. Передача суду полномочий прокуроров по применению мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; продлению срока содержания под стражей; производству обыска и (или) выемки в жилище и ряда других отложена была до 1 января 2004 г., однако 14 марта 2002 г. Конституционный Суд постановил, что уже с 1 июля 2002 г. давать санкцию на арест может только суд.
УПК 2001 г. предусматривает 4 инстанции рассмотрения уголовных дел: первую, апелляционную, кассационную и надзорную. По первой инстанции уголовные дела рассматривают: мировой судья (если максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы за вычетом ряда составов); судья федерального суда общей юрисдикции (если максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы); федеральный судья и коллегия из двенадцати присяжных заседателей (по ходатайству обвиняемых по строго определенным статьям УК). Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого или отказа последнего от права на суд присяжных рассматриваются коллегией из трех федеральных судей. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. В кассационном порядке дела рассматриваются судом в составе 3 судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее 3 федеральных судей.
Основным источником уголовно-исполнительного права (именовавшегося ранее исправительно-трудовым) является Уголовно-исполнительный кодекс от 8 января 1997 г., сменивший Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. Содержание УИК РФ отражает тенденцию некоторой гуманизации отечественной системы исполнения наказаний.

Вопр.59 Конституция СССР 1977 года — основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным Советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Структура Конституции

Принятая в 1977 году конституция содержала 9 разделов, 21 главу и 174 статьи.
Структура Конституции на момент принятия (7 октября 1977 года):

§ Преамбула

§ Раздел 1. Основы общественного строя и политики СССР:

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

§ Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

§ Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР — союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

§ Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

§ Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

§ Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

§ Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

§ Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР

§ Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

 

  В истории конституция СССР 1977 года, «Брежневская» конституция, сыграла немаловажную роль. Еще на XXII съезде КПСС Хрущев неоднократно заявлял о том, что пора готовить новую конституцию чтобы окончательно перейти к коммунизму. Смещенный Брежневым Хрущев обещал своему народу, что к 80-м годам XX века все советские граждане будут жить при коммунизме. Да, фантазировать у нас умели. Еще помнится как в школах нам пудрили мозги о космических полетах на далекие планеты и встречу с внеземным разумом, об автомобилях на солнечных батареях и прочей чепухе, с помощью которой можно было бы отвлечь простых граждан от насущных проблем. Итак, Хрущева сместили со своей должности и новая шайка, в составе которой находился и сам Леонид Ильич Брежнев, отказались от задумки генерального секретаря КПСС. Они посчитали такую идею слишком уж ненормальной, чтобы она могла быть реализована. Вместо этого они решили слегка подкорректировать эту идею и приняли концепцию «развитого социализма». Все это было сделано чтобы отвлечь народ от новаций Никиты Сергеевича. Для чего это надо было сделать? А для того, чтобы скрыть так называемый разрыв между практикой и теорией. Наверняка, всем вам известна такая замечательная фраза Мефистофеля из произведения «Фауст»: «Суха мой друг теория везде, а древо жизни пышно зеленеет». Укреплять решили на этот раз государственные институты. Из статьи о партийном кризисе вы уже знаете что из этого получилось. Совет депутатов трудящихся в новой конституции уже называли «Советом народных депутатов». Совсем они забыли про рабочих и крестьян. Это чтобы показать народу, что демократия в стране советов все-таки существует. Какие же мы были дураками, свободы нашей стране никогда и не было вплоть до распада СССР. Помнится, как Л.И. Брежнев выгнал Солженицына в ФРГпосле его утверждения о том, что в СССР жить невозможно. Так его живо в самолет запихали и … Об этом ни в одном учебнике не написано, даже редко встречается в мемуарах, дали пинка под зад когда «великий писатель» вышел из самолета. Кстати, во время поездок по всей России, Солженицын был приглашен в качестве гостя в г. Улан-Удэ республики Бурятия. На площади Советов он произнес следующую фразу: «Буряты, это непонятно что за народ…» Да, именно эту фразу он и сказал, огромной толпе, которая собралась у здания городской администрации и народного Хурала (это что-то вроде Государственной Думы республиканского масштаба). Думаю, вам не нужно объяснять какая реакция может последовать после таких слов 6-я статья в конституции СССР 1977 года указывала на монопольное положение КПСС и больше никакой другой партии быть не могло. Это сейчас вы можете вступать хоть в партию домашних кошек и собачек, верить в черта или Бога, вывешивать флаги Rainbow coalition и равноправия у себя перед домом (кроме государственного флага РФ) и говорить все что вам может только прийти в голову. А вот теперь самый главный вопрос: что же такого интересного в «Брежневской» конституции, что так нудно и долго изучают в школе? Вся загвоздка в том, что это чисто «советский» продукт и соседство таких слов как «социализм» с «демократией» и «законностью» делает ее отличной от западных конституций. В общем, на жизнь простых граждан это никак и не повлияло, продуктов на прилавках так и не хватало, смерть четырех родственников переносилась легче, чем попадание «запорожца» или «копейки» в аварию, а мы все также надеялись на чудо и светлое будущее нашей страны.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 6195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.