Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие налогового законодательства во времени




Вопрос о пределах действия налогового закона имеет существенное значение в практике применения налоговых норм, поскольку от его решения зависит определение момента возникновения, изменения или прекращения обязанностей налогоплательщиков. При этом налоговые отношения обладают столь значимыми особенностями, что это предопределило включение в Налоговый кодекс специальных правил действия актов налогового законодательства во времени (статья 5 НК РФ). Вместе с тем и специальные правила действия налогового законодательства во времени не являются едиными и дифференцированы для актов налогового законодательства, предусматривающих установление и введение новых налогов и сборов, с одной стороны, и для иных актов налогового законодательства, - с другой. Наряду с этим имеются различия и в порядке вступления в силу иных актов налогового законодательства, в зависимости от их отнесения к актам законодательства о налогах либо к актам законодательства о сборах.

По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередногоналогового периода по соответствующему налогу (часть 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ). В свою очередь, акты законодательства о сборах по общему правилу вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца с момента их опубликования (часть 2 пункта 1 статьи 5 НК РФ).

Специфика этого порядка выражается, прежде всего, в установлении более длительного по сравнению с общим порядком срока, отделяющего дату официального опубликования акта налогового закона от вступления его в силу. В соответствии с общим порядком законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, в то время как налоговые законы – не ранее, чем по истечении одного месяца.

Такой подход вызван тем, что налоговое законодательство, регулируя изъятие у налогоплательщиков обязательных платежей в бюджетную систему, оказывает непосредственное влияние на результаты их предпринимательской деятельности, ограничивает в конституционных пределах их право собственности. Поэтому необходимо достаточное время для того, чтобы налогоплательщик мог оценить последствия нового налогового закона для хозяйственной деятельности и возможные изменения в уровне налогового бремени.

Другое специальное требование часть 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ касается недопустимости вступления акта законодательства о налогах в силу ранее наступления очередного налогового периода по соответствующему налогу. Именно с налоговым периодом Налоговый кодекс связывает формирование у налогоплательщика налоговой базы, являющейся основой для определения подлежащей уплате суммы налога. Поэтому изменение налоговой нормы до завершения налогового периода нарушило бы стабильность условий хозяйственной деятельности налогоплательщика. Вступление налогового закона в силу до завершения налогового периода привело бы к распространению его действия на весь налоговой период, что фактически означало бы придание ему обратной силы. Именно поэтому Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 24.10.1996 №17-П и от 08.10.1997 №13-П сформировал правовую позицию о необходимости учета налоговых периодов при вступлении налоговых законов в силу, которая впоследствии получила отражение в ст.5 НК РФ. (Постановление Конституционного Суда от 24.10.1996 №17-П «По делу о проверку конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «о внесении изменений в Закон РФ «Об акцизах»; Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 №13-П «По делу о проверке конституционности Закона г. Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в г. Санкт-Петербурге в 1995 году).

Специальный порядок вступления в силу предусмотрен для налоговых законов и налоговых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих и вводящих новые налоги и сборы. Согласно части 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не позднее одного месяца со дня их официального опубликования. Связь вступления налогового закона в силу с началом очередного календарного года в данной ситуации обусловлена стремлением законодателя усилить гарантии стабильности налогового законодательства в тех случаях, когда решается вопрос о начале взимания нового налога или сбора.

Особенностями налогового законодательства обусловлено также включение в Налоговый кодекс специальных положений относительно обратной силы его актов. В соответствии со ст. 5 НК РФ выделены три категории актов налогового законодательства в зависимости от допустимости придания им обратной силы.

Пункт 2 статьи 5 НК РФ определяет акты налогового законодательства, которые обратной силы не имеют. Развивая в этой части положения статьи 57 Конституции РФ, законодатель относит к таковым акты, устанавливающие новые налоги и сборы; повышающие налоговые ставки, размеры сборов; устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

В свою очередь, пункт 3 статьи 5 НК РФ называет те акты налогового законодательства, которые имеют обратную силу, независимо от указания на это в самом принимаемом акте. Речь идет об актах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов либо их представителей.

Наконец, среди актов налогового законодательства выделяются такие, которые в соответствии спунктом 4 статьи 5 НК РФ могут иметь обратную силу, если она будет им придана специальным указанием на это при принятии соответствующего акта. К этой категории отнесены акты, отменяющие налоги и сборы; снижающие размеры ставок налогов, размеров сборов; устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; или иным образом улучшающие их положение. Придание обратной силы актам этой категории может привести к необходимости возврата плательщикам из бюджетов ранее уплаченных ими сумм налогов и сборов. Поэтому вопрос о допустимости придания обратной силы этим актам должен решаться всякий раз самостоятельно с учетом оценки реальных возможностей бюджетной системы.

Например, Федеральный закон от 6 мая 2003 года № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 214.1 и 219 ч. 2 НК РФ» предусмотрел право налогоплательщиков-опекунов (налогоплательщиков-попечителей) на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме, уплаченной ими за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет. При этом статья 2 этого Закона распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, придав тем самым обратную силу налоговой норме, улучшающей положение налогоплательщиков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.