Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 20 страница




Афро-азиатский правовой консультативный комитет принял Типовое соглашение для двусторонних соглашений о правовой помощи и доказательствах.

Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

_________________________________________________________

Гетьман-Павлова 2005

 

Международный договор имеет наиболее важное значение как

источнрп< МЧП. Между договорами в области международного пуб­

личного и международного частного права есть существенные раз­

личия. Создателем (субъектом) и адресатом норм международных

соглашений в международном публичном праве одновременно вы­

ступает само государство. Государство создает нормы международ­

ного публичного права, самому себе их адресует и на себя же возла­

гает ответственность за их нарушение. Нормы международных со­

глашений, регулирующих отношения в сфере публичного права,

как правило, являются несамоисполнимыми. Они адресованы госу­

дарству в целом и не могут быть применены в национальном праве

без издания специального внутригосударственного акта, конкрети­

зирующего такие нормы и приспосабливающего их лля действия в

национальном праве.

Создателем (субъектом) норм международных соглашений, ре­

гулирующих проблемы МЧП, также является государство. Незави­

симо от предмета регулирования, любое межгосударственное согла­

шение входит в сферу международного публичного права. Однако

подавляющее большинство международных конвенций, посвящен­

ных регламентации частноправовых вопросов, адресованы не госу­

дарству в целом, а его национальным правоприменительным орга­

нам, физическим и юридическим лицам. Такие международные до­

говоры содержат в основном самоисполнимые нормы, т.е. конкретные

И завершенные, уже полностью приспособленные для непосредствен- 43

ного действия в национальном праве. Для имплементации норм та­

кого международного договора во внутреннее право не нужно изда­

ния специальных законов, а достаточно ратификации договора или

его подписания. Разумеется, все международные соглашения по во-,,,

просам МЧП содержат и обязательства государств в целом (изме- 'f%'%

нить свое законодательство в мелях исполнения обязательств по ^f^'

данному соглашению, денонсировать ранее заключенные соглаше­

ния и др.). Однако поскольку нормы подобных договоров адресова­

ны непосредственно национальным участникам гражданских право­

отношений, то имеется прямая возможность непосредственного при­

менения норм международных договоров в национальных судах и

арбитражах (ст. 7 ГК РФ).

Международные договоры, регулирующие вопросы МЧП, со­

ставляют в международном праве целую систему. Основное количе­

ство таких договоров — двусторонние (договоры о правовой помо­

щи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульские

конвенции, договоры о торговле и мореплавании, торговом судо­

ходстве). Наиболее важное значение для международного сотруд­

ничества имеют, естественно, не двусторонние, а универсальные ме­

ждународные соглашения, устанавливающие единообразное право­

вое регулирование на глобальном уровне. С начала XX в. в рамках

различных международных организаций (Гаагские конференции по

МЧП, УНИДРУА, МОТ и др.) предпринимались попытки универ­

сальной кодификации МЧП.

В настоящее время разработана целая система универсальных

Гаагских, Брюссельских и Женевских конвенций, регулирующих

отношения практически во всех областях МЧП. Заключены, всту­

пили в силу и достаточно успешно действуют универсальные меж­

дународные соглашения о защите иностранных инвестиций, о регу­

лировании международной купли-продажи и других внешнеторго­

вых сделок, о праве интеллектуальной собственности, вексельном и

чековом праве, о брачно-семейных отношениях, по вопросам меж­

дународного гражданского процесса. Основной недостаток боль­

шинства таких соглашений — их недостаточно представительный

характер (например, в Венской конвенции ООН о договорах меж- дународной купли-продажи товаров 1980 г. участвуют всего около

100 государств мира). Многие универсальные международные со­

глашения в сфере МЧП, принятые довольно давно, до сих пор не

вступили в силу, так как не набрали необходимого количества уча­

стников.

Значительно более успешна кодификация международного част­

ного права, производимая посредством заключения международных

конвенций регионального характера. В современном мире суш.еству-

ет единственная межгосударственная кодификация МЧП на регио­

нальном уровне — это Кодекс Бустаманте 1928 г. (участники — го­

сударства Центральной и Южной Америки). Кодекс Бустаманте —

это полномасштабная кодификация унифицированных региональ­

ных коллизионных норм, которые действуют и применяются судами

всех государств-участников. Кодекс представляет собой до сих пор

непревзойденную межгосударственную унификацию коллизионного

права. В 60-х годах XX в. был создан Международный симпозиум по

Кодексу Бустаманте — универсальная межправительственная меж­

дународная организация, членами которой являются государства

разных регионов (Польша, Австрия, Египет и др.). Региональные

конвенции по вопросам сотрудничества в области МЧП заключают­

ся в рамках различных международных организаций — например.

Конвенция СНГ о правовой помощи 1993 г. (и новая Конвенция СНГ

о правовой помощи 2002 г.), конвенции Европейского совета (Кон­

венция об усыновлении детей 1967 г.. Конвенция о репатриации не­

совершеннолетних 1970 г., Конвенция о правовом статусе детей, ро­

жденных вне брака, 1975 г.).

В рамках Европейского союза международное частное право и во­

просы сотрудничества в области правосудия включены в качестве

«первоосновы» в компетенцию ЕС. В настоящее время разрабатывает­

ся Европейский процессуальный кодекс, предназначенный для приме­

нения как в национальном, так и в транснациональном процессе.

__________________________________________________________-

Попова 2010

 

Международные договоры — это соглашения между государствами и дру­гими субъектами международного права, разрабатываемые на основе согла­сования их волеизъявлений в целях единообразного регулирования определен­ных разновидностей общественных отношений.

 

На современном этапе взаимоотношения различных субъектов, в том числе и различной государственной принадлежности, должны осуществ­ляться на основе международных соглашений, так как национальное зако­нодательство отдельных стран разрозненно и противоречиво. Специфика подобных соглашений состоит прежде всего в следующем: являясь резуль­татом согласования волеизъявлений различных государств, международ­ные соглашения, как правило, содержат правила поведения, которые на­прямую адресуются участникам международных немежгосударственных невластных отношений (например, физическим или юридическим лицам). По этой причине многие международно-правовые источники МЧП, как и акты внутригосударственного права, могут выступать в качестве источ­ников содержания конкретных правоотношений.

 

Особое место в процессе современного международного правотворчества занимают международные межправительственные организации (ММПО).

Одной из них является Гаагская конференция по международному част­ному праву (ГКМЧП), первая сессия которой состоялась в 1893 г. в Гааге по инициативе правительства Нидерландов1.

Значительную работу в области международно-правовой кодификации МЧП проводит также Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), основанный в 1926 г. в Риме, целями которого явля­ются изучение путей гармонизации и согласования частного права, разра­ботка его единообразных норм. В его работе принимают участие более 50 государств мира, включая Россию.

Одной из целей деятельности другого международного институци­онного органа — Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) — является разработка проектов международных конвен­ций и типовых законов в области права международной торговли, коммер­ческого арбитража pi платежей, международных перевозок. Комиссия была учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 г. и состоит из 60 государств-членов, которые избира­ются Ассамблеей на шестилетний срок.

Международные договоры, разрабатываемые международными органи­зациями, носят универсальный характер и рассчитаны на широкое примене­ние. Однако значительные расхождения во взглядах на доктрину и практику международного частного права, существующие в странах англосаксонской и континентальной правовых систем, а также нежелание многих государств мира отказываться от применения собственных национально-правовых ак­тов в пользу унифицированных норм международных договоров не способ­ствуют единообразию правового регулирования МЧП. По этой причине нормотворческий процесс в этой области будет развиваться по уже извест­ному пути унификации правовых предписаний в отдельных достаточно уз­ких сферах международного частного права.

В одну из областей международных частноправовых отношений тради­ционно входят вопросы правового регулирования внешнеторговой дея­тельности и международных расчетов. В числе международных договоров, уже функционирующих в этой области, можно назвать, в частности:

? Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-прода­жи товаров 1980 г., разработанную ЮНСИТРАЛ. На 25 мая 1998 г. в Конвенции принимало участие 51 государство, включая Россию. Указанный документ регулирует процедуру заключения договора международной купли-продажи товаров, а также определяет права и обязанности продавца и покупателя, которые возникают из такого договора;

Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. и Дополнительный протокол к ней 1980 г., разработан­ные ЮНСИТРАЛ. На 25 мая 1998 г. в Конвенции (без учета поправок, вынесенных протоколом) принимали участие 23 государства. Россия подписала эту конвенцию, но не ратифицировала. Данный документ устанавливает единый срок исковой давности для предъявления тре­бований, вытекающих из договора международной купли-продажи, продавцом и покупателем друг другу. Конвенция также содержит нормы, касающиеся начала исчисления, перерыва, продления и изме­нения срока исковой давности, определения последствий его истече­ния;

Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам междуна­родной купли-продажи товаров 1986 г., которая была разработана ГКМЧП. Она содержит в основном коллизионные нормы, которые регламентируют процедуру определения права, применяемого при исполнении внешнеторговых сделок, и устанавливает сферу его действия.

В области международных расчетов в настоящее время наиболее значи­мыми являются три Женевские конвенции об унификации права, относя­щегося к векселям, от 7 июня 1930 г. и три последующие конвенции, также подписанные в Женеве, об унификации права, относящегося к чекам, от 19 марта 1931 г. Их положения были признаны большинством стран Евро­пы (Россия присоединилась только к конвенции по векселям), Бразилией и Японией. Страны англосаксонской системы права практически не при­нимают участия в этих договорах, поэтому для ликвидации такой ситуации ЮНСИТРАЛ подготовила проект новой Конвенции о международных переводных и международных простых векселях, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 г.

Значительное количество международных договоров заключено в об­ласти транспорта, перевозки грузов и пассажиров. В числе наиболее зна­чимых из них можно назвать Международную конвенцию по унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. с изменениями, внесенными в нее протоколом, который был подписан в Брюсселе в 1968 г.; Варшавскую конвенцию по унификации некоторых правил, касающихся международ­ных воздушных перевозок, 1929 г. с Дополнительным протоколом к ней 1955 г.; Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомо­бильным транспортом 1956 г.; Соглашение о перевозке пассажиров и бага­жа по железным дорогам в прямом международном сообщении 1950 г.; Соглашение о международном грузовом сообщении 1951 г.; Конвенцию ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) 1978 г.; Конвен­цию о международных железнодорожных перевозках грузов, пассажиров

и багажа 1980 г.; Конвенцию ООН о международных смешанных перевоз­ках грузов 1980 г.

В качестве самостоятельной системы можно также выделить довольно многочисленную группу международно-правовых соглашений по вопросам интеллектуальной собственности, в большинстве из которых участвует Рос­сийская Федерация. К их числу относится один из старейших источников современного международного частного права — Парижская конференция по охране промышленной собственности 1883 г., участниками которой яв­ляются более 140 государств мира. Другой важный документ в этой облас­ти — Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г. Сегодня он объединяет около 100 государств мира. Договор направлен на повышение единообразия патентного права государств, уменьшение стоимости подачи патентных зая­вок и проведения предварительной экспертизы. Он предусматривает воз­можность составления и подачи так называемой международной патентной заявки. Подобный механизм в отношении товарных знаков предусмотрен Мадридской конвенцией о международной регистрации фабричных и товар­ных знаков 1891 г. и Венским договором о регистрации товарных знаков 1973 г. Для упрощения административной процедуры регистрации товарных знаков также предназначено Ниццское соглашение о международной клас­сификации товаров и услуг 1957 г.

Вопросам международно-правового регулирования процедуры рассмот­рения инвестиционных споров посвящены Вашингтонская конвенция о по­рядке разрешения инвестиционных споров между государствами и ино-. странными лицами 1965 г. и Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. Успеш­ная реализация Вашингтонской конвенции послужила основанием для принятия в 1978 г. Дополнительного протокола к ней для осуществления примирительной процедуры и арбитражного урегулирования производства по установлению фактов.

Активная нормотворческая деятельность в области международного частного права ведется не только на универсальном, но и на региональном уровне. Здесь в числе наиболее важных международно-правовых источни­ков МЧП следует прежде всего назвать Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте), принятый в 1928 г. на VI Международной Американской конференции в Гаване. В настоящее время участниками этого договора являются 15 государств Латинской Америки. В данном документе, насчитывающем 437 статей, регламентируются, в частности, вопросы право- и дееспособности физических лиц, семейного и обязатель­ственного права, права собственности, международного торгового и уго­ловного права, международного гражданского процесса.

Процесс международно-правовой унификации норм международного частного права интенсивно развивается в странах Европейского Союза (ЕС).

Для иллюстрации этого факта достаточно упомянуть такие известные документы, принятые в рамках ЕС, как Брюссельская конвенция о вза­имном признании компаний 1968 г.; Брюссельская конвенция о юрис­дикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам 1968 г.; Европейская конвенция о государствен­ном иммунитете 1972 г.; Римская конвенция о праве, применимом к до­говорным обязательствам 1980 г. В этот перечень можно также включить Соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по граж­данским и торговым делам, которое в 1980 г. заключили между собой государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ).

Несколько важных международных договоров, посвященных регули­рованию вопросов, составляющих предмет МЧП, было принято в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). В их числе можно, в част­ности, назвать Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осу­ществлением хозяйственной деятельности 1992 г.; Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участни­ков СНГ 1992 г.; Конвенцию о правовой помощи и правовых отношени­ях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосу­дарственного совета по вопросам охраны промышленной собственности 1993 г.; Договор о создании Экономического союза 1993 г.; Соглашение о статусе Экономического суда СНГ 1994 г.; Конвенцию о защите прав инвесторов 1997 г. и некоторые другие.

Значительную часть международно-правовых источников МЧП состав­ляют двусторонние договоры. Их преимущество перед многосторонними договорами состоит прежде всего в возможности лучше сбалансировать интересы сторон в текстах соглашений, недостаток — в создании диффе­ренцированного режима правового регулирования двусторонних отноше­ний государств в одной и той же области. Теоретически подобные договоры могут заключаться по любым вопросам МЧП. Они могут содержать как коллизионные, так и материально-правовые нормы или носить комплекс­ный характер. Рассмотрим некоторые наиболее важные виды двусторонних соглашений, принимая за основу договоры, заключенные СССР и его пра­вопреемницей — Российской Федерацией.

В этом перечне прежде всего необходимо упомянуть договоры по ока­занию правовой помощи. Их основная цель состоит в обеспечении взаим­ного соблюдения и признания имущественных, личных неимущественных и процессуальных прав граждан одного государства на территории друго­го. Подавляющее большинство соглашений о правовой помощи содержит также комплекс норм, определяющих виды, формы и способы сотрудни­чества органов юстиции различных государств в области гражданского, семейного или уголовного права, а также обеспечивающих взаимное при­знание актов этих органов2.

Не менее важную роль в системе международно-правовых источников МЧП играют торговые договоры (о торговле, о торговле и экономическом сотрудничестве, о торговых и экономических отношениях, о торговле и мо­реплавании и т. п.). В них, как правило, устанавливается общий правовой режим, на основе которого осуществляются коммерческие взаимоотноше­ния сторон и их субъектов друг с другом, определяется правовой статус юридических и физических лиц одной стороны на территории другой, со­держатся правила о порядке разрешения торговых споров2.

В конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века СССР, а позднее — Росси­ей было подписано значительное количество двусторонних договоров о по­ощрении и взаимной защите капиталовложений3.

В числе других разновидностей двусторонних договоров, которые явля­ются источниками международного частного права, необходимо упомя­нуть, в частности, соглашения по охране авторских прав и промышленной собственности, соглашения в области автомобильного, воздушного и мор­ского транспорта, соглашения по вопросам международного гражданского процесса и некоторые другие.

В заключение следует сказать несколько слов о двусторонних международ­но-правовых документах, не являющихся источниками МЧП, но оказыва­ющих тем не менее значительное влияние на отношения, которые составляют его предмет. В их числе особое место занимают консульские конвенции и дого­воры об устранении двойного налогообложения. Первые, в частности, опреде­ляют полномочия консульских учреждений по представлению своих физиче­ских и юридических лиц, а также защите их прав и законных интересов в официальных органах иностранного государства, в том числе в связи с реше­нием вопросов гражданско-правового характера. Основной целью вторых является упорядочение взаимоотношений участников международных экономических связей с налоговыми органами стран-участниц, сокращение объема налоговых отчислений, а в некоторых случаях полное освобождение отдельных категорий физических или юридических лиц от их уплаты4.

29. Гетьман-Павлова 2005

 

Инкассовая форма расчетов - это банковская операция, при кото-

рой банк по поручению клиента получает платеж от импортера за отгру­

женные в его адрес товары или оказанные услуги и зачисляет эти день­

ги на счег экспортера. Виды инкассовых операций: «чистое инкассо» и

«документарное инкассо». Чистое инкассо — инкассо финансовых до­

кументов, не сопровождаемых коммерческими документами. Докумен­

тарное инкассо — инкассо финансовых документов, сопровождаемых

коммерческими документами, и инкассо коммерческих документов, не

сопровождаемых финансовыми.

Порядок осуществления платежей: оплата может производиться

как в валюте страны платежа, так и в любой другой иностранной валю­

те; по чистым инкассо частичные платежи могут приниматься, если они

разрешены нацрюР1альпым законодательством; по документарным ин­

кассо частичные платежи принимаются только при наличии специаль­

ного разрешения в инкассовом поручении. Субъекты инкассовой опера­

ции: доверитель (клиент), банк-ремитент, инкассирующий банк, пред­

ставляющий банк, плательщик. Инкассовые операции рехулируются на

основе Унифицированных правил по инкассо 1996 г. — неофициальной

кодификации международных деловых обьР1аев. В российском праве

расчеты по инкассо регламентируются ст. 874-876 ГК РФ.

Международные расчеты регулируются в основном посредством

международных обычаев (Унифицированные правила для гарантий по

первому требованию 1992 г.) и международного коммерческого права

(Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитных переводах

1992 г.).

_______________________

 

ГК РФ

 

§ 4. Расчеты по инкассо

 

Статья 874. Общие положения о расчетах по инкассо

 

1. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

2. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, которые предусмотрены главой 25 настоящего Кодекса.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк.

 

Статья 875. Исполнение инкассового поручения

 

1. При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

2. Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.

3. Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

4. Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

5. Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

 

Статья 876. Извещение о проведенных операциях

 

1. Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.

Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.

2. При неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.

30. Гетьман-Павлова 2005

 

7.9.1 Международные морские перевозки

 

Правовой режим морской транспортной среды установлен в

Конвенции 1982 г. ООН по морскому праву. Конвенция закрепляет

четкую делимитацию морских пространств, их международно-пра­

вовой статус. Положения Конвенции ООН 1982 г. затрагивают и

проблемы международного частного права - право мирного прохо­

да; гражданскую юрисдикцию в отношении иностранных судов; им­

мунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерче­

ских целях] национальность судов; «удобные флаги»; клаузулу о

наиболее благоприятствуемой нации. Конвенция по морскому праву

1982 г. представляет собой основу правового регулирования исполь­

зования морских пространств.

Правовое регулирование перевозок грузов морем включает в се­

бя нормы морского судоходства и торгового мореплавания и являет­

ся подсистемой международного частного права. В доктрине уже

довольно давно установились понятия «международное частное

морское право» и «торговое мореплавание». Группы отношений в

этой сфере: вещ.пые права на морские суда, договоры морской пере­

возки, отношения, связанные с риском мореплавания. Коллизион­

ное регулирование правоотношений в этой сфере характеризуется

обилием разнообразных коллизионных норм, их развернутой систе­

мой. Кроме общих коллизионных привязок, действует большое ко­

личество специальных (закон флага и т.д.). Характерно видоизме- нение общих коллизионных начал, их трансформация в специаль­

ные: закон порта отправления - вместо закона места заключения

договора, закон места столкновения судов вместо закона совер­

шения правонарушения и др. Наиболее важными коллизионными

принципами для международных морских перевозок являются ав­

тономия воли и закон суда. Судебная и арбитражная практики

большинства государств демонстрируют широкое применение ино­

странного права.

Процесс унификации международного частного морского права

идет уже более ста лет. На региональном уровне наиболее удачны­

ми примерами унификации являются Кодекс Бустаманте, Соглаше­

ние Монтевидео о торговом судоходстве 1940 г. (Латинская Амери­

ка). В середине XIX в. были предприняты первые попытки общеми­

ровой кодификации морского права. В настоящее время в области

международного частного морского права действует огромное коли­

чество универсальных многосторонних международных соглаше­

ний: Комплекс Брюссельских конвенций по международному морско­

му судоходству (Брюссельские конвенции 1910 г. для объединения

некоторых правил относительно столкновения судов, относительно ока­

зания помощи и спасания на море, Конвенции об унификации некото­

рых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, 1961 г. и об

ответственности операторов атомных судов 1962 г. и др.); Брюс­

сельские конвенции об ответственности за загрязнение моря нефтью

и другими вредными веществами 60 —70-х годов; Международная

конвенция 1952 г. об унификации некоторых правил, касающихся

ареста морских судов; Международные конвенции по поиску и спа­

санию на море 1979 и 1989 гг.; Конвенция об ограничении ответст­

венности по морским требованиям 1976 г. с изменениями, внесенны­

ми протоколом 1996 г.; Международная конвенция о морских за­

логах и ипотеках 1993 г.; Конвенция ООН о международной сме­

шанной перевозке грузов 1980 г.; Международная конвенция об от­

ветственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем

опасных и вредных веществ 1996 г. и др.

Основными формами организации морских перевозок являются

линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная). Междуна­

родная линейная перевозка оформляется коносаментом. Коно-самент — это специальная расписка, удостоверяющая принятие не-

ревозчиком груза для транспортировки его морем. Уже в середине

XIX в. действовали две нринципиально различные формы коноса­

мента — английская и американская. Английский коносамент прак­

тически полностью освобождал перевозчика от ответственности, а




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.