Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 63 страница




Предусмотренные настоящим пунктом изъятия не распространяются на договоры об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристического обслуживания.

 

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ

(ред. от 08.12.2010)

"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

(принят ГД ФС РФ 21.11.2003)

 

 

+ венская конвенция?

90. 4.8. Основные виды гражднско-правовых правоотношений с участием государства.

 

Одним из самых распространенных гражданско-правовых контрактов с участием государства является договор займа (особенно в

форме выпуска государственных облигаций, облигаций государственного займа и т.п.). Такие облигации могут выпускаться и за пре­

делами данного государства — на территории других стран (30-е годы XX в. — выпуск облигаций британского государственного займа

на территории США). По общему правилу, к обязательствам по договору государственного займа должно применяться право данного

государства. Это подтверждено решением Постоянной палаты международного правосудия (1929 г.) о сербских займах. По иску

французских держателей облигаций сербского государственного займа к правительству Сербии Палата признала, что права и обя­

занности по этому займу подчинены не праву Франции, где были выпущены облигации, а законам Сербии. Аналогичное решение бы­

ло принято и Международным Судом ООН в 1957 г. по франко-норвежскому спору о норвежских займах. Однако государство само

может отказаться от применения своего права и подчинить эти отношения праву того государства, на чьей территории распространяют­

ся облигации.

Самыми характерными гражданско-правовыми сделками с участием государства являются компенсационные соглашения (о кон-

цессии, о разделе продукции, сервисные соглашения). Компенсаци-онные соглашения представляют собой внешнеторговые сделки и

относятся к сфере действия МЧП, но обладают серьезной спецификой в силу участия государства и связи с межправительственными

соглашениями. Компенсационные соглашения ~ это долгосрочные крупномасштабные проекты, объекты которых находятся на терри­

тории принимающего государства. Возникающие по таким сделкам правоотношения характеризуются как «диагональные» — отноше­

ния властно-невластного характера (между государством и его частным иностранным партнером).

 

Особое место в системе внешнеэкономических сделок занимает договор концессии. Концессия представляет собой договор, в соответст-ВИИ с которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранным инвесторам исключительные права на осуществле­

ние какой-либо деятельности и передает ему право собственности на продажу или доходы, полученные в результате этой деятельности.

Концессия основана на уступке прав и является разновидностью компенсационных соглашений. Практически общепризнанным является

запрещение одностороннего изменения условий концессионного договора, если иное не предусмотрено в самом соглашении.

Как правило, концессия предоставляется на длительный срок, который определяется в зависимости от ее характера и условий, но срок

действия концессионного договора не может превышать 50 лет. В ос1ЮВН0М концессия применяется в сфере недропользования и представ­

ляет собой уступку права государством на поиск и освоение природных ресурсов. Добытые иностранным инвестором природные ресурсы

принадлежат ему на праве собственности. Во многих государствах (Россия, Венгрия, Великобритания, Норвегия) порядок предоставле­

ния концессий регулируется в специальном законодательстве (Закон Киргызстана о концессиях и иностранных концессионных предпри­

ятиях 1992 г.).

В российской правовой доктрине и практике до сих пор господствует точка зрения, что все вопросы концессионного договора вхо­

дят в сферу внутренней компетенции принимающего государства, а все правоотношения по концессии подчиняются только его нацио­

нальной юрисдикции. Концессия — это не гражданско-правовой и не международный договор, а односторонний акт государства, его вла­

стное соизволение, предоставляющее иностранной частной компании право осуществлять в интересах данного государства определенную

хозяйственную деятельность. Следовательно, возможно досрочное и одностороннее прекращение действия концессии и взятия ее назад в

интересах государства. Такая позиция противоречит современной мировой практике и препятствует притоку иностранных инвестиций

в российскую экономику.

В зарубежной доктрине и судебной практике концессия определяется как квазимеждународный акт или международный договор, порождающий для предоставляющего концессию государства определенные международные обязательства. В концессионное соглаше­ние должна включаться ссылка на международное право или условия о подчинении договора общим нормам права цивилизованных народов. В современном мире наблюдается тенденция к изъятию этих соглашений из сферы юрисдикции предоставляющего концес­сию государства и его национального права. Споры по концессии должны рассматриваться не в национальном суде принимающего го­сударства, а в арбитраже, компетентном разрешать спор непосредственно на началах «справедливости и доброй совести» и не связанном

материальными нормами какой-либо внутренней правовой системы.

С точки зрения зарубежной доктрины концессия должна подчиняться общепризнанным принципам права цивилизованных народов (например, охрана приобретенных прав, принцип незлоупотребления правом). На этот договор безусловно распространяется действие прин­

ципа «pacta sunt servanda»; концессия не может быть расторгнута в одностороннем порядке. В настоящее время такая точка зрения в наи­

большей степени отражает требования реальной действительности. В практике заключения концессионных соглашений (как и соглаше­

ний о разделе продукции и сервисных соглашений) прямо выраженная оговорка о применимом праве встречается значительно чаще, чем

в других внешнеторговых контрактах. Все сделки с участием государства предполагают неограниченное действие принципа автономии во­

ли сторон.

В современной хозяйственной жизни практика предоставления концессий уступает место практике заключения соглашений о разделе

продукции. Соглашение о разделе продукции — это договор, в соответствии с которым государство на возмездной и срочной основе также

предоставляет иностранному инвестору исключительные права на осуществление какой-либо деятельности. Основное отличие соглашений о

разделе продукции от концессии: полученная в ходе хозяйственной деятельности продукция распределяется между государством и ино­

странным инвестором на условиях соглашения. В РФ действует специальный Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г. (в ре­

дакции 2003 г.).

Сервисные соглашения с риском и без риска — это договор, в соответствии с которым государство на срочной основе предоставляет

иностранному инвестору право на осуществление конкретных видов работ и услуг, предусмотренных соглашением. Продукция, получен­

ная в результате такой деятельности, остается в полной и исключительной собственности государства.

Государство не является юридическим лицом, поскольку само определяет свой статус и априорно пользуется иммунитетами (даже

если законодательно придерживается концепции функционального иммунитета), поэтому все сделки, заключенные с иностранным госу­

дарством, содержат повышенный риск для частного лица. Современное международное право пытается обеспечить особую защиту част­

ных партнеров государства. Международно-правовая защита таких лиц закреплена в положениях Вашингтонской 1965 г. и Сеульской

1985 г. конвенций.

_____________________________________________________________

ГК РФ

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права

 

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

 

Статья 1204. Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом

 

К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

_____________________________________________________________

Богуславский 2005

 

§ 3. Правовой режим гражданско-правовых отношений государства. Вопросы ответственности государства

 

1. Для российского законодательства характерно отрицательное отношение к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта внешнеторговых сделок. Эта возможность у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может повлечь за собой возникновение общей ответственности государства. В ст. 11 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г. предусмотрено, что государство - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования - осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. Государство должно нести ответственность тогда, когда оно само становится стороной в отношениях такого рода (кредитные соглашения, инвестиционные соглашения, соглашения о разделе продукции и др.) либо когда оно дает гарантии по сделкам юридических лиц и тем самым, в случае невыполнения обязательства этими юридическими лицами, оно должно будет нести ответственность по соответствующим обязательствам. Так, в Федеральном законе от 4 января 1999 г. "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" говорится, что федеральные органы государственной власти не несут ответственности по внешнеэкономическим договорам, заключенным субъектами РФ, за исключением случаев, когда такие договоры заключены с согласия Правительства РФ либо когда оно предоставило гарантии по такому договору (ст. 8). Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.) государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией, а субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. Государственные и муниципальные юридические лица не отвечают по долгам государства и муниципальных образований, а те, в свою очередь, не несут ответственности по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 126 ГК РФ). Согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ (в ред. Закона от 14 ноября 2002 г.) Российская Федерация или собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Если государство или муниципальное образование создали учреждение, то при недостаточности его имущества они несут субсидиарную ответственность (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а те не отвечают по обязательствам друг друга, а также Российской Федерации. Но это правило не действует в случае, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации или юридического лица.

ГК РФ (часть первая), как уже отмечалось выше, исходит из того, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Россия как государство выступает на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К российскому государству и к субъектам РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ). В этой статье говорится о применении права к внутренним отношениям. О применении права к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, следует говорить особо.

2. В новом российском законодательстве в области международного частного права учтены современные тенденции в вопросе об участии государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом. В ст. 1204 ГК РФ предусмотрено: "К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом".

Это положение сформулировано как двусторонняя коллизионная норма. Оно не ограничено в отношении только российского государства или его субъектов, а подлежит применению и к гражданско-правовым отношениям, в которых участвует иностранное государство в тех случаях, когда к нему будут применяться нормы российского международного частного права, установленные в разд. VI третьей части ГК РФ. Иные нормы могут применяться, если они установлены в другом законе, именно в законе, а не в акте меньшей юридической силы. Именно поэтому в таких случаях не будет действовать принцип автономии воли сторон, в силу которого стороны могут выбрать право, подлежащее применению. Так, в ст. 6 Закона о соглашениях о разделе продукции 1995 г. указано, что такие соглашения заключаются в соответствии с законодательством РФ. В литературе обращалось внимание на то, что в случае применения ст. 6 отпадает вопрос о выборе применимого права, поскольку она не дает возможности применить иное право, кроме российского.

Такой же подход должен быть проявлен в отношении применения права к обязательствам по займам. В принципе к ним должно применяться право страны, выпустившей заем. Как правило, при заключении контрактов Российской Федерации или субъектов РФ с иностранными юридическими лицами и гражданами должно применяться российское право. Если же предусматривается выбор иного права, то такое условие должно быть тщательно проработано с учетом всех последствий, вытекающих из установления возможности применения иностранного права, а не российского.

Особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений выражается в том, что к обязательствам государства может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило свое согласие на применение иностранного права. Поэтому правоотношения по договору государства с иностранной компанией или иностранным гражданином регулируются внутренним законодательством другого государства или международным правом, если в договоре не предусмотрено иное.

Ответственность государства по его обязательствам должна определяться его собственным правом. Российское государство отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, а также имуществом, которое закреплено за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Эти юридические лица не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по их обязательствам за исключением субсидиарной ответственности. Таким образом, имущество, не закрепленное за государственными предприятиями, входит в государственную казну. Кроме этого имущества в казну входят также средства государственного бюджета. И именно имуществом государственной казны Россия как государство должна отвечать по своим обязательствам.

 

 

 

Начало формы

 


Конец формы

 

К видам правонарушений в зависимости от социальной опасности относят …

    преступления и проступки
      объекты и проступки
      преступления и правоотношения
      принудительные и воспитательные меры

 

Решение:
В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.