Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение коммерческого (торгового) права с гражданским правом




Следовательно, формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для нормального развития экономики.

Предметом российского коммерческого (торгового) права являются правоотношения, складывающиеся между субъектами в сфере:

ü продажи изготовителем произведенной им продукции;

ü торгового обслуживания физических и юридических лиц;

ü хозяйственных связей оптовой торговли с другими отраслями экономики;

ü трудовых отношений в сфере торговли, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с торговлей;

ü защиты прав потребителей;

ü управления торговлей со стороны государства и правового положения торговых организаций и граждан-предпринимателей.

Следовательно, нормы коммерческого (торгового) права призваны регулировать основную деятельность торговли – торговое обслуживание и все «тылы» торговли, без которых такое обслуживание невозможно.

 

Коммерческое (торговое) право имеет несколько методов регулирования, свойственных основным отраслям права, нормы которых применяются для регулирования торговли.

1. Дозволительный метод основан на юридическом равенстве сторон, характерен, прежде всего, для гражданского права. Он призван обеспечить экономическую свободу и активность субъектов торговой деятельности. Данный метод подразумевает не только равенство участников коммерческих отношений, но и возможность выбора ими вариантов своих действий. Этот метод находит применение в регулировании торгового обслуживания, хозяйственно-договорных связей с участием торговых организаций.

2. Императивный, властный метод применяется при формировании правовых отношений в области управления торговлей, когда правовые нормы определены законом, другим нормативным актом и обязательны для исполнения субъектами торговли. Он применяется в целях как обеспечения публичных интересов государства, так и защиты прав потребителей. Коммерсанты обязаны, например, соблюдать установленные законодательством требования в сфере обеспечения безопасности товаров, конкуренции на товарных рынках, лицензирования продажи отдельных видов товаров.

3. Метод координации свойствен тем нормам коммерческого (торгового) права, которые определяют порядок взаимоотношений между органами управления торговлей с другими отраслями экономики.

4. Метод рекомендации проявляется в нормах коммерческого (торгового) права, когда они применяются субъектами торговой деятельности в случае их эффективности в определенной ситуации, и имеют диспозитивный, рекомендательный характер. Это примерные хозяйственные договоры, учредительные и другие внутренние документы торговой организации.

5. Метод принуждения проявляется в правоотношения, связанных с применением дисциплинарных, административных и уголовных санкций за проступки и преступления, возникающие при нарушении правил торгового обслуживания.

Многообразие методов правового регулирования является естественным свойством комплексной отрасли права. Они призваны обеспечивать рациональное воздействие экономической, организационно-административной и политической природы на формирование эффективного и цивилизованного торгового обслуживания потребностей физических, юридических лиц и экономики страны в целом.

Таким образом, коммерческое (торговое) право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют торговые отношения и тесно связаны с ними, в том числе некоммерческие, отношения, складывающиеся в процессе торговой деятельности. Эти правоотношения возникают также в процессе управления торговлей и организации труда работников в целях повышения эффективности, качества и культуры торгового обслуживания.

Как видим, внутренняя торговля страны, как отрасль экономики, состоит из многогранных правовых отношений. Торговля весьма специфична и по своему составу, и по характеру деятельности, и по системам ее взаимосвязей.

 

Гражданское право является системой правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основывающиеся на автономии воли и имущественной самостоятельности участников таких отношений, которые характеризуются юридическим равенством. Коммерческое право берет из гражданского права многие понятия и целые институты, соответственно видоизменяя последние. Существующая взаимосвязь проявляется в субсидиарном применении к торговым отношениям норм гражданского законодательства при отсутствии специальных торговых законов и обычаев.

Вместе с тем торговая деятельность для своего успешного развития нуждается в специфических правилах регулирования, учитывающих ее отличия от имущественного оборота в целом. Выполнение функций в сфере торговли предполагает наличие у субъектов особых прав, с одной стороны, и налагает на них обязанности, не свойственные иным субъектам гражданского права, - с другой. Обязательственные отношения в торговом обороте требуют применения специальных договоров, не предусмотренных гражданским правом либо существенно видоизмененных по сравнению с ним. К ним можно отнести договоры коммерческого поручения, коммерческой комиссии, коммерческого агентирования, коммерческого представительства, на проведение рекламных кампаний, маркетинговых исследований, дистрибьюторские контракты, оптовые договоры купли-продажи и др.

В гражданском праве есть краткое регулирование, например, договора возмездного оказания услуг, но в нем, как и в других правовых актах, нет ни слова о договоре охраны объектов, без которого не обойдется ни одно торговое предприятие.

По мере развития коммерческое (торговое) право вырабатывает собственные принципы, правовые конструкции, правила, совершенно неизвестные гражданскому праву. Гораздо большее значение для данной отрасли права, чем для гражданского права, имеют деловые обычаи, именуемые обычаями торгового оборота.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.