Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев




Виды убежища в Российской Федерации

Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище на ее территории, путем:

1. Предоставления политического убежища.

2. Признания беженцем.

3. Предоставления временного убежища.

Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерацией (статьей 63 и 89) и Положением "О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища", утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 21 июля 1997 года № 746.

Предоставление политического убежища на территории Российской Федерации производится Указом Президента Российской Федерации.

Ходатайство о предоставления политического убежища принимается подразделением по делам миграции по месту пребывания заявителя, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Департамент иммиграционного контроля и по вопросам убежища ФМС МВД России. С ходатайством направляется личное дело (материалы к ходатайству), сформированное на основании сведений, представленных заявителем в обоснование своего ходатайства с заключением подразделения по делам миграции. На период рассмотрения ходатайства заявителю выдается справка установленного образца. Подразделение может отклонить ходатайство по основаниям, приведенным в п. 5 указанного выше положения.

ФМС МВД России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения других подразделений МВД, МИД России, ФСБ России и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерации.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президента Российской Федерации для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайства в каждом ведомстве не должен превышать одного месяца. Ходатайства о предоставлении политического убежища иностранцами подаются пока относительно редко. В прошлом году таких обращений было 19.

Признание беженцем в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом
“О беженцах” в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" (вступившим в силу 3 июля 1997 года), путем признания лиц, ищущих убежище, беженцами в Российской Федерации.

Рассмотрение ходатайств о признании беженцем непосредственно связано с выполнением Российской Федерацией ее международных обязательств в соответствии с Конвенцией 1951 года и Протоколом, касающихся статуса беженца. В соответствии с Конвенцией Россия, в том числе, обязалась рассматривать в установленном законом порядке ходатайства иностранных граждан и лиц без гражданства о признании беженцем. Такое ходатайство не может быть отклонено без его рассмотрения. За этим наблюдает Представительство УВКБ ООН в Российской Федерации. В настоящее время это наиболее используемая иностранцами форма получения убежища.

Прием, рассмотрение ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и принятие по ним решений в полном объеме возложены на подразделения по делам миграции.

Рассмотрение ходатайства происходит в два этапа:

Предварительное рассмотрение ходатайства.

Рассмотрение ходатайства по существу.

Лицо, признанное беженцем получает право временно пребывать на территории Российской Федерации.

Временное убежище предоставляется на основании статьи 12 Федерального закона “О беженцах” в порядке, установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 “О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации”. Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища проводится подразделением по делам миграции в рамках процедуры признания беженцем. Фактически рассмотрение заявления о временном убежище является третьим этапом рассмотрения ходатайства о признании беженцем. Заявление рассматривается в срок до 3 месяцев на основании материалов, представленных заявителем и с учетом ситуации в стране происхождения заявителя.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона “О беженцах” временное убежище на территории Российской Федерации предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - лицо) из числа тех, которые:

имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим законом, и которые из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

К этим лицам относится:

лицо, которому отказано в рассмотрении ходатайства по существу на основании п.1 статьи 5 ФЗ “О беженцах”;

лицо, которому отказано в признании беженцем (т.к. это лицо не соответствует критериям статуса беженца, установленным пп.1 п.1 статьи 1 ФЗ “О беженцах”);

лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по основаниям п.п. 1,2 статьи 9 ФЗ “О беженцах”.

Процедура предоставления временного убежища не является самостоятельной, она является продолжением процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем.

Временное убежище фактически является отложенным административным выдворением (депортацией).

Практическая деятельность
в области предоставления убежища

МВД России унаследовала от своих предшественников систему предоставления убежища, которая не соответствует современной иммиграционной ситуации. Несмотря на то, что она существует почти десять лет, до сих пор не создана ее необходимая материальная и нормативно правовая база. В ФМС России и в Минфедерации России этому направлению деятельности не уделялось необходимого внимания.

Подразделения по делам миграции выполняют функции по предоставлению убежища уже около полугода. Основным показателем, по которым оценивается работа подразделений, является количество принимаемых и рассматриваемых ходатайств об убежище.

За второе полугодие 2002 года 22 подразделениями по делам миграции были приняты и рассмотрены ходатайства о признании беженцем только 366 иностранных граждан. В то время как за аналогичный период 2001 года было рассмотрены ходатайства 768 чел. Даже за первое полугодие 2002 года было рассмотрены ходатайства 510 чел. Таким образом, налицо снижение производительности подразделений по рассмотрению ходатайств по сравнению с 2001 годом в 2,1 раза по с равнению с первой половиной 2002 года в 1,4 раза. Это произошло из-за того, что руководителям некоторых подразделений не удалось сохранить подготовленных специалистов по процедуре признания беженцем, и не была обеспечена необходимая преемственность при реорганизации территориальных органов Минфедерации России в подразделения по делам миграции.

Наиболее тяжелая ситуация сложилась в столичном регионе, в котором сконцентрирована наибольшая часть лиц, ищущих убежище, и где ранее рассматривалась половина от всех ходатайств по стране.

За второе полугодие 2002 года, в Москве было принято и рассмотрено в 4,1 раза меньше ходатайств, чем за аналогичный период 2001 года, и в 2,6 раза меньше ходатайств, чем в первом полугодии 2002 года.

В связи с создавшейся ситуацией по приему ходатайств в столичном регионе, Представительство УВКБ ООН в Российской Федерации направило в ФМС МВД России, МИД России и Администрацию Президента специальное обращение, в котором высказало свою обеспокоенность по этому поводу. Для исправления ситуации в ФМС МВД России было проведено совещание с участием начальников Управлений по делам миграции г. Москвы и Московской области. На совещании начальникам подразделений была поставлена задача по созданию специализированных отделов численностью 17-20 человек ФМС МВД России обратила внимание заместителя начальника ГУВД г. Москвы на недопустимость подобной ситуации.

Необходимо отметить, что в столичном регионе сложилась крайне неблагоприятная иммиграционная ситуация. В Москве и Московской области заявили о желании подать ходатайства несколько тысяч иностранцев. Такая ситуация связана с огромной привлекательностью для иностранцев этого региона и большей жесткостью контроля за пребыванием иностранцев, чем на территории других субъектов. Следует отметить, что даже при указанном выше увеличении численности сотрудников, проблема приема ходатайств в столичном регионе полностью не будет решена.

Лица, ищущие убежище, крайне неравномерно распределены по территории Российской Федерации. Какого либо механизма их перераспределения в настоящее время законодательством не предусмотрено. Создание же такого механизма, с учетом размеров России, потребует огромных затрат из федерального бюджета.

В качестве положительных примеров хотелось бы отметить деятельность подразделений Ростовской, Воронежской и Ивановской областей, работоспособность которых сохранилась или даже увеличилась.

В течение 2002 года приняты и рассмотрены ходатайства о признании беженцем 29 подразделениями (ранее территориальными органами) 876 выходцев из 41 государства.

За второе полугодие пятью подразделениями было признано беженцами 29 иностранцев. Процент признания составил 8%, что соответствует данным за тот же период прошлого года.

Департамент иммиграционного контроля и по вопросам убежища ФМС МВД России при оформлении удостоверений беженца осуществляет проверку обоснованности признания иностранцев беженцами. В случае выявления нарушения закона, отменяет принятые решения в соответствии с пп.1 п.2 Статьи 17 ФЗ “О беженцах”.

По состоянию на 01.01.2003 года на учете 20 подразделений по делам миграции состоят 13790 беженцев из 23 государств, в том числе из 13 государств СНГ и Балтии – 13379 чел. и 411 чел. из 10 других государств, в том числе из Афганистана – 399 чел. Наибольшее число беженцев составляют выходцы из Грузии, в основном жители Южной Осетии и внутренних районов Грузии.

Наибольшее количество беженцев состоит на учете Управления по делам миграции МВД РСО-Алания - 11534 чел., в том числе выходцы из Грузии составляют 11022 чел. Это, в основном, жертвы грузино-осетинского конфликта, который к настоящему времени исчерпан, и в ближайшее время по этой причине в ходе переучетов многие из них утратят статус беженца.

В результате переучета в 2002 году статус беженца утратили или лишились – 4112 чел., в том числе 4012 выходцев из государств СНГ и Балтии и 100 чел. из других государств.

По состоянию на 01.01.2002 года на учете 17 подразделений по делам миграции состоят 1144 лица, получивших временное убежище в России, в т.ч. выходцы из трех государств СНГ – 15 чел. и 1129 из 14 государств дальнего зарубежья, в т.ч., 1095 чел. из Афганистана.

В течение 2001-2002 года 26 подразделениями были приняты и рассмотрены заявления о временном убежище от 1611 чел., являющихся выходцами из 31 государства, в том числе из 7 государств СНГ – 43 чел., из 24 других государств –1568.

В течение этого времени временное убежище было предоставлено в 20 подразделениях 1239 чел., являющихся выходцами из 22 государств, в том числе: из 4 государств СНГ – 17 чел., из других 18 государств - 1222 человек.

Процент предоставления временного убежища составил почти 77 %.

В результате переучета в течение 2002 года утратили временное убежище 40 человек, из числа лиц, получивших его ранее.

Как видно из статистических данных, ходатайства о предоставлении убежища подаются только в трети субъектов Российской Федерации и соответственно остальные подразделения не имеют опыта рассмотрения ходатайств и, как показывает общение с этими подразделениями, в них отсутствуют подготовленные специалисты по этому направлению. Это недопустимо.

Каждое подразделение должно иметь хотя бы одного специалиста, способного рассматривать ходатайства, и условия, необходимые для их рассмотрения. Мы прогнозируем, что с ужесточением контроля за пребыванием иностранцев на территории России, количество и география обращений с ходатайствами будут увеличиваться.

В последнее время увеличилось количество обращений с ходатайствами о признании беженцами, от лиц, задержанных в связи с выдвинутыми против них обвинениями в совершении ими уголовных преступлений на Родине и подлежащих в этой связи экстрадиции. После подачи ходатайства Генеральная прокуратура вынуждена приостанавливать процедуру экстрадиции и ожидать завершения рассмотрения ходатайства. В подобной ситуации подразделению необходимо приложить все усилия для рассмотрения такого ходатайства в кратчайшие сроки с учетом условий пребывания заявителя в месте его содержания.

Задачи процедуры признания беженцем

1) Установление или подтверждение личности лиц, ходатайствующих о признании беженцем;

2) выявление лиц, нуждающихся в защите со стороны Российской Федерации;

3) исполнение законодательства Российской Федерации о беженцах;

4) обеспечение соблюдения принципа “невысылки” (статья 33 Конвенции 1951 года о статусе беженцев, пункт 1 статьи 10 Закона);

5) выявление лиц, на которых не распространяется международная защита (статья 1 F и статья 33 параграфа 2 Конвенции 1951 года о статусе беженцев, Резолюция Исполкома № 17 (XXXI), статья 2 Закона);

6) выявление иностранных граждан, в отношении которых решается вопрос о международной уголовной ответственности, в том числе иностранных граждан, причастных к терроризму (статьи 5 и 8 параграфа 8 Европейской Конвенции по борьбе с терроризмом);

7) пресечение незаконной иммиграции;

8) сбор информации, имеющей значение для безопасности государства;

9) сбор информации, необходимой для реализации и усовершенствования законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан, в том числе, ищущих убежища, на территории Российской Федерации.

Определения понятия “беженец”

Определение понятия “беженец”, содержащиеся в ФЗ
“О беженцах” в основном совпадает с определением данным в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев.

В соответствии с пп. 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ “О беженцах” беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В определении понятия “беженец” выделяют четыре основных элемента:

    • вполне обоснованные опасения;
    • преследования;
    • признаки расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
    • нахождение вне страны своей гражданской принадлежности.

Эти элементы еще называют включительными положениями либо критериями статуса беженца.

Беженцем признается лицо, которое отвечает всем четырем критериям. Это устанавливается в ходе рассмотрения его ходатайства.

Как показывает практика, беженцы, это достаточна редкая категория лиц. Чаще иностранцы покидают свою родину не по причине преследования, а по иным, более прозаическим причинам, как правило, в поисках лучшей жизни.

В Конвенции и ФЗ “О беженцах” содержатся также исключительные и прекращающие положения.

Исключительные положения определяют случаи, когда лицу отказывается в праве на убежище. Это, в основном, случаи, когда лицо не нуждается в убежище на территории России или когда совершило тяжкие преступления до прибытия на территорию России. Исключительные положения содержатся в положениях статьи 2 и статьи 5 ФЗ “О беженцах” и служат основаниями для отказа лицу в рассмотрения ходатайства по существу. Лицу отказывается в признании беженце, если он не соответствует критериям, определяющим понятие беженец и на него распространяются положения статьи 2 закона.

Прекращающие положения определяют случаи, когда лицо утрачивает статус беженца либо его лишается. Прекращающие положения приведены в статье 9 ФЗ “О беженцах” и служат основаниями для лишения лица статуса беженца либо принятия решения об утрате лицом статуса.

Следует помнить что, в соответствии со статьей 10 ФЗ “О беженцах” отрицательное решение по ходатайству о признании беженцем, либо решение об утрате лицом статуса или лишения статуса вступает в силу только после исчерпания заявителем права на его обжалование. Отрицательное решение может быть обжаловано в ФМС России и\или суд.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.