Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и порядок установления государственных границ




Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяют пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов, территориального верховенства государства, а также обозначение принадлежащей ему территории как материальной основы жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами МП является основой мирного сосуществования государств. Современное МП запрещает односторонние и насильственные действия, направленные на изменения границ. Декларация заключительного Акта СБСЕ 1975 г. провозглашает принцип нерушимости границ. Существуют следующие правила определения государственных границ:

I. Сухопутные границы:

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах между сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности.

1. Границы проводятся с учетом географических особенностей местности – орографическая.

2. Границы могут проводиться по прямой линии, которая будет соединять две точки – геометрическая.

3. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами – астрономическая.

Государства используют комбинированный тип границы.

II. Водные границы:

 

1. Речные: граница проходит по тальвегу – линия наибольшей глубины судоходной реки. По линии главного фарватера. По середине русла;

2. Озерные: линию границы проводят по прямой, которая соединяет точки выхода сухопутной границы к берегам озера;

3. Морские: границаопределяется по правилам внутренних территориальных вод, внешний предел территориальных вод будет составлять морскую границу гос-ва.

III. Воздушная граница: 100-110 км вверх.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами состоит из двух этапов:

1. Делимитация: договорное определение линии прохождения государственной границы,, которая осуществляется с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты, рельеф, гидрография, другие особенности местности. При делимитации договаривающие стороны сопровождают подробным описанием, нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней линии границы является составной частью договора о делимитации и обязательно скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон.

2. Демаркация: обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации. Все практические вопросы демаркации решается специально создаваемая смешанная правительственная комиссия сопредельных государств. Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол описания границы, протокол на каждый пограничный знак. После окончания демаркации комиссия подписывает специальный акт, который становится составной частью договора о государственных границах. Если государству требуется уточнить линию прохождения границы, проводится специальный процесс – редемаркация. Данный процесс сводится к проверке правильности границы. При этом одновременно может производиться ремонт или замена пограничных знаков, также установление дополнительных пограничных знаков. Редемаркация осуществляется смешанной комиссией.

Один из принципов МП – стабильность государственных границ. В связи с этим в МП существует правовой обычай о том, что правопреемство государств не должно затрагивать, установленных договором границ и пограничного режима.

МП устанавливает, что государственная территория могут быть изменены.

1. Самоопределения народа. В данном случае в результате плебисцита может быть принято решение о том, что часть территории государства будет выделена для создания нового независимого государства.

2. Цессия – передача части территории одного государства другому на основе соглашения между ними. Как правило, осуществляется на возмездных началах, т.е. требует компенсации в денежной или иной форме. В порядке цессии уступаются небольшие участки государственной территории, с учетом географических особенностей местности. Может иметь место двойная цессия, т.е. обмен государствами территориями. В связи с тем, что цессия юридически оформляется в виде международного соглашения, то необходимо соблюдать все условия действительности международного договора.

3. Отторжение части государственной территории государства-агрессора в качестве санкции за агрессию.

Территории с особым правовым режимом.

Международные реки – реки, которые пересекают или разделяют территории двух и более государств. Международные реки имеют свои географические особенности.

· Реки, которые разделяют территорию сопредельных государств – пограничные.

· Реки, которые протекают по территории двух и более государств, но при этом не имеют выхода к морю – многонациональные.

· Реки, которые протекают по территории двух и более государств и имеют выход к морю – собственно международные.

Международная река должна отвечать трем критериям:

1. Политический: пересечение территории более, чем одного государства.

2. Географический: наличие выхода к морю.

3. Функциональный: возможность осуществления по реке регулярного судоходства.

Еще в 1915 г. в заключительном акте Венского конгресса было признано неприемлемым монопольное владение каким-либо участком международной реки, при этом провозглашалось право всех прибрежных государств одушевлять свободу судоходства на всем протяжении реки. Эта норма МП нашла свое выражение в договорной и арбитражной практике. Международные реки могут использоваться не только для судоходства, но и для получения энергии, а также в промышленном и с\х производствах. В связи с этим международная практика признает целесообразным выработку соглашений, которые будут регулировать порядок использования конкретной международной реки. К ним относятся:

· конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г.;

· акт, касающийся судоходства и экономического сотрудничества между государствами бассейна реки Нигер 1963 г.;

· соглашение международной комиссии по охране р. Рейн от загрязнения 1963 г.;

· договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г.

Все соглашения, которые на настоящий момент регламентируют порядок использования международных рек, относятся к конкретным рекам и не имеют универсального значения. В 1966 г. были приняты Хельсинские правила использования вод международных рек, но данные правила носят рекомендательный характер.

Международная территория общего пользования.

На эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства:

· открытое море, воздушное пространство над ним;

· морское дно за пределами континентального шельфа;

· космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.

Ранее в классическом МП такая территория называлась ничейной, поэтому каждому государству предоставлялось право оккупации данной территории. В современном МП это право государств было сужено и для правомерной оккупации было установлено три критерия:

1. Оккупации подлежит только сухопутная территория;

2. Оккупация должна носить фактический характер, т.е. сопровождаться мерами по установлению контроля и юрисдикции на оккупируемой территории со стороны соответствующего государства;

3. Ничейная земля может стать предметом оккупации только в том случае, если в отношении этой земли не действует особый международно-правовой режим.

Все остальные территории общего пользования относятся к категории ничейной земли, которая не может быть оккупирована. Все государства имеют права пользоваться этими территориями.

Правовой режим Арктики.

Арктика – область Земного шара с условным центром в виде Северного полюса, в состав которой входят воды Северного ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии, Америки. В настоящее время правовой режим Арктики базируется на нормах МП и национального законодательства арктических государств. Действует ряд универсальных конвенций:

· Конвенция ООН по морскому праву;

· Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г;

· Двусторонние договоры между арктическими государствами.

К правовому режиму Арктики есть два подхода:

1. Секторальная система (Россия и Канада): юрисдикция арктического государства распространяется за пределы территориальных вод до самого центра Арктики.

2. США, Дания, Норвегия считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должна действовать свобода открытого моря.

Некоторый компромисс между этими подходами существует в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по сохранению морской среды покрытых льдами районах, шириной в 200 морских миль.

Территория Антарктиды.

Антарктика включает в себя континент Антарктида, о-ва вокруг него, а также южные части Тихого, Индийского, Атлантического океана. В начале XX века ряд государств выдвинули территориальные претензии на этот континент (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили). СССР выступил с инициативой придания особого международного статуса, поддержали США. 1.12.1959 г. был подписан бессрочный договор об Антарктике, в соответствии с которым Антарктика должны использоваться только в мирных целях, в т.ч. на ее территории запрещено испытание любых видов оружия, сброс радиоактивных отходов. Договор закрепил принцип свободы научных исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.