Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы международного права




Это общие его начала, те идеи, которые скрепляют всю систему международного права, цементируют ее.

Появлению принципов мы обязаны ООН.

Являются одним из самых важных правовых инструментов.

Некоторые закреплены в ст.2 Устава.

В 1970 принята декларация о принципах международного права.

Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

1. принцип суверенного равенства государств (п.1 ст.2 устава ООН) – независимость и равенство.

2. принцип невмешательства во внутренние дела государства (п.7 ст.2 устава ООН) – вытекает из принципа суверенитета.

3.принцип неприменения силы или угрозы силой – исключения – право на самооборону; миротворческие операции по решению или с санкции совета безопасности.

Резолюция «Определение агрессии» 1974г. ООН – наиболее типичные условия применения вооруженных сил, которые считаются агрессией.

Распространяются не только на вооруженные, но и на другие виды сил – например экономические.

4. принцип мирного разрешения международных споров – действуют международные суды, которые разрешают эти споры.

5. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности – каждое государство уважает территориальные границы другого государства.

6. принцип равноправия и самоопределения народы. Право самоопределения – возможность самостоятельно решать все вопросы своего развития.

Входит в противоречие с принципом целостности государства.

7. принцип уважения прав человека

8. принцип добросовестного соблюдения взятых на себя обязательств.

9. принцип сотрудничества.

10. принцип неприкосновенности границ.

 

 

Прокомментируйте утверждение:

на современном этапе самым важным источником международного права являются договоры;

все больше и больше норм международного права затрагивают непосредственно физических лиц или налагая на них обязательства или наделяя их правами (Антонио Касессиа).

Объем – 2-3 страницы рукописной, либо 1 А4. К 3 октября!!!

 

 

Субъекты международного права.

Под субъектами международного права понимаются носители международных прав и обязанностей.

Субъектами могут быть государство, международные организации, нации народов, борющихся за независимость, и с определенными оговорками непосредственно физические лица.

Предполагается наличие 3 элементов – международная правоспособность, т.е. способность иметь международные права и обязанности; международная дееспособность, способность своими действиями приобретать международные права и обязанности; международная деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность по международному праву.

Субъекты международного права делятся на первичные и производные – основными первичными субъектами являются государства, основными производными международные организации.

В международном праве нигде нет перечня субъектов, поэтому приходится смотреть в каждом конкретном случае, имеется ли у образования права и обязанности либо нет.

I. Государства – это самый древний, самый общепризнанный субъект международного права, каждое государство наделено суверенитетом и в силу этого может выступать в международных отношениях. Согласно международному обычаю государства имеют универсальную правосубъектность, т.е. они могут приобретать и иметь любые международные права и обязанности.

Юрисдикция
Для государств важно такое понятие как юрисдикция. Этому понятию уделяется незаслуженно мало внимания в отечественных учебниках. Под ней понимаются пределы государственного принуждения. В более узком плане – возможность привлечь лицо к ответственности.

Пассивная правосубъектность.
территориальная
экстерриториальная
гражданство
универсальности

 

 


Из практики выделяют несколько принципов, на основе которых осуществляется юрисдикция:

1. территориальный принцип – государство может привлекать к ответственности за любые действия, которые произошли на его территории.

Экстерриториальная юрисдикция – когда государство может осуществлять свои полномочия за пределах свои границ (трансграничная юрисдикция).

2. В случаях: действия, совершенные его гражданами (принцип гражданства).

3. принцип пассивной правосубъектности – государство может осуществлять юрисдикцию, если потерпевшими от преступления являются его граждане.

4. принцип универсальности – основан на теоретическо конструкции – обязательства erga omnes – обязательства по отношению ко всем – военные преступления и преступления против человечности.

Дело о юго-западной Африке «дело о правовых последствиях продолжающегося присутствия южной Африки и Намибии, несмотря на резолюцию совета безопасности № 276 от 1970г».

Дело о западной Сахаре 1975

Дело о Восточном Тиморе (Португалия против Австралии) 1991года.

Традиционно считается, что у государства имеется 3 признака: территория, население, эффективная власть, которая реально осуществляет контроль над территорией.

Если нет какого-то признака, речь идет о государственно-подобных образованиях.

Были попытки определить права и обязанности государств, но из попыток ничего не вышло, принята декларация о правах и обязанностях государства Ассамблеей ООН.

Это не выгодно государствам, в процессе заключения договоров этот объем меняется.

II. Нации и народы, борющиеся за независимость – Баски (Испания), Ирландцы.

III. Международные организации.

Обладает ограниченной (отраслевой, специальной) правосубъектностью. Государство заключает международный договор о создании международной организации, который называется устав соответствующей организации, и в нем прописывается круг вопросов, которыми занимается данная организация.

IV. Физические лица- в современном международном праве есть ситуация, когда индивид, физическое лицо, является носителем международных прав и обязанностей.

1)обращение в международные суды, в частности в европейский суд по правам человека;

2) международная уголовная ответственность физических лиц, когда физическое лицо несет ответственность по уголовному праву.

Вопросы к семинару:

1)понятие и виды субъектов международного права Боженкина

2) государства как основные субъекты международного права Волкова

3) нации и народы, борющиеся за независимость Верхолетова

4) правосубъектность международных организаций и ее особенности Калинина

5) международно-правовой статус физических лиц. Чубаров

 

 

Признание государств. Вопросы правопреемства.

Признание – это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальный отношения.

Признание не совсем корректно брать назад, но, тем не менее, такие случаи в истории были.

Существует две теории признания: конститутивная и декларативная. Конститутивная говорит, что государство становится субъектом международного права только после того, как его признают. Декларативная теория утверждает, что государство становится субъектом международного права после его создания, а признания лишь облегчает установление с ним отношений.

Существует также 2 формы признания – фактическое и юридическое.

Фактическое признание – это неполное, ограниченно признание, выражающее неуверенность в том, что новое государство достаточно долговечно. Юридическое признание – полное окончательное признание, которое, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений.

На практике встречается еще 3 факт признания: ad hoc – когда государства вынуждено вступают в контакт друг с другом для решения конкретных вопросов, хотя признавать друг друга не хотят.

Помимо форм признания существуют и виды признания в зависимости от того, кого именно признаем. Самым главным видом является признание государств. Затем, второе по популярности, это признание правительств. Далее – признание народов и наций, восставшей или воюющей страной. Следующее – признание организаций сопротивления.

Последний вид – признание правительств в изгнании.

Когда образуется государство:

1. в результате объединения нескольких государств;

2. государство распадается на несколько государств;

3. когда из одного государства выделяется другое.

Вопрос может возникнуть во время революции – в этом случае речь может идти и о признании государства и о признании правительства. Признание правительство производится в том случае, если соответствующее правительство пришло к власти неконституционным путем, в т.е. в результате военного/государственного переворота или революции. Особенность – само государство остается на месте, меняется власть и политика, и соответственно, признание государства не требуется.

В 1930 году была сформулирована доктрина Пабло Эстрадо. Он обратил внимание на то, что признание правительств может ошибочно истолковано как одобрение их деятельности. Поэтому, Эстрадо сказал, мы не будем признавать правительства официально но фактически будем поддерживать отношения.

Признание наций и народов – возник в ходе первой мировой войны и активно использовался в процессе ликвидации колониальной системы – тогда государства признавали не сами колонии, а именно национально-освободительные движения и даже признавали за ними статус наблюдателей в ООН.

 

Правопреемство в международном праве.

Это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому. Чаще всего речь идет о правопреемстве государств, реже – о правопреемстве международных межправительственных организаций.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.

Венская конвенция о правопреемстве государств о отношении государственно собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года.

Выделяют несколько направлений правопреемства:

1. в отношении международных договоров

2. в отношении государственного имущества

3. в отношении государственных архивов

4. в отношении государственных долгов

5. в отношении членства в международных организациях.

Два аспекта правопреемства – внешний и внутренний. Внешний аспект – касается прав и обязанностей государства по отношению к другим государствам и международным организациям, в внутренний – прав обязанностей государства по отношению к его государствам.

Правопреемство в отношении международных договоров является самым важным, самым популярным, так как все участники этого договора заинтересованы в определенном постоянстве.

Здесь имеет значение предмет договора – договоры, касающиеся территории (о государственных границах, о территориальных режимах, о международных реках и каналах и тому подобное) предполагают автоматическое правопреемство, другими словами – государство правопреемник не вправе отказаться в них участвовать. В отношении всех остальных договоров действует правило, международный обычай, согласно которому государство правопреемник может отказаться в них участвовать.

Но самые большие проблемы, когда государство не делает никаких заявлений о своем участие в договоре – в этом случае имеет значение поведение государства-правопреемника, его фактические действия. Это правило получило отражение в Венской конвенции о правопреемстве в отношении договоров – принцип tabula rasa – государство не обязано сохранять свое членство во всех договорах, в которых принимало участие государство-предшественник.

Необходимо рассмотреть предмет договора – если он закрепляет обязательства erga omnes – т.е. обязательства по отношению ко всему международному сообществу или императивные нормы международного права, он сохраняет свою силу для государства-правопреемника.

Еще одно правило – территориальный признак – по общему правилу договор сохраняет свою силу для государства-правопреемника, в отношении той части территории, которая находится под юрисдикцией государства-предшественника. В частности, при объединении государств, для государства правопреемника, сохраняют свою силу все договоры, касающиеся территории государств-предшественников.

Этот же признак определяет правопреемство государств в отношении недвижимого имущества государства, т.е. государство-правопреемник то недвижимое имущество, которое находится на его территории. Движимо имущество перераспределяется по соглашению сторон.

Правопреемство государственных архивов осуществляется тоже по территориальному признаку, т.е. государству правопреемнику переходят все архивы, которые относятся к его территории.

Государственные долги – Венская конвенция 1983 года закрепляет принцип «чистой доски» и государство может отказаться от долгов, но есть политика, и прост так отказаться от долгов нельзя. Более того, созданы Парижские и Лондонские клубы кредиторов, для их успешного выбивания. Если государство распадается – заключается соглашение, кому и сколько долгов переходит, по закону «в справедливых долях».

Обе конвенции предусматривают правило, что государства в любое время могут договорится об ином.

Членство в международных организациях – противоречивая практика. Это зависит от договоренностей. В каждом конкретном случае это решается отдельно.

Внутренний аспект правопреемства:

1. в первую очередь касается населения, его гражданства. Как правило, гражданам предоставляется право оптации.

Помимо правопреемства есть еще такое понятие как континуитет – альтернатива правопреемству. Правопреемства – это частичный переход прав и обязанностей, континуитет – полный переход всех прав и обязанностей. Используется в том случае, если территория государства не меняется – например, при революции, изменении государственного строя.

 

1. Понятие, формы и виды признания. Конститутивная и декларативная теория признания (Куздерко).

2. Признание государств и других субъектов международного права (Сиднева).

3. Правопреемство в международных отношениях (Прохорова).

4. Особенности правопреемства после распада СССР (Лоцманова).

 

 

Международная ответственность.

1. понятие международной ответственности. Боженкина

2. основания международной ответственности. Лоцманова

3. виды и формы международной ответственности. Чубаров.

4. реализация международной ответственности. Верхолетова

5. обстоятельства, освобождающие от международной ответственности. Игнатьев

 

Право международных договоров.

«Венская конвенция о праве международных договоров» 1969 года.

Содержит:

Международный договор – это международное соглашение, заключенное государствами в письменной форме, и регулируемое международным правом.

Может состоять из нескольких документов, связанных между собой. Изменения вносятся дополнительным протоколом.

Международные договоры имеют свою структуру:

1. название

2. «преамбула» - содержится общая цель, задача договора, принципы, на которых основываются стороны, и т.п. Эти положения приобретают важное значение при толковании в дальнейшем.

3. основная часть – материально-правовые положения договора – права и обязанности участников. Может быть поделена на части, разделы, главы.

4. заключительная часть – содержит процессуальные нормы, касающиеся вступление договора в силу, его действие, прекращение действия договора, порядок заявлений, оговорок и т.п.

5. Могут идти приложения – карты, схемы, графики.

Имеет свою сферу действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.

В пространстве – как правило, на территорию государств-участников договора. Однако, известны случаи, когда государства заключали договор в отношении иных территорий, например – «Об Антарктике» 1968г., «О космосе».

Во времени – не имеют обратной силы. Исключения – ничто не запрещает сторонам предусмотреть, что договор имеет обратную силу – «Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности».

Конвенция «О международных договорах между государствами и международными организациями и между международными организациями» 1986г (не вступила в силу, имеет рекомендательный характер).

ФЗ «О международных договорах РФ» 1995г – учитывает положения обоих конвенций.

Международный договор – это международное соглашение, заключенное государствами в письменной форме, и регулируемое международным правом.

Аутентификация договора – изучение на разных языках договора, обеспечивающее их соответствие.

Парафирование – по сути, это проставление инициалов уполномоченных лиц на тексты договора.

Анреферендум – подписать договор на условии дальнейшей ратификации.

Далее стороны выражают свое согласие на обязательность для них международного договора следующими способами:

1)окончательное подписание договора

2) обмен нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор.

3) ратификация договора

4) утверждение договора

5) принятие договора

6) присоединение к договору

7) любым другим способом, о котором стороны договорились.

Оговорки допускаются для заключения договора.

Оговорка – это одностороннее заявление государства, направленное на исключение или изменение содержания договорного обязательства, сделанное до того, как договор станет обязательным для государства.

Оговорка заявляется в письменной форме, она должна быть совместимой с объектом и целями договора.

Важной особенностью является то, что она не изменяет действие договора в отношении других участников.

Кроме оговорок выделяют также заявления международному договору.

Заявление – это односторонняя декларация государства, не изменяющая положение договора.

Если какому то участнику не понравится оговорка, то он может заявить возражения против оговорки. Тогда у него есть 2 варианта действия:

1) оно может либо отказаться от договора

2) остаться в числе участников. В этом случае оговорка не будет действовать в отношении этих 2 государств.

Государство в любой момент может снять оговорку /возражение от оговорки.

 

Кроме стадий заключения договора, после заключения договора есть свои стадии:

1) сдается депозитарию – хранителю международного договора, он хранит подлинник международного договора и все относящиеся к нему документы. Выполняет и другие функции – снимает и заверяет копии, принимает все оговорки, уведомления, заявления и оповещает он них других участников договора, кроме того он уведомляет участников о присоединению к договору других государств, готовит тексты договора на иностранных языках. Депозитарием может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее генеральный секретарь. Несут ответственность за опубликование международного договора.

2) регистрация – дата, место, в каком источнике. Каждое государство может опубликовать его на своем языке. Перевод не обязан быть официальным, хотя определенные рамки существуют.

В России издается «Бюллетень международных договоров РФ» МиДом.

 

Недействительность международных договоров.

В теории выделяют недействительность в 2 видах – ничтожность и оспоримость.

Безусловным условием ничтожности права является противоречие норм международного права императивной норме и влечет двустороннюю реституцию.

Выделяют основания оспоримости международных договоров, в основном они связаны с пороком воли государств-участников.

Если в процессе согласование воли сторон, одна из них искажается, то договор может быть признан недействительным, по желанию той стороны, воля которой была искажена.

Венская конвенция предусматривает конкретные случаи оспоримости:

1) обман

2) ошибка

3) заблуждение

4)подкуп представителя государства.

5) применения силы или угрозы применения

Различают прекращение действия договора по иным основаниям:

1) например если договор срочный

2) предусмотрена возможность денонсации – выход участника из международного договора

3)при достижении цели договора, если она конечна

4) при исчезновении объекта договора

5) выделяют такое основание как коренное изменение обстоятельств; дальнейшее исполнение договоров становится бессмысленным или опасным.

Выделяют также случаи приостановления действия международного договора, которые имеют место в случае международного конфликта между участниками договора или в результате действия обстоятельств не преодолимой силы.

 

 

Право европейского союза

Сообществ было 3 – европейское экономическое сообщество, европейское объединение угля и стали, и европейское сообщество по атомной энергии.

Римский договор.

Единый европейский акт.

Махстрийское соглашение.

Амстердамский договор.

Ниццкое соглашение.

В 2004г. был составлен проект договора, учреждающего конституцию для Европы, но он не был принят, т.к. был вынесен на референдум и жители многих государств проголосовали против.

Начиная с Амстердамского договора, Европейский союз стал единой организацией со своими собственными органами и компетенцией.

3 опоры Евросоюза:

1. коммюнитарное право - право сообществ – право тех самых трех сообществ, исторически первое ядро права европейского союза.

2. общая внешняя политика и политика безопасности

3. сотрудничество суду и полиции по уголовным делам

Органами Европейского союза являются:

1. Европейский парламент

2. Европейская комиссия

3. суд Европейских сообществ (Европейского союза)

Есть ряд других вспомогательных органов, например европейский инвестиционный банк или европейская счетная палата.

Основными достижениями Европейского союза явилось:

1. создание общего рынка – предполагает свободу передвижения товаров, услуг, капитала, общего рынка и собственно физических лиц.

2. создание единой валютной зоны

3. общая визовая политика (Шенгенская виза)

4. создание общеевропейского механизма разрешения споров

В совете Европы 2 органа:

- парламентская ассамблея совета Европы

- комитет министров совета Европы

В 1950г. в рамках Совета Европы была принята конвенция «О защите прав человека и основных свобод». Россия к этой конвенции присоединилась в 1998г. Конвенция предусмотрела контрольный механизм: для обеспечения соблюдения конвенции был учрежден Европейский суд по правам человека. Формально он не входит в органы совета Европы, но фактически очень тесно с ним связан. В частности Европейский суд финансируется из бюджета Совета Европы, т.е. из взносов государств-членов, пользуется услугами секретариата Совета Европы.

Было принято 14 протоколов, часть вносили изменения по порядку деятельности суда по правам человека, а часть просто совершенствует материальную сферу конвенции, т.е. дополняет какие-то новые права под охрану конвенции.

Н-р, протокол №6 предусмотрел отмену смертной казни.

 

Вопросы по международному праву:
1. ООН - Боженкина

2. Европейский союз - Волкова

3. Совет Европы – Калинина

4. СНГ – Верхолетова

 

Международное право в области защиты прав человека

1. Понятие и источники в области защиты прав человека Прохорова

2. институциональные формы сотрудничества в области защиты прав человека Аврамцев

3. организационно-правовой и судебный механизмы защиты прав человека Куздерко

4. европейский суд по правам человека – организация, функции, полномочия. Верхолетова

5. особенности региональной защиты прав человека

PS – международные источники и региональные –

 

3 системы – европейская, американская (организация американских государств), африканская (африканского союза организация африканского единства).

Африканская система подверглась реформированию.

Явная необоснованность жалобы

Системное нарушение конвенции – такое нарушение конвенции, которое неоднократно повторяется в государстве ответчике и приводит к подаче в суд множества однотипных жалоб.

Первая жертва – Польша «Бронёвский против Польши» - 2004 год, постановление по делу «Хуттен-Чабска против Польши»

 

 

Международное право вооруженных конфликтов.

Одна из древнейших отраслей международного права, т.к. войны существовали со времен античности. Уже в эпоху Древнего мира понадобилось упорядочить ведение войн. Первое правило – в праве древнего Рима и Греции. Г.Гроций «О праве войны и мира», впервые систематизированы все законы и обычаи войны.

1899г. – Первая Гаагская конференция мира.

1907г. – Вторая Гаагская конференция мира.

Были приняты Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, это был первый юридически обязательный международный пакт, касающийся права вооруженных конфликтов.

«Оговорка о всеобщности» - предполагает что Гаагская конвенция действует только в рамках вооруженного конфликта между сторонами этих конвенция. Как только в войну вступала иная страна, они прекращали свое действие.

Много национальных документов, в Америке «Кодекс Ливера» - наставление войскам США, которые содержали подробные указания что можно делать а что нельзя; Московская декларация – ограничение на использование некоторого оружия.

На начало 2 мировой войны существовало множество международных документов.

1949 – Женевские конвенции.

Химическое, бактереологическое оружие, лазерное оружие, оружие, осколки которого не распознаются рентгеном, мины-ловушки. Принцип – не избирательность действия, оружие не должно причинять излишних страданий.

 

 

1. понятие и источники права международных конфликтов. Хлопков

2. комбатанты и не комабатанты Волкова

3. защита гражданское населения во время войны. Калинина

4. Запрещенные средства и методы ведения войны. Бадина

 

 

1. понятие и источники международного экономического права Калинина

2. Принципы международного экономического права Боженкина

3. ВТО. Основные формы сотрудничества государств в рамках вто. Бадина

4. Международный валютный фонд. Международный банк резолюции и развития.

 

Международное экономическое право

Это относительно молодая, но уже очень комплексная норма международного права. Состоит из международного финансового права, международного инвестиционного права, международного торгового прав, международного банковского права, международного права защиты интеллектуальной собственности, международного тарифного плана и т.д.

Сейчас они продолжают формироваться и выделять в отдельные отрасли международного права.

Очень тонкая грань между частным и публичным правом.

Действуют свои отраслевые принципы. Даже там, где действуют общие принципы, в экономическом праве они деформируются и становятся отраслевыми.

Принцип экономической не дискриминации.

Принцип запрещения противоправного экономического принуждения.

Режимы экономического права:

1. режим наиболее благоприятствуемый нациям-режим наибольшего благоприятствования – это право каждого договаривающегося государства пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим лицам по определенному кругу отношений.

2. Режим взаимности – иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются определенные права и привилегии, при условии что те же права и привилегии предоставляются юридическим и физическим лицам на территории иностранного государства.

3. Национальный режим – иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же привилегии, что и своим собственным.

4. Преференциальный режим – предоставление определенных таможенных льгот

 

-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.04 сек.