Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 4 страница




 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 мая 2011 г. N 262-З

"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

 

Комментарий к статье 1

 

1. Комментируемая статья определяет предмет правового регулирования Закона.

В теории гражданского права преобладающим является представление о том, что правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, образуют самостоятельный правовой институт авторского права и смежных прав <78>.

--------------------------------

<78> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. / А.П.Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - С. 20.

 

В комментируемой статье законодатель указывает на то, что нормы Закона формируют два субинститута права интеллектуальной собственности: 1) авторское право и 2) смежные права.

Субинститут авторского права регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Субинститут смежных прав регулирует отношения, связанные с созданием и использованием исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Таким образом, понятие "смежные права" является родовым и охватывает права трех категорий правообладателей: исполнителей, производителей фонограмм, а также организаций эфирного (кабельного) вещания.

Объединение норм авторского права и смежных прав в одном законодательном акте обусловлено тесной связью этих двух правовых субинститутов, выражающейся в зависимом характере прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного (кабельного) вещания, поскольку законодатель ставит возможность осуществления смежных прав указанных субъектов в зависимость от соблюдения авторских прав на используемые ими произведения.

Кроме того, отдельные нормы Закона, регулирующие отношения по распоряжению исключительными правами, коллективному управлению, защите нарушенных исключительных прав, а также определяющие допускаемые случаи свободного использования, имеют универсальный характер и относятся как к объектам авторского права, так и к объектам смежных прав.

2. Закон регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Предмет регулирования Закона входит в общий предмет правового регулирования гражданского права (ст. 1 ГК), поэтому по своей отраслевой принадлежности нормы Закона относятся к гражданскому праву.

Институционально нормы Закона относятся к праву интеллектуальной собственности, которое рассматривается в качестве отдельной подотрасли гражданского права <79>.

--------------------------------

<79> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. / А.П.Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - С. 20.

 

3. Формулировка о том, что Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием объектов авторского права и смежных прав, требует уточнения. Закон не регулирует сам процесс создания произведений, исполнений, фонограмм и передач организаций вещания. Закон регулирует отношения, возникающие в результате создания указанных объектов (т.е. в связи с фактом их создания). Данный тезис подтверждается нормой ст. 7 ГК, устанавливающей, что гражданские права возникают в результате создания произведений науки, литературы, искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности.

 

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

 

Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь.

 

Комментарий к статье 2

 

1. Комментируемая статья определяет систему актов законодательства, которые содержат или могут содержать нормы авторского права и смежных прав.

2. Основу законодательства об авторском праве закладывает норма ст. 51 Конституции Республики Беларусь <80>, которая гарантирует свободу художественного и научного творчества, а также устанавливает, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

--------------------------------

<80> НРПА Республики Беларусь. - 1999. - N 1. - 1/0.

 

3. Конституционная норма об охране интеллектуальной собственности реализуется в рамках гражданского законодательства. В соответствии со ст. 1 ГК гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности. Статья 7 ГК называет создание произведений науки, литературы, искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, а ст. 128 ГК называет исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности объектом гражданских прав.

Отнесение института авторского права и смежных прав к гражданскому праву означает, что к отношениям, возникающим в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы право- и дееспособности участников правоотношений, обязательственных отношений, защиты гражданских прав и др.

4. Отдельные нормы, относящиеся к авторскому праву и смежным правам, содержатся в разделе V "Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)" ГК.

Раздел V ГК построен по следующей схеме. В главе 60 "Общие положения" (статьи 979 - 989) ГК содержатся нормы, применимые ко всем видам объектов интеллектуальной собственности; в главе 60 ГК приводится типология объектов интеллектуальной собственности, определяются общие основания возникновения прав на объекты интеллектуальной собственности, определяются содержание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и их соотношение с личными неимущественными правами авторов результатов интеллектуальной деятельности, соотношение исключительных прав и права собственности, порядок перехода исключительных прав к другим лицам, особенности защиты исключительных прав по сравнению с иными гражданскими правами и т.п. Статья 980 ГК в числе охраняемых результатов интеллектуальной деятельности называет произведения науки, литературы и искусства (объекты авторского права), а также исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания (объекты смежных прав).

Глава 61 "Авторское право и смежные права" (статьи 990 - 995) ГК посвящена собственно объектам авторского права и смежных прав. В главе 61 ГК определяются предмет правового регулирования, сферы действия авторского права и смежных прав, а также называются объекты правовой охраны.

5. Отечественный законодатель отказался от регламентации всех вопросов авторского права и смежных прав в ГК. Главы 60 и 61 ГК содержат наиболее общие положения; конкретизация возложена на специальный закон об авторском праве и смежных правах, который согласно ст. 990 ГК должен приниматься "в соответствии с Кодексом".

Отдельные нормы авторского права и смежных прав, включенные в ГК, не только закладывают основу для специального закона, но и непосредственно регулируют отдельные общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, являясь важным системообразующим источником законодательства в данной области. Включение норм авторского права и смежных прав в структуру ГК однозначно решает вопрос о применимости к данным правоотношениям иных положений ГК, в том числе норм общей части гражданского права, норм обязательственного, наследственного, международного частного права и т.п.

6. Нормы ГК имеют принципиально важное значение в связи с тем, что обладают большей юридической силой по отношению к нормам специального закона. Согласно ст. 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК, а в случае расхождения этих норм подлежат применению нормы ГК.

7. Несмотря на включение отдельных норм авторского права и смежных прав в ГК, основная тяжесть правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой авторского права и смежных прав, лежит на Законе, который с учетом соответствующих положений ГК обеспечивает комплексное правовое регулирование в рассматриваемой области.

Закон содержит 62 статьи и структурно состоит из 8 глав:

Глава 1 "Общие положения";

Глава 2 "Авторское право";

Глава 3 "Смежные права";

Глава 4 "Случаи свободного использования объектов авторского права и смежных прав";

Глава 5 "Переход и передача прав";

Глава 6 "Коллективное управление имущественными правами";

Глава 7 "Защита авторского права и смежных прав";

Глава 8 "Заключительные положения".

8. За время существования Республики Беларусь в качестве суверенного государства законодательство об авторском праве и смежных правах несколько раз подвергалось пересмотру. До принятия Закона редакции 1996 года законодательство об авторском праве составляли нормы раздела IV ГК 1964 года. Закон редакции 1996 года <81> вступил в силу с 19 июля 1996 г.

--------------------------------

<81> Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. - 1996. - N 20. - Ст. 366.

 

В переходных положениях Закона редакции 1996 года было указано, что его нормы применяются к отношениям по созданию, а также использованию объектов авторского права и смежных прав, возникшим после вступления Закона редакции 1996 года в силу. При этом было специально оговорено, что на произведения и объекты смежных прав, ранее не охранявшиеся авторским правом, действие Закона редакции 1996 года распространяется в том случае, если они правомерно выпущены в свет, изготовлены и распространены на территории Республики Беларусь до опубликования Закона редакции 1996 года.

Закон N 194-З <82>, которым Закон редакции 1996 года излагался в новой редакции, не содержал специальных переходных положений. Поэтому его нормы должны были применяться к отношениям, возникшим после вступления его в силу. Нормы Закона редакции 1998 года действовали с даты его официального опубликования - 19 августа 1998 г.

--------------------------------

<82> Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. - 1998. - N 31 - 32. - Ст. 472.

 

В соответствии со ст. 60 комментируемого Закона его нормы применяются к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления его в силу, т.е. после 1 декабря 2011 г.

9. Отдельные нормы, относящиеся к авторскому праву либо связанные с ним, содержатся в ряде других законодательных актов - Законе Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (далее - Закон о строительной деятельности) <83>, Законе Республики Беларусь "О кинематографии в Республике Беларусь" (далее - Закон о кинематографии) <84>, Законе Республики Беларусь "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) <85>, Законе Республики Беларусь "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) <86>, Законе Республики Беларусь "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь" (далее - Закон "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь") <87> и др. В большинстве своем такие нормы носят отсылочный характер. Так, например, ст. 4 Закона о рекламе предусматривает, что "реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторское право и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах". Закон о кинематографии в ст. 20 предусматривает, что "отношения, возникающие в связи с производством, показом, прокатом, тиражированием, продажей фильма как объекта интеллектуальной собственности, регулируются законодательством об интеллектуальной собственности". Закон о СМИ содержит более подробную норму. Согласно ст. 41 Закона о СМИ "при использовании в средствах массовой информации авторских произведений и писем авторские и смежные права в отношении таких произведений и писем сохраняются за их авторами либо другими правообладателями. Автор либо другой правообладатель могут определить условия и характер использования предоставленных редакции средства массовой информации произведения или письма".

--------------------------------

<83> Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 июля 2004 г., N 300-З // НРПА Республики Беларусь. - 2004. - N 109. - 2/1049.

<84> О кинематографии в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2004 г., N 292-З // НРПА Республики Беларусь. - 2004. - N 103. - 2/1041.

<85> О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., N 427-З // НРПА Республики Беларусь. - 2008. - N 196. - 2/1524.

<86> О рекламе: Закон Респ. Беларусь, 10 мая 2007 г., N 225-З // НРПА Республики Беларусь. - 2007. - N 119. - 2/1321.

<87> Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 июня 1991 г., N 832-XII // НРПА Республики Беларусь. - 2004. - N 87. - 2/1031.

 

К регулированию отношений по поводу объектов авторского права могут также применяться нормы актов законодательства, регулирующих отношения в научной и научно-технической сфере. Непосредственное значение имеет Указ Президента Республики Беларусь от 31.08.2009 N 432 "О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами" (далее - Указ N 432) <88>, действие которого распространяется на результаты научно-технической деятельности, полученные с использованием государственных средств. В соответствии с определением, данным в подп. 2.1 п. 2 Указа N 432, для целей Указа N 432 под результатами научно-технической деятельности понимаются объекты интеллектуальной собственности, созданные при осуществлении научно-технической деятельности, а также научно-техническая информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Нормы Указа N 432 важны тем, что они устанавливают иную принадлежность имущественных прав на охраняемые авторским правом произведения, если они относятся к числу результатов научно-технической деятельности, а для их создания использовались средства государственного бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов. Указ N 432 утрачивает силу с 7 августа 2013 г. в связи с вступлением в действие Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 N 59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств".

--------------------------------

<88> НРПА Республики Беларусь. - 2009. - N 211. - 1/10947.

 

10. Законодательство об авторском праве и смежных правах также представлено рядом подзаконных актов. Закон содержит ряд отсылочных норм, предоставляющих право Совету Министров Республики Беларусь устанавливать размеры и порядок выплаты авторского и иных видов вознаграждения.

В числе действующих источников законодательства об авторском праве необходимо назвать ряд постановлений Правительства Республики Беларусь, устанавливающих минимальные ставки авторского вознаграждения. Эти постановления перечислены в комментарии к ст. 16 Закона.

Кроме того, на уровне постановлений Правительства Республики Беларусь регулируется деятельность организаций по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами (см. комментарии к ст. 47 - 54 Закона).

 

Статья 3. Международные договоры

 

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Комментарий к статье 3

 

1. В комментируемой статье закреплен принцип приоритета норм международных договоров Республики Беларусь над нормами национального законодательства. Из нее следует, что в случае расхождения положений любого международного договора, в котором участвует Республика Беларусь, с нормами Закона подлежат применению нормы международного договора.

Однако указанную норму следует применять с учетом положений ГК. В соответствии со ст. 6 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению. При этом они имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

2. Республика Беларусь в настоящее время участвует в нескольких многосторонних международных договорах, посвященных вопросам охраны авторского права и смежных прав <89>. К ним относятся:

- Всемирная конвенция об авторском праве;

- Бернская конвенция;

- Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года;

- Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года;

- Римская конвенция;

- Конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" (заключена в г. Женеве 29.10.1971) (далее - Конвенция об охране интересов производителей фонограмм);

- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (заключено в г. Москве 24.09.1993) (далее - Соглашение о сотрудничестве в области авторского права);

- Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности (заключено в г. Москве 09.12.2010) (далее - Соглашение о единых принципах регулирования).

--------------------------------

<89> Сводная информация об участии Республики Беларусь в многосторонних международных договорах в области авторского права и смежных прав приведена в приложении 1.

 

Кроме того, в перспективе Республика Беларусь, став членом Всемирной торговой организации, будет обязана выполнять требования Соглашения ТРИПС. Также возможно присоединение Республики Беларусь к Пекинскому договору по аудиовизуальным исполнениям, принятому Дипломатической конференцией 24 июня 2012 г. (далее - Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям).

3. Всемирная конвенция об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве (Universal Copyright Convention) была разработана под эгидой ЮНЕСКО как универсальный международный договор в области авторского права, позволяющий учитывать интересы как промышленно развитых, так и развивающихся государств.

Всемирная конвенция об авторском праве имеет две редакции: 1952 года и 1971 года. Беларусь является участницей Всемирной конвенции об авторском праве только в редакции 1952 года. Республика Беларусь не присоединялась к Всемирной конвенции об авторском праве, а постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.1993 N 370 "О правопреемственности Республики Беларусь в отношении к подписанной 6 сентября 1952 г. в г. Женеве Всемирной конвенции об авторском праве" (далее - постановление N 370) <90> объявила о своем правопреемстве в отношении обязательств Советского Союза Социалистических Республик по Всемирной конвенции об авторском праве. Поэтому Всемирная конвенция об авторском праве редакции 1952 года для Беларуси действует с даты ее ратификации Верховным Советом СССР 27 мая 1973 г.

--------------------------------

<90> Собрание постановлений Правительства Респ. Беларусь. - 1993. - N 16. - Ст. 311.

 

Круг произведений, которые могут быть объектами охраны в соответствии с нормами Всемирной конвенции об авторском праве, определен в общем виде. В соответствии со ст. I Всемирной конвенции об авторском праве охрана должна распространяться на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры.

Суть Всемирной конвенции об авторском праве состоит в применении в отношении произведений иностранцев, подпадающих под действие Всемирной конвенции об авторском праве, национального режима охраны. Принцип национального режима дополняется обязанностью для всех государств-участников применять две материальные нормы - установленный Всемирной конвенцией об авторском праве минимальный срок охраны авторского права и обеспечивать право автора на перевод. Кроме того, принцип применения национального режима во Всемирной конвенции об авторском праве дополняется механизмом преодоления формальностей для получения охраны авторским правом, если таковые требуются национальным законодательством государств-участников.

Принцип применения национального режима закреплен в ст. II Всемирной конвенции об авторском праве, которая устанавливает, что выпущенные в свет произведения граждан любого договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого государства (независимо от гражданства автора), пользуются в каждом другом договаривающемся государстве охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, выпущенным в свет на его собственной территории. Не выпущенные в свет произведения граждан договаривающегося государства пользуются в каждом другом договаривающемся государстве охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.

Субъектами конвенционной охраны в соответствии со ст. I Всемирной конвенции об авторском праве являются не только авторы, но и иные обладатели авторских прав. То, что Всемирная конвенция об авторском праве не ограничивается указанием только на авторов, означает, что ее положения должны в равной степени распространяться и на других лиц, которые по законодательству некоторых стран признаются обладателями первоначального авторского права (юридические лица в отношении произведений, созданных наемными работниками, производители аудиовизуальных произведений и т.п.), а также на тех, кто приобретает авторское право по договору или становится обладателем авторского права в порядке наследования.

При решении вопроса о предоставлении охраны авторам, не являющимся гражданами участвующих во Всемирной конвенции об авторском праве государств, используется критерий "выпуска произведения в свет", под которым понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия (ст. VI Всемирной конвенции об авторском праве). Использованный в тексте Всемирной конвенции об авторском праве термин "выпуск в свет", во-первых, исключает произведения, не воплощенные в материальной форме (например, устные произведения), во-вторых, ограничивается только теми произведениями, экземпляры которых могут быть прочитаны или доступны для зрительного восприятия, в-третьих, понятие "предоставление неопределенному кругу лиц" в ряде случаев не может быть истолковано однозначно. Очевидно, что использованное во Всемирной конвенции об авторском праве понятие выпуска в свет не может распространяться на случаи выпуска произведения в звукозаписи.

Всемирная конвенция об авторском праве содержит минимум обязательных к применению норм материального права. В соответствии с нормой ст. IV Всемирной конвенции об авторском праве срок охраны авторского права не может быть менее 25 лет после смерти автора. Всемирная конвенция об авторском праве не обязывает участвующие в ней государства охранять фотографические произведения. Однако если в каком-то из участвующих во Всемирной конвенции об авторском праве государств такие произведения охраняются в силу внутреннего законодательства, то в этом государстве должны охраняться все подпадающие под действие Всемирной конвенции об авторском праве фотографические произведения иностранных авторов, при этом срок охраны не может быть менее 10 лет. Такие же правила распространяются и на произведения прикладного искусства, однако с оговоркой "поскольку они охраняются как художественные произведения" (во Всемирной конвенции об авторском праве была предпринята попытка учесть особенности законодательства некоторых государств, которые охраняли такие работы только в качестве промышленных образцов нормами патентного права). Принцип применения национального режима в отношении продолжительности охраны ограничивается ст. IV Всемирной конвенции об авторском праве, которая устанавливает, что ни одно из государств-участников не обязано обеспечивать охрану произведения в течение срока, более продолжительного, чем срок, установленный для произведений данной категории законом государства-участника, чьим гражданином является автор, если речь идет о произведении, не выпущенном в свет, или, если речь идет о выпущенном в свет произведении, - законом государства-участника, в котором произведение было впервые выпущено в свет.

В соответствии с нормой ст. V Всемирной конвенции об авторском праве за авторами охраняемых на основании Всемирной конвенции об авторском праве произведений должно признаваться исключительное право переводить, выпускать в свет перевод своего произведения и разрешать использование произведения в переводе. Исключительное право на перевод также может быть ограничено в тех случаях, когда внутреннее законодательство государства-участника, воспользовавшись предоставленной в ст. V Всемирной конвенции об авторском праве возможностью, предусматривает процедуру выдачи уполномоченным органом государства заинтересованному лицу, выполнившему требуемые Всемирной конвенцией об авторском праве формальности, лицензии на право издания охраняемого произведения иностранного автора без его согласия в переводе на национальный язык этого государства. Однако положение Всемирной конвенции об авторском праве о принудительных лицензиях уже не имеет значения для случаев использования произведений иностранных авторов в Беларуси, поскольку законодательство республики не предусматривает возможности принудительного ограничения исключительного права автора на использование произведения в переводе.

Кроме того, к числу материально-правовых норм Всемирной конвенции об авторском праве можно отнести предусмотренный ею механизм преодоления существующих в некоторых государствах формальностей, которые необходимо выполнить для признания авторских прав (депонирование экземпляра произведения, регистрация специально уполномоченным органом, нотариальное удостоверение и т.п.), что, к слову, является частью национального режима охраны. Статья III Всемирной конвенции об авторском праве содержит компромиссное решение, согласно которому все формальности материально-правового характера считаются выполненными, если все экземпляры произведения иностранного автора будут иметь знак (C) с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет. Все остальные вопросы, связанные с определением объема предоставляемой на основании Всемирной конвенции об авторском праве охраны, решаются в соответствии с законодательством государства, в котором испрашивается охрана.

В соответствии со ст. VII Всемирной конвенции об авторском праве она не распространяется на произведения, охрана которых к моменту вступления Всемирной конвенции об авторском праве в силу для государства, в котором истребуется охрана, окончательно прекратилась или никогда не существовала. Это означает, что обязательства Республики Беларусь по охране произведений иностранных авторов на основании Всемирной конвенции об авторском праве ограничиваются произведениями, выпущенными в свет после 27 мая 1973 г.

Особое внимание во Всемирной конвенции об авторском праве уделено соотношению с другими международными соглашениями в области авторского права. В текст Всемирной конвенции об авторском праве включена Декларация, относящаяся к ст. XVII, в соответствии с которой Всемирная конвенция об авторском праве не подлежит применению во взаимоотношениях стран - участниц Бернской конвенции, если речь идет об охране произведений, страной происхождения которых является какая-либо из стран Бернского союза.

В настоящее время Всемирная конвенция об авторском праве фактически утратила свое значение как инструмент, обеспечивающий международную охрану авторских прав. Несмотря на то, что в ней участвуют 99 государств, практически все они не применяют нормы Всемирной конвенции об авторском праве, поскольку одновременно являются участниками Бернской конвенции.

4. Бернская конвенция. На сегодняшний день Бернская конвенция <91> является самым популярным международным соглашением в области авторского права - по состоянию на 1 декабря 2012 г. ее участниками являлись 166 государств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.