Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные символы РФ. Столица РФ




Понятие и виды автономий. Национально-культурная автономия в Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, их конституционно-правовой статус.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Предметы ведения в Российской Федерации и их классификация.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что:

1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган;

2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к

решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих,

обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

 

 

Федеративный характер государства выражается в разделении предметов ведения и полномочий на три группы:

1) полномочия и предметы исключительного ведения Российской Федерации;

2) полномочия и предметы совместного ведения;

3) полномочия и предметы исключительного ведения субъектов.

К предметам исключительного ведения и полномочий Российской Федерации согласно ст. 71 относятся:

1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2) федеративное устройство и территория РФ;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

5) федеральная государственная собственность и управление ею;

6) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

7) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

9) оборона и безопасность; оборонное производство и т.п.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов по ст. 72 находятся:

1) обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конституции РФ и федеральным законам;

2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4) разграничение государственной собственности;

5) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

6) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

7) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат и т.п.

К предметам исключительного ведения субъектов РФ, согласно ст. 73, относятся вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

 

 

Изменение субъектного состава РФ возможно в 2 случаях:

1) принятия в состав РФ нового субъекта РФ;

2) образования внутри РФ нового субъекта РФ.

Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность.

При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Принятие в РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ.

Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии РФ в свой состав нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области.

Предложение о принятии в РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством.

Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ.

По данному вопросу должен быть подписан международный договор РФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта.

Такой международный договор должен регулировать вопросы:

1) наименования и статуса нового субъекта РФ;

2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ;

3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ;

5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации федеральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ.

Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать:

1) социально-экономическое обоснование;

2) предполагаемое наименование и статус;

3) примерные границы нового субъекта РФ.

По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов РФ.

После этого уже Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон.

 

 

Конституция Российской Федерации закрепила принцип равноправия субъектов Федерации. Он выражается в равенстве прав и обязанностей всех субъектов, в равенстве их компетенции и полномочий, в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания — по два представителя.

Статус субъектов закреплен в их конституциях и уставах. В Российской Федерации несколько видов субъектов: республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа, области, что делает федеративное устройство достаточно специфическим. Несмотря на провозглашение принципа равноправия субъектов, достичь его на практике достаточно сложно.

Полноправными субъектами Российской Федерации являются только республики, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов исключительной компетенции Российской Федерации. Они представляют собой национальные государства и обладают всеми признаками государственности: территорией; гражданством; системой органов государственной власти, устанавливаемой самостоятельно; Конституцией и законодательством; государственным языком; собственными символами. Принимают свои конституции, законы и иные нормативные правовые акты. Возможно принятие конституции не законодательным органом, а иным путем. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Устанавливают свой государственный язык.

Все остальные субъекты: края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа представляют собой государственные образования, статус которых определяют Конституция РФ и их уставы.

Они обладают некоторыми признаками государственности: территорией; системой органов государственной власти, устанавливаемой самостоятельно; собственным законодательством. Принимают свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав принимается законодательным (представительным) органом субъекта.

В этой ситуации обеспечить принцип равноправия достаточно сложно. Как, впрочем, непросто обеспечить равноправие автономных округов, которые входят в Российскую Федерацию не напрямую, а в составе областей и краев.

Весьма разнородна система органов государственной власти субъектов, которую они устанавливают самостоятельно. Так, например, в ряде республик (Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия)) действуют двухпалатные парламенты. В Республике Тыва наряду с традиционными органами власти устанавливается Великий хурал (съезд) народа, обладающий исключительными полномочиями по изменению и дополнению Конституции.

 

Автономия — широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере МСУ, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Виды автономий:

1. территориальная — определенная степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения;

2. национально-территориальная — создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения;

3. национально-культурная — предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, прав и возможностей использования своих социокультурных и бытовых традиций, языка, религии и др.

Национально-культурная автономия (НКА) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

· свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

· самоорганизации и самоуправления;

· многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

· сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;

· уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

· законности.

Национально-культурная автономия имеет право:

· получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов МСУ, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

· создавать СМИ в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

· сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национально культурным ценностям;

· следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

· создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

· участвовать через своих полномочных представителей в деятельности м/н неправительственных организаций;

· устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Участие или неучастие в деятельности НКА не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности НКА.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Местные НКА граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности; учреждается на общем собрании (сходе); учредителями могут быть граждане РФ, зарегистрированные общественные объединения граждан РФ.

Региональные НКА двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. Делегаты местных НКА граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ.

Федеральная НКА граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности. Делегаты региональных НКА граждан РФ на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в соответствии с ФЗ, ФЗ от 19.05.1995 (в редакции ФЗ от 02.11.2004) «Об общественных объединениях» и иными ФЗ.

Порядок приема в члены НКА определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.

Консультативный совет по делам НКА действует на общественных началах, состоит из делегированных на определенный срок представителей каждой федеральной НКА.

Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав НКА, осуществляется за счет средств НКА, их учреждений и организаций, частных лиц; бюджетов субъектов РФ.

 

Государственными символами РФ являются:

Государственный флаг РФ (в 2000 г. принят ФКЗ «О Государственном флаге РФ»),

Государственный герб РФ (в 2000 г. принят ФКЗ «О Государственном гербе РФ»),

Государственный гимн РФ (в 2000 г. принят ФКЗ «О Государственном гимне РФ»).

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Поднимается на зданиях государственных органов и органов местного самоуправления, в дни государственных праздников вывешивается на прочих зданиях и жилых домах. Государственный флаг РФ вывешивается также на дипломатических и иных официальных представительствах (консульских учреждениях) РФ за рубежом, резиденциях их глав, на российских морских и речных судах (на воздушных и космических судах – изображение Государственного флага РФ), а также на иностранных судах, находящихся во внутренних водах РФ (на стоянке в российском порту). Устанавливается в залах заседаний палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, судов и др.

Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Помещается на бланках официальных документов государственных органов, на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, и иных документах, на фасадах ряда зданий государственных органов, в рабочих кабинетах ряда высших должностных лиц, в залах заседаний палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судов, органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления, на знаменах, военных кораблях, государственных наградах РФ, денежных знаках и др.

Надругательство над Государственным флагом РФ или Государственным гербом РФ будет преступлением по УК РФ.

В 2001 г. был утвержден текст Государственного гимна РФ (слова С.В. Михалкова).

Государственный гимн РФ исполняется при вступлении в должность Президента РФ, иных должностных лиц, во время официальной церемонии подъема Государственного флага РФ и иных государственных церемоний, при открытии и закрытии сессий Государственной Думы и заседаний Совета Федерации, во время проведения воинских ритуалов, иных торжественных мероприятий.

Статус столицы РФ – города Москвы – определен Законом РФ «О статусе столицы РФ». В столице РФ находятся федеральные органы государственной власти, представительства субъектов РФ, дипломатические представительства иностранных государств в РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.