Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические права и свободы человека и гражданина, практика их реализации в 3 страница




 

 

 

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

 

Суть его содержится в том, что:

 

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

 

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

 

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

 

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

 

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

 

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

 

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

 

1. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

 

Характеристики принципа разделения властей:

 

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

 

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

 

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

 

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

 

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

 

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

 

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

 

- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

 

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

 

- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

 

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

 

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

 

1) Президент РФ;

 

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

 

3) Правительство РФ;

 

4) суды Российской Федерации.

 

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

 

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

13. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

Государственное регулирование экономической деятельности в правовом государстве, в отличие от тоталитарного, не учреждает экономический строй общества, а только охраняет его главные устои, основанные на правах и свободах. Эти устои не порождаются какой-то одной политической идеологией, они носят гуманистический и демократический характер.

 

На тех же основах строится отношение правового государства к политической деятельности людей Государство не может учреждать политическую систему, ибо она в своей основе создается свободной инициативой граждан. В то же время свободу и здесь требуется регулировать и охранять, и вмешательство государства в политические отношения ограничено этими целями.

 

138 Раздел III. Основы конституционного строя

 

Общество, построенное на основе частной собственности и идеологического плюрализма, еще недавно называлось у нас капиталистическим, но в правовом государстве все же избегают использовать термин "капитализм". Это делается не потому, что такой термин скомпрометировал себя в глазах многих людей, а потому, что в силу самой своей природы правовое государство обязано быть нейтральным в отношении политической идеологии. К тому же современное развитое общество в отличие от XIX в. перестало быть односторонне капиталистическим, в него встроены многие структуры, заимствованные из доктрины социализма, вследствие чего это общество справедливо стали считать смешанным. Экономический и социальный прогресс в этом обществе достигается при непременном соблюдении прав и свобод человека и гражданина, без тотального государственного регулирования.

 

Сказанное объясняет, почему Конституция России относит закрепление определенных экономических и политических принципов к основам конституционного строя и отвергает понятие "общественный строй". Это те принципы, которые охраняются и гарантируются новым государством во имя прочности существования свободного гражданского общества.

 

§ 1. Принципы рыночной экономики. В Конституции Российской Федерации нет термина "рыночная экономика", но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально меняется соотношение государства и экономики из организации, которая непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально другая роль, она исключает административно-командные функции государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности людей и их объединений Государство теперь не вправе устанавливать плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли, заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.

 

Экономическая роль государства обрисована в Конституции России весьма лаконично и, в сущности, только косвенно. Но в большинстве конституций мира нет даже такого объема экономических обязанностей государства, чем подчеркиваются самостоятельность экономики и ее саморегуляция. В то же время складывается впечатление, что российская Конституция более озабочена не закреплением принципов рыночной экономики, а утверждением их действенности на всей территории сложного федеративного государства

 

Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 139

 

с его амбициозными субъектами и укоренившимся местничеством. Но в любом случае даже лаконичные формулировки ст. 8, возведенные в ранг основ конституционного строя, не оставляют сомнений в том, что на базе данной Конституции возврат к административно-командной экономике невозможен.

 

Впрочем, те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст. 8, не свидетельствуют о полном отстранении государства от управления экономикой и установлении стопроцентно либеральной экономики Они не исключают мощного государственного сектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешательства в экономическую жизнь. Тем самым открывается широкий спектр экономической политики, которая может существенно различаться при разных правительствах. Если учесть, что современная российская экономика по существу складывается как смешанная, т.е. государственно-частная, то можно считать, что эта модель имеет достаточную конституционную основу.

 

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:

 

– единство экономического пространства;

 

– свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

 

– поддержка конкуренции.

 

Единство экономического пространства не относится к числу ясных правовых понятий, очевидно только, что оно выражает стремление народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. В п. "ж" ст. 71. Конституция выражает эту мысль достаточно определенно, когда говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится "установление правовых основ единого рынка", другие пункты этой статьи говорят о праве Федерации регулировать финансы, валюту, кредит, таможню, основы ценовой политики и др. Все эти правомочия федеральной власти естественны для такого исторически сложившегося комплекса, каким является экономика России. В то же время ясных обязанностей регионов соблюдать единые правила "экономического пространства", как и установление соотношения экономической компетенции Федерации и субъектов в действующих правовых актах пока нет. Следовательно, конкретное содержание этого понятия будет зависеть от развития законодательства Федерации и ее субъектов.

 

Положение ч. 1 ст. 8 Конституции сформулировано таким образом, что его можно понимать и как согласие на международную экономическую интеграцию, хотя в этом случае свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств потребует специальных актов – как внутренних, так и международно-правовых.

 

140 Раздел III. Основы конституционного строя

 

Близким по содержанию является положение ч. 1 ст. 74 о "свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств", означающее, что их движение не должно наталкиваться на таможенные границы, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вызов, других барьеров. По существу, речь идет о свободной торговле и банковской деятельности, без чего немыслима экономическая интеграция. Указ Президента от 12 декабря 1991 г. устанавливает правовые гарантии единства экономического пространства Согласно этому Указу любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.

 

Поддержка государством конкуренции – лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция – самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного. Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на самом деле – требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста Крупнейший западный экономист Ф.А. Хайек справедливо отмечал: "Кроме распределения продуктов с помощью рыночной конкуренции мы не знаем никакого иного способа информировать индивидов о том, куда каждый из них должен направить свои усилия, чтобы его вклад в создание совокупного продукта оказался максимальным"1 Конкуренция, следовательно, есть самый надежный механизм рыночной экономики, увязывающий производство и человека в единую систему само развивающейся экономики.

 

Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это, прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой политикой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а следовательно, повышение жизненного уровня населения и качества жизни Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы

 

' Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность М., 1992. С. 16.

 

Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 141

 

управления Конституционный строй, обязывающий государство поддерживать ее, – наилучший союзник экономического и социального прогресса.

 

Свобода экономической деятельности – другой основополагающий принцип рыночной экономики. В сочетании с правом частной собственности это главный антипод тоталитарной государственной экономики с ее плановой и административно-командной системами. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересам общества, но как раз служит этим интересам. Поэтому граждане вправе требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненный уровень народа.

 

В то же время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.

 

§ 2. Собственность. Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. В тоталитарном государстве господствуют государственная и кооперативная формы собственности, что ставит человека в зависимость от бюрократии, принуждает к работе в коллективе, обрекает на безынициативность и слепое подчинение официальным структурам. Современное же гражданское общество позволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или приобрести в соответствии с законом. Это общество вовсе не отторгает государственные и коллек-

 

142 Раздел III. Основы конституционного строя

 

тивные формы собственности, оно только следит за тем, чтобы они не стали принудительными, а человек не был лишен права на индивидуальную инициативу. Правовое государство обязано признать право каждого человека на частную собственность, поскольку это право составляет фундамент личной свободы и опору общественной морали.

 

В Конституции Российской Федерации вопросу о частной собственности уделено значительное место в главе о правах и свободах человека и гражданина. И этого, безусловно, было бы достаточно для того, чтобы гарантировать свободу каждого и незыблемость гражданского общества. Именно так сделано в большинстве зарубежных конституций.

 

Однако российская Конституция значительно усиливает правовой статус частной собственности, излагая ее признание и защиту в главе об основах конституционного строя. При этом речь не идет об исключительном или тем более привилегированном положении частной собственности, а только о ее равном положении с другими формами собственности. Если, таким образом, тоталитарное государство боится (и не без основания) частной собственности, то правовое демократическое государство признает и защищает все формы собственности, что соответствует устремлениям его граждан.

 

Основу конституционного строя в российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции:

 

1) признаются частная собственность; государственная собственность; иные формы собственности;

 

2) все формы собственности защищаются равным образом. Частная собственность это не то же самое, что личная собственность, она является гораздо более широким понятием. В это понятие включаются не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности и пр.), но также промышленные, финансовые и торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники (физические и юридические лица) обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но вправе распоряжаться по своему усмотрению (закрыть, слить, реорганизовать, продать) с соблюдением действующего законодательства. Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.

 

Государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъ-

 

Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 143

 

Екты. В государственной собственности находятся заводы, торговые предприятия, железные дороги, судоходные компании и др. Государство устанавливает систему управления этими предприятиями.

 

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм собственности (государственной, частной и иных). В муниципальной собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.

 

Упомянутые в Конституции "иные формы собственности" включают собственность общественных объединений – профсоюзов, политических партий, различных общественных организаций. Это могут быть значительные объекты. Профсоюзы, например, владеют гостиницами, административными зданиями, автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отдыха и профилакториями. В прошлом их собственность обладала отдельным конституционным статусом, но ныне этот статус является общим с другими общественными объединениями. Под "иными формами собственности" подразумеваются также такие разновидности коллективной собственности, как общая, совместная, общая долевая Они отличаются от других по субъекту, но по существу выступают как все та же частная собственность юридических лиц.

 

В положении о формах собственности наиболее примечательной является формула об их равной защите. Если в тоталитарном государстве откровенно отдавалось преимущество государственной собственности по сравнению с общественной и личной, то теперь этого нет. Правовое государство отвергает любые привилегии или ограничения, для какой либо одной формы собственности Принятый 30 ноября 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации установил единые принципы защиты права собственности независимо от формы собственности.

 

§ 3. Земля и другие природные ресурсы. Конституция Российской Федерации коренным образом изменила статус земли и Других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находились в исключительной собственности государства. Это препятствовало их рациональному использованию и неоправданно ограничивало права граждан. С началом реформ стало ясно, что необходимо изменить конституционный статус природных ресурсов с

 

144 Раздел III. Основы конституционного строя

 

учетом потребностей народов и отдельных граждан. Осознание этой объективной необходимости происходило в острой борьбе с консервативными силами, стремившимися сохранить бюрократический контроль за ресурсами и монопольное господство колхозной системы землепользования.

 

Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к "общенародному достоянию", а как к "основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование – государство, муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.

 

В то же время земля и другие природные ресурсы не являются собственностью народов, живущих на соответствующей территории, на что часто претендуют представители малых народов Севера. Признание ресурсов основой жизни и деятельности этих народов позволяет защищать их интересы, особенно в связи с быстрым развитием добывающих и промышленных отраслей, но не препятствует свободной конкуренции в освоении природных ресурсов.

 

В конституционную формулу об использовании земли и других природных ресурсов органически входит и их охрана. Это положение направлено против хищнического разбазаривания природных ресурсов во вред гражданам, обществу и окружающей среде. Использование природных ресурсов допускается только с соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны окружающей среды (почвы, лесов, водоемов). Конституционный строй, таким образом, органически увязывается с бережным, рачительным отношением к природе и ее богатствам, к правам и интересам будущих поколений.

 

Подлинной новацией для конституционного права России является ч. 2 ст. 9, устанавливающая, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности" Здесь в отношении природных ресурсов применен общий подход к праву собственности, сформулированный ранее в ст. 8, т.е. равное признание и охрана всех форм собственности. Но наиболее важным и принципиальным является прямое и безоговорочное закрепление права частной собственности на землю. Этим на данной стадии завершается длительная и изнурительная борьба демократических сил России за один из основных принципов свободы, рыночной экономики и правового государства.

 

В дореволюционной России право частной собственности на землю отстаивали такие крупные государственные деятели, как

 

Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 145

 

С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др. В то же время существовало сильное течение (Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов), которое отрицало право частной собственности на землю, выступая за ее социализацию, т.е. право трудового землепользования, при котором все желающие трудиться на земле могли бы присваивать себе продукты своего труда при условии выплаты обществу земельной ренты. Однако большевистское решение земельного вопроса привело к тому, что не только все желающие, но и коренные крестьяне оказались без земли и принудительно вступали в коллективные хозяйства.

 

Новая Конституция пробуждает интерес граждан к владению и пользованию землей. Но для этого собственник должен иметь право передавать свой участок по наследству, продавать его, сдавать в аренду, закладывать и т.д. В то же время государство обязано обеспечить баланс интересов собственника и общества с тем, чтобы земля, и прежде всего земли сельскохозяйственного назначения, использовались для блага как индивида, так и всего общества Государство регулирует получение земельного участка для хозяйственного использования, обеспечивает гражданам устойчивость их прав.

 

Признанием права частной собственности на землю государство вводит ее в гражданский оборот, который не может считаться с самовольными территориальными изъятиями из него тех или иных объектов. Такие принципы Конституции, как ее действие и верховенство на всей территории, единое экономическое пространство, ставят вне конституционной законности любые попытки региональных властей исключить право частной собственности на землю – даже в тех республиках, где это было сделано с помощью референдумов (Башкортостан, Марий Эл). На территории Российской Федерации не могут признаваться два противоположных подхода к такому кардинальному вопросу.

 

Право государства регулировать земельные отношения и ограничивать свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не подлежит сомнению. Это право не оспаривается ни в одной стране мира. Конституционное закрепление его в Российской Федерации еще не привело к повсеместному развитию частного землепользования, сопротивление фермерству подчас принимает грубые формы (расправы, поджоги, изгнание с земли и пр.). Будущему земельному законодательству предстоит решить много вопросов, прежде чем закрепленные Конституцией основы конституционного строя обретут прочные правовые гарантии. Однако принятие Земельного кодекса затягивается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.