Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционный судебный процесс: понятие и основные стадии. 2 страница




 

Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Центральным банком России в соответствии с ее законодательством.

 

В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов.

 

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

 

Российская Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.

 

Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции (ст. 68) установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

 

В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон «О языках народов РСФСР»,* согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.

 

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

 

Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований желательность овладения языком межнационального общения и другими языками народов Российской Федерации, проживающих на одной территории.*

 

*См. также: Декларации о языках народов России Ведомости Съезда народных депутатом РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1742.

 

К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

 

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организации, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.

 

Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемое право на самоопределение, принципы равноправия и невмешательства во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и другие общепризнанные принципы и нормы международного права.

 

Приоритетными для Российской Федерации являются отношения с бывшими союзными республиками Союза ССР, и в первую очередь с участниками Содружества Независимых Государств.

 

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

 

Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, – а также ее столица – город Москва.

 

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), государственные флаг, герб и гимн Российском Федерации, их описание и порядок официального использования устанавлинаются федеральным конституционным законом.

 

В соответствии с Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г.* Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3

 

*См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №51. Ст. 4928.

 

Государственный флаг Российской Федерации поднимается: на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – постоянно; на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах – в дни праздников и памятных событий; на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей или при международных организациях – в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания; на транспортных средствах Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации за границей, глав постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях; на морских судах, судах внутреннего плавания и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации или иные лица, представляющие Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, – в соответствии с морскими традициями и правилами дипломатического протокола; на судах, внесенных в Государственный судовой реестр Российской Федерации или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции, на которые выдан судовой патент, соответствующее судовое свидетельство или судовой билет, – в качестве кормового флага. На буксирных судах, ведущих другие суда или плоты, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при прохождении внутреннего моря и (или) внутренних судоходных путей Российской Федерации либо во время стоянки в порту Российской Федерации в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответстнии с международными морскими обычаями также Государственный флаг Российской Федерации.

 

Государственный флаг Российской Федерации может находиться в рабочих кабинетах Президента Российской Федерации, председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных судей, прокуроров, председателя Центрального банка Российской Федерации, руководителей центральных органов федеральной исполнительной власти, Уполномоченного по правам человека, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав местной администрации, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей или при международных организациях.

 

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжественных мероприятий.

 

Изображение Государственного флага Российской Федерации может наноситься на воздушные суда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов России.

 

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура. В таких случаях в верхней части древка (мачты) Государственного флага крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. В знак траура Государственный флаг может быть приспущен до половины древка (мачты).

 

Флаги субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, административно-территориальных образований не должны быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций и административно-территориальных образований.

 

При одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации или административно-территориального образования Государственный флаг Российской Федерации должен быть – поднят с левой стороны здания (если стоять лицом к фасаду), а любой другой флаг – с правой стороны; при одновременном поднятии нескольких флагов Государственный флаг Российской Федерации должен располагаться в центре (а при нечетном числе флагов – левее центра). При этом размер любого другого флага не может быть больше размера Государственного флага Российской Федерации.

 

Лица, виновные в осквернении Государственного флага Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с Положением о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 г.,* Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона. Допускается воспроизведение Государственного герба в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде главной фигуры – двуглавого орла.

 

*См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №9. Ст. 4761.

 

Государственный герб (многоцветный вариант) помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Государственный герб помещается на бланках Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания; Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; центральных органов федеральной исполнительной власти; федеральных судов прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, Счетной палаты, Межведомственной комиссии по защите государственной тайны,* дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей.

 

*См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. «О внесений изменения и Положение о Государственном гербе Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1418.

 

Государственный герб Российской Федерации помещается также:на паспортах граждан Российской Федерации или документах, заменяющих их, и на иных документах, выдаваемых органами государственной власти Российской Федерации; на гербовых печатях органов государственной власти; на официальных резиденциях органов государственной власти, в кабинете Президента Российской Федерации и на его транспортных средствах, в залах заседаний палат Федерального Собрания, зале заседаний Правительства Российской Федерации, залах заседаний федеральных судов, кабинете Уполномоченного по правам человека, кабинете Генерального прокурора Российской Федерации, а также на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей; на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

 

Государственный герб Российской Федерации может помещаться:

 

- на знаменах и флагах Вооруженных Сил Российской Федерации, Внутренних войск Министерства внутренних дел, Пограничных войск;

 

- на знаках различия военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также на форменной одежде дипломатического персонала МИД Российской Федерации;

 

- на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

 

Другие случаи официального воспроизведения изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.

 

Согласно Положению о Государственном гимне Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г.,* Государственным гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И.Глинки.

 

Государственный гимн Российской Федерации исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами:

 

- при поднятии Государственного флага Российской Федерации;

 

- после принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации;

 

- при открытии и закрытии сессии палат Федерального Собрания;

 

- при открытии памятников и памятных знаков;

 

- при вручении государственных наград Российской Федерации;

 

- при встрече и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным визитом; в этом случае Государственный гимн Российской Федерации исполняется после исполнения государственного гимна соответствующеи страны;

 

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации.

 

*См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1991. №51. Ст.4929.

 

Государственный гимн Российской Федерации транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; при телевещании перед выходом в эфир первой телепрограммы – в дни государственных праздников Российской Федерации; при радиовещании – ежедневно перед выходом в эфир первой и по окончании последней радиопрограммы, а при непрерывном вещании – в 6 часов и в 24 часа московского времени.

 

Исполнение Государственного гимна Российской Федерации в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется воинскими уставами.

 

Иные случаи обязательного исполнения Государственного гимна устанавливаются Президентом Российской Федерации.

 

При проведении официальных мероприятий за границей исполнение Государственного гимна Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Российской Федерации с учетом практики страны пребывания.

 

Допускается исполнение Государственного гимна при проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортивных организаций.

 

Государственный гимн может исполняться и в иных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации.

 

При публичном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

 

Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».*

 

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.

 

Столица Российской Федерации – место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

 

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

 

Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных Конституцией Российской Федерации предмета ведения Российской Федерации, реализуемых органами ее государственной власти.

 

Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключнтельно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

 

В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

 

Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Она формирует федеральные органы государственной власти.

 

В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

 

Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные знания Российской Федерации. В ее исключительном ведении находятся федеральная государственная служба, установление основой федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации.

 

В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею установление; основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации.*

 

*См., например: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательств Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2871.

 

Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Российская Федерация устанавливает основы ценовой политики. В ее исключительном ведении находятся федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

 

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

 

К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени геодезия и картография наименования географических объектов официальный статистический и бухгалтерский учет.*

 

*См., например: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 1. Ст. 2.

 

В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации вопросы войны и мира внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

 

К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность оборонное производство определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

 

На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

 

Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами.

 

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.

 

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 78), федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

 

Объем полномочий Федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.

 

Конституция Российской Федерации устанавливает также (ст. 79), что Российская Федерация может участвовать и межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

 

28. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации: понятие и структура. Особенности конституционно-правового статуса отдельных субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

 

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

 

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

 

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

 

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

 

4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.

 

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

 

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

 

1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности. *

 

 

* См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 92.

 

2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

 

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;

 

3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

 

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.