Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акт международной организации как источник МП




Международный обычай как источник международного права.

Обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. Примерами обычая могут служить: право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства.

Как и другие международно-правовые нормы, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

1) согласование правила поведения и

2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка времени. Однако само по себе длительное повторение одних и тех же действий само по себе не создает еще международного обычая.

Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому можно различать универсальные (признаваемые большинством субъектов международного права) и локальные (признаваемые двумя или несколькими субъектами) обычаи.

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение — правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения — лишь как недружественный акт. Примером обыкновения является, скажем, правило, согласно которому вновь прибывшего в страну иностранного посла встречает в аэропорту или на вокзале руководитель протокольной службы МИДа страны пребывания.

Обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные

 


В качестве вспомогательных ист-ов межд-го права рассматриваются док-ты, принимаемые орг-ми межд-ых орг-ий (резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области межд-го права (доктрина). К судебным решениям, кот явл-ся вспомогательными ист-ми, относятся решения Межд-ого Суда ООН, других межд-ых судебных и арбитражных органов.

Акты международных организаций

Статус актов межд-ых межправительственных орга-ий определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих орг-ий принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного хар-ра. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена «делать рекомендации», а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной дея­тельностью.

Сама по себе межд-ая орг-ия не вправе превращаться в межд-го «законодателя». Вместе с тем гос-ва - члены орг-ии могут исп-ть орг-ию для нормотворческой деят-ти. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени Организации разработанных в ее рамках межд-ых дог-ов. Так было в отношении Дог-ра о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о межд-ой ответ-ти за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.), Межд-ых пактов о правах человека (1966 г.), Межд-ой конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст дог-ра публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Ген-ой Ассамблеи. Но именно дог-р (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция приобретает значение источника межд-ого права. Аналогичный метод применяется и в других межд-ых орг-ях универсального хар-ра. Несколько примеров: в рамках Межд-ого агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) были приняты Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.); в рамках МОТ - Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (1989 г.); в рамках ООН по вопросам образования, науки и культуры — Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются своей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым самими государствами-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил ВОЗ, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160. 162 и др.). При положительном отношении государств к таким правилам они могут восприниматься как нормативные положения.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.