Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод земельного права




Метод правового регулирования – способ воздействия на участников общественных отношений.

В прошлом, в советском земельном законодательстве преобладал метод административного регулирования земельных правоотношений. С провозглашением конституционного принципа допустимости многообразия форм собственности на природные ресурсы в земельном законодательстве все шире утверждается договорный метод определения земельных прав и обязанностей обладателей земельных участков.

императивный метод проявляется в том, что на субъекты земельных отношений можно воздействовать посредством обязательных предписаний и запретов. Он применим в сфере государственного управления земельным фондом, ‑­ перераспределения земельных участков, контроля за их использованием и их охраны, ведения мониторинга земельных ресурсов и Государственного земельного кадастра, проведения землеустройства и т. д. Например, обязанность использовать участок по целевому назначению.

диспозитивный метод — предполагает установление пределов поведения субъектов земельных отношений, разрешение самостоятельно реализовывать свои права в установленных законодательством пределах. Он используется для регулирования взаимоотношений между равными участниками земельных отношений, которым предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей и задач. Например, собственник земельного участка вправе его продать, подарить, обменять, передать по наследству или иным образом определить его юридическую судьбу.

Особенность правового регулирования земельных правоотношений заключается в сочетании императивного и диспозитивного методов. Ведущим способом правового регулирования является императивный, так как обязанности занимают значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм, но под воздействием экономических и политических факторов происходит усиление диспозитивных начал.

Принципы земельного права. В основе правового регулирования земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития всего земельного права.

Принцип равенства публичной и частной форм собственности на землю вытекает из содержания ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Все субъекты права собственности на землю равны между собой, будь то государство или муниципальное образование — собственники земли или гражданин либо юридическое лицо, обладающие землей на праве собственности. Каждый из собственников обладает одинаковым объемом правомочий в отношении принадлежащего ему имущества — земли. В случае необходимости субъекты права собственности применяют одинаковые способы и методы защиты своего права собственности на землю.

Право государства осуществлять регулирование использования и охраны всех земель в стране не зависит от форм собственности на них. Юридической основой данного правомочия государства является его право территориального верховенства как политического суверена, устанавливающего основы правопорядка в стране, а также ст. 9 Конституции РФ. В этой статье закреплен принцип приоритета публичных интересов ‑­ регулирования использования земель и иных природных ресурсов: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Принцип обеспечения рационального использования и охраны земель прямо закреплен также в ст. 9 Конституции РФ. Суть этого принципа в земельном праве заключается в обеспечении одновременно эффективного использования земель и их охраны. Специальные требования предусмотрены в целях сохранения почвенного плодородия земель, повышения их урожайности. Установлены требования, касающиеся размещения объектов на минимально необходимых площадях, предотвращения негативного воздействия на состояние земель, всей окружающей среды. Этот принцип проходит красной нитью через все институты земельного права, воплощен в большом числе земельно-правовых норм.

Принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель и их охраны вытекает из содержания норм земельного законодательства, согласно которым земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для этих нужд. Для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли, не пригодные для ведения сельского хозяйства, или худшие угодья. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране, их изъятие допускается лишь в исключительных случаях.

Принцип использования земель в соответствии с их основным целевым назначением пронизывает содержание всех институтов земельного права. Его суть заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе изменить целевое назначение земельного участка по своему усмотрению. Они обязаны использовать земли в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель допускается только в установленном порядке специально уполномоченными на то органами.
Земельное законодательство закрепляет принцип платности использования земель независимо от титула права на землю (ст. 47 ЗК). Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. от 31 декабря 1999 г.)* собственники земли, землевладельцы, землепользователи обязаны ежегодно платить земельный налог. С арендаторов земельных участков взимается арендная плата. Использование практически всех категорий земель в стране является платным, за некоторыми исключениями.

Важнейший принцип земельного права — обеспечение защиты прав юридических лиц и граждан на землю. Его содержание раскрывается в нормах земельного законодательства, предусматривающих особые способы защиты прав на землю, связанные с ‑­ восстановлением нарушенных прав, возмещением в полном объеме всех причиненных убытков. Кроме того, в земельном законодательстве предусмотрены специальные гарантии прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в случае изъятия земли для государственных или общественных нужд.

Соотношение земельного права с конституционным и административным правом. Место земельного права в системе российского права определяется ролью и значением правового регулирования земельных отношений, составляющих предмет данной отрасли права, среди всех иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Земельное право взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права.

Прежде всего, следует отметить особую связь земельного права с конституционным правом, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации явилось мощным импульсом для развития и обновления земельного законодательства, науки земельного права.

Важнейшее значение для земельного права имеет ст. 9 Конституции РФ, закрепившая принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений и отношений по поводу использования и охраны иных объектов природы, а также формы собственности на эти объекты. Так, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Велико значение ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей принцип охраны права частной собственности, и ст. 36, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Статья 72 (п. «к») Конституции РФ отнесла земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, что имеет важное значение для развития всей структуры законодательства о земле.

Земельное право тесно связано с административным правом. Часто административно-правовые акты служат основанием возникновения, изменения или прекращения земельных отношений. Например, административно-правовые акты, касающиеся установления городской или поселковой черты, являются предпосылкой для отнесения соответствующих земель к категории земель населенных пунктов и изменения в связи с этим их правового режима. Вынесение решения о предоставлении земельного участка органом местной администрации — основание для приобретения права собственности на земельный участок, возникновения права пожизненного наследуемого владения или пользования участком земли.

Связь земельного и административного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования — императивных. Однако принципиальные различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования.

Предметом административного права является организация системы деятельности исполнительных органов государственной власти, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Земельное право в отличие от административного закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти по рациональному использованию и охране земель, выполнению соответствующих управленческих функций. Кроме того, специфика земельных отношений определяет осуществление специфических функций управления, например, таких, как землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и т.д.

Земельное право и гражданское право. Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение ее в гражданский оборот привело к необходимости разграничения сфер ‑­ применения земельного права и гражданского права. Речь идет о земельных отношениях, построенных на началах равенства, т.е., прежде всего, о вопросах регулирования права собственности на землю.

Эта проблема решается с учетом специфики земельных отношений. Особенности земли как объекта правового регулирования определяют содержание различий методов и принципов правового регулирования, применяемых в гражданском и земельном праве.

Так, в гражданском праве доминирующее значение имеет свобода волеизъявления субъектов гражданских правоотношений. Гражданское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственностью. Часть 1 ст. 1 ГК предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Иные принципы лежат в основе регулирования земельных отношений. Так, ст. 9 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений. Статья 36 Конституции, рассматриваемая в контексте со ст. 9, предусматривает элементы публично-правового характера регулирования отношений по поводу земли, устанавливая пределы осуществления права собственности на землю.

Земельное право исходит из наличия у субъекта права собственности на землю не только права, но и обязанности использовать землю в соответствии с ее целевым назначением (ст. 53 ЗК). Ограниченность земли в пространстве предполагает применение таких принципов, как нормирование площадей земельных участков, которые могут находиться в собственности, а также в пользовании. Экологические и социальные интересы общества вызывают потребность в государственном контроле за использованием и охраной земель, в сфере земельного рынка, за совершением сделок с землей.

Таким образом, в основе гражданского и земельного права лежат различные принципы. Гражданское право основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а земельное право — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.

Включение части земельного права в состав гражданского права нередко аргументируется тем, что земля признана недвижимым имуществом и вовлечена в ‑­ гражданский оборот. Однако гражданское законодательство всегда регулировало часть земельных отношений в той мере, в какой они не были урегулированы земельным законодательством. Земля была объектом экономического оборота. Она была исключена из гражданского оборота, но ее экономический оборот регулировался административно-правовыми актами государственных органов путем перевода земель из одной категории в другую.

Что касается признания земли недвижимостью, то следует иметь в виду, что первичным и основным элементом недвижимости является земля. Еще в римском праве недвижимыми считались те вещи, которые не допускают перемены места без вреда для их субстанции. К ним относились земля (solum) и всякая ограниченная ее часть (fundus, praedium). Все вещи, органически связанные с землей, а также здания, прочно (с фундаментом) построенные на земле, по римскому воззрению не являлись самостоятельными вещами, но считались составными частями земли.

Аналогичные представления о недвижимости были в дореволюционном российском праве и существуют сейчас, например в английском и американском праве. Все остальные виды имущества становятся недвижимостью только в силу прочной связи с землей. Это обстоятельство определяет приоритетность регулирования земельных отношений нормами земельного, а не гражданского права. Следует также отметить, что признание земли недвижимостью служит основой для вывода о том, что отношения по поводу объектов, созданных человеком и неразрывно связанных с землей: зданий и сооружений, отчасти регулируются земельным правом, поскольку основой всех имущественных отношений является земля.

Необходимо также заметить, что согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В то же время гражданское законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции) — предмет исключительного ведения Российской Федерации.

Принимая во внимание то обстоятельство, что земельные отношения являются по характеру имущественными отношениями, соотношение земельного и гражданского права в сфере регулирования права собственности и иных вещных прав на землю заключается в следующем. Прерогатива гражданского права — регулирование принципиально общих вопросов права собственности и иных прав на землю. В земельном ‑­ праве отражается специфика регулирования этих вопросов, обусловленная публичными, а не частными интересами.

Соотношение земельного права с экологическим правом и природоресурсовым правом. Земельное право теснейшим образом связано с природоресурсовым правом и экологическим правом (правом окружающей среды). Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.

Взаимосвязь земельного права и экологического права (права окружающей среды) состоит в том, что в земельном праве содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей среды. К таким нормам относятся требования, предусматривающие ограничения изъятия сельскохозяйственных угодий, земель особо охраняемых природных территорий, земель, занятых лесами первой группы; определяющие порядок выбора мест размещения объектов и т.д. В свою очередь, законодательство об охране окружающей среды содержит многочисленные нормы как общего, так и специального характера, реализация которых преследует цель обеспечения охраны земель от неблагоприятного антропогенного воздействия.

 

Вопрос 2, 3

Понятие источника земельного права. Характеристика источников земельного права основана на представлениях о понятии источников права, разработанных наукой теории права, и на применении этих представлений к сфере земельного права.

Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм, т.е. содержания права. В этом смысле данное понятие означает материальные условия развития общества, которые определяют содержание права, регулирующего общественные отношения.

Термин «источник права» может употребляться в качестве формы — способа выражения содержания соответствующей правовой нормы,. т.е. формы выражения права. В теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления и соответственно изменения или отмены действующих правовых норм. Именно в этом аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых приводится в настоящей главе.

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, они должны быть носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти правовые акты должны иметь ‑­ нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И наконец, правовые акты должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.

Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах установленной для него компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы — юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

Правовые нормативные акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на нормативные акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти правовые нормативные акты подразделяются на законы и иные правовые нормативные акты (подзаконные акты).

Юридическая сила всех законов и иных нормативных правовых актов определяется в зависимости от компетенции издавшего их органа государственной власти и роли правового нормативного акта в системе законодательства.

Виды источников земельного права. Источником земельного права является нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых — регулирование земельных отношений.

Выделяются следующие виды источников земельного права: ^ Конституция РФ, международные договоры РФ, специальные законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Большое значение имеют нормативные указы Президента РФ, являющиеся источниками земельного права. Кроме того, такими источниками служат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Нормативные договоры. Особое место среди источников земельного права занимают нормативные договоры. К их числу относятся договоры, заключенные Российской Федерацией с субъектами РФ. Это, прежде всего, Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами РФ. Одной из целей Федеративного договора является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Значение этого договора как источника земельного права состоит в том, что ‑­ Федеративный, договор отнес регулирование вопросов природопользования, охраны окружающей среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Российской Федерацией за последние годы заключен ряд таких договоров с субъектами РФ, в которых это общее положение нашло конкретизацию и развитие. Примером могут служить: Соглашение от 29 мая 1996 г. № 5 между Правительством РФ и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Ростовской области; Соглашение от 27 мая 1996 г. № 5 между Правительством РФ и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области и ряд других.

Как правило, предметом таких соглашений является разграничение права собственности на землю между Российской Федерацией и субъектом РФ, а также разграничение полномочий в сфере регулирования земельных отношений между федеральными органами государственной власти и органами власти субъекта РФ.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:

1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ, содержащие земельно-правовые нормы.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ в случае, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. В качестве примера – договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канала на Корейском перешейке и острова Малый Высоцкий.

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение потому, что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.

В соответствии с ч. З ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные (международные) органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличие соответствующего международного договора РФ и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом (ст. 3 АПК).

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

2. Конституция Российской Федерации – основной источник для всех отраслей российского права. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Все принимаемые подзаконные правовые акты не должны противоречить Конституции России, конституциям республик, законодательству других субъектов РФ.

Если законодательные и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в России, вошли в противоречие с Конституцией РФ, то они подлежат отмене или изменению.

К законодательным актам конституционного уровня относятся Конституция РФ и федеральные конституционные законы, изданные в связи с принятием в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), а также в соответствии с ч. 1 ст. 76 по предмету ведения и другим вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Закон РФ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»* и другие нормативно-правовые акты обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня.

Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ). Примечательно, что ни об одном другом природном объекте, ни в одном законодательном акте не говорится ничего подобного.

Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость.

Земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 1 и п. 2 ст. 9 Конституции РФ), указанные формы собственности признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и п. 2 ст. 35 сказано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не приносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В п. «д» ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе и федеральная земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. «г» ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. «д» ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ст. 72).

Следующим после конституционного уровня являются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст.ст. 56, 65, 68, 70, 84, 114, 118, 126 и 136).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.