Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятые сокращения 3 страница




Административные отношения. Административными являются такие отношения, которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговые и другие финансовые и административные отношения (п. 3 ст. 2 ГК). Особенность административных отношений состоит в следующем.

1. Они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а напротив, как прямо сказано в законе, покоятся на административном или ином властном подчинении, следовательно, имеют не гражданскую природу, а административную.

2. Поскольку эти отношения имеют административную природу, они не регулируются нормами гражданского права. Примечательно, что прежде (в ст. 2 ГК 1964 г.) это правило имело императивную формулировку и не предполагало исключений, однако уже в п. 4 ст. 1 Основ гражданского законодательства СССР 1991 г., а также в п. 3 ст. 2 действующего Кодекса оно получило диспозитивную редакцию, поэтому гражданско-правовые нормы могут применяться к административным отношениям, но только в некоторых случаях, прямо указанных в законодательстве. "В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, - сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", - следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством...". Поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не полежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395). В названных случаях гражданами и юридическими лицами на основании ст. 15 и 16 ГК могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованным применением экономических (финансовых) санкций. Таким образом, применение гражданского законодательства к административным отношениям возможно только в силу прямого указания в законодательстве. Сам Гражданский кодекс устанавливает такую возможность в ст. 13, 16, 1069 в связи и в целях защиты гражданских прав.

Специально регулируемые имущественные и личные неимущественные отношения. Ряд имущественных и личных неимущественных отношений возникают в сферах, которые имели и имеют специальное правовое регулирование. Таковы, в частности, семейные и трудовые отношения, а также отношения в сфере использования и охраны природных ресурсов (далее для краткости - "экологические отношения"), правовое регулирование которых обеспечивает специальное (и что немаловажно - кодифицированное) законодательство.

Вопрос о возможности применения гражданского права к указанным отношениям в разное время решался неоднозначно. Так, Гражданский кодекс 1922 г., устанавливая, что отношения земельные, отношения, возникающие из найма рабочей силы, и отношения семейные регулируются особыми кодексами, оставлял в стороне вопрос о возможности применения к таким отношениям гражданского законодательства. Позднее при сохранении существа данной нормы этот список пополнили колхозные, горные, водные и лесные отношения (ч. 7 ст. 2 Основ гражданского законодательства СССР 1961 г., ч. 7 ст. 2 ГК 1964 г.). Заметные изменения в данном вопросе произошли с принятием Основ гражданского законодательства СССР 1991 г. "К семейным, трудовым отношениям и отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, - говорилось в п. 3 ст. 1 данного акта, - гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответственно семейным, трудовым законодательством и законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды".

И хотя действующий Гражданский кодекс предпочел исключить подобное правило, положительное решение вопроса о применимости гражданского законодательства к семейным и экологическим отношениям сомнений не вызывает ввиду следующего.

1. Хотя сам Гражданский кодекс не дает прямого ответа на этот вопрос, последний может быть решен на основании правил абз. 1 п. 1 и п. 3 ст. 2. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 гражданское право регулирует различные имущественные и личные неимущественные отношения, если последние основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Согласно п. 3 ст. 2 гражданское право не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Все это означает, что если имущественные и личные неимущественные семейные и экологические отношения основываются на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников и не основываются на принципе власти и подчинения (т.е. отвечают общим требованиям, предъявляемым к гражданским отношениям), то существуют только два препятствия для применения к ним правил гражданского законодательства: во-первых, наличие специального регулирования (семейно-правового или эколого-правового) и известный принцип "lex specialis derogate lex generalis" (т.е. специальный закон отменяет действие общего закона), во-вторых, существо специального отношения. Соответственно, гражданское законодательство может регулировать имущественные и личные неимущественные семейные и экологические отношения, только если: а) они не урегулированы специальными нормами семейного или экологического законодательства и б) применение гражданского законодательства не противоречит существу этих отношений.

2. О возможности применения гражданского законодательства к семейным и экологическим отношениям говорит сам специальный закон. В Семейном кодексе этому особо посвящена ст. 4 ("к... имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством... применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений"), а также ст. 5 (позволяющая применять гражданское законодательство по аналогии как закона, так и права). "Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, - говорится, в свою очередь, в п. 3 ст. 3 ЗК, - регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами". Сходные правила содержатся в п. 2 ст. 4 ВК, а также в п. 2 ст. 3 ЛК.

3. Наконец, между гражданским правом, с одной стороны, семейными и экологическими отношениями - с другой есть много общего: гражданское законодательство регулирует ряд вопросов наряду со специальным законодательством (см., в частности, ст. 31-40, п. 3 ст. 209, ст. 256, 260-287 ГК).

Более далекими гражданскому законодательству (в сравнении с семейными и экологическими отношениями) остаются трудовые отношения, а потому de lege lata было бы преждевременным положительное решение вопроса о возможности регулирования гражданским законодательствам трудовых отношений в каждом случае недостатка специального (трудо-правового) регулирования. Трудовой кодекс только в некоторых случаях предполагает возможность обращения к гражданскому законодательству (например, при решении вопросов ответственности). Известны также случаи, когда правовое регулирование вопросов труда законодатель делит между сферами гражданского и трудового законодательства, опираясь на вполне определенный критерий. Именно так он поступает в производственных кооперативах (артелях), где труд членов кооператива регулируется гражданским законодательством и уставом кооператива, тогда как труд наемных работников - законодательством трудовым (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с послед. изм. и доп.)*(34)). Однако de lege ferenda сегодня уже едва ли стоит сомневаться в том, что труд в условиях рынка - такой же товар, который, испытывая воздействие со стороны закона стоимости, сам имеет стоимостную форму, следовательно, может и должен регулироваться правилами гражданского законодательства в той части, в какой имеет место дефицит специального регулирования*(35).

Основные выводы. Из всего сказанного выше могут быть сделаны следующие выводы.

1. Предмет гражданского права (гражданско-правового регулирования) образует три категории отношений: а) имущественные; б) связанные с ними личные неимущественные; в) организационные отношения. Гражданско-правовую природу этих отношений и их качественное единство (по сравнению с отношениями иной отраслевой принадлежности) обеспечивают признаки равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Поэтому гражданское право регулирует ту часть имущественных, связанных с ними личных неимущественных, а также организационных отношений, которые, не являясь отношениями власти и подчинения, существуют не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости, возникают не по предписанию публичного акта (в том числе закона), а по автономной воле независимых друг от друга субъектов, которые благодаря их имущественной самостоятельности и равенству вступают в указанные отношения свободно, по своему усмотрению.

2. Указанные выше отношения регулируются гражданским правом (и включаются в его предмет), в том числе в тех случаях, когда их участниками являются предприниматели (коммерсанты) - специальные субъекты гражданского права. Это означает, что в отечественном праве в отличие от права других государств (в частности, Германии, Испании, Франции) нет явления так называемого дуализма частного права, когда бы гражданское и предпринимательское (коммерческое, торговое) право противопоставлялись друг другу на формальном уровне двух кодифицированных актов (кодексов).

3. Непростым является вопрос о возможности включения в предмет гражданского права (гражданско-правового регулирования) тех отношений, которые лишены гражданско-правовой природы и тем не менее могут в некоторых случаях регулироваться нормами гражданского права (речь идет о некоторых личных неимущественных отношениях, не связанных с имущественными, и некоторых административных отношениях). Ответ на этот вопрос может быть как отрицательным (со ссылкой на отсутствие у данных отношений гражданско-правовой природы), так и положительным (со ссылкой на то, что гражданское право тем не менее в некоторых случаях может их регулировать). Если же не смешивать между собой предмет гражданского права и предмет гражданско-правового регулирования, то можно и вовсе предположить, что первый образуют только те отношения, которые имеют гражданско-правовую природу; напротив, второй имеет более широкое значение и охватывает все отношения, которые могут в принципе регулироваться нормами гражданского права. Во всяком случае, решение этого вопроса лежит за рамками гражданского права и составляет предмет общей теории права. Сходное замечание справедливо и в адрес тех имущественных и личных неимущественных отношений, которые имеют специальное (семейно-правовое, эколого-правовое) регулирование, но которые могут также регулироваться гражданским законодательством (в этом случае представителям общей теории права и соответствующих дисциплин предстоит в очередной раз разбираться с тем, что представляет собой в системе права семейное или экологическое право и какова их связь с правом гражданским). Как бы то ни было, применение гражданско-правовых конструкций за рамками данной отрасли права, как пишет Е.А. Суханов, позволяет говорить о расширении сферы действия гражданского (частного) права, а вместе с этим и о возрастании его социальной ценности*(36).

 

§ 3. Метод гражданского права

 

Общие положения. Особенности воздействия той или иной отрасли права на общественные отношения в процессе их правового опосредования в совокупности характеризуют отраслевой метод правового регулирования*(37). Отраслевой метод - это концентрированные специфические черты (свойства) всех присущих данной отрасли правовых средств и способов воздействия на общественные отношения. "Методы... - отмечает С.С. Алексеев, - главное, что выражает самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования... они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения правовой системы - в отрасли права"*(38). Согласно распространенной в общей теории права и отраслевых дисциплинах точке зрения самостоятельный метод правового регулирования - второй наряду с предметом критерий дифференциации отраслей в системе права, а по мнению некоторых исследователей гражданского права - и вовсе единственный критерий, поскольку при нередком предметном совпадении только метод и несет на себе необходимую дифференцирующую нагрузку*(39).

Отраслевой предмет непосредственно связан с отраслевым методом, при этом существо первого определяет особенности второго. Однако на метод оказывают влияние не только предмет, но и другие обстоятельства, например общественно-экономический уклад и политический фактор. Именно поэтому при сходном определении предмета советского и современного гражданского права отраслевой метод в том и в другом случае имеет различия (в первом случае он покоился на централизованных и публичных (планово-административных) началах, во втором - на началах децентрализации и принципах частного права), и именно поэтому, несмотря на то что Гражданский кодекс определил гражданско-правовую природу предпринимательства, так сильны стремления сторонников дуализма частного права к переменам политического курса в правотворчестве. Однако поскольку при характеристике метода гражданского права ограничиться этими общими замечаниями было бы крайне недостаточно, обратимся к различным составляющим отраслевого метода, обычно выделяемым в общей теории права, а именно: а) к правовому положению участников; б) основаниям возникновения; в) содержанию правоотношений; г) санкциям*(40).

Особенности правового положения участников гражданско-правовых отношений. Согласно абз. 2 и 4 п. 1 ст. 2 ГК участниками регулируемых гражданским правом отношений являются граждане и юридические лица (т.е. различные организации, признанные правопорядком в качестве субъектов права, - подробнее см. ст. 48 ГК и гл. 7 учебника), в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица за изъятиями, предусмотренными федеральным законом. Участником гражданско-правовых отношений могут быть и публичные образования - государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные (подробнее см. ст. 124 ГК). Особенности правового положения всех названных участников определяет сам закон посредством закрепления трех упоминавшихся выше принципов их участия в гражданском обороте: а) равенство; б) автономия воли; в) имущественная самостоятельность (см. абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК). Публичные образования в силу прямого указания закона выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК).

Вообще говоря, равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность тесно связаны между собой: без имущественной самостоятельности едва ли можно говорить о подлинном равенстве и уж точно нельзя говорить об автономии воли. Имущественная самостоятельность означает, что участники гражданского оборота выступают в нем как самостоятельные и независимые по отношению друг к другу и к государству собственники принадлежащего им имущества, которые обладают максимальным объемом полномочий и полнотой власти в отношении данного имущества, что позволяет им вступать между собой в различные имущественные отношения или, напротив, воздерживаться от вступления в них. В советский период сам общественно-экономический уклад (огосударствленность экономики с явным приоритетом в ней государственной социалистической собственности и идея общегосударственного планирования экономических процессов) исключал равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданского оборота. Собственником подавляющего большинства экономических благ в то время было государство, тогда как государственные предприятия и учреждения (так называемые государственные органы) только управляли распределенным между ними (и закрепленным за ними) государственным имуществом в соответствии с указаниями собственника (государства) и, таким образом, были лишены и имущественной самостоятельности, и автономии воли. Собственниками имущества в то время были только колхозно-кооперативные и некоторые другие организации, а также граждане, однако объем принадлежавшего им имущества не шел ни в какое сравнение с имуществом, принадлежавшим государству. Основой современного равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота являются многоукладная децентрализованная рыночная экономика, многообразие одинаково признаваемых и защищаемых форм собственности, экономическая независимость участников гражданского оборота, существование в нем значительного числа собственников либо, по крайней мере, лиц, обладающих имущественно-распорядительной самостоятельностью.

Особенности оснований возникновения гражданско-правовых отношений. Основаниями возникновения гражданско-правовых отношений являются юридические факты. Не обсуждая сейчас их в отдельности и подробно, обратимся только к тем общим их особенностям, которые придают специфику методу гражданского права.

Основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей посвящена ст. 8 ГК, которая объединяет самые разные их категории: разнообразные действия участников гражданского оборота, отдельные акты публичных (государственных и муниципальных) органов, судебные решения и даже события (т.е. юридические факты, не связанные с волей и сознанием человека и не обусловленные его поведением). На фоне такого плюрализма очевидно преобладают социально-позитивные юридические факты (договоры и иные сделки, акты государственных, муниципальных и судебных органов, приобретение имущества, создание результатов интеллектуальной деятельности) и только в самом конце упоминаются социально-отрицательные юридические факты (неосновательное обогащение и причинение вреда), а также события. Нередко для возникновения гражданско-правовых последствий требуется не один, а несколько юридических фактов (так называемые фактические составы). Иногда гражданско-правовые последствия возникают из длящихся обстоятельств (так называемых юридических состояний), например злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК), безвестного отсутствия гражданина (ст. 42, 45 ГК) и др. Отсюда видно, что гражданское право в основном имеет дело с социально-позитивными или, по крайней мере, с социально-нейтральными явлениями, регулируя и защищая возникающие при этом общественные отношения (соответственно при нормальном их развитии и в случае нарушения), и только в отдельных случаях имеет дело с собственно правонарушениями. Напротив, иные отрасли права (взять то же уголовное право) главным образом или исключительно защищают общественные отношения от различных правонарушений, а их защитный механизм начинает действовать в условиях оконченного правонарушения, а иногда и с более ранних стадий (подготовки к совершению правонарушения или покушения на его совершение).

Гражданское право в отличие от других отраслей права покоится на неисчерпывающем перечне юридических фактов: называя основные их виды, законодатель трижды подчеркивает, что их круг является открытым. "Гражданские права и обязанности, - говорится в п. 1 ст. 8 ГК, - возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности". "В соответствии с этим, - говорится далее, - гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему". Еще ниже опять-таки говорится о том, что гражданские права и обязанности возникают "вследствие иных действий граждан и юридических лиц" (подп. 1 и 8 п. 1 ст. 8).

Отсюда гражданско-правовая отрасль не очерчивается конкретным перечнем признанных законом фактов и конструкций и не отбрасывает автоматически все прочие (не признанные законом) факты и конструкции, подобно тому как поступает то же уголовное право, в котором перечень составов преступлений и квалифицирующих их признаков, а также других юридически значимых обстоятельств носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит. Более того, гражданское право в отличие от других отраслей права может регулировать некоторые отношения в субсидиарном порядке при недостаточности специального их регулирования (примером тому являются рассмотренные выше семейные и экологические отношения).

Особенности содержания гражданско-правовых отношений (субъективных гражданских прав и обязанностей). Сказанное выше о равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданско-правовых отношений как критериях включения имущественных, связанных с ними личных неимущественных и организационных отношений в предмет гражданского права означает, что гражданские правоотношения строятся не по модели власти и подчинения (субординации), а по модели координации, соответственно гражданские права и обязанности располагаются не в "вертикальной" плоскости, а в "горизонтальной" (ср. с п. 3 ст. 2 ГК).

Важнейшим способом регулирования гражданских отношений Гражданский кодекс считает договор и провозглашает принцип его свободы (см. п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК). А поскольку ни в одной другой отрасли права договор не имеет такого значения и не играет такой роли, как в праве гражданском, важнейшая специфическая черта метода гражданского права состоит в том, что центр тяжести в процессе регулирования общественных отношений здесь перенесен из нормативной (публично-правовой) плоскости в договорную (индивидуальную, частноправовую). Отсюда многие гражданские права и обязанности имеют договорную (ненормативную) природу.

По общему правилу условия договора формулируются участниками гражданского оборота свободно, кроме тех случаев, когда они должны соответствовать императивным нормам законодательства (см. абз. 1 п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК). Императивные нормы имеют однозначную (безусловную, безоговорочную) формулировку и исключают любые альтернативные варианты как со стороны соглашения участников гражданского оборота, так и со стороны каких-либо иных обстоятельств. "Рубль, - устанавливает п. 1 ст. 140 ГК, - является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации". "Денежные обязательства, - требует п. 1 ст. 317 ГК, - должны быть выражены в рублях" (ст. 140 ГК). Обе эти нормы Кодекса носят императивный характер, поскольку не знают и не предполагают исключений, поэтому ни участники гражданского оборота, ни иные обстоятельства не могут каким-либо образом повлиять на эти правила. Договор, таким образом, не может исключать или изменять императивные (жесткие) нормы законодательства, но он может исключать или изменять диспозитивные (гибкие) нормы законодательства и устанавливать самостоятельное или видоизмененное правило.

Пример диспозитивной нормы - правило п. 1 ст. 223 ГК ("Право собственности у приобретателя вещи по договору, - говорится там, - возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором"), а также правила ст. 311-313 ГК, которые позволяют сделать другой важный вывод: на правило диспозитивной нормы могут оказывать влияние не только договор, но и ряд других факторов: а) сам закон или б) иные правовые акты (если они формулируют специфическое для конкретного случая правило, отличающееся от предусмотренного в диспозитивной норме); в) условия или г) существо обязательства, а также д) обычаи делового оборота (если из них вытекает иное правило, чем предусмотрено в диспозитивной норме).

При коллизии (противоречии) между императивной нормой и условием договора приоритетна императивная норма, при этом сам договор полностью или в части соответствующего условия считается недействительным как противоречащий требованиям законодательства (ст. 168, 169, 180 ГК). Напротив, коллизии между диспозитивной нормой и условием договора быть не может: или договор исключает (изменяет) диспозитивную норму на собственное индивидуальное правило, или применению подлежит диспозитивная норма (абз. 2 п. 4 ст. 421 ГК).

Субъективные права и обязанности в гражданском праве (в отличие от прав и обязанностей в других отраслях права) определяются не только императивными и диспозитивными нормами гражданского законодательства при активной роли принципа свободы договора, но также при помощи таких специфических регуляторов, как правовые обычаи (в том числе обычаи делового оборота - см. ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК), а также аналогия закона и аналогия права (см. ст. 6 ГК). Плюрализм регуляторов общественных отношений, существование в числе форм (источников) права наряду с нормативно-правовым актом правовых обычаев, а также очевидное смещение центра тяжести в процессе правового регулирования из нормативной (публичной) плоскости в договорную (индивидуальную, частную) характерны только для гражданского (частного) права и не характерны для других отраслей права, во многих из которых исключительное значение в регулировании общественных отношений принадлежит нормативному правовому акту.

Особенности гражданско-правовых санкций. Санкции в гражданском праве, которое главным образом регулирует имущественные отношения, также имеют имущественный характер. Поэтому гражданско-правовые санкции оказывают воздействие не на личность, а на имущественную сферу правонарушителя (лицо, которое не исполняет своих обязанностей перед контрагентом по договору, либо злоупотребляет своими правами, либо нарушает чужие абсолютные права). Так, если гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение, он может быть ограничен судом в дееспособности (ст. 30 ГК). Ограничение дееспособности, препятствующее самостоятельному совершению сделок и получению заработка, пенсии и иных доходов, - специфическая гражданско-правовая имущественная санкция, которая устанавливается не в целях борьбы с пьянством (наркоманией) как явлением или наказания конкретного пьяницы (наркомана), а для защиты имущественных интересов членов его семьи и, разумеется, его самого. Универсальной гражданско-правовой имущественной санкцией (мерой ответственности) является возмещение убытков (ст. 15 ГК), среди других мер гражданской ответственности - уплата неустойки (т.е. определенной денежной суммы - ст. 330 ГК), обращение взыскания на заложенное имущество (ст. 348 ГК), потеря задатка (т.е. определенной денежной суммы) или возврат задатка в двойном размере (ст. 381 ГК).

Имущественная природа гражданско-правовых санкций сопряжена с их общей компенсационной направленностью. Именно поэтому в гражданском праве действует принцип полного возмещения убытков (как реального ущерба, так и упущенной выгоды), который действует во всех случаях, кроме тех, когда сам закон или договор предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК). Аналогичное правило, в частности, установлено в случаях причинения вреда: причиненный вред должен быть возмещен потерпевшему в полном объеме (абз. 1 п. 1 ст. 1064 ГК). Свидетельством компенсационной направленности гражданско-правовых санкций является зачетный, по общему правилу, характер неустойки ("если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки взыскиваются в части, не покрытые неустойкой" - абз. 1 п. 1 ст. 394 ГК), а также зачетный характер процентов годовых (п. 2 ст. 395 ГК).

Частноправовой принцип свободы договора (ст. 421 ГК) касается в том числе и свободы согласования участниками гражданских правоотношений санкций, поэтому санкции в гражданском праве могут иметь не только нормативную, но и договорную природу, что по понятным причинам исключено (или, по крайней мере, не характерно) в других отраслях права. Кроме того, участники гражданских правоотношений (в отличие от участников иных правоотношений) могут своей волей (соглашением) оказывать влияние на санкции, установленные гражданским законодательством (например, уменьшать размер убытков, подлежащих возмещению, - п. 1 ст. 15 ГК, увеличивать размер неустойки - п. 2 ст. 332 ГК, предусматривать выплату компенсации сверх возмещения причиненного вреда - абз. 3 п. 1 ст. 1064 ГК). И как бы ни была установлена гражданско-правовая санкция (какую бы природу она ни имела), вопрос о ее применении или неприменении решается по усмотрению заинтересованного лица, которым, как правило, является частное лицо (член семьи, конкретный потерпевший или контрагент по договору и т.п.), а не публичный орган иди должностное лицо (как то: дознаватель, следователь, прокурор, судья и т.п.). Кроме того, во многих случаях, когда вопрос о санкциях решается законодателем, именно частное лицо (а не публичный орган или должностное лицо) вправе по своему усмотрению выбирать конкретную санкцию из нескольких альтернативных (ст. 460, 468, 475, 480, 482 ГК и др.), а в некоторых случаях - и конкретного ответчика из нескольких возможных (ст. 1095 ГК). Свобода договора предполагает, наконец, возможность заключения так называемого третейского соглашения и вынесения возникшего гражданского спора на рассмотрение третейского суда (негосударственного суда, создаваемого сторонами), при этом отмечается как тенденция перераспределение споров в пользу третейского разбирательства*(41).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.