Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятые сокращения 13 страница




В силу судебного решения гражданин лишается дееспособности, т.е. не может самостоятельно совершать сделки и нести ответственность за свои действия. Цель признания недееспособным - обеспечить защиту имущественных и личных прав и интересов психически нездорового гражданина, а также его семьи. От имени гражданина, признанного недееспособным, все сделки совершает его опекун (п. 2 ст. 29 ГК); таким образом, сделкоспособность лица, признанного недееспособным, "равна нулю", ибо закон не делает на этот счет даже минимальных исключений (ср. с п. 2 ст. 28, абз. 2 п. 1 ст. 30 ГК). Соответственно все сделки, самостоятельно совершенные гражданином, признанным недееспособным, являются недействительными (ничтожными) и требуют применения двусторонней реституции, т.е. возврата всего полученного сторонами в первоначальное положение, а при невозможности возврата полученного в натуре - возмещения его стоимости в деньгах (абз. 1, 2 п. 1 ст. 171 ГК)*(178). Поскольку закон признает такие сделки негодным юридическим фактом (не порождающим нормальных гражданско-правовых последствий), недееспособный гражданин не несет ответственности по совершенным им сделкам, однако его дееспособный контрагент должен возместить ему реальный ущерб, если он знал или должен был знать о его недееспособности (абз. 3 п. 1 ст. 171 ГК).

Гражданин, признанный судом недееспособным, не отвечает и за причиненный им вред: такой вред возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор (в частности, психиатрическая больница), во всех случаях, если не докажут, что вред возник не по их вине (п. 1 ст. 1076 ГК). Указанные лица, таким образом, отвечают на началах вины, а поскольку они отвечают за свою собственную вину, которая состоит в недостатках контроля (надзора) за недееспособным гражданином, то несут ответственность по возмещению вреда даже при последующем признании недееспособного причинителя вреда дееспособным (п. 2 ст. 1076) и лишены права регресса (п. 4 ст. 1081 ГК). При эффективном доказывании опекуном того, что неблагоприятные последствия возникли не по его вине, риск убытков падает на потерпевшего от действий недееспособного или на третье лицо (в частности, страховщика). Недееспособный гражданин может быть субъектом обязанности по возмещению причиненного им вреда только на основании п. 3 ст. 1076.

Признание гражданина недееспособным влечет и другие правовые последствия. Так, недееспособность препятствует вступлению в брак и является основанием для расторжения существующего брака в упрощенном порядке (т.е. в органах ЗАГС). Недееспособность гражданина (в том числе недееспособность одного из супругов) - основание, препятствующее усыновлению детей.

Если основания для признания гражданина недееспособным отпали (например, в результате лечения удалось снять фазу обострения и добиться устойчивой ремиссии), суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека (п. 2 ст. 30 ГК).

 

§ 3. Опека, попечительство и смежные с ними институты

 

Общие положения. Опека и попечительство устанавливаются в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан (подопечных), в частности несовершеннолетних, при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении родителей родительских прав, а также в случаях когда несовершеннолетние остались без родительского попечения. Опека и попечительство обеспечивают защиту прав и интересов подопечных (при этом опекуны и попечители выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах без специального полномочия), а если речь идет о несовершеннолетних подопечных - также их воспитание. Сегодня правила об опеке и попечительстве предусмотрены ГК, а также законодательством о браке и семье (ст. 31 ГК, гл. 20 СК), которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. подп. "о" ст. 71 и подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ)*(179). Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства, которые взаимодействуют с судебными органами и осуществляют контроль по месту жительства подопечных за деятельностью их опекунов и попечителей (ст. 34 ГК). С 1 января 2008 г. органы опеки и попечительства будут относиться к органам исполнительной власти субъекта Федерации (а не местного самоуправления, как было прежде). В качестве опекунов (попечителей) могут выступать следующие субъекты (ст. 35 ГК).

1. Совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав, согласившиеся быть опекунами (попечителями), обладающие необходимыми нравственными и иными личными качествами и способные к выполнению таких обязанностей, а также проживающие по месту жительства подопечного, а при наличии заслуживающих внимания обстоятельств - независимо от этого (при назначении опекуна или попечителя учитываются также отношения, существующие между ним и подопечным, желание подопечного учитывается по возможности). Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. Особые требования предъявляются к опекунам (попечителям) несовершеннолетних: таковыми не могут быть лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (список заболеваний устанавливает Правительство РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 1 ст. 127, п. 1, 3 ст. 146 СК).

2. Опекуны (попечители) по закону - воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения (в отношении находящихся или помещенных в них граждан)*(180). При помещении подопечного в подобное учреждение орган опеки и попечительства освобождает назначенных опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (абз. 2 п. 1 ст. 39). В то же время детям, находящимся на полном государственном попечении в подобных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Временное нахождение ребенка в таком учреждении не прекращает прав и обязанностей его опекуна (попечителя) (п. 1 ст. 147 СК).

3. Орган опеки и попечительства (временно, если опекун или попечитель не назначены в течение одного месяца).

4. Другие лица. Так, ст. 153 СК упоминает приемных родителей - лиц, заключивших с органами опеки и попечительства срочный возмездный договор о воспитании ребенка (детей). Такие лица в отношении принятого на воспитание ребенка (детей) обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей).

Опека и попечительство устанавливаются при наличии необходимых на то предпосылок (решения суда о признании гражданина недееспособным или ограничении его дееспособности, а в отношении несовершеннолетних - обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 31 ГК)*(181). Опекуны и попечители действует на основании административного акта - решения (постановления) органа опеки и попечительства о назначении их опекунами или попечителями (с учетом правил об опеке и попечительстве по закону - п. 4 ст. 35 и о переходе опеки в попечительство - п. 2 ст. 40 ГК). Опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Они обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом, лечением, защищать их права и интересы (кроме совершеннолетних подопечных, ограниченных в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами). Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних подопечных могут быть только безвозмездными (п. 5 ст. 150 СК). Опекуны и попечители должны заботиться о их обучении и воспитании и проживать с ними совместно. Раздельное проживание возможно с разрешения органа опеки и попечительства только при достижении подопечным 16-летнего возраста и при условии, что это не отразится неблагоприятно на его воспитании и защите его прав и интересов. Предпосылками для этого могут стать учеба или работа подопечного вне места жительства попечителя (ст. 36 ГК). Опекуны и попечители обязаны расходовать доходы подопечного (пособие, пенсию, алименты, заработок, стипендию и др., в том числе доходы от управления имуществом, в частности в виде полученных дивидендов, - ст. 38 ГК) исключительно в интересах подопечного и с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Такое согласие не требуется только при производстве необходимых для содержания подопечного расходов за счет сумм его дохода (питание, одежда и т.п.). Опекуны не вправе совершать (а попечители - санкционировать) всякие сделки по отчуждению или уменьшению имущества подопечного, они (а также их супруги и близкие родственники) не вправе совершать сделки с подопечными (кроме передачи ему имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование), а также представлять подопечного в его взаимоотношениях с супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (ст. 37 ГК).

Опекуны (попечители) освобождаются от исполнения обязанностей:

при возвращении несовершеннолетнего его родителям или усыновлении (во всяком случае);

при замене обычной опеки или попечительства на опеку или попечительство по закону и передаче подопечного под опеку или попечительство соответствующих учреждений (если это не противоречит интересам подопечного);

по просьбе опекуна или подопечного (при наличии уважительных причин).

Опекуны (попечители) отстраняются от исполнения обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в частности при использовании опеки или попечительства в корыстных целях или оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, а также по другим причинам, в том числе не связанным с виной (например, из-за неопытности) (ст. 39 ГК).

Опека и попечительство, имеющие ряд отмеченных выше общих черт, "не пересекаются" друг с другом (не могут существовать одновременно в отношении одного и того же гражданина). Различия между опекой и попечительством предопределяются наличием или отсутствием у подопечного дееспособности и сводятся к следующему.

Особенности опеки и попечительства. Опека устанавливается в отношении недееспособных граждан: совершеннолетних, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, и малолетних (лиц до 14 лет).

Основная функция опекунов душевнобольных - забота об их здоровье и обеспечение необходимой медицинской помощью.

Основная функция опекунов малолетних - воспитание и обеспечение полноценного развития (питание, лечение, образование, отдых и др.).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона, они заменяют их в гражданском обороте: совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК) и несут ответственность за действия подопечного (п. 3 ст. 28, пп. 1, 2 ст. 1073, ст. 1076 ГК).

Опека прекращается:

при вынесении судом решения о признании совершеннолетнего подопечного дееспособным;

с достижением малолетним подопечным возраста 14 лет, при этом опекун автоматически становится его попечителем (пп. 1, 2 ст. 40 ГК).

Попечительство устанавливается в отношении ограниченно и частично дееспособных граждан: совершеннолетних, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Обязанности попечителя являются более узкими и ограничиваются (ст. 33 ГК):

дачей согласия на совершение тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно;

оказанием подопечным содействия в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей;

охраной подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Основная функция попечителей несовершеннолетних граждан (как и малолетних) состоит в их воспитании и обеспечении полноценного развития.

Основная функция попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, сводится к контролю за распоряжением их заработком и имуществом.

Попечители не несут ответственности по сделкам подопечных, а за причинение подопечными вреда могут привлекаться к субсидиарной ответственности, если подопечным является несовершеннолетний (п. 3 ст. 26, абз. 3 п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 1074 ГК).

В отличие от опекуна попечитель не заменяет в гражданском обороте подопечного, а лишь помогает ему самостоятельно и полноценно выступать в нем, т.е. не является его законным представителем в гражданских (материальных) правоотношениях и представляет его только в гражданско-процессуальных правоотношениях.

Попечительство прекращается:

при отмене ограничений дееспособности подопечного;

с достижением несовершеннолетним подопечным совершеннолетия;

при вступлении несовершеннолетнего подопечного в брак;

при эмансипации несовершеннолетнего подопечного (пп. 1, 3 ст. 40 ГК).

Управление имуществом подопечного. Доверительное управление имуществом подопечного не отменяет и не заменяет опеку или попечительство, а выступает в качестве параллельного и дополнительного юридического средства обеспечения имущественных интересов подопечных в тех случаях, когда часть их имущества требует управления, которое нельзя обеспечить в рамках обычной опеки или попечительства (например, из-за отсутствия у опекуна или попечителя специальных знаний или географической удаленности имущества). Именно поэтому опекуны и попечители сохраняют свои полномочия только в отношении той части имущества подопечного, которая не передана в доверительное управление и не обособлена для этих целей от прочего его имущества. Они также сохраняют свои полномочия в отношении доходов от доверительного управления имуществом (абз. 1 п. 1 ст. 37, абз. 1 п. 1 ст. 38 ГК). К тому же доверительное управление имуществом - универсальное юридическое средство, которое применяется не только в связи с опекой и попечительством, но и за их рамками (см., в частности, абз. 1 п. 1 ст. 43, ст. 1173 ГК).

Управление имуществом подопечного необходимо при наличии двух совокупных условий:

в отношении недвижимого и ценного движимого имущества (например, предприятия, земельного участка, доли в уставном или складочном капитале хозяйственного общества или товарищества, ценных бумаг и др. - ст. 130 ГК);

если такое имущество требует постоянного управления (что следует из буквального толкования правила ст. 38 ГК и использованной в ней связки "при необходимости").

При наличии этих двух условий орган опеки и попечительства должен: определить кандидатуру управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом (подробнее об этом договоре см. гл. 53 ГК). Сторонами такого договора будут учредитель доверительного управления (орган опеки и попечительства) и доверительный управляющий. Последним (поскольку речь идет об управлении имуществом по основанию, предусмотренному законом, - ст. 38, п. 1 ст. 1026 ГК) может быть любое лицо, в том числе гражданин, а также любая организация (кроме учреждения, государственного органа или органа местного самоуправления - см. п. 1 ст. 1015 ГК). Подопечный в рамках этого договора является выгодоприобретателем. Доверительное управление имуществом подопечного, основанное на возмездном договоре, является возмездным (п. 1 ст. 1016, 1023 ГК).

Согласно п. 2 ст. 38 ГК доверительное управление прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом (ст. 1024 ГК), а также в случаях прекращения опеки и попечительства. Кстати, поскольку в п. 2 ст. 38 речь идет о прекращении именно опеки и (а не или) попечительства, доверительное управление не может прекратиться в связи с автоматическим переходом от опеки к попечительству (п. 2 ст. 40 ГК), а значит, известные на этот счет сомнения*(182) беспочвенны.

Патронаж. Закон рассматривает патронаж в качестве специальной формы попечительства (п. 1, а также абз. 2 п. 4 ст. 41 ГК), что встречает обоснованное возражение со стороны тех авторов, которые предлагают считать его самостоятельным правовым способом оказания помощи*(183).

Патронаж устанавливается в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Учитывая эту особенность подопечного, патронажная помощь опирается не на предписания закона (что характерно для опеки и попечительства), а на волю подопечного и на его договорные отношения с помощником. Патронаж устанавливается органами опеки и попечительства только с согласия подопечного и прекращается по его требованию (пп. 1, 2, 4 ст. 41 ГК). Он может быть безвозмездным и возмездным. Так, вознаграждение помощнику может выплачиваться в виде передачи ему в пользование жилого помещения, принадлежащего подопечному, или в виде оказания ему встречных услуг (например, консультационных или образовательных). В этом случае договорные отношения патронажа носят смешанный характер и включают в себя элементы других договоров (в частности, имущественного найма или оказания услуг).

При оказании помощи подопечному помощник осуществляет разнообразные юридические и фактические действия. Для совершения обычных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, достаточно согласия последнего, однако для совершения распорядительных сделок с имуществом подопечного между ним и помощником заключается договор поручения или доверительного управления (п. 3 ст. 41 ГК). Подробнее об этих договорах см. гл. 49 и 53 ГК. Патронаж устанавливается в условиях фактического отсутствия у подопечного других помощников. Установлению патронажа не препятствует наличие у него детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у подопечного полной дееспособности означает возможность самостоятельного совершения им любых действий (без посторонней помощи, а тем более санкции).

 

§ 4. Безвестное отсутствие и юридическая смерть

 

Общие положения. Право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства - одно из неотчуждаемых конституционных прав и свобод человека. Гражданский кодекс не регулирует вопросы передвижения и выбора места пребывания и жительства как таковые - он только:

защищает соответствующие права в случае их нарушения (п. 2 ст. 2, ст. 150);

предусматривает определенные гражданско-правовые последствия в отношении случаев длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, которые могут вызвать неопределенность в его имущественных и личных отношениях.

В связи с последним гражданскому праву традиционно известны институты признания гражданина безвестно отсутствующим (см. ст. 42-44 ГК) и объявления гражданина умершим (ст. 45-46 ГК).

Между этими институтами есть общие черты. Так, основанием обращения к тому и другому институту являются длительность отсутствия гражданина в месте его жительства и неопределенность, которую испытывают в связи с этим имущественные и личные правоотношения с его участием. С одной стороны, данные правоотношения продолжают существовать, но с другой - никто не знает, жив или нет участвующий в них гражданин. Если данный гражданин жив, его имущество нуждается в охране, а связанные с ним лица - в обеспечении за счет данного имущества. Если же гражданин мертв, все правоотношения с его участием прекращаются, его имущество переходит к наследникам, поскольку заинтересованные лица должны иметь возможность предъявить к последним требования, которые они имели в отношении умершего гражданина. В связи с этим основная функция, которую выполняет тот и другой институт, состоит в стабилизации имущественных и личных отношений.

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим осуществляется в порядке особого судебного производства (ч. 1 ст. 42, п. 1 ст. 45 ГК; подп. 3 п. 1 ст. 262, гл. 30 ГПК). Соответствующее решение суда отменяется в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина (ст. 44, п. 1 ст. 46 ГК). Поскольку признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим связаны с длительным отсутствием гражданина в месте его жительства, правила исчисления срока длительного отсутствия (см. ч. 2 ст. 42 ГК) являются общими и применяются к случаям не только признания гражданина безвестно отсутствующим, но и объявления его умершим (п. 1 ст. 6 ГК). Данный срок начинает течь:

со дня получения последних сведений об отсутствующем гражданине;

с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем гражданине (при невозможности установления точного дня получения последних сведений);

с 1 января года, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем гражданине (при невозможности установления точного месяца получения последних сведений).

Вместе с тем данные институты, несмотря на отмеченное сходство, не зависят друг от друга: признание гражданина безвестно отсутствующим не является необходимой предпосылкой последующего объявления его умершим, кроме того, они покоятся хотя и на сходных, но не тождественных фактических составах и порождают разные последствия.

Признание гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим покоится на фактическом составе, который образуют следующие юридические факты:

фактическое отсутствие гражданина в месте его жительства;

длительное (в течение одного года) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность получения таких сведений при помощи различных мер - фактических и юридических (в том числе предусмотренных процессуальным законодательством);

обращение заинтересованных лиц в суд;

решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим*(184).

Для признания гражданина безвестно отсутствующим закон устанавливает один год отсутствия сведений о месте его пребывания в месте жительства.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет специфические последствия - имущественные и личные. Так, имущество безвестно отсутствующего, требующее постоянного управления, передается в доверительное управление лицу, определяемому органом опеки и попечительства, при этом между доверительным управляющим и органом опеки и попечительства заключается договор*(185). Из этого имущества выдается содержание тем лицам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего гражданина.

Доверительное управление имуществом может быть установлено не только после, но и до признания гражданина безвестно отсутствующим (пп. 1, 2 ст. 43 ГК).

Согласно п. 3 ст. 43 ГК среди других последствий признания гражданина безвестно отсутствующим - прекращение действия доверенности, выданной им или ему (подп. 6, 7 п. 1 ст. 188 ГК), а также право его супруга расторгнуть брак в органах ЗАГС независимо от наличия общих несовершеннолетних детей (расторжение брака и выдача свидетельства о его расторжении производятся органом ЗАГС по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака - пп. 2, 3 ст. 19 СК). Признание безвестно отсутствующими родителей ребенка исключает его согласие на усыновление (ст. 130 СК). Признание безвестно отсутствующим работника или работодателя - основание для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ст. 83 ТК). При признании гражданина безвестно отсутствующим его семья приравнивается к семье умершего кормильца, соответственно, иждивенцы из числа нетрудоспособных членов семьи имеют право на трудовую пенсию, а один из членов его семьи (в частности, один из родителей или супруг) имеет право на трудовую пенсию не зависимо от наличия у него статуса иждивенца (п. 1 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях*(186)).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим; на основании данного решения отменяется и управление его имуществом. Расторгнутый с ним брак может быть восстановлен органом ЗАГС: по совместному заявлению супругов (т.е. брак не восстанавливается автоматически); если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК).

Объявление гражданина умершим. Объявление гражданина умершим покоится на фактическом составе, который образуют следующие юридические факты:

фактическое отсутствие гражданина в месте его жительства;

длительное отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность получения таких сведений при помощи различных мер - фактических и юридических (в том числе предусмотренных процессуальным законодательством);

обращение заинтересованных лиц в суд;

решение суда об объявлении гражданина умершим.

Объявление гражданина умершим покоится на презумпции смерти (т.е. предположении, что отсутствующий гражданин мертв). В п. 3 ст. 45 ГК говорится именно о дне предполагаемой гибели. Для объявления гражданина умершим закон устанавливает три срока.

1. Общим является пятилетний срок отсутствия сведений о месте его пребывания в месте жительства (против трех лет по прежнему законодательству).

2. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (различные стихийные бедствия) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (различные крушения и катастрофы, взрывы и террористические акты), этот срок сокращается до шести месяцев (п. 1 ст. 45 ГК). Так, если удалось установить, что гражданин проживал в доме, разрушенном землетрясением, или покупал билет на морское (воздушное) судно, потерпевшее крушение, при этом в ходе поисково-спасательных работ он не был обнаружен в числе спасшихся, но не было обнаружено (идентифицировано) и его тело, то для объявления данного гражданина умершим нет смысла дожидаться истечения общего (пятилетнего) срока*(187).

3. Если гражданин (военнослужащий или гражданское лицо) пропал без вести в связи с военными действиями, он может быть объявлен умершим не ранее чем через два года со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК). Оригинальность данного правила связывается с тем, что военные действия - не только причина гибели многих людей (военных и гражданских), но и серьезное препятствие установлению их местонахождения, а также явке (вследствие массовых переселений гражданского населения, насильственного захвата, пленения и т.п.). Именно поэтому закон исходит из того, что гражданин, пропавший без вести в условиях военных действий, вплоть до истечения двух лет со дня их окончания не может быть объявлен умершим.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим орган ЗАГС выдает свидетельство о смерти. Однако если фактическая смерть прекращает правоспособность, то объявление гражданина умершим правоспособности не прекращает: последняя либо уже прекратилась в момент фактической смерти гражданина, объявленного умершим, либо не прекратилась вообще, если объявленный умершим гражданин в действительности жив. Объявление судом гражданина умершим влечет те же правовые последствия, что и смерть (ст. 1113 ГК). Его имущество переходит к наследникам по завещанию (при наличии такового) или по закону (при наличии таковых) либо оно переходит как выморочное имущество в собственность РФ (ст. 1151 ГК).

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Однако при объявлении умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели (п. 3 ст. 45 ГК). Соответственно, день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим или день его предполагаемой гибели определяют время открытия наследства (п. 1 ст. 1114 ГК). Объявление гражданина умершим влечет не только имущественные последствия, но и личные. Так, объявление умершим работника или работодателя - основание для прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ст. 83 ТК). Объявление умершим супруга - основание для прекращения брака (п. 1 ст. 16 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим, а органы ЗАГС аннулируют запись о его смерти. Такой гражданин имеет право на восстановление в имущественных правах (в частности, в праве собственности). В связи с этим закон устанавливает два правила.

1. Гражданину должно быть возвращено имущество, которое перешло к другим лицам безвозмездно (абз. 1 п. 2 ст. 46 ГК). Данное правило применяется независимо от времени явки гражданина, объявленного умершим, однако после его явки оно эффективно с учетом правил о погашающей силе исковой давности (гл. 12 ГК). Оно касается: любых безвозмездных сделок, по которым имущество гражданина, объявленного умершим, было кем-то приобретено (в частности, наследования); любого безвозмездного приобретателя независимо от его добросовестности; только того имущества, которое сохранилось в натуре, а кроме того, может быть индивидуализировано среди прочего имущества приобретателя.

С учетом этого законодатель (абз. 1 п. 2 ст. 46 ГК) решил определенный - вещно-правовой - вопрос и рассмотрел частный случай виндикации (ст. 301 ГК), т.е. истребования лицом, ранее объявленным умершим, своего индивидуально-определенного имущества, сохранившегося в натуре и приобретенного ответчиком по безвозмездному основанию. Именно поэтому причина исключения, предусмотренного абз. 1 п. 2 ст. 46 ГК для добросовестных приобретателей денег и предъявительских ценных бумаг, объясняется сложностью индивидуализации (распознавания) и повышенной оборотоспособностью такого имущества, а также необходимостью доверия к нему и соображениями устойчивости гражданского оборота. Однако устанавливая такое исключение, законодатель едва ли имел в виду невозможность предъявления явившимся гражданином обязательственного иска и его удовлетворения. Сам по себе факт явки гражданина - достаточное основание для возникновения на стороне приобретателя его имущества (взять того же наследника) как незаконного владения (индивидуально-определенной вещью), так и неосновательного обогащения (если речь идет о родовом имуществе, в частности деньгах, которые были получены по наследству или впоследствии в качестве выручки от реализации имущества, перешедшего по наследству). Именно поэтому, если речь идет об имуществе, не сохранившемся в натуре к моменту явки гражданина, равно как и о всяком родовом имуществе вообще, возможности предъявления требований по поводу такого имущества законодатель не исключает, но оставляет решение этого вопроса за рамками ст. 46 ГК. Эффективность таких требований определяют условия предъявления и удовлетворения соответствующих обязательственных исков (гл. 59, 60 ГК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.