Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания возникновения и прекращения права собственности на землю




Содержание права частной собственности на землю.

Содержание права государственной собственности на землю.

В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Таким образом, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей.

У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.

Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

Анализ содержания права собственности на землю показывает, что абсолютных собственников не существует, т.к. полномочия собственников в части использования и распоряжения землей законодательно ограничивается.

Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли.

Государство, которое не осуществляет, как правило, непосредственной хозяйственной эксплуатации земли, реализует свое правомочие пользования путем присвоения части земельной ренты через установленные государством платежи за землю.

Иностранные государства, юридические лица и граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 64 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, в том числе находящихся в собственности других субъектов. Непосредственно по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуется через управление землями. в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.

Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.

Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче земельных участков в залог, аренду (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о земле), а так же передавать земельные участки по наследству (ст. 58 Кодекса Республики Беларусь о земле). Условия этих сделок, которые определяют пределы оборотоспособности земли, устанавливаются земельным законодательством.

В РБ собственность может быть государственной и частной. Частная собственность в целом выступает в виде собственности граждан и юридических лиц. Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли участникам экономических отношений, кроме государства. Субъектами права частной собственности на землю являются граждане РБ и негосударственные юридические лица.

 

Объектами права частной собственности на землю граждан РБ являются земельные участки приобретаемые для следующих целей:

• Для ведения личного подсобного хозяйства

• Для строительства и обслуживания жилого дома

• Для коллективного садоводства

• Для дачного строительства

• Для обслуживания зарегистрированной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, квартиры в блокированном жилом доме.

 

Негосударственные юридические лица РБ, земельные участки находящиеся в государственной собственности могут предоставляется в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам РБ для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках.

Площадь земельных участков приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства не должна превышать 1 га с учетом площади земельного участка, имеющегося при доме в данном населенном пункте.

 

Площадь иных земельных участков приобретаемых в частную собственность говорится следующее:

1) для коллективного садоводства – до 0,15 га на 1 члена садоводческого товарищества

2) для дачного строительства – до 0, 15 га на 1 члена дачного кооператива

3) для строительства и обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме – в городе 0,05-0,15 га, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – 0,15-0,25 га.

 

Общая площадь земельного участка для строительства и коллективного садоводства законодательством не ограничивается. Ограничение установлено для каждого конкретного участка, таким образом в частной собственности гражданина может находится неограниченное число земельных участков, предоставленных для дачного строительства, садоводства, строительства и обслуживания жилого жома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, но при этом размер каждого отдельного земельного участка не должен превышать норм, установленных ст.36 кодекса "о земле".

Право частной собственности на земельный участок удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации и соответствующей записью в земельно-кадастровых документах.

Субъективное право собственности на землю возникает на основании юридических фактов в порядке, установленном законом и зависит от формы земельной собственности.

Основания возникновения права государственной собственности на землю Республики Беларусь земельным законодательством не определены. Все земли, которые не находятся в частной собственности или собственности иностранных государств, признаются государственной собственностью без применения каких-либо специальных юридических процедур.

Основанием первоначального возникновения права государственной собственности на землю можно считать нормативный правовой акт, издаваемый законодательным органом, в котором определяется перечень земель, находящихся в государственной собственности.

При переходе земель, уже находящихся у иных собственников, в собственность государства, право государственной собственности на землю возникает на основании юридических фактов, установленных гражданским законодательством для возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 7 ГК). К ним можно отнести:

а). передачу земель в государственную собственность из частной собственности по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа;

б). принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности - по решению суда или в собственности иностранного государства - на основании международного договора.

Основанием возникновения права собственности иностранного государства на землю является договор, заключенный с Советом Министров Республики Беларусь (ст. 37 Кодекса Республики Беларусь о земле). Местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Основанием возникновения права частной собственности на землю юридических лиц и граждан Республики Беларусь являются: административно-правовые акты и сделки по поводу земли.

Первоначальным основанием возникновения права частной собственности на землю, при котором приобретение участка в собственность определяется законом, а не соглашением участников или односторонними волевыми действиями прежнего собственника, можно считать:

-административно-правовой акт - решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов (сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) и районных) или Президента Республики Беларусь о передаче земельных участков в частную собственность юридических лиц и граждан Республики Беларусь (ст.ст. 35, 36 Кодекса Республики Беларусь о земле).

-сделки с землей – в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, например, при проведении аукционов по продаже земельных участков.

Передача земельного участка в частную собственность осуществляется посредством выкупа земли:

* по льготным ценам - в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент подачи заявления о передаче его в собственность;

* по нормативным ценам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь исходя из качества и местоположения земельного участка (ст. 62 Кодекса Республики Беларусь о земле);

* по договорным ценам (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

По льготной цене могут приобретать земельные участки в частную собственность только некоторые категории граждан Республики Беларусь, указанные в законодательстве. В настоящее время к ним относятся только граждане Республики Беларусь, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которые приобретают земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома (ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Всем другим лицам (гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам) земельные участки передаются в собственность по нормативным ценам, уровень которых периодически индексируется Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с уровнем инфляции - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 1993 года “О нормативных ценах на земли, передаваемые в частную собственность граждан”).

По договорным ценам передача земельных участков в собственность граждан возможна только при проведении аукционов по продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на условиях предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года. Аукционная продажа земельных участков юридическим лицам не предусмотрена.

Производными основаниями возникновения права частной собственности на землю можно считать сделки, совершаемые с земельными участками, по свободному волеизъявлению участников сделки. Цена земельных участков в этих случаях устанавливается участниками сделки, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Изменение целевого назначения земельного участка, не допускается, поэтому сделки, в результате которых земельный участок переходит от одного лица к другому, возможны только между субъектами с одинаковым правовым положением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.