Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях




Умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определённый стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлечённых в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

 

Выделяют следующие пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях.

 

1. Приспособление (изменений своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).

 

2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).

 

3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу).

 

4. Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не устраняя её причин).

 

5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

 

Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

 

Существуют рекомендации по целесообразному использованию того или иного способа разрешения конфликта в зависимости от конкретной ситуации. После указания каждой стратегии поведения перечисляются ситуации, в которых данная стратегия целесообразна.

 

1. Приспособление:

 

- наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

 

- предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для вас;

 

- открывается вероятность появления более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас;

 

- необходимо признать собственную неправоту;

 

- отстаивание своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;

 

- вас не особо волнует случившееся;

 

- вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

 

- вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

 

- вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

 

2. Компромисс:

- у сторон одинаково убедительные аргументы;

 

- необходимо время для урегулирования сложных проблем;

 

- необходимо принять срочное решение при дефиците времени;

 

- сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху;

 

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

 

- вас может устроить временное решение;

 

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

 

- компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять.

 

3. Сотрудничество:

 

- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускает компромиссных вариантов;

 

- основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;

 

- необходимы интеграции точек зрения и сближение мнений сотрудников;

 

- представляется важным усиление личностной вовлечённости в деятельность и групповой сплочённости;

 

- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

 

- у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

 

- вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

 

4. Игнорирование:

 

- источник разногласий не существенен по сравнению с более важными задачами;

 

- необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;

 

- изучении ситуации и поиск более предпочтительны, чем немедленное принятие какого-либо решения;

 

- предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьёзных проблем;

 

- подчинённые могут сами успешно урегулировать конфликт;

 

- напряжённость слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;

 

- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

 

 

- у вас мало власти для решения проблемы или для её решения желательным для вас способом;

 

- пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

 

5. Соперничество:

 

- требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;

 

- актуальное решение глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей правоте);

 

- идёт взаимодействие с подчинёнными, предпочитающими авторитарный стиль;

 

- исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на своё решение возникшей проблемы;

 

- вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

 

- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;

 

 

3.1. Существуют также косвенные методы погашения конфликтов. Они подчиняются некоторым принципам.

 

Принцип "выхода чувств"

 

По наблюдению психологов, если человеку дать возможность беспрепятственно выражать свои отрицательные эмоции, то постепенно они сами собой сменяются положительными. Реализация данного принципа требует от вас терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника, демонстрируя сочувствие, понимание, которое ещё не гарантирует согласия с ним.

 

Принцип "эмоционального возмещения"

Человек, обращающийся к вам с жалобами на своего оппонента, должен рассматриваться вами как страдающее лицо, хотя действительным

 

 

пострадавшим может являться не он. Показав, что считаетесь с этим, вы уже эмоционально возмещаете удручённое душевное состояние собеседника.

 

Принцип "авторитетного третьего"

Примиряющее, доброе мнение одного из оппонентов о другом, переданное через третье лицо, может побудить обиженного к поиску компромисса.

 

Принцип "обнажения агрессии"

 

Вы побуждаете оппонентов в конфликте ссориться в вашем присутствии и достаточно длительное время не пресекаете ссоры. Как правило, при третьем лице конфликтующие не достигают таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле разнимать враждующих. Дав им возможность выговорить самое наболевшее, вы продолжаете работу на основе одного из принципов, которые приводятся далее.

 

Принцип "принудительного слушания оппонента"

 

Ссора происходит в вашем присутствии. Вы неожиданно останавливаете ссорящихся и предлагаете оппонентам повторить последнюю реплику друг друга. Обычно ссорящиеся не в состоянии воспроизвести реплики друг друга, поскольку каждый слышит в основном только себя, а обидчику приписывает те высказывания, которых тот в действительности не произносил. Непривычность, неожиданность такой ситуации уменьшает накал страстей и взаимного ожесточения, способствует росту самокритичности.

 

Принцип "обмена позиций"

Вы останавливаете развернувшуюся на ваших глазах ссору, просите враждующих поменяться местами и взглянуть на предмет ссоры глазами оппонента. Этот приём обладает универсальной эффективностью, то есть уместен при устранении конфликтов любого типа.

 

Принцип "расширения духовного горизонта" спорящих

 

Побуждая конфликтующих ссориться в своём присутствии, вы тем или иным способом протоколируете ссору (желательно использовать магнитофон или видеокамеру). Остановив ссору, вы воспроизводите её запись. Как правило, оппоненты испытывают подавленность от того, что услышали, поскольку оба начинают понимать, что вели себя недостойно. Вы приступаете к разбору ссоры, беспощадно показывая эгоизм каждого.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В современном обществе достаточно причин для возникновения конфликтных ситуаций. А деловые взаимоотношения основаны на свободном противоборстве, состязательности личностей и социальных структур.

 

Однако это противоборство должно находиться в русле цивилизованных правил социального взаимодействия. И состоятельность человека, как личности во многом определяется умением преодолевать барьеры в общении и способностью грамотно разрешать конфликты.

 

В данной работе мною были рассмотрены различные типологии конфликтов, принципы погашения конфликтов, нахождение стилей поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения.

 

Я считаю, что решила все поставленные задачи и достигла целей.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф

В.Н.Лавриненко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 327 с.

 

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.:

Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. – 624 с.

 

3. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА,

1998. – 511 с.

 

4. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук:

Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 400 с.

 

5. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально- психологический практикум. - Л.: Лениздат, 1989. – 222 с.

 

6. http://azps.ru/articles/soc/soc6.

 

7. http://biblios.newgoo.net/t5538-topic

 

8. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_11.

http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1179-lekcziya-lichnost-v-obshhenii?start

 

9. http://psy.gkbsviaz.ru/lim/obsheprof/psobshen

 

10. http://www.your-mind.ru/lasta/tipy-konfliktov

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………стр.3

 

1. Типология конфликтов…………………………………………………….стр.4

2. Причины конфликтов. Управление конфликтом. Способы устранения конфликтов……………………………………………………………………стр.6

2.1.Определение причины конфликта……………………………………….стр.6

2.2. Управление конфликтом………………………………………………...стр.6

2.3. Индивидуальные стратегии поведения конфликтной ситуации……...стр.7

3.Стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………..стр.8

3.1. Принципы погашения конфликтов……………………………………стр.11

 

Заключение…………………………………………………………………..стр.13

Список используемой литературы………………………………………....стр.14

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.