Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банки: основы налогово-правового статуса




Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ). Как видим, налоговое законодательство использует термин «банк» широко, а именно как любая кредитная организация. В то же время банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из разновидностей кредитных организаций2.

Перечисляя в ст. 25 НК РФ участников налоговых правоотношений, законодатель не упоминает банки. Это серьезное упущение. Банк выступа-ет в налоговых правоотношениях в трех лицах: во-первых, как налогопла-тельщик; во-вторых, как налоговый агент и, в третьих, как финансовый по-средник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналич-ных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С эффективным функционированием банковской системы напрямую связано своевременное и полное доведение налоговых платежей от налогопла-тельщика до бюджета. Кроме того, банки обладают важной информацией о налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому поми-мо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделя-ются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополни-тельные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательст-ва и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникаю-

1 См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. – 201. – № 7.

2 См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Справоч-
но-правовая система «Консультант Плюс».


щие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, яв-ляются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из им-перативной нормы налогового законодательства, то есть носят публично-правовой характер. КС РФ прямо указал, что налоговое законодательство устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Госу-дарство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за по-рядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникаю-щие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при ис-полнении последними платежных поручений на списание налоговых пла-тежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-П). «Банк при этом действует не как представитель нало-гоплательщика, – отмечает С. Г. Пепеляев, – а как представитель публич-ных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение публичной обязанности по уплате налогов»1. Это позволяет охарактеризо-вать обязанности банка в системе «налогоплательщик – банк – государст-во» как публично-правовые, совершаемые в пользу общего блага, во все-общих (публичных) интересах.

«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на на-логоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить за-конно установленные налоги и сборы, – указал КС РФ, – а на кредитные учреждения – публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет» (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Ответственность за невыполнение этих обязанностей также носит публично-правовой характер, поскольку наступает не перед клиентом, а непосредственно перед государством. Характерно, что плата за обслужи-вание по указанным операциям не взимается, поэтому банк как финансо-вый посредник не имеет здесь собственных имущественных интересов. Гражданское правоотношение между клиентом и банком, оформленное до-говором банковского счета, в данном случае является необходимой пред-посылкой для возникновения и развития налогового правоотношения.

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и го-сударством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гра-жданским правоотношением следует налоговое, за налоговым – бюджет-ное. Каждое предыдущее правоотношение в отношении последующего вы-ступает элементом сложного юридического состава.

На необходимость разграничения налоговых и бюджетных правоот-ношений с участием банков неоднократно указывалось в юридической ли-тературе. При этом отмечается, что перечисление и зачисление средств, поступивших в уплату налогов на счет бюджета, осуществляется в рамках бюджетных отношений; налоговое законодательство регулирует лишь от-ношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков об-

1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 195.


служивающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачис-ления уплаченных сумм на бюджетные счета1. КС РФ прямо указал: «На-логовые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредит-ными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодатель-ством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными. Таким образом, действующее налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты нало-га и зачисления налога» (Определение КС РФ от 12.10.98 № 24-П).

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в ис-полнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на пере-числение налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыска-нии налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответст-вующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) ис-полняются банком в порядке очередности, установленной гражданским за-конодательством, в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения) (пп. 1-2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Задача банка – предварительный финансо-вый контроль и предоставление информации налоговым органам. Банки вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимате-лям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в нало-говом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закры-тии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего от-крытия или закрытия такого счета (п.1 ст. 86 НК РФ). Обязанность по по-добному информированию не возникают у банка, открывающего счет ор-ганизации, которая не подлежит постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Кроме того, речь идет о банковских счетах, так или иначе используемых для целей налогообложения.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый орган запрашивает соответствующие сведения.

Важнейшим элементом налоговой правосубъектности банков являет-ся ответственность за нарушение налогового законодательства, преду-смотренная главой 18 НК РФ. Правовая природа этой ответственности ос-

1 Налоговое право: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 193.


тается неопределенной. Правонарушения банков не отнесены законодате-лем к налоговым правонарушениям, а выделены в отдельную главу, что не позволяет квалифицировать ответственность банков как налоговую ответ-ственность. Вместе с тем ответственность банков обособлена и от адми-нистративной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонаруше-ния в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а их должностных лиц. Очевидно, к бюджетно-правовой ответственности ее нельзя отнести в силу нормативного и фактического оснований, а также природы правоотношений, в рамках которых она возникает и развивается. Попытки интегрировать общеотраслевую финансово-правовую ответст-венность или выделить некую совершенно новую категорию - банковскую ответственность - представляются малоубедительными в силу недоста-точной аргументации.

На наш взгляд, ответственность банков как финансовых посредников является административно-правовой по своей природе и поэтому включе-ние ее в НК РФ вряд ли оправданно. НК РФ предусматривает ответствен-ность за следующие виды правонарушений банков.

1) Открытие банком счета организации или индивидуальному пред-принимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица вле-кут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ).

2) Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

3) Нарушение банком установленного НК срока исполнения поруче-ния налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о пе-речислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 став-ки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки (ст. 133 НК РФ).

4) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогово-го агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связан-ного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (вне-бюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, пе-речисленной в соответствии с поручением, но не более суммы задолжен-ности (ст. 134 НК РФ).

5) Неправомерное неисполнение банком в установленный срок реше-ния налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).

6) Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соот-


ветствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налого-вого органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в результате таких действий суммы (п. 2 ст.135 НК РФ).

7) Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осущест-вляющих предпринимательскую деятельность без образования юридиче-ского лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неиспол-нения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяют-ся меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренно-му ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неодно-кратное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарно-го года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности (п. 4 ст. 60 НК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.