Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки к зачету по исторической фонетике русского языка




1. Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи, связь с другими лингвистическими дисциплинами.

2. Основные источники исторического изучения русского языка.

3. Надпись на Тьмутараканском камне, ее историко-культурная ценность, палеографические особенности и лингвистические показания.

4. «Остромирово евангелие» как древнерусский памятник письменности.

5. Берестяные грамоты и их значение для изучения истории народно-разговорного языка.

6. Вести-куранты, их историко-культурные и лингвистические показания.

7. Печатные книги как историко-лингвистические источники.

8. Современный русский язык в его диалектах и литературно-обработанном варианте как источник изучения истории русского языка.

9. Методы изучения исторического русского языка.

10. Периодизация истории русского языка в связи с историей восточных славян.

11. Социально-исторические и языковые особенности древнерусского периода в развитии русского языка.

12. Научный вклад А. А. Шахматова в разработку науки об истории русского языка.

13. Становление программы исторического изучения русского языка
(А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, А. А. Потебня,
А. И. Соболевский).

14. Фонетические процессы восточнославянского языка.

15. I и II лабиализация как фонетические процессы восточнославянского языка.

16. Отпадение конечных согласных и упрощение некоторых групп согласных как способ раскрытия закрытых слогов.

17. История общеславянских сочетаний и их отражение в разных славянских языках.

18. Судьба общеславянских дифтонгических сочетаний редуцированных с плавным между согласными в древнерусском и старославянском языках.

19. Происхождение и дальнейшая судьба шипящих согласных.

20. Фонетическая система древнерусского языка в X – XI вв. Система гласных фонем. Вокалистический характер древнерусской фонетической системы.

21. Система согласных фонем древнерусского языка X – XI вв. Характеристика фонем по признаку твердости-мягкости и звонкости-глухости.

22. становление консонантной системы русского языка (о роли фонетических процессов в поступательном развитии фонетической системы согласных).

23. Процесс вторичного смягчения в становлении консонантной системы русского языка.

24. Происхождение фонема [а].

25. Происхождение и дальнейшая судьба [ы], [и] и их позиционных вариантов [ы], [и].

26. Происхождение и дальнейшая судьба Ђ.

27. Фонетические различия русского, украинского, белорусского языков, обусловленное процессом падения редуцированных.

28. История сильных и слабых Ъ и Ь. Следствия паления редуцированных в области гласных.

29. История редуцированных Ы и И.

30. Изменения [е] в [о] в русском языке (III лабиализация).

31. История шипящих и Ц.

32. Судьба сочетаний ГЫ, КЫ, ХЫ.

33. Возникновение и развитие аканья.

34. Структура диалектных различий великорусского языка XVII в.

35. Фонетическая система русского языка к XVI-XVII вв. в ее отношении к предшествующим периодам развития.

36. Фонетическая система московского просторечия XVII-XVIII вв.

37. Фонетические сходства и различия современных восточнославянских языков.

38. Фонетическая соотнесенность восточнославянских языков с южно- и западнославянскими.

Тренировочные материалы для подготовки к зачёту

Зачетная карточка 1

1. Назовите фонетические процессы, которые определили поступательное
развитие фонетической системы от вокализма к консонантизму.

2. Как появляются позиционные аллофоны к'< к, г'< г, х'< х: руки, монахи, гибель, гибкий, хиреть, слух и дух.

3. Расскажите о происхождении и дальнейшем фонемы [е] (4).Почему эта
фонема оказалась неустойчивой в системе вокализма?

4. Перечислите фонетические особенности, отличающие русский язык от украинского и белорусского: мыеши, пеци, помози, блъха, судиja, лавъка, городъ.

5. Напишите слова по-древнерусски: пришелец, камни, чтецы, капель (род. мн.), судейский, сердечный.

6. Суть и приемы сравнительно-исторического метода.

Зачетная карточка 2

1. Доказать генетическое родство слов, объяснить обнаруживающиеся в них чередования: тугой – тянуть, облачный – заволокло, ненависть – ненавижу.

2. Приведите примеры, объясняющие происхождение [е] (*Ь), и расскажите о его дальнейшей судьбе.

3. Как произошел звук [и] в следующих словах: пастухи, пить, лицо, летний, гибель, дитя.

4. Напишите слова по-древнерусски: прекрасный, желтый, бей, песен, сердечный.

5. Как функционировали данные слова в диалектах древнерусского языка: печь, молния, крошить, красный, крою.

6. Какова роль процесса III лабиализации в становлении системы консонантизма?

7. Назовите следствия падения редуцированных.

Зачетная карточка 3

1. Расскажите о происхождении [ш' ч'] и его дальнейшей судьбе в говорах и литературном русском языке.

2. Что такое фонетические законы? Чем отличается фонетическое развитие от фонетического изменения?

3. Написать слова по-древнерусски: тревожный, столбовой, отечество, воржи, падчерица, лей, слепцу, смелый, на руке.

4. Назовите фонетические отличия восточнославянских языков от южно- и западнославянских: Вронский, олень, ночь, день, сон.

5. Как изменились слова после падения в них редуцированных гласных: ремень, полн, воплотить, шепот, восемь, льняной, столб, пел.

6. Расскажите о происхождении фонемы [у].

Зачетная карточка 4

1. Какие фонетические процессы произошли в восточнославянский период формирования и развития русского языка?

2. Назовите слова, имеющие старославянские фонетические черты: прекращать, омоложение, жребий, волокита, прощение, равенство, подсластить, лодка, мощный, Мария, крест, между, судья, единство, агнец.

3. Что Вы знаете о происхождении и дальнейшей судьбе [ы] и [и] и их позиционных вариантов [ы] и [и]? Свой ответ подтвердите примерами.

4. Найдите корень слова и объясните все возможные чередования звуков в нем: обед – еда – есть – яства; лить – лейка – лью; веник – повойник – завиток.

5. Когда и в результате какого процесса прекратил свое существование закон слогового сингармонизма?

6. Затранскрибируйте следующие слова в современном русском литературном языке: мал – мял – мальчик – мяли; пятак – несу – в лесу. Когда и в результате каких процессов стали возможны позиционные мены гласных?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.