КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для подготовки к зачету по исторической фонетике русского языка
1. Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи, связь с другими лингвистическими дисциплинами. 2. Основные источники исторического изучения русского языка. 3. Надпись на Тьмутараканском камне, ее историко-культурная ценность, палеографические особенности и лингвистические показания. 4. «Остромирово евангелие» как древнерусский памятник письменности. 5. Берестяные грамоты и их значение для изучения истории народно-разговорного языка. 6. Вести-куранты, их историко-культурные и лингвистические показания. 7. Печатные книги как историко-лингвистические источники. 8. Современный русский язык в его диалектах и литературно-обработанном варианте как источник изучения истории русского языка. 9. Методы изучения исторического русского языка. 10. Периодизация истории русского языка в связи с историей восточных славян. 11. Социально-исторические и языковые особенности древнерусского периода в развитии русского языка. 12. Научный вклад А. А. Шахматова в разработку науки об истории русского языка. 13. Становление программы исторического изучения русского языка 14. Фонетические процессы восточнославянского языка. 15. I и II лабиализация как фонетические процессы восточнославянского языка. 16. Отпадение конечных согласных и упрощение некоторых групп согласных как способ раскрытия закрытых слогов. 17. История общеславянских сочетаний и их отражение в разных славянских языках. 18. Судьба общеславянских дифтонгических сочетаний редуцированных с плавным между согласными в древнерусском и старославянском языках.
19. Происхождение и дальнейшая судьба шипящих согласных. 20. Фонетическая система древнерусского языка в X – XI вв. Система гласных фонем. Вокалистический характер древнерусской фонетической системы. 21. Система согласных фонем древнерусского языка X – XI вв. Характеристика фонем по признаку твердости-мягкости и звонкости-глухости. 22. становление консонантной системы русского языка (о роли фонетических процессов в поступательном развитии фонетической системы согласных). 23. Процесс вторичного смягчения в становлении консонантной системы русского языка. 24. Происхождение фонема [а]. 25. Происхождение и дальнейшая судьба [ы], [и] и их позиционных вариантов [ы], [и]. 26. Происхождение и дальнейшая судьба Ђ. 27. Фонетические различия русского, украинского, белорусского языков, обусловленное процессом падения редуцированных. 28. История сильных и слабых Ъ и Ь. Следствия паления редуцированных в области гласных. 29. История редуцированных Ы и И. 30. Изменения [е] в [о] в русском языке (III лабиализация). 31. История шипящих и Ц. 32. Судьба сочетаний ГЫ, КЫ, ХЫ. 33. Возникновение и развитие аканья. 34. Структура диалектных различий великорусского языка XVII в. 35. Фонетическая система русского языка к XVI-XVII вв. в ее отношении к предшествующим периодам развития. 36. Фонетическая система московского просторечия XVII-XVIII вв. 37. Фонетические сходства и различия современных восточнославянских языков. 38. Фонетическая соотнесенность восточнославянских языков с южно- и западнославянскими. Тренировочные материалы для подготовки к зачёту Зачетная карточка 1 1. Назовите фонетические процессы, которые определили поступательное 2. Как появляются позиционные аллофоны к'< к, г'< г, х'< х: руки, монахи, гибель, гибкий, хиреть, слух и дух. 3. Расскажите о происхождении и дальнейшем фонемы [е] (4).Почему эта
4. Перечислите фонетические особенности, отличающие русский язык от украинского и белорусского: мыеши, пеци, помози, блъха, судиja, лавъка, городъ. 5. Напишите слова по-древнерусски: пришелец, камни, чтецы, капель (род. мн.), судейский, сердечный. 6. Суть и приемы сравнительно-исторического метода. Зачетная карточка 2 1. Доказать генетическое родство слов, объяснить обнаруживающиеся в них чередования: тугой – тянуть, облачный – заволокло, ненависть – ненавижу. 2. Приведите примеры, объясняющие происхождение [е] (*Ь), и расскажите о его дальнейшей судьбе. 3. Как произошел звук [и] в следующих словах: пастухи, пить, лицо, летний, гибель, дитя. 4. Напишите слова по-древнерусски: прекрасный, желтый, бей, песен, сердечный. 5. Как функционировали данные слова в диалектах древнерусского языка: печь, молния, крошить, красный, крою. 6. Какова роль процесса III лабиализации в становлении системы консонантизма? 7. Назовите следствия падения редуцированных. Зачетная карточка 3 1. Расскажите о происхождении [ш' ч'] и его дальнейшей судьбе в говорах и литературном русском языке. 2. Что такое фонетические законы? Чем отличается фонетическое развитие от фонетического изменения? 3. Написать слова по-древнерусски: тревожный, столбовой, отечество, воржи, падчерица, лей, слепцу, смелый, на руке. 4. Назовите фонетические отличия восточнославянских языков от южно- и западнославянских: Вронский, олень, ночь, день, сон. 5. Как изменились слова после падения в них редуцированных гласных: ремень, полн, воплотить, шепот, восемь, льняной, столб, пел. 6. Расскажите о происхождении фонемы [у]. Зачетная карточка 4 1. Какие фонетические процессы произошли в восточнославянский период формирования и развития русского языка? 2. Назовите слова, имеющие старославянские фонетические черты: прекращать, омоложение, жребий, волокита, прощение, равенство, подсластить, лодка, мощный, Мария, крест, между, судья, единство, агнец. 3. Что Вы знаете о происхождении и дальнейшей судьбе [ы] и [и] и их позиционных вариантов [ы] и [и]? Свой ответ подтвердите примерами. 4. Найдите корень слова и объясните все возможные чередования звуков в нем: обед – еда – есть – яства; лить – лейка – лью; веник – повойник – завиток.
5. Когда и в результате какого процесса прекратил свое существование закон слогового сингармонизма? 6. Затранскрибируйте следующие слова в современном русском литературном языке: мал – мял – мальчик – мяли; пятак – несу – в лесу. Когда и в результате каких процессов стали возможны позиционные мены гласных?
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |