Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экология как мировоззрение




Игра

«Воображаемая страна»

Ключевая идея для усвоения:

- Мы ценим одни права больше, чем другие, в зависимости от обстоятельств, но каждое право является важным для кого-то.

Читается следующий сценарий:

«Представьте, что вы оказались на необитаемом острове, куда не ступала нога человека, и где нет ни законов, ни правил. Ваша группа будет первыми поселенцами на этой новой земле. Вам предстоит построить свое государство. Разработать свои законы, таким образом, чтобы жители этого государства были счастливы, жили в мире и согласии, чувствовали себя комфортно».

Каждая группа после обсуждения представляет свой вариант законов, состоящих из прав и обязанностей. По мере их представления составляется «контрольный» список, в который должны войти все права, перечисленные группами.

В контрольном списке определяются права, совпадающие или противоречащие друг другу. Права объединяются по группам.

Вопросы для усвоения ключевых понятий:

1. Изменились ли ваши представления о том, какие права наиболее важные?

2. Можно ли исключить некоторые из этих прав?

3. Есть ли права, которые вы хотели бы дополнить в список?

4. Почему составление списка прав полезно для нас?

 

 

Экологический кризис, в состоянии которого находится сейчас наша планета, является следствием не только роста населения, но и кризиса сознания. Так, если в XVIII—XIX вв. и ранее в сознании человечества преобладало понятие долга, нравственного, семейного, государственного,религиозного, то в XIX—XX вв. большое распространение получили идеалы потребления, комфортабельной, приятной жизни. Человечест­ во на этом пути не достигло счастья, однако потеряло возмож­ ность жить в ладу с природой и с самим собой. В результате к концу XX в. термин «экология» перешаг­ нул границы университетских аудиторий и превратился в по­ литический лозунг и в обозначение определенного типа миро­ воззрения. Для специалиста, занимающегося экологией, неприемлем термин «окружающая среда», поскольку предметом экологии является природа, а также взаимодействия и взаимоотноше­ ния организмов в ней, но никак не среда, окружающая и об­ служивающая человека. Если большая часть XX в. прошла под флагом эйфории от технологических успехов, то теперь человек понял, что он дитя природы, а не ее хозяин и властелин; сама возмож­ность жизни человека на планете обеспечивается сложившей­ ся в биосфере за тысячелетия скоординированной жизнеде­ ятельностью всех биологических видов. Такое мировоззрение может быть названо биоцентрическим, в отличие от антро­ поцентрического, в котором в центре природы и мироздания стоит человек, и от социоцентрического, в котором центром и целью жизни самого человека является тоталитарная соци­ альная или производственная система. В трудах выдающегося гуманиста XX в. А. Швейцера (1875—1965) — немецко-французского мыслителя, теолога и миссионера — биоцентрическая точка зрения выражена в сло­ вах «благоговение перед жизнью», которые, по-видимому, пред­ ставляют собой единственно приемлемую этическую основу взаимоотношений человека и живой природы. Научные представления и математические модели, кото­ рые были упомянуты ранее, послужили основанием для совре­ менной футурологии и различных социально-экономических прогнозов. В соответствии с произошедшими изменениями в мировоз­ зрении и науке все чаще акцентируют внимание на концепции русской классической школы биологов и экологов, направлен­ ной на изучение явлений эволюции в природе, и в том числе возможности сопряженной эволюции человека и биосферы. Эта концепция разработана в трудах В. И. Вернадского, Н. В. Тимофеева-Ресовского и философской школы русских кос- мистов, т. е. исследователей, которые, с одной стороны, изуча­ ли естественные законы существования биосферы, а с другой стороны, философски осмысливали цель жизни человека и че­ ловечества в целом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.