КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человека в России и его эффективность
СУДЕБНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ Право граждан на судебную защиту закреплено в Конституции РФ (ст. 46), Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Оно гарантируется каждому российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому и юридическому лицу. Судебной защите подлежат права и свободы не только конституционные, но и установленные законом, подзаконным нормативным актом, договором. В определении от 19 марта 1997 г Конституционный Суд РФ[15] отметил, что ст. 46 Конституции, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. При этом право на судебную защиту обеспечивается путем осуществления правосудия всеми судами в предусмотренных ч 2ст 118 Конституции РФ формах, а именно посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Конституция содержит гл. 7 «Судебная власть», в которой закреплены высшие судебные органы, принципы правосудия, формы осуществления судебной деятельности. Самостоятельность судебной власти как власти государственной при отправлении правосудия основана на теории разделения властей. Вопросы организации и деятельности судебных органов на основе Конституции определяются федеральными конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[16]; «О Конституционном Суде Российской Федерации»[17]; «О военных судах»[18]; федеральными законами: «О мировых судьях»[19]; «О статусе судей в Российской Федерации»[20].
Особое внимание хотелось бы уделить Федеральному конституционному закону, принятому в 2011 году «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»[21], в котором закреплены система судов общей юрисдикции, порядок их создания и упразднения, компетенция, принципы деятельности. Основная новелла - введение апелляционной инстанции в судах всех уровней. Соответствующие поправки уже внесены в ГПК РФ. Взамен Кассационной коллегии ВС РФ создается Апелляционная. Она рассматривает дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены коллегиями Верховный Суд РФ. Апелляция на решения судов субъектов Федерации подается в Верховный Суд РФ, районных судов - в суды регионов. Пересмотр вступивших в силу решений в надзорном порядке возложен на Президиум Верховного суда РФ. Производство в судах апелляционной инстанции по гражданским делам начнется с 1 января 2012 г., по уголовным - с 1 января 2013 г. Судебная защита определяется учеными-правоведами как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности[22], общественное отношение и государственная функция. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием и рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов»[23]. В теории права судебная защита характеризуется как составная часть правоохранительной функции государства[24]. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.
Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти «легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти»[25]. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. Характер судебной зашиты позволяет считать ее универсальным, а потому - наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или, по определению В.П. Кашепова, всеобщность[26]. Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Конституция России применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной защитой, употребляет термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам (апатридам). Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления (но не противоречащие закону). Право на судебную защиту, узаконенное законом, имеющим высшую юридическую силу, является, как отмечалось ранее, непосредственно действующим (ст. 18 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
В-третьих, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве) Конституционный Суд России в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты. Правовая позиция Конституционного Суда заключается в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда. Это положение имеет принципиальное значение. В-четвертых, судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению частью 3 ст. 56 Конституции РФ, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Процессуальный порядок осуществления конституционного права на защиту установлен в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 183-ФЗ (ГПК РФ). Согласно части 2 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Конструкция «вправе... обратиться» фактически повторяет (в некоторой степени - расширяет) конструкцию части 2 ст. 45 Конституции РФ («Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом») и означает, что заинтересованное лицо при нарушении или угрозе нарушения его прав, свобод и охраняемых законом интересов по своему усмотрению решает, воспользоваться ему гарантированным статьями 45, 46 Конституции РФ правом на судебную защиту или нет. При этом заинтересованное лицо может и заблуждаться относительно того, действительно ли оно обладает субъективным материальным правом, подлежащим защите. Однако судья на данном этапе судопроизводства не вправе отказать данному лицу в принятии искового заявления из-за отсутствия у него правовой заинтересованности. При выборе судебного способа защиты лицу должен быть предоставлен равный со всяким другим заинтересованным лицом доступ к правосудию в соответствии с порядком, установленным федеральным законом[27]. Отказ от права на обращение в суд недействителен. Обусловленное диапозитивным началом гражданского судопроизводства право заинтересованного лица по своему усмотрению решать вопрос об обращении за судебной защитой не означает, что субъекты спорного материального правоотношения могут заранее заключить соглашение об отказе от обращения в суд. Например, использование участниками спорного правоотношения в предусмотренных законом случаях и порядке третейского способа разрешения возникшего между ними правового конфликта не может рассматриваться в качестве отказа от судебной защиты[28].
Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство гарантирует доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность вышеприведенных правовых норм[29]. Только в единстве они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида. Судебная защита имеет место не только тогда, когда человек уже осужден, но и на протяжении всего уголовного процесса. Так, например, суд рассматривает ходатайство об избрании заключения под стражу в судебном заседании, которое осуществляется по общим правилам. При этом первым выступает прокурор или следователь (дознаватель), возбудивший ходатайство. Затем заслушиваются другие явившиеся лица. Согласно принципу состязательности, сторона защиты должна иметь возможность заблаговременно познакомиться с ходатайством и подтверждающими его материалами. Закон не предусматривает производства следственных действий в этом судебном заседании, однако в соответствии с требованием устности (ст. 240) должны быть оглашены материалы, подтверждающие ходатайство об избрании заключения под стражу. Сторона защиты вправе представить свои материалы, опровергающие необходимость заключения под стражу. В результате рассмотрения ходатайства судья выносит одно из трех мотивированных постановлений: об избрании заключения под стражу, об отказе в удовлетворении ходатайства, о продлении срока задержания (п. 7 ст. 108). Продление срока задержания допускается неоднократно, но в целом не более чем на 72 часа (в дополнение к 48 часам основного срока задержания) при одновременном соблюдении следующих условий. 1) При признании судом задержания законным и обоснованным. 2) По ходатайству об этом одной из сторон, а не по инициативе суда. Если соответствующая просьба отсутствует, то судья должен вынести постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании заключения под стражу и освободить задержанного. 3) Для представления органами уголовного преследования дополнительных доказательств обоснованности избрания заключения под стражу или представления стороной защиты доказательств необоснованности избрания этой меры. На обвиняемого не возлагается бремя доказывания необоснованности мер принуждения. Поэтому задержание продлевается тогда, когда следователь убедительно обоснует, что за 72 часа он сможет получить конкретные доказательства, обосновывающие искомую им меру пресечения. При отказе в удовлетворении ходатайства о заключении под стражу повторное возбуждение такого ходатайства в отношении того же лица и по тому же обвинению (подозрению) возможно только при возникновении новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в первом судебном заседании (факты ненадлежащего поведения обвиняемого, подозреваемого и др.). Полномочия по рассмотрению в досудебном производстве ходатайств об избрании заключения под стражу не могут быть возложены на одного и того же судью на постоянной основе (ч. 13 ст. 108). Распределение данных полномочий производится по правилам подсудности уголовных дел. Запрет специализации судей «по санкционированию ареста» призван обеспечить независимость и беспристрастность суда - один из основополагающих принципов состязательности. Однако действующим законом ввиду недостаточного количества судей этот принцип ставиться под удар. Тому судье, который дал разрешение на предварительное заключение, не запрещено рассматривать это же самое дело по существу (ст. 63). Следует полагать, что этому судье будет трудно вынести оправдательный приговор, если по его же решению невиновный несколько месяцев находился в следственном изоляторе. Во время вынесения решения о заключении под стражу неизбежно исследуются доказательства виновности (условие применения данной меры пресечения). Тем самым у судьи может складываться внутреннее убеждение в виновности лица, которое препятствует его объективности при рассмотрении дела по существу. Несколько иная процедура избрания заключения под стражу установлена для судебного производства. В судебных стадиях до обращения приговора к исполнению решение о заключении под стражу выносит суд, принявший дело к своему производству (ст. 255). В стадии подготовки дела к разбирательству это решение не может быть принято вне судебного заседания (п. 6 ч. 2 ст. 231), поэтому оно принимается в порядке, предусмотренном ст. 108, или в ходе предварительного слушания (ст. 234). В судебном разбирательстве заключение под стражу избирается судом в совещательной комнате (ч. 2 ст. 256). Решение о мере пресечения суд принимает по ходатайству стороны. Закон разрешает суду избрать меру пресечения в виде заключения под стражу и по собственной инициативе (ч. 10 ст. 108). Данная норма нуждается в ограничительном толковании в силу принципа состязательности. Состязательность предполагает, что суд действует в рамках требования (обвинения, иска, жалобы, ходатайства) стороны. Это содержание состязательности признано Конституционным Судом РФ[30]. Поэтому представляется, что суд не должен избирать заключение под стражу при наличии против этого возражений со стороны обвинения (прокурора, потерпевшего, гражданского истца). Решение суда об избрании меры пресечения может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке (а если это решение вынесено мировым судьей по рассматриваемому им делу, - то в апелляционном порядке). При этом для обжалования данного решения действуют специальные нормы (ч. 11 ст. 108), которые имеют приоритет перед общими нормами глав 43 и 45 УПК. Кассационная жалоба или представление подается в течение 3 суток со дня вынесения решения в судебную коллегию по уголовным делам вышестоящего суда через районный суд. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее 3 суток со дня их поступления. Обжалование решения не приостанавливает его исполнения. Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам гл. 48 УПК. Согласно части 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом. Приговор суда может быть обжалован осужденным в суде второй инстанции, т.е. в кассационном порядке. Жалоба на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение 7 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Каждый осужденный имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.
Большое значение в обеспечении прав граждан имеет возможность рассмотрения уголовного дела с участием присяжных. Согласно ч. 2 ст. 47 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Предусмотренное в части второй статьи 47 Конституции РФ право на рассмотрение дела судом присяжных поставлено в зависимость от воли обвиняемого, которая должна быть выражена в форме ходатайства. Такое ходатайство обвиняемый имеет право заявить при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела (ч. 1 ст. 217, ч. 2 ст. 218 УПК РФ). При этом следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридические последствия удовлетворения такого ходатайства (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ). Суд присяжных, состоящий из судьи и двенадцати присяжных заседателей, действует в составе краевого, областного и равных им федеральных судов общей юрисдикции. Рассматривать они могут дела, подсудные этим судам. Согласно закону коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух (при необходимости - и большего числа) запасных присяжных заседателей. Проблемы суда присяжных широко обсуждаются в литературе, на научных и научно-практических конференциях, в средствах массовой информации[31]. Сегодня данная форма судебного разбирательства интересует не только научные круги и практических работников, но и рядовых граждан[32]. Суд присяжных многими учеными представляется как индикатор демократичности государства и наивысшая ступень в развитии научной мысли о формах уголовного судопроизводства. Следует отметить, что отдельные юристы склонны утверждать, что суд присяжных нецелесообразен. Так, О.В. Волколуп указывает: «Существование суда присяжных, на наш взгляд, в современной России нецелесообразно. Уровень правосознания граждан на фоне существующего (и поддерживаемого средствами массовой информации) общественного мнения о низкой квалификации правоохранительных органов, их неспособности качественно подготовить материалы к судебному рассмотрению заранее настраивают присяжных на отрицательное отношение к государственному обвинителю, а заодно и к потерпевшему. Процессуальные особенности судебного разбирательства с участием присяжных (например, недопустимость представления данных о негативных чертах личности или поведения подсудимого присяжным заседателям, но возможность аналогичной характеристики потерпевшего) в ряде случаев создают основу для убеждения присяжных о невиновности подсудимого или о том, что потерпевший тем или иным образом спровоцировал совершение преступления и должен часть ответственности принять на себя. В связи с этим нередко выносятся необоснованно мягкие вердикты»[33]. Вынесение вердиктов, по отношению к которым уголовно-процессуальный закон не предъявляет требование об обоснованности, по мнению О.В. Волколуп, также не способствует повышению качества правосудия присяжных заседателей. Это обстоятельство создает возможность для постановки вердиктов без учета представляемых в судебном разбирательстве доказательств. Оправдательные вердикты, не основанные на материалах уголовных дел, а иногда и прямо противоречащие им, играют в обществе нежелательную воспитательную роль. У подсудимых возникает чувство безнаказанности, причем следует заметить, что это чувство тем опаснее, что оно связано с необоснованным отклонением обвинения по особо тяжким преступлениям. У потерпевших формируется убежденность в своей беззащитности и отсутствии надлежащих государственных гарантий на справедливое судебное разбирательство. По мнению О.В. Волколуп, судопроизводство с участием присяжных заседателей вполне может быть заменено судом, состоящим из трех профессиональных судей[34]. Этот состав суда предусмотрен действующим УПК РФ и не требует больших организационных, финансовых и процессуальных затрат. По мнению Б.Д. Завидова, значение суда присяжных в современных условиях не следует переоценивать[35]. Лучшее подтверждение тому - судебная практика тех стран англосаксонской системы судопроизводства, где этот институт функционирует в течение длительного времени. По данным зарубежных источников, судом присяжных заседателей в среднем рассматривается от 3 до 5% всего массива уголовных дел[36]. Однако повсеместное и поэтапное введение суда присяжных на всей территории России позволит значительно увеличить объем уголовных дел, которые они будут рассматривать. По мнению Б.Д. Завидова суд присяжных должен существовать в России во всех субъектах Российской Федерации, так как является одним из условий реализации гражданами конституционного права на рассмотрение дела в суде с участием присяжных заседателей и является своеобразным демократическим достижением в совершенствовании судебной системы[37]. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК суду присяжных подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК. Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных разд. XII УПК. При наличии противоречий между общими правилами и правилами, предусмотренными разд. XII, применяются правила данного раздела. Под общим порядком понимаются, как правила, установленные частью первой УПК «Общие положения», так и правила, установленные гл. 33-39, 45, 48 УПК. В целом необходимо заметить, что развитие и совершенствование деятельности суда присяжных является важной составляющей в защите прав и законных интересов личности, в установлении баланса интересов между личностью, государством и обществом. Деятельность суда присяжных обеспечивает осуществление правосудия в Российской Федерации, основанного на состязательности и равноправии сторон. Производство в суде с участием присяжных заседателей имеет ряд проблем. Есть проблемы организационные. Трудно сохранить состав коллегии присяжных по делам, которые длятся годами, с десятками и сотнями преступных эпизодов, когда подсудимых больше, чем присяжных. Расширение коллегии присяжных, допущение определенного процента их выбытия, дополнительный набор, перенос выходных дней в судах для удобства присяжных - по этим вопросам хотелось бы знать мнения тех, кто работает с присяжными. Нужен правовой механизм защиты процесса от срыва при неявке присяжных. Повторение большого суда - дело дорогое, а самое главное - процесс есть процесс, его полноценное повторение не всегда возможно, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проблемы суда присяжных неизбежны и их необходимо решать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Правовая защита – усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод. Защита прав и свобод - совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Указанная норма обеспечивает конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правомерных действий государства (в частности, специализированных органов, действующих от имени государства, судов). Право граждан на судебную защиту закреплено в Конституции РФ (ст. 46), Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Оно гарантируется каждому российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому и юридическому лицу. Судебной защите подлежат права и свободы не только конституционные, но и установленные законом, подзаконным нормативным актом, договором.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |