КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Титул l о делении вещей
КНИГА ВТОРАЯ Титул VI. О приобретении вещей. 7. (Ульпиан)... § 2. Марцелл... пишет, что тот, кто купил у безумного, не зная о его безумии, может приобрести по давности; следовательно, ему принадлежит и Публицианов иск. § 3. Если кто-либо приобрел вещь безвозмездно, тот имеет Публицианов иск... § 4. Если кто-либо купил у несовершеннолетнего, не зная о его несовершеннолетии, то он имеет Публицианов иск.
ИНСТИТУЦИИ ЮСТИНИАНА. (Извлечения)
В предшествующей книге мы изложили права личные, теперь рассмотрим права вещные. Вещи или находятся в нашей собственности, или не находятся. Одни вещи представляются такими, пользование которыми, согласно естественному праву, доступно всем; другие образуют государственную собственность; третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании, наконец, большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям, как это выяснится из учения о субъектах. 1. Предметы, пользование которыми доступно всем, следующие: воздух и проточная вода, море и морские берега. Поэтому никому не возбраняется подойти к морскому берегу, однако с условием не портить построек, зданий, монументов, так как обладание этими предметами не нормируется законами общенародного права, как, например, море. 2. Все реки и гавани суть предметы общего обладания, поэтому всем предоставлено право ловить рыбу в реках и гаванях. 3. Морской берег считается до того места, до которого достигает наибольший осенний разлив. 4. Общее пользование берегами рек и самою рекой основывается на законах общенародного права, поэтому всякий в праве причалить к берегу, плести канаты из бересты деревьев, растущих на этом берегу, выгрузить какой-либо груз, равно беспрепятственно плыть на судне по самой реке. Но право собственности на эти берега принадлежит тем лицам, к имению которых они прилегают. По этой же причине и деревья, выросшие на этих берегах, принадлежат этим же собственникам.
5. Общее пользование морскими берегами основывается на законах общенародного права, равно как и пользование самими морями. Посему всякий в праве построить на морском берегу хижину, где он может укрыться, сушить сети и вытаскивать их из моря. Морские берега не составляют ничьей частной собственности и рассматриваются как объекты того права, какого будут и море, и все то, что находится под водой и сушей. 6. Собственностью общей, а не отдельных лиц, считаются предметы, находящиеся в отдельных городах, как, например, театры, присталища и т. п. общественные сооружения. 7. Ничью частную собственность не образуют вещи сакральные, как религиозные, так и освященные: то, что составляет предмет божеского права, не будет ни в чьем имуществе. 8. К вещам сакральным относятся те, которые по ритуалу посвящены Богу первосвященниками, например, храмы и дары, которые по ритуалу предназначены для службы Богу. Эти предметы мы запретили нашим императорским указом отчуждать и делать предметом обязательств, за исключением того случая, когда надо выкупить пленных. Если кто своей властью освятит предмет, то предмет священным не считается, а остается неосвещенным. Однако место, на котором был построен храм, остается священным, хотя бы храм был разрушен. Так решил и Папиниан. 9. Религиозным делает место всякий по своему собственному усмотрению, лишь только он предаст земле покойника. Хоронить умершего в общей земле без согласия на то товарища возбраняется. В общей же могиле хоронить можно, хотя бы все прочие и противились этому. Далее, если место составляет чей-либо узуфрукт, то решено, что собственник без согласия узуфруктуария не может сделать это место религиозным. Можно хоронить умершего в чужом месте с позволения хозяина, если бы он дал это позволение после того, как умерший похоронен, то место все-таки считалось бы религиозным.
10. Вещи освященные, как, например, городские стены и ворота, входят в группу вещей божеского права и потому не составляют ничьего имущества. Мы называем городские стены освященными потому, что определено уголовное наказание тем лицам, которые осквернят их. По той же причине мы называем санкциями те части законов, в которых назначаем наказание для лиц, нарушающих законы. 11. Предметом обладания отдельных лиц вещи делаются многими способами: в одних мы получаем право собственности по естественному праву, которое, как мы сказали, называется общенародным; в других по законам цивильного права. Было бы удобнее, таким образом, начать с права наиболее древнего. Известно, что естественное право — древнейшее, так как оно естественно возникло вместе с родом человеческим; цивильные же права возникли с того времени, когда стали основываться общины, учреждаться должности и писаться законы. Таким образом, дикие животные, птицы и рыбы, одним словом, все живые существа, рождающиеся на земле, в море, в воздушном пространстве, делаются по законам общенародного права собственностью лица с момента захвата: вещь, прежде никому не принадлежавшая, предоставляется по естественному праву в собственность лицу, раньше всех
13. Был предложен такой вопрос: если животное ранено так сильно, что его можно взять, то считается ли оно с этого момента твоим? Некоторыми юристами был дан такой ответ: животное с этого момента твое и до тех пор остается твоим, пока ты его преследуешь. Поэтому, если ты перестанешь преследовать, то оно перестает быть твоим и делается собственностью лица, вновь завладевшего им. Другие высказали мнение, что животное в том только случае делается твоим, когда ты его словишь. Мы утвердим последнее мнение, так как много вероятия, что животного можно и не словить. 14. Пчелы причисляются также к диким существам. Стало быть пчелы, севшие на твоем дереве, считаются, пока ты их не запер в дупле, твоими в такой же мере, как и птицы, свившие себе гнезда на твоем дереве. Поэтому, если кто-либо другой запрет их в дупле, то он и будет их хозяином. Если пчелы устроят медовые соты, то всякий 15. Павлины и голуби считаются также дикими; и нисколько не важно то обстоятельство, что они по привычке прилетают и улетают: то же самое делают и пчелы, которые, как известно, не домашние животные и считаются дикими. Известно и то, что олени имеют обыкновение уходить и возвращаться в леса, однако никто не думает отрицать их дикую природу. Относительно тех животных, которые имеют обыкновение уходить и возвращаться, принято следующее правило: они считаются твоими до тех пор, пока имеют желание возвращаться, а если они утратят это желание, то перестают быть твоими и становятся собственностью лица, завладевшего ими. Желание возвращаться животные, по-видимому, утрачивают тогда, когда оставят привычку возвращаться. 16. Курицы и гуси не дикие животные; это мы можем понять из того, что есть другая порода куриц и гусей, которых мы называем дикими. Поэтому, если твои гуси и курицы, чем-либо спугнутые, улетели, да так, что ты потерял их из виду, то они все-таки считаются твоими, где бы они не находились; а тот, кто с целью обогащения удерживает этих животных, рассматривается как совершивший кражу.
17. Равным образом, захваченное у врагов делается нашим достоянием по законам общенародного права; даже свободные люди — и те делаются нашими рабами. Однако они получают прежние права состояния, если уйдут из нашей власти и возвратятся к своим соотечественникам. 18. Равным образом, камешки, раковины и все прочие предметы, находимые на морском берегу, делаются по закону общенародного права собственностью нашедшего. 19. Далее, все то, что родят животные, находящиеся в твоей полной собственности, принадлежит тебе по тем же чаконам общенародного права. 20. Затем та земля, что волна прибивает к твоему полю, делается по общенародному праву твоей. Примоиной называется незаметный нанос. Через нанос земли, по-видимому, прибавляется то, что 21. Поэтому, если река оторвет некоторую незаметную часть земли от твоего поместья и прибьет ее к земле соседа, то ясно, что эта часть останется твоею. Очевидно, что если примоина останется в течение слишком продолжительного времени у земли соседа и если деревья, которые она с собою принесла, пустили корни в землю соседа, то ясно, что с этого времени деревья перейдут в собственность соседа. 22. Остров, показавшийся на море, что редко случается, делается собственностью лица, им завладевшего, так как этот остров не считается кому-либо принадлежащим. Если же остров покажется на середине реки, что бывает часто, то он становится общей собственностью тех лиц, которые имеют недвижимость по обеим берегам этой реки, пропорционально длине берега, принадлежащего каждому имению. Поэтому, если остров покажется ближе к одному из берегов, то он делается собственностью только тех лиц, которые имеют поместья на ближайшем к острову берегу. А если река, с какой-либо стороны разделенная, врежется в сушу и образует поверхность в форме острова, то этот остров останется собственностью того, кому суша до этого времени принадлежала. 23. Если русло реки, предназначенной для общественного пользования, изменит свое направление, то прежнее русло делается собственностью тех лиц, которые имеют близ берега недвижимое имущество, разумеется, пропорционально длине берега, принадлежащего каждому имению. Новое же русло делается предметом, юридические свойства которого нормируются публичным правом. Если спустя некоторое время река примет прежнее течение, то оставленное русло делается собственностью тех лиц, которые имеют близ берега поместья. 24. Другое, очевидно, дело, если чье-либо поле зальет водой: разлив ведь не изменяет вида земли, и потому, если вода спадет, то ясно, что эта земля остается собственностью того лица, которому она принадлежала. 25. Всякий раз, когда изготовляют из чужого материала какую-либо вещь, обыкновенно возникает вопрос: кто является собственником, тот ли, кто ее изготовил, или скорее тот, кто был хозяином материала? Так, если кто приготовит из чужого винограда, олив или колосьев вино или масло, или вымолотит хлеб; или из чужого золота 26. Однако, если кто воткал чужой пурпур в свое платье, то пурпур, хотя бы и был дороже, уступает по закону акцессии платью. Тот, кто был собственником пурпура, имеет иск кражи и кондикцию против того, кто похитил пурпур, будет ли это тот же, кто сшил платье, или кто-либо другой: хотя растраченные предметы и не могут быть виндицированы, однако могут быть кондицированы от воров и от некоторых других владельцев. 27. Если будет смешан материал двух хозяев по их взаимному соглашению, то новое произведение, которое получилось от смешения, будет общей собственностью хозяев материала; так оно будет, если, например, смешают вина или сплавят золото или серебро. Но если смешают разнородный материал и из этой смеси получится третье тело, например, получится напиток от смешения вина с медом, сплав из золота и серебра, то действует то же правило, и в этом случае нет сомнения, что новая вещь будет общей собственностью хозяев материала. А если будут смешаны случайно или без согласия хозяев материала разнородные материалы или вещества однородные, то принято за правило то же самое положение. 28. Если зерна Тиция будут смешаны с твоими зернами, то смесь будет общей собственностью, если смешение сделано по обоюдному соглашению, так как отдельные зерна, которые принадлежали каждому из вас в отдельности, соединены в одно с вашего позволения. Поэтому, если смешение произошло случайно или без твоего на то согласия, то ясно, что смесь не будет вашею общей собственностью, так как отдельные зерна продолжают оставаться в прежнем положении, и в этом случае зерно является в такой же степени общей собственностью, в какой считается общей собственностью стадо Тиция, перемешавшееся с твоим. Но если бы все эти зерна удерживались одной из сторон, то против удержавшей стороны предоставляется вещный иск в размере количества зерен, но от усмотрения судьи зависит решить, кому в каком количестве принадлежит хлеб, 29. Когда кто-нибудь возведет на своей земле постройку из чужого материала, то он же считается и собственником постройки, так как все постройки, как вещи придаточные, уступают земле, вещи главной. Однако и тот, кто был собственником материала, не перестает быть собственником этого материала, но он не имеет права ни виндицировать его, ни вчинить иск об отчуждении этого материала вследствие закона XII таблиц, которым постановляется, что никого нельзя принудить извлечь чужое бревно, застроенное в здание, но что можно заставить заплатить двойную его стоимость по иску de tigno juncto. (Названием tignum обозначается всякий материал, идущий на постройки). Это положение принято с целью, чтобы не приходилось разрушать построек. Но если по какой-либо причине постройка разрушена, то собственник материала может виндицировать бревно и требовать его отъятия, если только он уже не получил двойной стоимости. 30. С другой стороны, если кто возведет постройку на чужой земле, то дом делается собственностью того, кому принадлежит земля. Но в этом случае собственник материала теряет свои права, так как материал считается отчужденным с его согласия, причем предполагается, что строивший хорошо знал, что возводит здание на чужой земле. Вот почему собственник материала не может его виндицировать, хотя бы дом разрушился. Однако известно, что если после вступления строителя во владение хозяин земли станет доказывать, что дом — его, и не выплатит стоимости материала и труда рабочих, то его можно устранить возражением на суде, как если бы строитель был добросовестным владельцем. Знающему, что земля чужая, можно поставить в вину то, что он необдуманно строил на той земле, про которую знал, что она — чужая. 31. Если Тиций посадит на своей земле чужое растение, то оно будет ему принадлежать; и наоборот, если Тиций посадит свое растение на земле Мевия, то растение будет принадлежать Мевию, если только в обоих случаях растение пустило корни. Растение, не пустившее корней, продолжает принадлежать тому, кому оно раньше принадлежало. Однако с того времени, когда растение пустило корни, право собственности в нем изменяется до такой степени, что мы скажем, что дерево соседа делается собственностью Тиция, если только оно пустило в его землю корни. Разум не допускает, чтобы дерево считалось собственностью кого-то другого, а не того, в чью землю оно пустило корни. Поэтому дерево, посаженное на границе соседней земли, делается общей собственностью соседей, если оно пустило корни также и в землю соседа. 32. На этом основании растения, органически связанные с землей, уступают земле, как вещь придаточная; на этом же основании посеянные зерна также рассматриваются, как вещи придаточные. Но как лицо, построившее дом на чужой земле, может, согласно нами сказанному, возражением на суде устранить собственника земли, 33. Равным образом, и буквы, хотя бы они были золотые, уступают в качестве придаточной вещи, пергаменту, так же, как земле уступает все то, что на ней строится или засевается. Поэтому, если на твоих бумажных или пергаментных листах Тиций напишет стихотворение, историю, речь, то собственником, по-видимому, будет не Тиций, а ты. Но если ты потребуешь от Тиция своих книг или пергаментов и не пожелаешь уплатить издержек по письму, то Тиций в праве будет защитить себя возражением на суде, как если бы он добросовестно достиг владения в этих бумагах и пергаментных листах. 34. Если кто нарисует на чужой доске, то, как думают некоторые, доска, в качестве вещи придаточной, уступает рисунку; другим кажется, что рисунок, какой бы он ни был, уступает доске. Нам, однако, кажется более правильным, чтобы доска уступала рисунку; было бы смешно, если бы рисунок Апеллеса или Парразия служил придатком к простой доске. Поэтому, если лицо, сделавшее рисунок, потребует от собственника доски, владеющего рисунком, его возврата и не уплатит стоимости доски, то оно может быть устранено посредством возражения на суде. А если владеющим окажется лицо, сделавшее рисунок, то будет последовательным дать против него собственнику доски аналогичный иск. Если в этом случае истец уплатит стоимость рисунка, то он может быть устранен посредством возражения на суде, как если бы добросовестным владельцем был тот, кто сделал рисунок. Очевидно и то, что если похитит доску тот, кто нарисовал, или кто-либо другой, то собственнику доски предоставляется иск из воровства. 35. Если кто купит добросовестно землю не от ее хозяина, которого, однако, почитал хозяином, или если он добросовестно приобретет ее, путем ли дарения или по какому-либо другому законному основанию, то согласно с естественным разумом, решено, что собранные им плоды принадлежат ему за работу и старание. Поэтому, 36. Тот, кому в земле принадлежит узуфрукт, делается собственником плодов только в том случае, когда он их сам соберет. Поэтому наследнику узуфруктария не принадлежат те созревшие плоды, которых узуфруктарий не собрал, но они приобретаются собственником. Приблизительно то же самое утверждается и о колоне. 37. И скот приносит плоды, как, например: молоко, волос, шерсть. Таким образом, ягнята, козлята, телята, жеребята, поросята делаются по законам естественного права собственностью узуфруктария. Но ребенок от рабыни не входит в понятие плода, и поэтому он принадлежит собственнику. Было бы абсурдом думать, что человек есть плод, так как природа изготовила все плоды для потребления их человеком. 38. Но если кто имеет узуфрукт в стаде, то фруктуарий должен заменить павшие головы скота вновь родившимися. Так оно по мнению Юлиана. Вместо погибших виноградных или простых деревьев узуфруктарий должен представить другие: узуфруктуарий должен правильно за ними ухаживать и пользоваться ими, как рачительный домовладыка. 39. Божественный Адриан, следуя естественной справедливости, предоставил клады нашедшему их, если только они найдены в земле, принадлежащей нашедшему. То же самое он постановил на случай открытия клада в месте сакральном или религиозном, но если кто найдет клад в чужой земле случайно, без всякого со своей стороны 40. По законам естественного права мы приобретаем вещи так же посредством традиции. Ничто так не гармонирует с естественной справедливостью, как то, что воля хозяина-собственника, же лающего передать свою вещь другому, считается ясно выраженной. Поэтому телесная вещь, какого бы рода она ни была, может быть передаваема, и переданная хозяином — отчуждается. Таким же точно образом отчуждаются трибутарные и стипендиарные поместья. Трибутарными и стипендиарными поместьями называются те, которые находятся в провинции. Согласно нашему постановлению, разница между италийскими и провинциальными поместьями уничтожена, и если эти поместья передаются, путем ли дарения или приданого, или по какому-либо другому основанию, то нет сомнения, что они отчуждаются. 41. Вещи, проданные или переданные посредством традиции, приобретаются покупщиком только в том случае, когда он уплатит продавцу их стоимость или удовлетворит его каким-либо другим образом, представив, например, промиссора или залог. Это соблюдается по закону XII таблиц; однако правильно говорят, что так оно 42. Безразлично, передаст ли вещь сам хозяин или кто-либо другой, по его желанию. 43. Если хозяин предоставит кому-либо заведование всеми делами и если заведующий по поводу этих дел продаст или передаст вещь, то она, согласно сказанному, становится принадлежностью акципиента. 44. Иногда достаточно для передачи вещи одного выражения желания хозяина, без всякой передачи: если, например, лицо, ссудившее тебя безвозмездно вещью или отдавшее тебе ее внаймы, или оставившее ее в качестве поклажи, продало тебе ее или подарило. Хотя этим самым вещь оно тебе и не передало, однако тем, что по 45. Далее. Если кто продаст товар, сложенный в кладовой, и вместе с тем передаст покупщику ключи от этой кладовой, то он переносит право собственности в товаре на покупщика. 46. Более того, иногда воля хозяина переносит право собственности в вещи на неизвестное лицо, например, когда преторы и консулы бросают в толпу деньги, то они не знают, что получит каждый из толпы, однако, так как они желают, чтобы каждому принадлежало то, что он получит, то этим тотчас они и делают его собственником. 47. На этом основании наиболее справедливым, по-видимому, будет и следующее: если кто овладеет вещью, оставленной хозяином на произвол, то овладевший ею делается хозяином с момента завладения. Оставленным на произвол почитается то, что хозяин бросил, не желая более почитать своим, и потому он тотчас перестает быть 48. Иным предоставляется вопрос о тех вещах, которые в бурю выброшены за борт для облегчения корабля. Эти вещи продолжают принадлежать хозяевам, так как очевидно, что они выбрасываются за борт не потому, что хозяин не желает их более иметь, но для того, чтобы не погибнуть вместе с кораблем. Поэтому, если кто с корыстной целью присвоит себе эти вещи, найдя их на море или выброшенными на берег, то присвоивший совершил кражу. Эти вещи, по-видимому, немногим отличаются от тех, которые упали с повозки, не будучи замеченными хозяином.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |