Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Качество жизни и качество населения

Уважаемые респонденты, научно-практической лабораторией «Актуальные процессы рекламной и массовой коммуникации» проводится исследование, направленное на выявление характеристик, на основании которых происходит оценка качества ювелирных изделий. Нам очень важно знать Ваше мнение

Отметьте галочкой один из ответов

1.Укажите Ваш пол _______

Укажите Ваш возраст ________

 

 

2.Укажите Вашу социальную принадлежность

Школьник____________

Студент_____________

Рабочий_____________

Служащий___________

Предприниматель___________

Пенсионер____________

Другое (укажите что) ________________

 

3.Укажите, какие слова обычно используются в рекламе, чтобы подчеркнуть качество товара(любого)?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

4.Ниже приведены незаконченные предложения (пункты 5-8), пожалуйста, закончите их. Ваши ответы запишите на строчках ниже

 

5. Для меня качество товара(любого) – это

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

6. Для меня качественное ювелирное изделие-это

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

7. Когда в рекламе хотят показать качество ювелирного изделия, в ней пишут

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

 

8. Я верю, что ювелирное изделие качественное, когда в рекламе говорится о

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

9. Поставьте себя на место производителя ювелирных изделий. О чем можно сказать в рекламе, чтобы подчеркнуть, что товар качественный

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

10. Представьте, что вы приобрели качественное ювелирное изделие и очень им довольны. Какие слова Вы будете использовать, чтобы рассказать знакомым, чтобы этот товар стоит покупать, потому что он качественный

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

11. Насколько вы согласны с утверждением, что качество ювелирного изделия - это

 

  Абсолютно согласен Скорее согласен, чем не согласен Нечто среднее Скорее не согласен, чем согласен Абсолютно не согласен
Надежность          
Комфорт          
Здоровье          
Забота          
Красота          
Успех          
Репутация          
Безопасность          
Бренд          
Уверенность          
Удобство          
Престиж          
Обслуживание          
Профессионализм          
Гарантия          
Стабильность          
Имидж          
Высокая стоимость          

Благодарим Вас за оказанную помощь и предоставленную информацию

Современная демографическая ситуация в мире и в России характеризуется сложными процессами в развитии населения. Ее главная отличительная черта в России – сохранение отрицательного естественного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры. Определенное воздействие на ситуацию в области народонаселения в стране оказали экономические кризисы 90-х гг. Их последствия проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, и, как следствие, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. В настоящее время помимо нуждающихся в особой защите групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся и т.д.) в категорию бедных попадают новые группы экономически активного населения.

Указанные тенденции социально-экономического развития существенно повлияли на качественные и количественные характеристики демографических процессов, на в целом, которое.

Качество населения и качество жизни являются двумя взаимодополняющими понятиями, при этом качество населения является важнейшей составляющей развития экономики и качества жизни. Рассмотрим важнейшие методологические подходы к определению данных двух категорий: “качества населения” и “качества жизни”.

Качество населения – это ресурс и гарантия стабильного развития, основа национальной безопасности государства. Качество населения неотделимо от жизнедеятельности людей, среды их обитания, и вместе с тем оно является необходимым условием материального производства.

Качество населения – это категория, выражающаяся через конкретный набор качественных характеристик населения: здоровье, образование, культуру, которые представляют собой некоторый минимум, допускающий дальнейшее расширение. Кроме социального движения и здоровья к качественным характеристикам некоторые авторы относят целый ряд показателей естественного движения населения и даже этническую структуру.

Понятие “качество населения” охватывает общую и техническую грамотность, квалификационную подготовку кадров, структуру занятости трудовых ресурсов, совокупную рабочую силу общества, в которую входят численность и удельный вес работников со средним, общим, специальным образованием (средним и высшим), ученых, инженеров, техников и рабочих других новых профессий. Качество населения тесно связано с трудовой активностью трудящихся, занятых на производстве, производительностью их труда, временем и способностью освоения современной техники и технологий, внедрением передовых приемов работы. Образование и специальная подготовка оказывают решающее влияние на рост квалификации, показатели производительности труда и качество работы.

Помимо этого, качественные характеристики населения можно использовать как на популяционном уровне (т.е. по отношению к населению в целом), так и на индивидуальном (т.е. применительно к отдельному человеку). С качеством населения также тесно связаны его социально-экономическая мобильность и подвижность. Социально-экономическая мобильность представляет собой способность работников переключаться с одного вида деятельности на другой. С развитием общества, его научно-техническим прогрессом повышается образовательный и культурный уровень населения и, следовательно, растет мобильность трудовых ресурсов. Подвижность представляет собой способность работника к перемене сферы и вида приложения труда со сменой или без смены места жительства. При этом, подвижность тесно связана с мобильностью и может быть выражена в следующих формах движения: естественной (возрастной), социальной, квалификационной и механической (миграционной).

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, качество населения можно рассматривать как “совокупность свойств народонаселения, характеризующих его воспроизводство в системе социальных и природных отношений”.[1]

В России не выработано единого подхода к методике оценки качества жизни и к определению самой категории “качество жизни”. В последнее время термин “качество жизни” воспринимается в двух интерпретациях: более широкой и относительно узкой. В широком толковании термин “качество жизни” в ряде применений заменяет термин “народное благосостояние”. Под термином “качество жизни” в его широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает:

1) характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории;

2) условия труда и отдыха;

3) жилищные условия;

4) социальную обеспеченность и гарантии;

5) показатели состояния и уровня развития отраслей социальной сферы;

6) охрану правопорядка и соблюдение прав личности;

7) природно-климатические условия;

8) показатели качества окружающей среды;

9) наличие свободного времени и возможности успешно его использовать;

10) ощущение покоя, комфортности и стабильности.

Второе понимание термина “качество жизни” – более узкое (например, в словосочетании “уровень и качество жизни населения”) охватывает перечисленные характеристики без собственно уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, стоимость жизни, потребление).

Зачастую исследователи в понятие качества жизни, включают характеристики качества населения, т.е. происходит замена понятия категории “качество жизни” на “качество населения”.

Диагностика состояния народонаселения в определенный период реализуется через систему показателей, которые отражают наиболее существенные демографические, социально-экономические и экологические аспекты. В качестве таких критериев используются статистические показатели, достаточно полно и точно характеризующие демографические процессы, уровень жизни и качественное развитие населения. Именно такие индикаторы, по которым определены пороговые значения, наиболее часто применяют для оценки демографических процессов, в том числе и для анализа качества населения.

К индикаторам, составляющим систему показателей качественного потенциала населения относят следующие: индекс развития человеческого потенциала (или совокупный индекс человеческого развития); здоровье населения; уровень образования; уровень жизни населения; естественный прирост (убыль) численности населения; соотношение уровней рождаемости и смертности, сальдо миграции и т.д. (см. таблица 1, 2).

Определяющим показателем в оценке качества населения является здоровье как один из самых важных индикаторов благополучия общества, от которого зависят все остальные характеристики. Говоря о здоровье населения на популяционном уровне, необходимо отметить три показателя: заболеваемость, инвалидизация и продолжительность жизни. В настоящее время проблема здоровья, точнее нездоровья, перемещается из старших возрастных групп в молодые, что явно противоречит естественным физиологическим процессам. Оценки физического здоровья молодого поколения России показывают, что его заболеваемость за последнее десятилетие увеличилась. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков почти у 95 % зарегистрированы различные заболевания.

Пристального внимания заслуживает рост числа инфекционных болезней, особенно тех из них, возникновение которых связано с условиями жизни населения, с социальными причинами. Рост заболеваемости туберкулезом в текущем десятилетии составлял 10-15 % в год, а в целом за этот период она увеличилась в 2,2 раза; сегодня больных туберкулезом 2,3 млн. чел. Увеличилось число лиц, страдающих венерическими заболеваниями, в частности сифилисом (за 1990-97 гг. – в 68 раз). Катастрофически быстро растут темпы заболевания СПИДом: с начала 1987 г. и до конца 2000 г. было зарегистрировано более 85 тыс. больных с диагнозом ВИЧ-инфекции и СПИДа. По прогнозам, в 2002 г. их число достигнет 1 млн. чел.

 

Таблица 1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к качеству коммунальных услуг | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.