Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития морского и рыболовного права




ВВЕДЕНИЕ

Данный «Конспект лекций» предназначен для студентов Морского факультета КГМТУ дневной и заочной форм обучения. Целью данной дисциплины является ознакомление будущих специалистов с применяемыми в области мореплавания и рыболовства правовыми нормами, возможными правовыми последствиями их действий или бездействий в процессе эксплуатации судна, а также практического ознакомления с рядом документов, применяемых в отрасли судоходства, связанных с заходом судов в порт, морскими перевозками и буксировкой, спасательными операциями, таможенным оформлением грузов, особенностями оперирования и фрахта, а также страхования судов. В «Конспекте…» приведен ряд подлинных документов (тексты выделены в рамках), используемых в различных правовых ситуациях, которые могут встретиться в процессе эксплуатации судна. Однако, столь обширный и сложный предмет, как морское право не может быть уложен в краткий курс лекций и предполагает значительный объем самостоятельной работы студента. Будущий специалист должен четко представлять себе, что вся его профессиональная деятельность регламентируется теми или иными правовыми документами и от того, насколько он сумеет в них ориентироваться, в значительной мере зависит его профессиональный рост.

 

Международное право представляет собой систему договорных норм и обычаев, регулирующих международные отношения. Оно бывает публичным (между государствами) и частным (между государствами и частными лицами, юридическими и физическими, как резидентами, так и нерезидентами данных государств). Международное морское право, регулирующее отношения в связи с использованием Мирового океана между государствами, между государствами и субъектами частного права, а также исключительно между субъектами частного права, берет свое начало в глубокой древности и находится в постоянном развитии. Нормы международного морского права совершенствуются, старые нормы дополняются и конкретизируются, а затем уступают место новым. Источниками международного права являются международный договор (соглашение, конвенция и т.п.), заключенный в результате переговоров, подписанный уполномоченными лицами и ратифицированный органами государственной власти (обычно парламентом) и международный обычай – молчаливое согласие субъектов международного права по тому или иному вопросу, которое носит юридически обязательный характер. К вспомогательным источникам международного права относятся резолюции международных органов и организаций, решения международных или национальных судов, прецедент.

Одним из наиболее важных моментов при этом является приведение национального законодательства в соответствие с международным. Обычно, после присоединения к той или иной конвенции, государство обязано исполнять нормы международного права, которое, как правило, превалирует над национальным. Однако иногда государство не успевает привести в соответствие с международным правом свои нормативные и правовые документы, что может вызвать определенные правовые коллизии. С другой стороны, по целому ряду вопросов международные конвенции могут оставлять за участниками право применять их национальное законодательство.

Конвенцией называется многосторонний договор, открытый для подписания новыми участниками, который вступает в силу после того, как его подпишут определенное текстом конвенции количество участников и ратифицируют законодательные органы стран-участников. Оригинал текста конвенции и решений о ее ратификации хранятся у депозитария конвенции (Генеральный секретарь ООН для Конвенций ООН, Генеральный секретарь МОТ для Конвенций МОТ, Генеральный секретарь ИМО для конвенций, действующих в рамках ИМО, правительства стран, где была подписана та или иная конвенция и другие). Любая заинтересованная страна может присоединиться к конвенции, если последняя открыта для подписания или денонсировать ту или иную конвенцию, направив соответствующее решение парламента депозитарию конвенции.

Как правило, для всех международных конвенций есть характерные общие особенности. Любая конвенция по международному праву содержит:

- определения (чтобы все стороны, подписавшие конвенцию, одинаково понимали ее суть);

- область применения;

- определенный срок для ее вступления в силу и положения переходного периода;

- положения об альтернативной (эквивалентной) правовой базе (чтобы те, кто не подписал конвенцию, не имели преимуществ перед сторонами конвенции с одной стороны и альтернативную правовую базу по предмету конвенции, с другой стороны).

- условия для вступления конвенции в силу (сколько государств должны присоединиться к конвенции, иногда (дополнительно) каким суммарным валовым регистровым тоннажем они должны обладать. Если данные условия не выполняются в полном объеме, конвенция будет иметь юридическую силу только для тех государств, которые уже присоединились к данной конвенции.

Морское право регулирует отношения между следующими субъектами права:

а) между владельцами и перевозчиками груза;

б) между судовладельцами;

в) между судовладельцами и экипажами;

г) между судовладельцами и государством флага судна;

д) между различными государствами в области использования Мирового океана;

е) между судовладельцами и страховщиками;

ж) между судовладельцами и портами;

Все эти отношения связаны со следующими областями (т.е. объектами) права:

а) со свободой мореплавания;

б) с перевозками грузов;

в) с промыслом рыбы и морепродуктов;

г) с использованием шельфа;

д) со спасанием людей, судов, грузов;

е) с недопущением загрязнения окружающей среды;

ж) с финансовыми взаиморасчетами между сторонами, использующими Мировой океан;

з) с трудовыми взаимоотношениями в области морского бизнеса.

В качестве основных сил, определяющих правовые взаимоотношения в области использования Мирового океана, можно выделить следующие:

а) правительственные и межправительственные органы и организации;

б) судовладельцы, в том числе объединившиеся в разного рода неправительственные организации для защиты своих интересов;

в) общественные экологические и другие организации;

г) профсоюзные организации моряков, транспортных рабочих;

Любая норма международного морского права является в той или иной мере компромиссом интересов вышеуказанных сил. Первоначально стали появляться правила, касающиеся порядка заходов в те или иные порты («обычаи портов»), затем свободы мореплавания, затем порядка перевозки грузов по морю, найма судов, распределения убытков в случае кораблекрушения. Поскольку международные обычаи в области использования морей и океанов складывались в течение долгого времени и одними государствами признавались, а другими нет, возникла острая необходимость кодификации морского права, которая стала возможным лишь в 1947г. с созданием Комиссии ООН по международному праву. В 1958г. в Женеве состоялись I Конференция, а в 1960 г. II Конференция ООН по морскому праву, которые не смогли полностью выполнить все задачи в данной отрасли, но определили порядок дальнейшей работы. Только III Конференция ООН по морскому праву (1973 - 82г.) разработала и одобрила всеобъемлющий договор, который имеет назначение регулировать все виды деятельности людей и государств по мирному использованию морей и океанов – «Конвенцию ООН по морскому праву 1982г.» (UNCLOS-82 - United Nation Convention on Law of Seas). Все определения внутренних вод, открытого моря, континентального шельфа, экономической зоны и проч. связаны с вопросом свободы мореплавания и базируются на положениях UNCLOS-82.

Вопросы для самопроверки:

1. Между какими субъектами и в каких областях регулирует отношения морское международное право?

2. Что такое конвенция? Какой основной конвенцией регулируется международное морское право в наше время?

3. Каковы основные и вспомогательные источники международного права?

 

   
     

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.