Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники трудового права




Источником трудового права называется Закон и иной норма­тивно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источ­ник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (напри­мер Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т. д.), а также суд, своим решением восста­навливающий работника на прежнем месте работы.

Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, ор­ганов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до норма­тивных частей коллективных договоров, соглашений, классифи­цированных не только по предмету, но и по подчиненности, су­бординации актов. Все источники в их системе находятся в оп­ределенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется тру­довым законодательством, или законодательством о труде, кото­рое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обще­стве, а также в международно-правовом регулировании труда, так как трудовое право исключительно динамичная отрасль пра­ва. С принятием нового Трудового кодекса ряд положений будет пересмотрен и в науке трудового права.

Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности:

1. В создании актов трудового законодательства активно уча­ствуют сами работники через свои трудовые коллективы, проф­союзы и другие представительные органы, а также работодатели.

2. В систему источников трудового права России, обуслов­ленную федеральным характером нашего государства, входят нормативные акты не только федерального ранга, но и акты субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные на­шей страной (Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации Международ­ной организации труда).

Вся система источников трудового права РФ состоит из: фе­дерального законодательства, регионального (субъектов Федера­ции), локального (на предприятии, в организации) и международ­ных актов, которые имеют преимущество перед национальными актами в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

3. В этой системе – не только федеральные централизован­ные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ и др.), определяющие минимальный уровень гаран­тий трудовых прав, как общих для всех работников, так и спе­циальных для некоторых категорий, но и конституции, законы и иные акты о труде субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права и расширяющие указанные гарантии, повышающие их уровень. Все они должны соответствовать по содержанию их норм Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК) и не сни­жать, а лишь повышать уровень его гарантий.

4. Эта система состоит из общего трудового законодательст­ва, относящегося ко всем работникам всей территории России, и специального, отражающего дифференциацию его норм, рас­пространяющегося на определенные категории работников. В общих актах (ТК и др.) могут быть и специальные нормы (о труде на вредных, опасных работах, труде женщин, подро­стков и т. д.). Конституция РФ, Трудовой кодекс и федеральные законы о труде имеют верховенство на всей территории России.

5. Вся система делится на законы и подзаконные акты. За­коны делятся на основные (Конституция), конститутивные (Декларация прав и свобод человека и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, № 52, ст. 1865) и текущие (например Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»). Законы о труде могут быть кодифицированными, например ТК РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, как указанный Закон «О коллективных договорах и соглашениях». Следует отметить, что текущие российские законы появились лишь с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). В настоящее время их действие продолжается лишь по тем во­просам, которые не урегулированы еще российскими законами. К подзаконным актам относятся все, кроме законов, норматив­ные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских со­глашений и коллективных договоров).

6. В системе источников трудового права есть и норматив­ные акты по труду, охране труда специализированных органов (Министерства труда и социальной защиты), а также приказы, правила, инструкции специализированных государственных и профсоюзных инспекций, осуществляющих надзор и контроль за трудовым законодательством, охраной труда (1острудинспек-ции, Госпромтехнадзора, Атомнадзора, Санэпидемнадзора и др.).

Все источники трудового законодательства классифицируют­ся на законы и подзаконные акты по степени их важности и су­бординации.

Трудовой кодекс источникам трудового права посвящает ст. 5-13. В ст. 5 они кратко перечислены и указана субордина­ция перечисленных источников. В ст. 6 Проекта ТК подробно разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации по принятию источников трудового права (в КЗоТе это был про­бел). В ТК также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение ра­ботников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8).

Важнейшим источником трудового права является основной закон РФ – Конституция 1993 г. Конституция РФ закрепляет ос­новные трудовые права всех граждан, основные принципы право­вой) регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной части трудового права, которые направле­ны) в свою очередь на обеспечение юридических гарантий кон­ституционных трудовых прав. Конституция РФ закрепляет прин­цип законности в сфере труда (ст. 7), ее высшую юридическую силу, равноправие перед законом и судом (ст. 30) и устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного право­вого регулирования труда являются составной частью системы трудового права (ст. 15). Прямо относится к трудовому правую ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая основные трудовые права граждан, а также ее ст. 32, 34, 41, 43, 44. Основные трудовые обя­занности в Конституции РФ 1993 г. не указаны, но они предусмотрены Кодексом и другими российскими законами (о госу­дарственной федеральной службе и т. д.). Статья 76 Конституции РФ разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов по принятию норм трудового законодательства и устанавливает су­бординацию актов трудового права.

Другим важнейшим источником трудового права является Тру­довой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ – четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права, регулирующая труд. Вто­рой КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от пер­вого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кро­ме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменял­ся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Зако­ном от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответст­вии с Федеральным законом о занятости 1991 г. в него была до­полнена гл. III-A о содействии занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исклю­чены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) имеет широкую сферу действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существен­ное значение имеют и такие Федеральные законы, как «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 нояб­ря 1995 г. № 175-ФЗ, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Все другие акты трудового законодательства, как федераль­ные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправле­ния и локальные, принятые в организации, должны соответство­вать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Прези­дента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны про­тиворечить Кодексу и иным федеральным законам (ст. S ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федераль­ным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый фе­деральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответст­вующих изменений.

Такие источники трудового права, как федеральные законы, появились лишь в последнее десятилетие. А в советский период Россия кроме КЗоТ никаких других федеральных законов не имела и руководствовалась союзным трудовым законодательст­вом. Ныне есть уже, кроме Кодекса, целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе данной отрасли. Это:

- Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», впервые урегулировавший социально-партнер­ские отношения на уровне выше предприятия, организации и по-новому урегулировавший порядок заключения коллектив­ных договоров;

- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости РФ, 1991, № 18, ст. 565;

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Россий­ской Федерации», установивший правовой статус судей, в том числе и основания для приостановления и прекращения их пол­номочий;

- Закон РФ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие новейшие законы РФ (об образовании, о прокуратуре, о государственной федеральной службе и т. п.).

Индивидуальные трудовые договоры не являются источниками трудового права, но они представляют определенную договорную часть всего механизма правового регулирования труда, которая при переходе к рыночным отношения расширяется. Не все акты регу­лирования труда являются источниками трудового права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.