Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание литературных текстов




Назначение. Определение степени понимания ребенком явного и скрытого смысла короткого рассказа, а также способность воспроизвести его в определенной последовательности с необходимыми подробностями и т. д.

Стимульный материал. Рассказы

 

«Маленький Саша»

Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Вопросы: «Почему Саша проснулся невеселым?», «Какая погода была на улице?»

 

«Бараночка»

Один мальчик захотел кушать. Пошел в магазин, купил булочку, съел и не наелся. Купил еще одну булочку, съел и опять не наелся. Денег у него осталось мало, и он купил маленькую бараночку. Съел ее и наелся. Вот мальчик и подумал: «Зря я ел булки, нужно было сразу съесть бараночку, я бы сразу и наелся».

Вопросы: «Правильно ли подумал мальчик?», «Почему он наелся?»

 

«Осел и муравей»

Повстречался раз осел с муравьем. Муравей тащил с горы соломинку. Осел и спрашивает его: «Какая трава растет на горе?» Муравей отвечает: «Такая густая и высокая, как лес». Полез осел на гору, но сколько ни щипал траву, так и не смог захватить ее губами. Рассердился осел и думает: «Обманул меня муравей».

Вопросы: «Как ты думаешь, обманул муравей осла или нет?», «Какая трава была на горе на самом деле?», «Почему муравей сказал, что трава, как лес?»

 

«Горькое лекарство»

У Таниной мамы заболело горло, и доктор прописал ей горькое лекарство. Увидела Таня, что мама пьет лекарство и морщится, и говорит: «Давай я за тебя выпью».

Вопросы: «Почему Таня так сказала? Правильно ли она хотела поступить?», «Почему правильно или неправильно?», «Как Таня относится к маме?»

 

«Галка и голуби»

Услыхала галка, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась в белый цвет и полетела на голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но она не удержалась и закричала по – галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Полетела она было к своим, к галкам, но те ее не приняли.

Вопросы: «Почему голуби прогнали галку?», «Почему галки ее не приняли?», «Хорошо ли поступила галка?», «Если нет, то почему?»

 

«Лев и лиса»

Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге... Лев спросил: «Почему ты не входишь?» А она ему отвечает: «Я вижу много следов, которые ведут к твоему дому, но совсем не вижу следов, которые бы шли от твоего дома обратно...».

Вопросы: «Почему лиса не вошла в дом к больному льву?», «Что означали следы?»

 

Процедура. Ребенку читают текст и просят его пересказать. Если он не может самостоятельно составить пересказ, ему оказывают помощь в форме наводящего вопроса или воспроизведения экспериментатором начала рассказа. Иногда приходится стимулировать ребенка в течение всего пересказа: задавать наводящие вопросы, направлять, подсказывать. Различные виды помощи дают возможность понять, в какой степени пересказ возможен и какие факторы его затрудняют. Кроме пересказа, необходимо задать вопросы по пониманию смысла рассказа.

Интерпретация результатов.

1 уровень – дети легко справляются с рассказами «Бараночка», «Горькое лекарство», «Лев и лисица», глубоко понимают смысл рассказа «Галка и голуби».

2 уровень – дети легко пересказывают рассказ «Маленький Саша». Смысл рассказов «Бараночка» и «Горькое лекарство» они понимают самостоятельно или после небольшой помощи в виде наводящих вопросов. Воспроизведение рассказа «Галка и голуби» дается этим детям с большим трудом; с организующей помощью со стороны психолога они способны понять его вполне адекватно. Детям трудно воспроизводить рассказ «Лев и лиса», особенно в случае употребления прямой речи

3 уровень – дети пересказывают простые рассказы («Маленький Саша»), застревают на деталях, не улавливая общий смысл рассказа. Им требуется помощь в плане объяснения смысла. Наводящие вопросы лишь иногда могут помочь в восстановлении логики событий.

Источник: Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. / Сост.: Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 7547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.