Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав преступления материальный, считается оконченным с момента причинения существенного вреда. 12 страница




 

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

 

Комментарий к статье 331

 

1. Содержащееся в статье понятие является частью общего определения преступления, сформулированного в ст. 14 УК. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное военнослужащим общественно опасное деяние, направленное против охраняемых законом интересов военной службы и запрещенное УК под угрозой уголовного наказания. Преступление против военной службы обладает всеми признаками преступления вообще, каждый из которых имеет определенную специфику, обусловливающую выделение в УК специальных воинских преступлений.

Преступления против военной службы (воинские преступления) можно разделить на две группы:

специальные воинские, т.е. такие, аналогов которым нет в иных нормах УК (например, дезертирство);

относительно воинские, которые по отдельным признакам сходны с иными, общеуголовными преступлениями (так, насильственные действия в отношении начальника по своим объективным признакам совпадают с некоторыми преступлениями против личности).

2. Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17.12.97 N 1300 <1>, и Военной доктриной РФ (2000 г.) созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

--------------------------------

<1> Российская газета. 1997. N 247.

 

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. В этом случае они проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и других нормативных правовых актов.

3. Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, являются военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Военнослужащими являются граждане РФ, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Ими также могут быть иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

В соответствии с законодательством военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях в следующих организациях государства: Вооруженные Силы РФ; внутренние войска МВД России; войска гражданской обороны; инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования; Служба внешней разведки РФ; органы федеральной службы безопасности РФ, включая Пограничные органы ФСБ России; органы федеральной службы охраны РФ; Служба специальных объектов при Президенте России; воинские подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть направлены не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны и безопасности государства, на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Указанным лицам военная служба приостанавливается, они не входят в численность Вооруженных Сил, других воинских формирований, не считаются исполняющими обязанности военной службы. Поэтому данная категория военнослужащих в период приостановления военной службы не является субъектом преступлений против военной службы.

4. На основании федерального законодательства, в том числе ч. 1 ст. 331 УК, субъектом преступлений против военной службы и, следовательно, специфических воинских уголовно-правовых отношений признаются также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

5. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <1> к уголовной ответственности по некоторым статьям УК о воинских преступлениях могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектом воинских отношений.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

 

Все перечисленные категории субъектов имеют правовой статус военнослужащих, проходящих службу по призыву либо контракту. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. ст. 5, 16, 174, раздел V УИК РФ).

6. Указанные лица должны быть на законных основаниях включены в особую систему военно-служебных отношений, т.е. обладать признаками специального субъекта. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет; призыв на военную службу допустим лишь до достижения 27 лет. Для добровольно поступающих в военно-учебные заведения этот возраст может быть и меньшим - 16 лет.

К числу специальных субъектных признаков также относятся правомерность призыва гражданина на военную службу, годность его к службе по состоянию здоровья.

Для некоторых составов воинских преступлений требуется наличие иных признаков, характеризующих его субъекта: факт принятия военной присяги, правомерное назначение в состав караула или иного наряда для несения специальной службы, нахождение при исполнении обязанностей по военной службе, наличие отношений подчиненности и т.п.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются федеральным законодательством. Так, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен: с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд; с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Кроме того, в ст. ст. 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, то в его деянии отсутствует состав преступления.

В случаях, когда предусмотренные законом основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, возникли в период уклонения от призыва на службу (например, в случае рождения у гражданина второго ребенка или поступления лица в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и обучения по очной форме), суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в ст. 80.1 УК (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" <1>).

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2008. N 6 (извлечение).

 

7. Не признаются военнослужащими и потому не несут ответственности по статьям гл. 33 УК сотрудники органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций, сторожевых и контрольных подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана), члены казачьих обществ и др.

8. Вооруженные Силы предназначаются для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами страны.

Исходя из предназначения воинских формирований объектом представленных в гл. 33 УК преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других воинских формированиях порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), призванный обеспечить интересы военной безопасности государства. При этом под военной безопасностью понимается состояние вооруженной защиты страны, граждан от вооруженной агрессии. Всякое преступление против военной службы, в чем бы оно ни выражалось, так или иначе подрывает боевую готовность воинского подразделения, а значит, причиняет вред военной безопасности страны. Общественная опасность преступлений против военной службы проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности государства.

В зависимости от конкретизации сферы военно-служебных отношений все преступления против военной службы по признаку видового объекта объединены Уголовным кодексом в следующие группы: преступления против порядка подчиненности и воинских уставных отношений (ст. ст. 332 - 336); преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. ст. 337 - 339); преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 - 344); преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. ст. 345 - 348); преступные нарушения правил безопасности использования военно-технических средств (ст. ст. 349 - 352).

9. Исходя из признака специальной противоправности, не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения службы, не предусмотренные нормами гл. 33 УК (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими службу по призыву, продолжительностью не свыше 2 суток, а проходящими военную службу по контракту - не свыше 10 суток).

Иные деяния, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб интересам военной службы (например, хищение военного имущества, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу воинских преступлений не относятся, а подлежат квалификации по иным статьям УК. Все деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, и одновременно иных уголовно-правовых норм исходя из правил конкуренции должны оцениваться по соответствующим статьям этой специальной главы, а не по общим статьям УК.

При наличии обстоятельств, выходящих за пределы состава воинского преступления и образующих признаки более опасного преступления, содеянное дополнительно квалифицируется по статье, предусматривающей ответственность за конкретное общеуголовное преступление. Так, если военнослужащий, оказывая сопротивление начальнику, совершает его убийство, то содеянное в части умышленного причинения смерти квалифицируется по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК, а сопротивление - по п. "в" ч. 2 ст. 333 УК (по признаку наступления тяжких последствий сопротивления), поскольку убийство не охватывает сопротивление, и наоборот.

Если же деяние образует состав более опасного преступления против личности, то содеянное квалифицируется только по общеуголовной норме, предусматривающей ответственность за его совершение. Так, убийство подчиненным начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы по объективным и субъективным признакам охватывается п. "б" ч. 2 ст. 105 УК и дополнительной квалификации по ст. 334 УК не требует.

Не образуют преступления деяния, хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского состава преступления, но подпадающие под ч. 2 ст. 14 УК и потому являющиеся малозначительными.

10. Признаки субъективной стороны воинских преступлений (вина, мотив, цель) отражают воинскую природу (направленность) совершаемого преступления: виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а именно к факту нарушения нормативно определенного порядка прохождения военной службы и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства.

11. Специфика признака уголовной наказуемости состоит в том, что к военнослужащим не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются субъектам, проходящим службу по призыву (ст. ст. 49, 50, 51 УК). К последним может применяться содержание в дисциплинарной воинской части, а к лицам, имеющим воинское звание, - его лишение в качестве дополнительного наказания (см. комментарий к ст. 48). Вся остальная система уголовно-правовых мер (ст. ст. 44, гл. 14, 15, 15.1 УК) к ним применима в полном объеме.

12. Нормы УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 ст. 331 ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, должна определяться законодательством Российской Федерации военного времени.

13. Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения наступает по ст. 11 УК.

 

Статья 332. Неисполнение приказа

 

Комментарий к статье 332

 

1. Объектом преступления является установленный в воинских формированиях порядок подчиненности. Уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа возможна лишь в случае причинения существенного вреда интересам военной службы.

Основным принципом организации и внутреннего построения войск РФ является единоначалие, которое заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.

Устав внутренней службы определяет приказ как распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Вопросы ответственности за отдачу и исполнение приказа, противоречащего закону, должны решаться в соответствии со ст. 42 УК.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Начальники различаются по своему служебному положению и по воинскому званию.

2. Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 332, могут быть совершены только умышленно, т.е. путем неповиновения (открытого отказа от исполнения приказа) или иного умышленного неисполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не совершает действий, предписанных приказом, либо совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

3. Состав преступления предполагает причинение существенного вреда интересам службы, размер которого законодательно не установлен (оценочное понятие). Таковым может быть признан вред, выражающийся в подрыве воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение указанного вреда, имеющего конкретные проявления как материального, так и нематериального характера. Оценка данного признака зависит от конкретных обстоятельств дела и должна осуществляться на основе анализа имеющихся материалов, важности охраняемых законом государственных и общественных интересов в сфере военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы.

4. Квалифицирующими признаками являются: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий ст. 35), а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332).

5. Часть 3 ст. 332 предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 332, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности, вредоносности наступившего вследствие преступления результата. К таковым могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

6. Если последствием неисполнения приказа явилось причинение тяжкого вреда здоровью либо причинение смерти по неосторожности, то действия виновного, кроме ст. 332 УК, должны быть дополнительно квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

7. Субъектом неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

 

Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы

 

Комментарий к статье 333

 

1. В статье предусмотрено два самостоятельных преступления, посягающих на порядок подчиненности: а) сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы; б) принуждение указанных лиц к нарушению этих обязанностей.

Сопротивление выражается в воспрепятствовании начальнику или иному лицу исполнять возложенные на него обязанности военной службы, в лишении возможности действовать в соответствии с законом, воинскими уставами, приказом.

Для принуждения характерно стремление подчиненного заставить начальника отступить от конкретного распоряжения, требования, действия. Принуждение предполагает предъявление к начальнику, а равно иному лицу конкретного требования о совершении или несовершении им определенных действий вопреки интересам службы.

2. Ответственность по комментируемой статье наступает только при условии, что сопротивление или принуждение совершены в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы.

Понятие "исполнение обязанностей военной службы" трактуется как фактическое исполнение военнослужащими конкретных служебных обязанностей (общих и специальных). Установленные Федеральным законом от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Уставом внутренней службы обстоятельства исполнения обязанностей военной службы являются ориентировочными, их цель состоит в том, чтобы определить основания признания военнослужащего находящимся на военной службе, последствия, связанные, например, с установлением видов и размеров пенсий, пособий и т.п. Решая вопрос об исполнении обязанностей военной службы в уголовно-правовом смысле, необходимо проверять, находился ли начальник или подчиненный при исполнении конкретных обязанностей, образующих порядок несения военной службы. При этом следует исходить из Устава внутренней службы, регламентирующего должностные и специальные обязанности, которые могут быть возложены на военнослужащего.

3. В комментируемой статье преступлением признаются лишь такие сопротивление или принуждение, которые сопряжены с насилием или с угрозой его применения к начальнику или иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы.

По части 1 ст. 333 подлежат квалификации сопротивление и принуждение, сопряженные с угрозой применения любого насилия, а также с физическим насилием в виде нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью.

Для оконченного состава преступления не требуется, чтобы в результате сопротивления начальник отказался или лишился возможности исполнить возложенные на него обязанности службы, а при принуждении нарушил эти обязанности. Само воспрепятствование выполнению служебных обязанностей или принуждение к их нарушению образует оконченное преступление.

4. Сопротивление и принуждение совершаются только с прямым умыслом, о чем свидетельствует терминология описания признаков объективной стороны, презюмирующая наличие у виновного определенной военно-специальной цели деяния.

5. Субъектом указанных преступлений являются военнослужащие, проходящие службу как по призыву, так и по контракту. При сопротивлении начальнику, исполняющему обязанности военной службы, или принуждении его к нарушению этих обязанностей субъектом выступает военнослужащий, по службе или по воинскому званию подчиненный данному начальнику. Сопротивление или принуждение в отношении иного лица, исполняющего обязанности военной службы, могут быть совершены любым военнослужащим, не состоящим с потерпевшим в отношениях подчиненности.

6. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренное ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 111 УК, исходя из их санкций, является более опасным преступлением, поэтому сопротивление или принуждение, сопряженное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью начальника или иного лица, следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 333 и 111 УК.

Убийство начальника или иного лица в процессе сопротивления или принуждения полностью охватывается п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

7. О содержании квалифицирующих признаков, указанных в п. "а" ч. 2 ст. 333, см. комментарий к ст. 35.

8. По смыслу п. "б" ч. 2 ст. 333 применение оружия означает фактическое использование огнестрельного или холодного оружия для физического или психического воздействия на начальника или иное лицо при сопротивлении или принуждении его к нарушению обязанностей военной службы.

9. Иными тяжкими последствиями сопротивления или принуждения могут быть: срыв выполнения боевого или иного важного задания, уничтожение или серьезное повреждение боевой техники, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения части, причинение по неосторожности смерти начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы.

 

Статья 334. Насильственные действия в отношении начальника

 

Комментарий к статье 334

 

1. По комментируемой статье подлежат уголовной ответственности лица, совершившие насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или начальника по воинскому званию. Не образуют рассматриваемого преступления действия в отношении старшего, равного по воинскому званию при отсутствии между ними отношений подчиненности, а также в случаях, когда насилие совершено не во время исполнения служебных обязанностей и не на почве служебной деятельности лиц. В таких случаях насильственные действия могут быть оценены как преступления против личности.

2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Устав внутренней службы под исполнением обязанностей военной службы понимают исполнение обязанностей, образующих порядок несения военной службы, установленных законами, воинскими уставами, соответствующими приказами.

Насильственные действия совершаются в отношении начальника, исполняющего в момент посягательства на него конкретные обязанности военной службы (как в воинской части, так и за ее пределами) или в связи с исполнением им обязанностей по военной службе, т.е. на почве его служебной деятельности, в том числе и в свободное от службы время.

3. Ответственность подчиненного по данной статье исключается, если его насильственные действия явились защитой от противоправного насилия со стороны самого начальника. В зависимости от конкретных обстоятельств такие действия могут быть признаны необходимой обороной или превышением ее пределов.

4. Насильственные действия в отношении начальника, совершенные в процессе сопротивления или принуждения, подлежат квалификации только по ст. 333 УК.

5. Часть 1 ст. 334 охватывает насильственные действия в отношении начальника, состоящие в нанесении ему побоев, причинении легкого вреда здоровью либо ином физическом насилии, связанном с причинением боли либо ограничением свободы.

6. Квалифицированные виды насильственных действий в отношении начальника предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи: насильственные действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с применением оружия; с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

В пункте "в" ч. 2 ст. 334 речь идет о насилии с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Действия в отношении начальника, выразившиеся в причинении тяжкого вреда его здоровью, должны квалифицироваться по совокупности ст. ст. 334 и 111 УК. Убийство начальника при обстоятельствах, указанных в ст. 334, образует состав преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 105 УК. Причинение смерти по неосторожности относится к иным тяжким последствиям, подпадающим под п. "в" ч. 2 ст. 334.

К иным тяжким последствиям также могут быть отнесены срыв выполнения боевого задания или иной военной задачи, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава.

 

Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

 

Комментарий к статье 335

 

1. Унижение чести и достоинства военнослужащего или издевательство над ним либо применение к нему насилия являются формами проявления посягательств на уставные правила взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

Указанные нарушения установленного порядка взаимоотношений между военнослужащими сопровождаются предъявлением к потерпевшим определенных противозаконных требований, принуждением их к тем или иным действиям в интересах виновных, подчинения своей воле сослуживцев и т.п.

2. Комментируемая статья охватывает практически все формы и способы различных видов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (так называемого казарменного хулиганства). Главное, что необходимо установить, - это направленность деяния против установленного порядка прохождения военной службы, против воинских правоотношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.