Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По фонетике современного русского языка




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

для студентов заочного отделения (2014/2015 уч.г.)

Задание 1.

1. Сделайте фонетическую транскрипцию текста. Отметьте, произношение каких слов уже не является современной нормой. Образцы фонетической транскрипции см, например: Лошаков А.Г. Современный русский литературный язык. Фонетика. Часть 1. С. 18 - 19, 54; Грамматический анализ в вузе и школе (Архангельск, 2004).

2. Укажите (выпишите отдельно) и охарактеризуйте все позиционные изменения гласных и согласных, встречающиеся в тексте. При выполнении см. темы 7, 8 из учебного пособия А.Г. Лошакова « Современный русский литературный язык. Фонетика. Часть 1».

3.1. Сделайте фонетический разбор (и анализ слоговой структуры) подчеркнутых слов.

3.2. Сделайте фонематический анализ выделенных слов.

Задание 2. Затранскрибируйте словоформы. Разграничьте фонетические (позиционные, живые) и нефонетические (непозиционные, исторические) чередования. Укажите тип позиционных изменений гласных и согласных (параллельные, пересекающиеся).

Задание 3. Установите орфоэпическую вариантность в приведенных словах. С опорой на кодифицирующие пометы орфоэпических словарей определите, чем обусловлены данные акцентные/произносительные варианты.

Задание 4. Выполните графический и орфографический анализы указанных слов. Образец выполнения см.: Лошаков А.Г., Попов Р.В. Современный русский литературный язык. Фонетика. Часть 2. С. 37-39; Грамматический анализ в вузе и школе (Архангельск, 2004).

 

ВАРИАНТЫ

Вариант 1.

1. Еще шумел весенний день, Толпами улица блистала – И облаков вечерних тень По светлым кровлям пролетала. И доносилися порой Все звуки жизни благодатной, – И все в один сливалось строй, Стозвучный, шумный – и невнятный. Ф.Тютчев.  

 

2. Полагать, положение, полог, положит, положить.

3. Августовский, сливовый, квартал, до[ж'ж']и, баловать, ра[ш'ч']истить,договор.

4. Шепот, полотняный.

 

Вариант 2.

1. Весенней негой утомлен, Я впал в невольное забвенье... Не знаю, долог ли был сон, Но странно было пробужденье... Затих повсюду шум и гам И воцарилося молчанье – Ходили тени по стенам И полусонное мерцанье... Ф. Тютчев.

2. Нога, ножка, ноге, нóги, ногú, ноженька.

3. Девица, красивее, шофер, кухонный, облегчить, упрочение, [д']верь, п[о]эзия.

4. Расшаркался. Брусчатый.

 

Вариант 3.

1. Украдкою в мое окно Глядело бедное светило, И мне казалось, что оно Мою дремоту сторожило. И мне казалось, что меня Какой-то миротворный гений Из пышно-золотого дня Увлек, незримый, в царство теней. Ф. Тютчев.

2. Друг, дружба, друзья, (о) друге, други.

3. Валовой, е[ж'ж']у, ви[ж'ж']ать, закупорить, атлас, [чт]о, коне[чн]о, каучук.

4. Бояться. Жужжит.

Вариант 4.

1. Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.   Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. Ф. Тютчев.

2. Тек, поток, потек, потечь, течь, втекать, течение.

3. Ба[сэ]йн, ман[е]вры, на похоронах, ревень, откупорить, атомный, ходатайство.

4. Жжет. Возиться.

Вариант 5.

1. а) Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном! Ф.Тютчев

 

2. Дик, дикий, дичь, диковат.

3. Индустрия, обеспечение, смеял[с]а, це[р']ковь, ве[р'х], пе[р']вый, се[м], голу[п].

4. Масленый, расческа.

 

Вариант 6.

1. Все лучшие порывы посвятить Отчизне ты зовешь нас из могилы; В продажный век, век лжи и грубой силы, Зовешь добру и истине служить.   Вот почему,возлюбленный поэт, Так дорог нам твой образ благородный; Вот почему неизгладимый след Тобой оставлен в памяти народной! А. Плещеев

 

2. Мороз, морозь, мороженое, морозильник, отмораживать, морозный.

3. Откупорить, шелковый, компас, ждала, звонишь, начали, а[г]а, по[жж]е.

4. Незваный. Хвастливый.

 

Вариант 7.

1.Моя барышня по садику гуляла, По дорожке поздно вечером ходила – С бриллиантиком колечко потеряла, С белой ручки его, видно, обронила Как ложилась на кроватку, спохватилась; Спохватившись, по коврам его искала... Не нашла она колечка – обозлилась, – Меня, бедную, воровкой обозвала. Я. Полонский.

 

2. Готов, готовь, готовить, готовлю, изготавливать, готовый.

3. Хи[ш]ник, се[м], голу[п], вла[стн]ый, включит, возбуждено, судмедэсперт.

4. Тротуар. Сгущенка.

 

Вариант 8.

1. Средь кленов девственных и плачущих берез Я видеть не могу надменных этих сосен; Они смущают рой живых и сладких грез, И трезвый вид мне их несносен. В кругу воскреснувших соседей лишь оне Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают И, неизменные, ликующей весне Пору зимы напоминают. А. Фет

 

2. Нов, новь, обновить, обновлять, новый, новенький.

3. Черпал, налил, профессоры, шрифта, иначе, белеет парус одино[къй], ску[ш]но.

5. Объездчик. Печеный.

 

Вариант 9.

1. В степной глуши над влагой молчаливой, Где круглые раскинулисьлисты, Любуюсь я давно, пловец пугливый, На яркие плавучие цветы. Они манят и свежестью пугают; Когда к звездам их взорами прильну, Кто скажет мне: какую измеряют Подводные их корни глубину? А. Фет.

 

2. Глядя, глядят, гляжу, выглядит, глянет, подглядывать.

3. Шос[се], [се]кс, а[г]а, ракурс, осведомить, обеспечение, засучить, заговор.

4. Счастливый. Сожжена.

 

Вариант 10.

1. Вянет лист. Проходит лето. Иней серебрится... Юнкер Шмидт из пистолета Хочет застрелиться.   Погоди, безумный, снова Зелень оживится! Юнкер Шмидт!честное слово, Лето возвратится! Козьма Прутков.

 

2. Рос, росли, вырос, выращивать, растение.

3. Кладбище, искра, маркировать, одновременно, петербур[кс]кий, е[с’л’]и.

4. Визжать. Елочные (игрушки).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.