КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ
Верховенство Конституции Российской Федерации в иерархии законодательных актов. Особый порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Юридические свойства Конституции РФ. Юридические свойства - это правовые признаки Конституции как основного закона государства. Примат юридического в содержании Конституции РФ обусловливает наличие в ней всех свойств, которые присущи Основному закону государства. Какими же юридическими свойствами обладает Конституция РФ? 1. Конституция РФ представляет собой нормативно правовой акт и обладает всеми его чертами. Это прежде всего содержащиеся в Конституции нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативный правовой акт Конституция характеризуется неконкретностью адресата. Действие ее норм обеспечивается принудительной силой государства. 2. Конституция РФ обладает юридическим верховенством. Юридическое верховенство проявляется в том, что Конституции присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем законам и иным нормативным правовым актам. Это свойство закреплено в ч.2 ст.4 Конституции РФ. Верховенство Конституции РФ также означает, что любое действие (бездействие) органа публичной власти или должностного лица должны соответствовать Конституции. Юридическое верховенство российской Конституции обусловливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей огромной системы правовых актов. 3. Конституция РФ является базой текущего законодательства. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием, а конкретизирует, детализирует положения Конституции в той или иной сфере правовой жизни общества. В тексте Конституции РФ нередко предусматривается необходимость федеральных конституционных, федеральных и иных законов, которые призваны развивать ее нормы.
Более детально проблемы соотношения Конституции РФ и текущего законодательства будут рассмотрены в отдельном вопросе данной главы. 4. Конституция РФ характеризуется особым порядком принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была принята в результате всенародного голосования (референдума). Каков был порядок принятия Конституции РФ, какая предусмотрена процедура внесения конституционных поправок и пересмотра ее положений? На эти вопросы студенту предстоит найти ответ из последующего изложенного материала рассматриваемой лекции. Влияние конституционных норм на развитие любого государства чрезвычайно велико. Однако Конституция лишь тогда станет реально и непосредственно действующей, когда ее нормы будут работать в повседневной жизни, будут значимы для любого человека. История знает немало совершенных Конституций, отвечающих интересам народа данного государства. Конституция Российской Федерации также содержит демократические, гуманные принципы и нормы. Однако, если не будет действовать механизм реализации норм Конституции, то может сложиться такая ситуация, когда закрепленные в Основном законе нормы будут соседствовать с антиконституционной практикой. Поэтому всегда встает вопрос об юридической охране Конституции. Проблемам правовой охраны Конституции в юридической литературе всегда уделялось большое внимание. Под правовой охраной Конституции принято понимать совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех конституционных норм и строгое соблюдение режима конституционной законности.1
Правовую охрану Конституции можно рассматривать как самостоятельный конституционно-правовой институт. Этот правовой институт образует охранительный механизм, включает в себя нормы: 1. регулирующие конституционный контроль; 2. устанавливающие особый порядок принятия, изменения Конституции; 3. обеспечивающие верховенство Основного закона в иерархии законодательных актов; 4. устанавливающие ответственность за нарушение конституционных положений. Рассмотрим каждое из направлений правовой охраны Конституции РФ. 1. Конституционный контроль в Российской Федерации. Конституционный контроль - это деятельность уполномоченных органов государства, которая преследует цели предупреждения издания неконституционных нормативных актов, выявление и пресечение не согласованных с Конституцией законов, подзаконных нормативных актов, актов применения права или действия. Органы конституционного контроля обладают правом принимать окончательное решение о конституционности нормативного акта или действия; отменять антиконституционные законы или давать императивное указание об их отмене, либо о приведении их в соответствие с Конституцией; разрешать спорные государственно-правовые проблемы конституционного значения1. Согласно действующему законодательству, субъектами охраны Конституции РФ являются: Президент Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно ст.80 ч.2 Конституции РФ:"Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации...". А ст.85 ч.2 Конституции РФ гласит:"Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ...". В ч.3 ст.115 Конституции РФ указывается: "Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ". В соответствии со ст.125 ч.2 Конституции РФ,"Конституционный Суд РФ по запросам... разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и т.д."
В конституционном контроле в пределах своей компетенции участвуют и другие органы - Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, законодательные и исполнительные органы субъектов федерации, суды, прокуратура. Создатели любой Конституции не желают легкой переделки своего творения, но вполне допускают, что текст может быть изменен с целью его улучшения. Однако всегда возникает вопрос: следует ли делать процесс внесения поправок в Основной закон слишком простым. Жизнь показала, что Конституция России нуждается в защите, которая напрямую связана с обеспечением стабильности и порядка в государственных делах. Студенту желательно поразмышлять о фактах, способных вызвать изменение Конституции государства и о механизме определения необходимости пересмотра Основного закона. В Конституции Российской Федерации глава 9 так и называется: "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Механизм внесения конституционных поправок будет рассмотрен в следующем вопросе данной лекции. Верховенство Конституции выражено в следующих правовых нормах: Ст.15 ч.1 Конституции РФ устанавливает: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ." Ст.90 ч.3 Конституции РФ гласит: "Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ". В ст.125 ч.6 Конституции РФ регламентируется: "Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению". Абитуриенту следует дать развернутый комментарий юридических норм, содержащихся в приведенных статьях Конституции России, попытаться определить вред и опасность отступления от них. 4. Юридические последствия за нарушение Конституции РФ. Конституция, как правило, не предусматривает конкретных мер ответственности за поведение, противоречащее ее нормам. Эта функция иных отраслевых юридических норм. В некоторых случаях сама Конституция ориентирует на обращение к отраслевому законодательству, предусматривающему ответственность за нарушение тех или иных прав со стороны государственных органов, должностных лиц, так и за неисполнение ими обязанностей. Например, в ч.3 ст.41 Конституции РФ содержится указание: "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом ".
В то же время, ст.93 Конституции РФ предусматривает отрешение Президента РФ от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Правовая охрана Конституции РФ обеспечивается и другими средствами. К их числу относится конституционная присяга. Частью 1 ст.82 Конституции РФ предусмотрена присяга Президента РФ, а ст.10 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ" присяга судей Конституционного Суда РФ. На верность Конституции РФ при вступлении в должность присягают также судьи иных федеральных судов, прокуроры, главы исполнительной власти в субъектах РФ и др. Студенту вполне по силам показать значение этого торжественного юридического акта. П ланирование и совершенствование законодательства - еще одно важное организационно-правовое охранительное средство, способствующее проведению в жизнь конституционных норм. Перспективное планирование законодательной работы служит целям укрепления конституционности, обнаружения пробелов в законодательстве, выявление устаревших, изживших себя норм, неприменяемых актов, устранение затруднений в процессе применения законов, упразднение нормативных предписаний, противоречащих Конституции. Еще один аспект правовой охраны Конституции РФ заключается в том, что общество нуждается в формировании надежного механизма охраны и защиты главного закона страны, смысл которого заключается в недопущении или устранении из политического пространства антиконституционных сил (ч.4 ст.3, ч.5 ст.13 Конституции РФ). Впервые в истории Российского государства Конституция была принята всенародным голосованием, которое проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года, утвержденного Указом Президента от 15 октября 1993 года "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ". В соответствии с Положением Конституция РФ считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, если в нем приняли участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей. Итоги референдума по принятию Конституции РФ были следующими: - приняли участие в голосовании - 58 187 755 избирателей (или 54,8% зарегистрированных избирателей); проголосовали "За" - 32 937 630 избирателей (или 58,4%); - проголосовали "Против" - 23 431 333 избирателя (или 41,6%). Таким образом, проект Конституции РФ получил одобрение на референдуме, и в соответствии с результатами голосования был введен в действие 25 декабря 1993 года, т.е. после официального опубликования Конституции РФ в "Российской газете". Одновременно прекратила действовать Конституция РФ, принятая 12 апреля 1978 года (с последующими изменениями и дополнениями). В Нижегородской области на основании протоколов 2455 участковых избирательных комиссий шесть окружных избирательных комиссий области определили, что в голосовании приняли участие один миллион 480 тысяч 964 человек, или 50,38% от числа зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции РФ в Нижегородской области проголосовало 820 тысяч 215 избирателей, или 57,47%. Против принятия Конституции РФ проголосовало 607 тысяч 76 избирателей, или 42,53%.1 В то же время целый ряд регионов - субъектов РФ не поддержали при голосовании проект новой Конституции РФ. Например, высказалось против: в Башкортостане - 57%; в Адыгее -61%; в Дагестане - 79%; в Карачаево-Черкесии - 58%; в Мордовии - 62%; в Чувашии - 58%. Поэтому, принятие в Российской Федерации новой Конституции не означает, что уже имеется целостная теория конституционализма и решены все вопросы. В главе 9 Конституции РФ установлен порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных отношений. Существует следующий порядок внесения поправок в Конституцию России и пересмотра ее положений. В ст.134 Конституции РФ определен круг субъектов, которые наделены правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции. К ним относятся: 1. Президент Российской Федерации; 2. Совет Федерации; 3. Государственная Дума; 4. Правительство; 5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Согласно ст.135 Конституции РФ, Федеральным Собранием - парламентом, не могут быть пересмотрены положения глав 1, 2 и 9 Конституции России. Если же предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом1 должно быть созвано Конституционное Собрание. В настоящее время такой закон не принят. Имеются различные проекты. Основные разногласия связаны с порядком формирования Конституционного Собрания. В законопроектах рассматривались несколько вариантов такого формирования: представительный, выборный и смешанный. Конституционное Собрание должно будет принять одно из следующих решений: 1. подтвердить неизменность Конституции РФ; 2. разработать проект новой Конституции РФ, который может быть принят: а) самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов; б) всенародным голосованием - референдумом. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (ст.136) принимаются в прядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Он установлен ст.108 ч.2 Конституции РФ: "Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы") и вступает в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ рассмотрел 31 октября 1995 года дело о толковании ст. 136 Конституции РФ.1 Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании данной статьи. В постановлении Конституционного Суда РФ отмечено, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Конституционный Суд РФ постановил, что поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке в Конституцию РФ. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ регулируются Федеральным законом от 4 марта 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"1. В ст.137 Конституции РФ закреплен особый порядок изменения ст.65 Конституции РФ в следующих случаях: - принятия в состав Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта; - изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации; - изменения наименования субъекта Российской Федерации. В первых двух случаях изменения вносятся на основании федеральных конституционных законов. 17 декабря 2001 года был принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»2 Что же касается порядка изменения ст.65 Конституции РФ в части перенаименования субъекта РФ, то в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ отмечается, что изменения наименования субъекта РФ в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.2 Студентам следует обратить внимание еще на один важный момент. В случае, когда обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства, он не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ч.3 ст.92). Несомненно, Конституция Российской Федерации предусматривает более усложненный порядок ее изменения, в отличие от ранее существовавшего, когда поправки на Съезде народных депутатов вносились лишь 2/3 голосов от общесписочного состава депутатов.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |