Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ




Верховенство Конституции Российской Федерации в иерархии законодательных актов.

Особый порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации.

Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства - это правовые признаки Конституции как основного закона государства.

Примат юридического в содержании Конституции РФ обусловливает на­личие в ней всех свойств, которые присущи Основному закону государства.

Какими же юридическими свойствами обладает Конституция РФ?

1. Конституция РФ представляет собой нормативно правовой акт и

обладает всеми его чертами. Это прежде всего содержащиеся в Конститу­ции нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативный правовой акт Конституция характеризуется неконкрет­ностью адресата. Действие ее норм обеспечивается принудительной силой государства.

2. Конституция РФ обладает юридическим верховенством. Юридическое верховенство проявляется в том, что Конституции присуща высшая юриди­ческая сила по отношению ко всем законам и иным нормативным правовым актам. Это свойство закреплено в ч.2 ст.4 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ также означает, что любое действие (бездействие) органа публичной власти или должностного лица должны со­ответствовать Конституции. Юридическое верховенство российской Консти­туции обусловливается необходимостью обеспечить целостность и непроти­воречивость всей огромной системы правовых актов.

3. Конституция РФ является базой текущего законодательства. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержа­нием, а конкретизирует, детализирует положения Конституции в той или иной сфере правовой жизни общества. В тексте Конституции РФ нередко предусматривается необходимость федеральных конституционных, федераль­ных и иных законов, которые призваны развивать ее нормы.

Более детально проблемы соотношения Конституции РФ и текущего за­конодательства будут рассмотрены в отдельном вопросе данной главы.

4. Конституция РФ характеризуется особым порядком принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была при­нята в результате всенародного голосования (референдума). Каков был порядок принятия Конституции РФ, какая предусмотрена процедура внесе­ния конституционных поправок и пересмотра ее положений? На эти вопросы студенту предстоит найти ответ из последующего изложенного материа­ла рассматриваемой лекции.

Влияние конституционных норм на развитие любого государства ч­резвычайно велико. Однако Конституция лишь тогда станет реально и не­посредственно действующей, когда ее нормы будут работать в повседнев­ной жизни, будут значимы для любого человека. История знает немало со­вершенных Конституций, отвечающих интересам народа данного государс­тва. Конституция Российской Федерации также содержит демократические, гуманные принципы и нормы. Однако, если не будет действовать механизм реализации норм Конституции, то может сложиться такая ситуация, когда закрепленные в Основном законе нормы будут соседствовать с антиконсти­туционной практикой. Поэтому всегда встает вопрос об юридической охра­не Конституции. Проблемам правовой охраны Конституции в юридической литературе всегда уделялось большое внимание. Под правовой охраной Конституции принято понимать совокупность юридических средств, при по­мощи которых обеспечивается выполнение всех конституционных норм и строгое соблюдение режима конституционной законности.1

Правовую охрану Конституции можно рассматривать как самостоятель­ный конституционно-правовой институт.

Этот правовой институт образует охранительный механизм, включает в себя нормы:

1. регулирующие конституционный контроль;

2. устанавливающие особый порядок принятия, изменения Конститу­ции;

3. обеспечивающие верховенство Основного закона в иерархии зако­нодательных актов;

4. устанавливающие ответственность за нарушение конституционных положений.

Рассмотрим каждое из направлений правовой охраны Конститу­ции РФ.

1. Конституционный контроль в Российской Федерации. Конституционный контроль - это деятельность уполномоченных органов государства, которая преследует цели предупреждения издания не­конституционных нормативных актов, выявление и пресечение не согласо­ванных с Конституцией законов, подзаконных нормативных актов, актов применения права или действия. Органы конституционного контроля обла­дают правом принимать окончательное решение о конституционности норма­тивного акта или действия; отменять антиконституционные законы или да­вать императивное указание об их отмене, либо о приведении их в соот­ветствие с Конституцией; разрешать спорные государственно-правовые проблемы конституционного значения1.

Согласно действующему законодательству, субъектами охраны Консти­туции РФ являются: Президент Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно ст.80 ч.2 Конституции РФ:"Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федера­ции...". А ст.85 ч.2 Конституции РФ гласит:"Президент РФ вправе приос­танавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ...".

В ч.3 ст.115 Конституции РФ указывается: "Постановления и распо­ряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, фе­деральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президен­том РФ".

В соответствии со ст.125 ч.2 Конституции РФ,"Конституционный Суд РФ по запросам... разрешает дела о соответствии Конституции РФ феде­ральных законов, нормативных актов Президента РФ и т.д."

В конституционном контроле в пределах своей компетенции участвуют и другие органы - Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, законода­тельные и исполнительные органы субъектов федерации, суды, прокурату­ра.

Создатели любой Конституции не желают легкой переделки своего творения, но вполне допускают, что текст может быть изменен с целью его улучшения. Однако всегда возникает вопрос: следует ли делать про­цесс внесения поправок в Основной закон слишком простым. Жизнь показа­ла, что Конституция России нуждается в защите, которая напрямую связа­на с обеспечением стабильности и порядка в государственных делах. Студенту желательно поразмышлять о фактах, способных вызвать изменение Конституции государства и о механизме определения необходимости перес­мотра Основного закона.

В Конституции Российской Федерации глава 9 так и называется: "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Механизм внесения конституционных поправок будет рассмотрен в следующем вопросе данной лекции.

Верховенство Конституции выражено в следующих правовых нормах: Ст.15 ч.1 Конституции РФ устанавливает: "Конституция Российской

Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ."

Ст.90 ч.3 Конституции РФ гласит: "Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ".

В ст.125 ч.6 Конституции РФ регламентируется: "Акты или их от­дельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению". Абитуриенту следует дать разверну­тый комментарий юридических норм, содержащихся в приведенных статьях Конституции России, попытаться определить вред и опасность отступления от них.

4. Юридические последствия за нарушение Конституции РФ. Конституция, как правило, не предусматривает конкретных мер ответственности за поведение, противоречащее ее нормам. Эта функция иных отраслевых юридических норм. В некоторых случаях сама Конституция ори­ентирует на обращение к отраслевому законодательству, предусматриваю­щему ответственность за нарушение тех или иных прав со стороны госу­дарственных органов, должностных лиц, так и за неисполнение ими обя­занностей. Например, в ч.3 ст.41 Конституции РФ содержится указание: "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соот­ветствии с федеральным законом ".

В то же время, ст.93 Конституции РФ предусматривает отрешение Президента РФ от должности в случае государственной измены или совер­шения иного тяжкого преступления.

Правовая охрана Конституции РФ обеспечивается и другими средства­ми.

К их числу относится конституционная присяга. Частью 1 ст.82

Конституции РФ предусмотрена присяга Президента РФ, а ст.10 Федераль­ного конституционного закона РФ "О Конституционном Суде РФ" присяга судей Конституционного Суда РФ. На верность Конституции РФ при вступ­лении в должность присягают также судьи иных федеральных судов, проку­роры, главы исполнительной власти в субъектах РФ и др. Студенту вполне по силам показать значение этого торжественного юридического акта.

П ланирование и совершенствование законодательства - еще одно важ­ное организационно-правовое охранительное средство, способствующее проведению в жизнь конституционных норм. Перспективное планирование законодательной работы служит целям укрепления конституционности, об­наружения пробелов в законодательстве, выявление устаревших, изживших себя норм, неприменяемых актов, устранение затруднений в процессе при­менения законов, упразднение нормативных предписаний, противоречащих Конституции.

Еще один аспект правовой охраны Конституции РФ заключается в том, что общество нуждается в формировании надежного механизма охраны и за­щиты главного закона страны, смысл которого заключается в недопущении или устранении из политического пространства антиконституционных сил (ч.4 ст.3, ч.5 ст.13 Конституции РФ).

Впервые в истории Российского государства Конституция была приня­та всенародным голосованием, которое проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 го­да, утвержденного Указом Президента от 15 октября 1993 года "О прове­дении всенародного голосования по проекту Конституции РФ". В соответс­твии с Положением Конституция РФ считается принятой, если за ее приня­тие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, если в нем приняли участие не менее 50 про­центов зарегистрированных избирателей. Итоги референдума по принятию Конституции РФ были следующими:

- приняли участие в голосовании - 58 187 755 избирателей (или 54,8% зарегистрированных избирателей); проголосовали "За" - 32 937 630 избирателей (или 58,4%); - проголосовали "Против" - 23 431 333 избирателя (или 41,6%). Таким образом, проект Конституции РФ получил одобрение на референдуме, и в соответствии с результатами голосования был введен в действие 25 декабря 1993 года, т.е. после официального опубликования Конституции РФ в "Российской газете". Одновременно прекратила действо­вать Конституция РФ, принятая 12 апреля 1978 года (с последующими из­менениями и дополнениями).

В Нижегородской области на основании протоколов 2455 участковых избирательных комиссий шесть окружных избирательных комиссий области определили, что в голосовании приняли участие один миллион 480 тысяч 964 человек, или 50,38% от числа зарегистрированных избирателей.

За принятие Конституции РФ в Нижегородской области проголосовало 820 тысяч 215 избирателей, или 57,47%. Против принятия Конституции РФ проголосовало 607 тысяч 76 избирателей, или 42,53%.1

В то же время целый ряд регионов - субъектов РФ не поддержали при голосовании проект новой Конституции РФ. Например, высказалось против: в Башкортостане - 57%; в Адыгее -61%; в Дагестане - 79%; в Карачаево-Черкесии - 58%; в Мордовии - 62%; в Чувашии - 58%. Поэтому, принятие в Российской Федерации новой Конс­титуции не означает, что уже имеется целостная теория конституциона­лизма и решены все вопросы.

В главе 9 Конституции РФ установлен порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конс­титуционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом пос­тоянно меняющихся общественных отношений.

Существует следующий порядок внесения поправок в Конституцию России и пересмотра ее положений.

В ст.134 Конституции РФ определен круг субъектов, которые наделе­ны правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции.

К ним относятся:

1. Президент Российской Федерации;

2. Совет Федерации;

3. Государственная Дума;

4. Правительство;

5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федера­ции или депутатов Государственной Думы.

Согласно ст.135 Конституции РФ, Федеральным Собранием - парламен­том, не могут быть пересмотрены положения глав 1, 2 и 9 Конституции России. Если же предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конс­титуции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с феде­ральным конституционным законом1 должно быть созвано Конституционное Собрание.

В настоящее время такой закон не принят. Имеются различные проекты. Основные разногласия связаны с порядком формирования Конституционного Собрания. В законопроектах рассматривались несколько вариантов такого формирования: представительный, выборный и смешанный.

Конституционное Собрание должно будет принять одно из следующих решений:

1. подтвердить неизменность Конституции РФ;

2. разработать проект новой Конституции РФ, который может быть принят:

а) самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов;

б) всенародным голосованием - референдумом.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (ст.136) принимаются в пряд­ке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Он установлен ст.108 ч.2 Конституции РФ: "Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы") и вступает в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ рассмотрел 31 октября 1995 года дело о толковании ст. 136 Конституции РФ.1 Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании данной статьи.

В постановлении Конституционного Суда РФ отмечено, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специаль­ного правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Конституционный Суд РФ постановил, что поп­равки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого пра­вового акта - закона Российской Федерации о поправке в Конституцию РФ.

Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ регулируются Федеральным за­коном от 4 марта 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"1.

В ст.137 Конституции РФ закреплен особый порядок изменения ст.65 Конституции РФ в следующих случаях:

- принятия в состав Российской Федерации и образования в ее сос­таве нового субъекта;

- изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации;

- изменения наименования субъекта Российской Федерации.

В первых двух случаях изменения вносятся на основании федеральных конституционных законов.

17 декабря 2001 года был принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»2

Что же касается порядка изменения ст.65 Конституции РФ в части перенаименования субъекта РФ, то в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ отмечается, что изменения наименования субъекта РФ в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.2

Студентам следует обратить внимание еще на один важный момент. В случае, когда обязанности Президента РФ временно исполняет Председа­тель Правительства, он не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ч.3 ст.92).

Несомненно, Конституция Российской Федерации предусматривает бо­лее усложненный порядок ее изменения, в отличие от ранее существовав­шего, когда поправки на Съезде народных депутатов вносились лишь 2/3 голосов от общесписочного состава депутатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.