Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы народовластия




Светский характер Российского государства.

Светским государством считается такое государство, в котором ре­лигия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действую­щие в нем, не оказывают никакого влияния на государственной устройс­тво, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности госу­дарства.

Светский характер Российского государства (ст.14 Конституции РФ) означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над госу­дарственной властью.

Светское государство предопределяет и содержание государственного образования. Оно должно носить светский характер, исключающий влияние религии. Это нашло отражение в Федеральном законе от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и религиозных объединениях".2

В ч.2 ст.14 Конституции РФ содержится положение, которое указыва­ет на отделение религиозных объединений от государства. Это означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопро­сы определения гражданами своего отношения к религии, в деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо госу­дарственных функций. В то же время государство охраняет законную дея­тельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов госу­дарственной власти и деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения граждан могут принимать участие в социаль­но-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регу­лирующим деятельность общественных объединений в Российской Федерации.

В Российской Федерации все религии и религиозные объединения рав­ны перед законами государства (ч.2 ст14 Конституции РФ), и ни одна ре­лигия или религиозное объединение не пользуется никаким преимуществом и не могут быть подвержены никаким ограничениям по сравнению с други­ми. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений (ст.28 Конституции РФ) нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Сам термин "народовластие" (перевод слова "демократия" с древнег­реческого) указывает на то, что речь идет о власти народа.

Суть принципа народовластия раскрывается в следующих положениях Конституции РФ:

- многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ч.1 ст.3);

- осуществление власти народом происходит непосредственно им, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления (ч.2 ст.3);

- высшим непосредственным выражением власти народа являются рефе­рендум и свободные выборы (ч.3 ст.3);

В Российской Федерации создан такой конституционный механизм власти, который полностью исключает произвол, безграничного всевлас­тия, возрождения любого культа.

Часть 4 ст.3 Конституции РФ содержит положение: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвое­ние властных полномочий преследуется по федеральному закону".

В зависимости от формы волеизъявления народа Конституция РФ ус­танавливает непосредственную и представительную демократию.

Непосредственная (прямая) демократия - это осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Институтами непосредственной демократии являются: вы­боры, референдум, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонс­трации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов госу­дарственной жизни, законопроектов; индивидуальные и коллективные обра­щения в органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния.

Представительная демократия, т.е. осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (депутаты), которые принимают решения, выражающие волю народа, кого они представляют: всего наро­да, населения, проживающего на той или иной территории.

Цели представительной демократии - вовлечь наиболее инициативных и авторитетных представителей народа в непосредственное осуществление государственной власти, обеспечить соединение государственной власти народа с деятельностью профессионального аппарата управления.

Целью же непосредственной (прямой) демократии служит обеспечение нормального функционирования в соответствии с волей народа представи­тельной демократии, установление контроля за деятельностью представи­тельных органов государственной власти и народных представителей в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по важ­нейшим вопросам жизни государства и общества путем всенародного голо­сования (референдума).

Важное значение в осуществлении полновластия народа имеет принцип сочетания непосредственной и представительной демократии. Его содержа­ние неоднократно и в разных аспектах исследовалось в правовой литера­туре. Не найдено пока и оптимальное соотношение представительной де­мократии, с одной стороны, и непосредственной - с другой.

По сложившимся представлениям прямая и представительная демокра­тия являются двумя органически связанными между собой и неразрывными формами осуществления полновластия народа, дополняющих друг друга и не могут существовать одна без другой.1

Еще одна форма осуществления народовластия - органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти. Местное самоуправление самостоятельно в пределах свих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов местного значения. Самоуправ­ление осуществляется местным населением - составной частью народа че­рез формы непосредственного волеизъявления на местном уровне - выборы, референдум и через органы местного самоуправления.

Все рассмотренные формы осуществления народовластия взаимосвязаны и должны служить реализации суверенитета народа - единого и единствен­ного конституционного источника власти в Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.