Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип гарантированности прав и свобод, динамизм правового статуса личности




Принцип равноправия, непосредственного осуществления и приоритета прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Впервые принцип равноправия был сформулирован и провозглашен в период буржуазно-демократических революций, он явился огромным дости­жением передовой политической, правовой и философской мысли. Принципу равноправия посвящена ст.19 Конституции РФ и раскрывает его конкретные назначения. Часть 1 ст.19 Конституции РФ содержит положение о равенс­тве всех перед законом и судом. Это означает, что закон, его предписа­ния в равной степени обязательны для всех и что суд в равной мере дос­тупен для всех и должен руководствоваться в своей деятельности только законом.

В ч.2 ст.19 Конституции РФ провозглашено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. Здесь также установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, националь­ной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии со ст.3 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах мужчина и женщина равны в области прав и свобод. Часть 3 ст.19 Конституции РФ определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Необходимость этого принципа обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далеко не разрешена как в Российской Федерации, так и в других государствах. В современных условиях государство обязано по средством законодательства, управленческой деятельности и суда пре­дотвращать возможные случаи дискриминации женщин.

Равноправие – одно из основных проявлений общественного равенства людей. “Чтобы быть полноценным и разносторонним, общественное равенство должно осуществляться во всех сферах деятельности человека… При этом решающая роль в установлении истинного равенства принадлежит достижению его в сфере социально – экономической жизни1 “. Однако в современной России именно в социально – экономической сфере наблюдается существенное расслоение людей на бедных и богатых, что формально не противоречит идее равноправия, но показывает её ограниченность. Равноправие ценно не само по себе, а как институт достижения общественного равенства с вытекающими из этого состояния многими достоинствами. Конкретному человеку требуется не равноправие в виде формальных возможностей, а реализованное равноправие в виде общественного равенства2.

Принцип равноправия как выражение социальной справедливости в сфере права лежит в основе всех конституционных прав и свобод, в соот­ветствии с этим принципом формулируются и основные обязанности челове­ка и гражданина в Российской Федерации.

По мнению Л.Л. Беломестных, понимание равенства людей означает исключительно их общественное равенство, т.е. равенство их общественного положения, их равного социального значения во всех областях жизни и деятельности3.

Отраслевое законодательство России предусматривает развернутую систему мер по реализации конституционного принципа равноправия. Так, Уголовный кодекс РФ содержит ст.136 "Нарушение равноправия граждан", предусматривающую наказание в виде штрафа (от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда) или лишение свободы сроком до 2-х лет.

Практически в каждом рассматриваемом Конституционным Судом деле приходится в той или иной мере сталкиваться с проблемами справедливости и равенства. Это наглядно демонстрирует, например, перечень решений, принятых Конституционным Судом только 2001 – 2004 гг. (по состоянию на 1 июля 2004 г.): вывод о соответствии обжалуемых положений нормативных правовых актов требованиям ст. 19 Конституции РФ напрямую был сделан в 53 решениях, а 34 постановления и определения Конституционного Суда, принятые за тот же период, содержат вывод о тех или иных формах и аспектах несоответствия обжалуемых норм конституционным требованиям равенства1.

Принцип непосредственного осуществления прав и свобод раскрывает­ся в ст.18 Конституции РФ. Конституция РФ, закрепив принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина, по существу, снимает вопрос о любых формах регламентации, которые хоть в какой - либо мере искажают их исходное содержание или ставят преграды к их практическому осуществлению2. Права и свободы человека и гражданина не­посредственно должны реализовываться в жизни, воздействовать на функ­ционирование органов государственной власти и местного самоуправления, служить ориентиром в их работе. Действие этого принципа связано с принципом прямого действия Конституции РФ (ч.1 ст.15). Прямое действие конституционных норм относительно прав и свобод гражданина и человека защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. На это, в частности, ориентирует постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. №8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина”. Таким образом, если человек руководствуется конституционными правами и свободами, то его поведение является правомерным. Вместе с тем, закрепление право­мерности поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, не означает, что закон и иные нормативные право­вые акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В Конституции РФ в ряде случаев прямо предусматривается необходимость принятия феде­ральных конституционных и федеральных законов (ст.24, 25, 29, 36 и др.). В то же время, если провозглашенное в Конституции РФ право чело­века и гражданина не развивается в текущем законодательстве, его осу­ществление не опосредуется законом, то судебная власть обеспечивает непосредственное применение нормы Конституции к каждому конкретному случаю. Было принято немало судебных решений, защищающих конституцион­ное право гражданина на замену военной службы альтернативной граж­данской службой, хотя конкретизирующий ч.3 ст.59 Конституции РФ феде­ральный закон еще не был принят до 2002 года.

Рассматривая принцип приоритета прав и свобод человека и гражда­нина (ст.2 Конституции РФ), следует помнить, что проявить свое лич­ностное начало человек может только в социальной среде. Причем наибо­лее благоприятные условия, чтобы в полной мере реализовать себя, лич­ность обретает только в развитом гражданском обществе, отношения в котором определяются правом. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина является важным новшеством в Конституции РФ и во всем зако­нодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государс­твенным интересам. Конституция РФ 1993 года впервые ограничила роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина, но значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод.

В настоящий момент развития российского общества, когда все долж­но измеряться отношением к правам человека, основные идеи и выводы ес­тественно-правового учения о праве, должны находить свое воплощение в результатах деятельности всех государственных органов. Обеспечение прав человека, создание механизмов их защиты, опора на общечеловечес­кие ценности, выработанные в многовековой борьбе за свободу и достоин­ство личности,- все это должно являться ориентиром в правотворческой и правоприменительной практике.

5. Принцип единства прав и обязанностей

Принцип единства прав и обязанностей можно выразить известным вы­ражением: "нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав".

Необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. По справедливому замечанию В.О. Ключевского, “права без обязанностей – юридическая нелепость, как следствие без причины – нелепость логическая”1.

Неразрывная связь прав и обязанностей - принцип органически при­сущий российской правовой системе в целом. Закрепляя юридические права человека и гражданина и их обязанности, государство заботится о соче­тании общественных и личных интересов.

Рассматриваемый принцип закреплен в ч.2 ст.6 Конституции РФ: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ". Часть 3 ст.17 Конституции РФ определяет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Принцип единства прав и обязанностей в данном случае можно наз­вать принципом уважения чужих прав и свобод, т.е. обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении. Рассматриваемый принцип направлен на противодействие разрушающим общество и государство попыткам осуществлять свои права и свободы за счет прав и свобод других лиц, обуздывая проявления эгоиз­ма, анархии, обеспечивая тем самым общественное согласие.

Взаимосвязь прав и обязанностей - объективная необходимость, а конституционное закрепление этой необходимости - ее юридическое выра­жение. Закрепленный в Конституции РФ указанный принцип, полностью от­вечает духу и букве международно-правовых актов, в частности, принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод граждан требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе".

Таким образом, единство прав и обязанностей человека и гражданина - всемирно признанный, универсальный принцип демократической организа­ции общественной и государственной жизни. Сбалансированность прав и обязанностей в правовом статусе человека и гражданина является необхо­димой предпосылкой эффективности социального регулирования и обеспече­ния законности.

 

Принцип гарантированности правового статуса личности требует, чтобы законодательное предоставление личности тех или иных возможнос­тей в рамках ее правового статуса опиралось на соответствующую систему гарантий: юридических, политических, экономических, социальных. Ука­занный принцип закреплен в ч.1 ст.17, ч.1 ст. 45 Конституции РФ и взаи­мосвязан с принципом соответствия прав и свобод человека общепризнан­ным принципам и нормам международного права. Часть 1 ст.45 Конституции РФ содержит положение: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется".

В чем конкретно проявляются эти гарантии? Какие государственные органы могут или должны защищать права и законные интересы граждан? В соответствии с Конституцией создана специальная система государствен­ных органов, призванных стоять на страже прав и свобод человека, защи­щать их. Полномочия и порядок деятельности этих органов по защите прав и свобод человека и гражданина будут рассмотрены в последующих лекциях.

Принцип динамизма правового статуса личности отражает тот факт, что объем прав и свобод граждан, их обязанностей не остается неизмен­ным. Он, прежде всего, обусловлен социально-экономическими условиями раз­вития общества, политической ситуацией, национально-религиозными, де­мографическими и другими факторами. Каждый новый этап развития общест­ва ведет как к увеличению объема прав, так и к углублению их содержа­ния. Динамизм правового статуса личности выражает изменение ее право­вого положения в зависимости от тех преобразований, которые осущест­вляются в общественной и государственной жизни. Каждый новый этап раз­вития общества сопровождается расширением прав и свобод людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.