Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве




Основания прекращения гражданства Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации.

Признание за гражданином РФ двойного гражданства.

Наше законодательство впервые в 1991 году допустило двойное гражданство, что является для России новым институтом. Часть 1 ст.62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства. Однако допускается это только в случаях:

- если такую возможность предусматривает федеральный закон;

- если это предусмотрено международным договором Российской Феде­рации.

Международный договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих госу­дарств. Двойное гражданство - продукт взаимодействия двух государств. Оно возможно, если, во-первых, оба они в принципе допускают его уста­новление и если, во-вторых, договариваются о конкретном содержании прав бипатридов (лиц с двойным гражданством). Российская Федерация подписала Соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двой­ного гражданства1 и Договор с республикой Таджикистан об урегулирова­нии двойного гражданства от 7 сентября 1995г2.

Согласно ч.2 ст.62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод гражданина России и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допуска­ется, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Двойное гражданство может создать для гражданина серьезные труд­ности. Так, его могут обязать нести воинскую службу в двух государс­твах, причем даже одновременно. Он может быть обязан платить налоги двум государствам и пр. Такая постановка вопроса вполне правомерна с точки зрения международного права. В Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., установлено, что «лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого он является, как его гражданин».

К принципам гражданства РФ также относятся:

- сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака;

- сохранение гражданства за гражданами РФ, проживающими за границей;

- приоритет норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

 

Федеральный закон «О гражданстве РФ» называет три основания приобретения гражданства России: по рождению, прием в гражданство (в общем или упрощенном порядке), восстановление в гражданстве, а также указывает на возможность приобретения гражданства РФ по иным основаниям.

Приобретение гражданства по рождению (филиация). Гражданство при этом приобретается автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются исключающий принцип «права крови» (jus sanguinis) и включающий принцип «права почвы» (jus soli).

Так называемый принцип «права крови» признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип «права почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.

Российское законодательство основано преимущественно на принципе «права крови».

Ребенок, оба родителя (или единственный родитель) которого на момент рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, приобретает ее гражданство независимо от места рождения. Ребенок также становится гражданином России независимо от воли супругов и места рождения в том случае, если один из родителей состоит в российском гражданстве, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка). Это положение закона направлено на сокращение числа лиц без гражданства. Но если вторым родителем является иностранный гражданин, то положение меняется: гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей (место рождения значения не имеет), а если соглашение отсутствует, то ребенок приобретает российское гражданство при условии, что он родился на территории России или ему грозит возможность стать лицом без гражданства. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, когда один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства, а также в том случае, когда оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставили ему свое гражданство.

В ч. 2 ст. 12 Закона предусмотрена ситуация, при которой оба родителя находящегося на территории России ребенка неизвестны. В этом случае он регистрируется в органах ЗАГС как гражданин России после истечения шести месяцев со дня его обнаружения, если его родители не объявятся, ибо презюмируется, что они являются российскими гражданами. Признание родительских прав в таком случае в дальнейшем возможно лишь при обращении в органы опеки и попечительства на основе судебного решения.

При определении гражданства по рождении. Российская Федерация в максимальной степени обеспечивает возможность приобретения российского гражданства. Доминирование российского гражданства при разрешении коллизионных вопросов гражданства позволяет избегать возникновения как безгражданства, так и двойного гражданства1.

Приобретение гражданства в порядке приема (натурализация). Натурализация осуществляется, как правило, на основе свободного волеизъявления заинтересованного лица и обычно влечет за собой утрату имеющегося гражданства по рождению2.

В соответствии с Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации приобрести гражданство России в общем порядке могут иностранные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, в том случае, если они:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; определение уровня знаний русского языка установлено положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения общих условий приема в российское гражданство.

Приобретение гражданства в порядке восстановления (реинтеграция). Одной из форм приобретения российского гражданства является восстановление в российском гражданстве лица, которое его имело, но по каким – либо причинам в дальнейшем утратило. В международном праве эта форма также именуется реинтеграцией или репатриацией.

Федеральным законом также предусмотрена возможность восстановления в гражданстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке с тем отличием, что срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Восстановление в гражданстве может использоваться лицами, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление распространяется на бывших граждан России, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления.

К иным основаниям, предусмотренным действующим российским законодательством, относится оптация, а также усыновление (удочерение) ребенка. Также иные основания, не предусмотренные законодательством о гражданстве, могут содержаться в международном договоре Российской Федерации.

Оптация (опциона) как форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (изменением Государственной границы) давно известна нашему законодательству. Она регулируется как внутренним законодательством, так и международными договорами и соглашениями. Оптация может быть формой приобретения гражданства в случае присоединения к России какой – либо территории, и, наоборот, формой утраты гражданства, в случае передачи части территории России иностранному государству.

При усыновлении (удочерении) гражданами России ребенка, имеющего иностранное гражданство, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление (удочерение).

 

В соответствии с ч.3 ст.6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство. Статья 8 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года предусматривает, что каждое государство – участник разрешает отказ от гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

Федеральный закон о гражданстве предусматривает, что прекращение российского гражданства возможно:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации с учетом волеизъявления и по инициативе самого гражданина;

б) по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве (например, усыновление (удочерение) ребенка иностранными гражданами);

в) на основании международного договора (оптация).

В общем порядке решаются дела о выходе из гражданства лиц, проживающих в России. Дела о выходе из российского гражданства граждан России, проживающих за границей, решаются в упрощенном порядке. Российское законодательство в некоторых случаях не допускает выход из гражданства Российской Федерации. Это касается гражданина России, который:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законодательством;

б) привлечен компетентными органами России в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Российское гражданство может быть прекращено в случае отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерацию

Основанием для этого является принятие решения о приобретении гражданства Российской Федерации на основании установленного факта предоставления заявителем заведомо подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений должен быть установлен в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации и принявшим такое решение.

 

 

Решения по вопросам гражданства уполномочены принимать три вида органов.

Во – первых, глава государства – Президент РФ. Согласно пункту «а» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

В соответствии с Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 13181, эта Комиссия обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Основными задачами Комиссии являются:

- информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ по реализации возложенных на него Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» полномочий по решению вопросов гражданства и предоставления политического убежища;

- подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства; законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также по разрешению возникающих в этой сфере проблем.

Информационно – аналитическое, организационно – методическое, документационное и правовое обеспечение деятельности Комиссии осуществляют Управление Президента РФ по вопросам гражданства и другие подразделения Администрации Президента РФ.

Вторым видом органов, принимающих решения по вопросам гражданства является Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы.

Этим органом является Министерство внутренних дел Российской Федерации, а его территориальные органы – это министерства внутренних дел республик в составе Российской Федерации, главные управления (департаменты) внутренних дел других субъектов Федерации (областей, краев, городов федерального значения – Москвы и Санкт – Петербурга, автономных образований).

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

- принимает заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

- составляет на основании заключений органов внутренних дел заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;

- издает нормативные акты, конкретизирующие установленные федеральным законом полномочия органов внутренних дел по рассмотрению заявлений лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и принятию решений по этим заявлениям;

- организует в соответствии со своей компетенцией проверку содержащихся в заявлениях сведений и представляемых вместе с заявлениями документов;

- осуществляет взаимодействие с Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросам гражданства Российской Федерации;

- устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением на территории Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;

- ведет общий учет лиц, приобретших или прекративших гражданство Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

Третьим видом органов, занимающихся вопросами гражданства, является Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Интересы Российской Федерации за рубежом представляют Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом.

Министерство иностранных дел Российской Федерации:

- составляет на основании заключений дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке;

- устанавливает форму статистического учета и ведет базу данных об обратившихся с заявлением за пределами Российской Федерации лицах, в отношении которых принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

- принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям;

- составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел Российской Федерации;

- принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке;

- исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства;

- определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации;

- осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Каждый из этих органов принимает решения по вопросам гражданства в пределах своих полномочий.

Детально полномочия каждого из вышеназванных видов органов определены Федеральным законом, а процедура рассмотрения ими вопросов гражданства – Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 июня 2002 года1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.