Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7




Конституционные обязанности человека гражданина в Российской Федерации.

 

Прочность и стабильность положения личности в российской правовой системе достигается не только с помощью провозглашения и гарантирова­ния соответствующих прав и свобод, но и посредством установления чет­ких юридических обязанностей человека и гражданина перед обществом, государством, другими людьми. Без этого правовое состояние каждого че­ловека было бы юридически необеспеченным и не прочным. Правопорядок всегда предполагает определенные правовые обязанности субъектов.

Конституционные обязанности человека и гражданина - лишь неболь­шая часть всех тех обязанностей, которые Конституция Российской Феде­рации возлагает на них.

Юридическая (конституционная) обязанность - это установленная за­коном (Конституцией РФ) точная мера общественно необходимого, должно­го, наиболее разумного и целесообразного поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности. Таким образом, сущность конституционной обязанности заключается в необходимости определенного поведения.

Основными конституционные обязанности являются не только по фор­ме, поскольку они закреплены в Конституции РФ, но, что особенно важно - и по содержанию, т.к. они опосредуют наиболее существенные, принци­пиальные связи и отношения между обществом и личностью, государством и его гражданами.

Поскольку права и обязанности - это не только ключевые, но и наи­более динамичные звенья правовой системы, их оптимальное сочетание имеет особое значение для успешного функционирования этой системы, ее эффективности. Именно через взаимодействие прав и обязанностей, пове­дение их носителей реализуются многие цели законодателя, осуществляет­ся правовая политика государства.

Взаимосвязь прав и обязанностей - объективная необходимость, а конституционное закрепление этой необходимости - ее юридическое выра­жение.

Принцип единства прав и обязанностей был и ранее отражен в нашем конституционном законодательстве и теперь четко закреплен в Конститу­ции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Часть 2 статьи 6 Конс­титуции РФ содержит данное положение: "Каждый гражданин Российской Фе­дерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федера­ции". Кроме того, указанный принцип находит свое выражение в части 3 статьи 17 Конституции РФ: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".

Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип единства прав и обязанностей, полностью отвечает духу и букве международно - пра­вовых актов, в частности, принятой ООН Всеобщей декларации прав чело­века, провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности перед об­ществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод граждан требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе".

Основные обязанности -исторически изменчивая категория. К их

числу Конституции России (1918, 1925, 1937, 1978 годов) относили раз­личные виды обязанностей. Их перечень был существенно расширен с при­нятием Конституции 1978 года, а в последующем осовременен внесенными изменениями новым "депутатским корпусом" в 1990 - 1993 годах.

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие основные обязанности гражданина.

1. Часть 2 статьи 15 Конституции РФ гласит: "Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. Их действие носит универсальный, общеобяза­тельный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответс­твенно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты расп­ространяется на все органы государственной власти, органы местного са­моуправления, на всех без исключения должностных лиц. Также обязатель­ны законодательные акты для граждан и их объединений.

2. Часть 2 статьи 38 Конституции РФ фиксирует: "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей".

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государс­твом право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновре­менно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в данной норме. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенс­тва прав и свобод мужчины и женщины (ч.3 ст.19 Конституции РФ).

Права и обязанности родителей по воспитанию детей и по защите их прав и интересов достаточно подробно раскрываются в Семейном кодексе РФ1, принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Ответствен­ность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по вос­питанию несовершеннолетнего предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст. 156).

3. Часть 3 статьи 38 Конституции РФ устанавливает: "Трудоспособ­ные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных роди­телях". Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим роди­телям. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. Закон обязывает совершеннолетних детей забо­титься о своих родителях и оказывать им помощь, а если они не трудос­пособны и нуждаются в помощи - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ).

4. Часть 4 статьи 43 Конституции РФ регламентирует: "Основное об­щее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспе­чивают получение детьми основного общего образования".

Согласно указанной конституционной нормы, основное общее образо­вание и, следовательно, государственная аттестация по его завершению

являются обязательными. Кроме того, конституционная обязанность по

обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц их заменяющих.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ "Об образовании" под основным общем образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного приравненного к ней по статусу, образовательного уч­реждения.

5. Часть 3 статьи 44 Конституции РФ требует: "Каждый обязан забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь па­мятники истории и культуры".

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции РФ говорится о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность закреплена в конституциях многих зарубеж­ных государств.

Забота о сохранении исторического и культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхо­зяйственное содержание. Механизм исполнения данной конституционной обязанности предусмотрен в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1. Кроме того, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность (ст. 243) за унич­тожение или повреждение памятников истории, культуры и других объектов взятых под охрану государства.

6. Статья 57 Конституции РФ гласит: "Каждый обязан платить закон­но установленные налоги и сборы".

Ведущим законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, является Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146 – ФЗ (в ред. От 4 ноября 2005 г. № 137 – ФЗ).2

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Правило, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, представляет собой частный случай проявления действия законов во времени (института обратной силы закона).

7. Статья 58 Конституции РФ указывает: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатс­твам".

Нормы об охране природной и окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов содержатся в таких законодательных актах, как: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136 – ФЗ, Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167 - ФЗ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395 – 1 «О недрах», а также в федеральных законах: от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды»1, от 4 мая 1999 г. № 96 – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»2, от 24 июня 1998 г. № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления»3, от 9 января 1996 г. № 3 – ФЗ «О радиационной безопасности населения»4, от 14 марта 1995 г. № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»5, от 23 февраля 1995 г. № 26 – ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах»6, от 23 ноября 1995 г. № 174 – ФЗ «Об экологической экспертизе»[7] и др.

8. Часть 1 статьи 59 Конституции РФ предписывает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".

Защита своего Отечества не только правовое, но, прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материаль­ных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопаснос­ти государства[8].

Данная конституционная обязанность закреплена почти во всех конс­титуциях зарубежных государств.

9. Часть 2 статьи 59 Конституции РФ устанавливает: "Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом".

Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органа­ми государственной власти, органами местного самоуправления, должност­ными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полно­мочий, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Студенту следует знать основные нормативные правовые акты, конкретизирующие конституционные положения о несении гражданами воен­ной службы. Это:

- Федеральный закон от 31 мая 1996 года "Об обороне"1;

- Федеральный закон от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе"2;

- Федеральный закон от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих"3;

Военной службой является служба не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках - пограничных, внутренних, гражданской обороны, же­лезнодорожных, в органах безопасности и внешней разведки. Особенности прохождения военной службы в этих войсках и органах регулируются в за­конах о них.

Конституция РФ предоставляет гражданину право на замену военной службы альтернативной гражданской, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях (ч.3 ст.59 Конституции РФ).

Таким законом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113 – ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»4. В ст. 2 этого Закона устанавливается еще один случай, по которому гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой – если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В заключение необходимо подчеркнуть, что мало провозгласить права и свободы - важно и материализовать их, претворить в жизнь, причем второе - более сложная задача. В кризисных условиях сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество осознало безусловную ценность и важность естественных и неотъемлемых прав чело­века, присущих ему от рождения, с другой, оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Оно просто не готово к этому - желания и возможности не совпадают. Студенту долж­но быть понятно, что неблагополучное положение в области прав человека во многом объясняется переходным характером сегодняшнего общества, как в правовом, так и социальном, политическом и экономическом плане.

 

"Конституционные основы российского федерализма "

Вопросы:

1. Понятие и принципы федеративного устройства государства.

2. Принцип верховенства федеральной Конституции и Федеральных законов.

3. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

4. Принцип государственной целостности России.

5. Принцип единства системы государственной власти.

6. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Принцип равноправия и самоопределения народов.

8. Государственно-правовые признаки России как федеративного государства.

9. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.