Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления, посягающие на провозглашенный Конституцией РФ принцип равенства граждан независимо от расы, национальности и вероисповедания 1 страница




 

Эту группу составляет одно преступление, предусмотренное ст. 282 УК, - возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Оно отнесено законодателем к числу посягательств на основы конституционного строя, потому что именно Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы, вероисповедания (ст. 19).

Высокая степень общественной опасности этого преступления определяется тем, что в условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды может привести к межнациональным и межрелигиозным, в том числе и вооруженным конфликтам *(106).

Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК). Ответственность за это преступление была предусмотрена и в ст. 74 УК 1960 г. (нарушение национального и расового равноправия) в главе "Иные государственные преступления". Уголовный кодекс 1996 г. внес в этот состав существенные изменения, уточнив направленность действий и сузив объективные признаки деяния. Кроме того, в качестве обязательного признака преступления, предусмотренного ст. 282 УК, включен способ его совершения, по-иному сформулированы в ч. 2 квалифицирующие признаки деяния.

В литературе высказывалось мнение, что предусмотренное ст. 282 УК преступление затрагивает не столько государственные, сколько общественные интересы, а поэтому его логичнее отнести к главе о массовых беспорядках, организации незаконного вооруженного формирования и т.д. *(107), т.е. к главе "Преступления против общественной безопасности". Это мнение в определенной мере обоснованно, поскольку при массовых беспорядках в ряде случаев совершаются действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Однако законодатель отнес данное преступление к числу посягательств на основы конституционного строя и внешней безопасности на том основании, что многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3 Конституция РФ). Следовательно, преступление, предусмотренное ст. 282 УК, посягает на закрепленный Конституцией РФ основополагающий принцип построения политической системы Российской Федерации.

Объект преступления определяется в доктрине уголовного права несколько по-разному: как "честь и достоинство граждан, их конституционные права и свободы, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности" *(108); "национальное равноправие граждан независимо от их национальной, расовой принадлежности или отношения к религии" *(109); "конституционный принцип недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду" *(110); основы конституционного строя и внешней безопасности *(111).

Основы конституционного строя и внешней безопасности, как уже отмечалось, являются видовым объектом рассматриваемой группы преступлений. Деяние, предусмотренное ст. 282 УК, посягает, по нашему мнению, на такую составную часть основ конституционного строя России, как осуществление политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие любого человека. Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды препятствует правильному осуществлению этой социальной политики, провозглашенной Конституцией РФ.

Потерпевшими могут быть лица определенной расы *(112) или национальности, а равно исповедующие определенную религию (христианство, ислам, буддизм и пр.) в случаях, когда возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды осуществляется с указанием конкретных категорий лиц либо сопровождается применением насилия или угрозой его применения.

С объективной стороны преступление может быть совершено путем: 1) действия, направленного на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; 2) унижения национального достоинства и 3) пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, заключаются в публичном распространении таких идей и взглядов, которые подрывают доверие к лицам определенной национальности, расы или вероисповедания, вызывают враждебное отношение к ним, например, требования депортации лиц определенной национальности, призывы к срыву религиозных обрядов и пр.

Унижение национального достоинства - это дискредитация, отрицательная оценка лиц определенной национальности, выраженная в унизительной форме. Например, заявление о том, что лица определенной национальности не являются полноценными людьми и поэтому могут выполнять лишь подсобную работу.

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности предполагает распространение в обществе таких идей и теорий, которые смогут, по мысли субъекта, сформировать у окружающих мнение либо о превосходстве определенной нации, либо о неполноценности конкретной нации, либо о превосходстве или неполноценности лиц определенного вероисповедания. Пропаганда таких идей и взглядов - проявление расизма, основу которого составляют положения о психической и физической неравноценности человеческих рас, и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые, якобы, являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые обречены на эксплуатацию.

Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, на унижение национального достоинства, пропаганду превосходства или неполноценности определенных рас, наций, вероисповеданий, тесно связаны между собой и обычно совершаются в комплексе. Так, пропаганда неполноценности лиц определенной национальности в то же время означает и унижение их национального достоинства.

Ответственность за деяния, предусмотренные ст. 282 УК, наступает лишь в случаях, когда они совершаются публично или с использованием средств массовой информации *(113).

Признак публичности означает, что описанные ранее действия совершаются открыто, т.е. в присутствии публики, и обращены к неопределенному кругу лиц. Какое именно число лиц, среди которых виновный пропагандирует свои воззрения, свидетельствует о наличии признака публичности и в каждом конкретном случае должно определяться с учетом обстоятельств дела. Беседы среди своих единомышленников относительно неполноценности какой-то нации или религии под признаки ст. 282 УК не подпадают. Не могут квалифицироваться по этой статье и проявление личной неприязни в отношении лица определенной национальности или вероисповедания, если только оно не совершается таким образом, чтобы возбудить национальную, расовую или религиозную вражду.

Использование средств массовой информации при совершении рассматриваемого преступления предполагает распространение соответствующих взглядов в газетах, журналах, на телевидении, по радио, в кино- и видеофильмах, аудиозаписях, по электронной почте и пр. Распространение литературы определенного содержания с намерением вызвать национальную, расовую или религиозную вражду также охватывается признаками преступления, предусмотренного ст. 272 УК.

Публичность и использование средств массовой информации являются способами совершения данного преступления, наличие которых существенно влияет на степень опасности деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 282 УК, так как значительно повышает вероятность ознакомления с порицаемыми в демократическом государстве идеями и взглядами большого количества граждан. Подобного рода выступления являются прямым нарушением Конституции РФ, согласно которой "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства" (ст. 29).

Преступление, предусмотренное ст. 282 УК, признается оконченным с момента осуществления публичных (или появления в средствах массовой информации) высказываний, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, независимо от того, возникло или нет у кого-либо чувство вражды к определенной расе, национальности, религии.

С субъективной стороны преступление совершается только c прямым умыслом. Виновный сознает опасность и направленность своих действий на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и желает совершить их публично или с использованием средств массовой информации.

Цель указанных действий законодателем не указана. Некоторые ученые полагают, что виновный может "преследовать различные цели, что не влияет на квалификацию данного преступления" *(114). По мнению других, цели вытекают из направленности действий - разжечь национальную, расовую или религиозную вражду, унизить национальное достоинство, показать превосходство или неполноценность по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности *(115).

Более предпочтительной представляется вторая позиция. Признаки, характеризующие способ совершения этого преступления - публичность и использование средств массовой информации, свидетельствуют о наличии цели возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды. Мотивы же таких действий различны: от политических, националистических до личных, корыстных. Эти мотивы на квалификацию не влияют, но должны учитываться при индивидуализации наказания, так как мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды отнесен законодателем к числу обстоятельств, отягощающих наказание (п. "е" ст. 63) *(116).

Субъектом преступления может быть любое достигшее 16-лет-него возраста лицо. При использовании субъектом, совершающим указанные выше действия, своего служебного положения его ответственность наступает по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК.

В ч. 2 ст. 282 УК предусмотрена ответственность за квалифицированный вид рассматриваемого преступления. Квалифицирующими признаками законодатель называет: 1) применение или угрозу применения насилия; 2) использование лицом своего служебного положения и 3) организованную группу.

Насилие как квалифицирующий признак рассматриваемого состава преступления предполагает умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, хотя бы в отношении одного человека. В отношении умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью мнения ученых расходятся. Некоторые ученые полагают, что такой вред здоровью охватывается понятием "насилие" и дополнительной квалификации по ст. 112 УК не влечет *(117); по мнению других, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды должно квалифицироваться по совокупности ст. 112 и ст. 282 УК *(118).

Законодатель в ст. 282 УК не уточняет степень насилия. Как нам представляется, не только более тяжкие, нежели рассматриваемое преступление, но и равной степени опасности деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Поэтому умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при совершении рассматриваемого преступления должно квалифицироваться по совокупности ч. 2 ст. 112 и ч. 2 ст. 282 УК, так же по совокупности должны квалифицироваться убийства (ч. 2 ст. 105 УК), истязания (ч. 2 ст. 117 УК), захват заложника (ст. 206 УК), похищение человека (ст. 126 УК) и другие более тяжкие преступления, совершенные в процессе возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды.

Угроза применения насилия как квалифицирующий признак - высказанное вовне намерение применить физическое насилие при наличии оснований опасаться реализации этой угрозы.

Использование лицом при возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды своего служебного положения предполагает, что те полномочия, которые ему предоставлены по роду службы или работы, используются для возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды. Степень опасности преступления в этих случаях повышается в связи с тем, что предоставленные лицу права и возможности используются при совершении преступления.

Понятие и признаки организованной группы даются в ст. 35 УК.

Преступление, предусмотренное как ч. 1 ст. 282 УК, так и ч. 2 этой статьи, отнесено законодателем к числу преступлений средней тяжести. Оно может квалифицироваться по совокупности с другими посягательствами на основы конституционного строя и внешнюю безопасность. Например, возбуждение национальной вражды по заданию иностранного государства (ст. 275 и 282 УК); публичные призывы не только к изменению конституционного строя РФ, но и к возбуждению национальной или религиозной вражды (ст. 280 и 282 УК).

Разжигание национальной и религиозной вражды может привести к совершению других опасных преступлений, например, к массовым беспорядкам, бандитизму. Массовые беспорядки на почве межнациональных взаимоотношений подчас сопровождаются погромами, поджогами жилищ лиц определенной национальности, насилием, изгнанием их с места постоянного проживания и т.п. Такие действия должны квалифицироваться по совокупности и как массовые беспорядки, и как действия, направленные на возбуждение национальной вражды (ст. 212 и 282 УК).

В главе "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" предусмотрена ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от расы, национальности, отношения к религии (ст. 136). Представляется, что состав возбуждения национальной вражды поглощает менее опасное преступление, предусмотренное ст. 136*(119). Однако есть и другое мнение: "Если при использовании лицом своего служебного положения будет нарушено равноправие граждан в зависимости от их расы, национальности или их отношения к религии, содеянное *(120) надлежит квалифицировать по совокупности п. "б" ч. 2 ст. 282 и ч. 2 ст. 136 УК".

Представляется, что при совершении действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства и других предусмотренных ст. 282 УК действий, всегда налицо нарушение провозглашенного Конституцией РФ принципа равноправия граждан независимо от того, использовал или нет при этом субъект свое служебное положение. Основное разграничение этих деяний должно проводиться по субъективной стороне. При совершении преступления, предусмотренного ст. 136 УК, нарушение равноправия имеет место в силу личной неприязни к конкретному лицу или лицам определенной национальности, расы или вероисповедания, что может выразиться в ущемлении прав таких лиц при увольнении с работы, предоставлении жилья, приеме в учебное заведение и т.д. Преступление, предусмотренное ст. 282 УК, совершается с целью возбудить национальную, расовую или религиозную вражду среди неопределенного количества лиц, что вызвано несогласием с законодательно закрепленными основами конституционного строя.

Различаются эти составы преступления и по форме совершения.

В уголовном законодательстве зарубежных стран в основном отсутствуют статьи, аналогичные ст. 282 УК РФ. Исключение составляет ст. 299 УК Кыргызстана, дословно повторяющая формулировку ст. 282 УК РФ. Однако в уголовных кодексах многих стран имеются статьи об ответственности за расовую дискриминацию, геноцид и тому подобные деяния.

Так, в Кодексе Франции как преступление против человечества рассматриваются: депортация, обращение в рабство или массовое и систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, за которым следуют их исчезновение, пытки или акты жестокости, совершаемые по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам и организуемые во исполнение согласованного плана в отношении группы гражданского населения (ст. 212-1) *(121).

В ст. 261 разд. 12 "Преступления и проступки против общественного спокойствия" УК Швейцарии предусмотрена ответственность за нарушение свободы вероисповедания и религии ("Кто публично и в общей форме оскорбляет религиозные убеждения другого, особенно веру в бога, или насмехается над ними, или бесчестит предметы религиозного почитания"), а в ст. 261 bis - за расовую дискриминацию ("Кто публично призывает к ненависти или дискриминации в отношении лица или группы лиц из-за их расы, этнической принадлежности или религии").

К числу преступных деяний против общественного порядка относит Уголовный кодекс ФРГ травлю групп населения, которая совершается путем подстрекательства к разжиганию расовой ненависти к части населения или определенной группы, характеризующейся национальными, расовыми, религиозными особенностями или иными признаками народности, призывов к совершению насилия или произвола в отношении указанной группы, злонамеренного опорочивания или клеветы на них (_ 130).

Уголовный кодекс Польши оскорбление религиозных чувств других лиц (ст. 196) относит к преступлениям против свободы совести и вероисповедания. Вместе с тем в гл. XXXII "Преступление против публичного порядка" установлена ответственность за оскорбление группы людей либо отдельного лица в связи с их национальной, этнической, расовой, религиозной принадлежностью (ст. 257). В отдельной статье (ст. 256) говорится о призывах к ненависти на почве национальных, этнических, расовых, религиозных различий.

Как преступление против прав трудящихся рассматривает Уголовный кодекс Испании "серьезную дискриминацию в государственной или частной работе против любого лица по мотивам его идеологии, религии, убеждений, его этнической, расовой или национальной принадлежности" (ст. 314).

Таким образом, в большинстве зарубежных стран ущемление прав и интересов граждан по мотивам их национальной, этнической, расовой принадлежности, вероисповедания признается посягательством на равноправие и влечет за собой уголовную ответственность. Сам же принцип равноправия закреплен в конституциях всех демократических государств.

 

Глава II. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

_ 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Это особенно важно в период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построения демократического правового государства, развития стабильной и сильной экономики, обеспечения социальной защищенности граждан и вообще в целом укрепления Российского государства. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней. Преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и органы местного самоуправления, отмечается сращивание исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами *(122).

Некоторые звенья органов государственной власти и местного самоуправления поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, подрывающими нормальную деятельность органов власти и управления, зачастую срывают и тормозят решение важных мероприятий как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов, регионов, властных и управленческих структур. В 1999 г. Президент РФ указал на то, что "Обеспечение правопорядка, борьба с преступностью и коррупцией являются важнейшей политической задачей" *(123).

В структуре экономической преступности в стране за 1999 г. преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют 10,7% *(124), а число совершенных преступлений за последние годы по России свидетельствует о стабильном их увеличении по сравнению с общим ростом преступности. В 1999 г. выявлено 20 тыс. преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 12,7% больше, чем в 1998 г.; из числа выявленных почти 7 тыс. фактов взяточничества, что на 18,3% больше, чем было в 1998 г. *(125) Поэтому преступные действия представителей государственной власти и иных должностных лиц (взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) и влекут уголовную ответственность.

Противодействовать этим злоупотреблениям в определенной мере призваны уголовно-правовые нормы, предусмотренные гл. 30 УК, которые предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293 УК).

В законе не содержится определения данной группы преступлений. Однако с учетом их особенностей, содержания и признаков составов можно в обобщенном виде определить эту группу преступлений.

Прежде всего, преступления, предусмотренные гл. 30 УК, отличаются от иных преступных посягательств специальными признаками:

а) они совершаются специальными субъектами (должностными лицами) государственных органов или органов местного самоуправления; исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект - общий. В большинстве составов преступлений, включенных в данную главу, таким специальным субъектом является только должностное лицо (ст. 285, 286, 287, 289, 290, 293). В то же время в примечании 4 к ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292). За служебный подлог несут ответственность и должностные лица;

б) совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих служебных полномочий;

в) общественно опасные деяния посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления, либо содержат реальную угрозу такого нарушения.

Таким образом, рассматриваемую группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Глава 30 УК РФ включает девять статей, предусматривающих ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

превышение должностных полномочий (ст. 286);

отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);

присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

получение взятки (ст. 290);

дача взятки (ст. 291);

служебный подлог (ст. 292);

халатность (ст. 293).

Вместе с тем Уголовный кодекс содержит и другие преступления, субъектами которых могут выступать должностные лица. Например, многие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 149 - воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; ст. 144 - воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов; ст. 140 - отказ в предоставлении гражданину информации); преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169 - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; ст. 170 - регистрация незаконных сделок с землей); преступления против правосудия (ст. 299 - привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; ст. 300 - незаконное освобождение от уголовной ответственности и др.). Однако эти преступления прежде всего посягают на иные охраняемые уголовным законом общественные отношения, как-то: конституционные права и свободы граждан, интересы в сфере экономики либо интересы правосудия.

Преступления, о которых идет речь в гл. 30 УК, посягают на иные общественные отношения, содержание которых составляют нормальная деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления; такие преступления могут совершаться в различных сферах функционирования государственного аппарата. В связи с этим видовой объект названных преступлений можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления *(126).

Рассматриваемые преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной власти, на интересы и авторитет государственной службы и на интересы органов местного самоуправления.

К органам государственной власти, которая согласно ст. 10 Конституции РФ делится на законодательную, исполнительную и судебную, относятся Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. В субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и автономных округах) государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ).

Государственную власть, ее цели, задачи и функции осуществляют, в пределах соответствующих полномочий, Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования государства и их должностные лица. Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. "Об обороне" *(127) к российским Вооруженным Силам относятся центральные органы военного управления, объединения, соединения, военные части и организации, которые входят в виды и рода войск и тыла Вооруженных сил России. К другим войскам и воинским формированиям можно отнести военизированные горноспасательные части, внутренние войска МВД, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Пограничные войска России.

Под государственной службой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" понимается "профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов" *(128). К ней относится исполнение должностных обязанностей соответствующими лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В" в соответствии с " Реестром государственных должностей в РФ" *(129). При этом государственная служба включает в себя: а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации и б) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Органы местного самоуправления, согласно ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями *(130) - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения (в городах, районах, сельских населенных пунктах) и которые не входят в систему органов государственной власти.

Служба в системе органов местного самоуправления предполагает выполнение соответствующих должностных или служебных функций в качестве главы муниципального образования или местной организации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекционного состава и т.п. *(131)

Суммируя указанные выше положения, можно определить, что видовым объектом рассматриваемой группы преступлений выступает совокупность общественных отношений в сфере нормального, соответствующего положениям Конституции РФ, требованиям других федеральных законов и подзаконных нормативных актов функционирования органов государственной власти, под которыми понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Содержание названных общественных отношений, как видового объекта, раскрывается в деятельности по руководству, управлению, организации и контролю, т.е. в профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов *(132).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.