Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления, связанные с противодействием субъектам управленческой деятельности по осуществлению их функций 2 страница




Особенностью данного состава является то, что оскорбление должно носить публичный характер. Под публичностью понимается либо публичное совершение оскорбительных действий, либо доведение до сведения публики результатов определенных действий оскорбительного характера. Публичное совершение действий - это совершение их в общественных местах, с использованием средств массовой информации либо в присутствии хотя бы одного постороннего человека. Публичным является также написание оскорбительных надписей или текстов в общественных местах. При отсутствии признака публичности ответственность наступает по ст. 130 УК.

Оскорбление представителя власти должно быть либо при исполнении им своих обязанностей, либо в связи с исполнением последних. В противном случае ответственность наступает на общих основаниях по ст. 130 УК. Данный признак был рассмотрен при анализе преступления, предусмотренного ст. 318 УК.

Анализируемый состав сконструирован по принципу формальных, поэтому преступление будет оконченным с момента совершения соответствующих действий и наступления каких-либо вредных последствий не требуется.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что оно совершает публичное оскорбление представителя власти при исполнении последним должностных обязанностей или в связи с их исполнением и желает действовать таким образом.

Субъект - общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК). Эта норма в уголовном законодательстве появилась впервые. 20 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" *(294), в соответствии с которым в отношении названных категорий лиц, а также их близких в случае посягательств на их безопасность устанавливается система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества.

Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении должностных лиц соответствующих органов или их близких дает возможность преступникам воспрепятствовать законной деятельности этих лиц или органов, которые они представляют, либо отомстить за правомерную в интересах общества деятельность. Норма, содержащаяся в ст. 320 УК, является уголовно-правовой гарантией соблюдения мер государственной защиты должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Объект преступления - нормальная деятельность органов управления. Кроме этого вред может причиняться жизни и здоровью должностных лиц или их близких, их собственности, неприкосновенности жилища или личной жизни. Потерпевшим от данного преступления являются должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, их близкие, лица, обеспечивающие безопасность должностных лиц или их близких (охранники, сотрудники служб безопасности и т.д.), а также любые посторонние лица, которые могут пострадать от последствий разглашения мер безопасности.

Перечень лиц, в отношении которых устанавливаются меры государственной защиты, содержится в ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ (см. ст. 317 УК). К их числу относятся прокуроры, следователи, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность или производящие дознание, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров, сотрудники органов безопасности и налоговой полиции, работники контрольных органов Президента РФ и глав администрации субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, сотрудники федеральных органов государственной охраны, работники таможенных органов и органов государственной налоговой службы, органов охотнадзора, рыбоохраны и лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов РФ, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, а также близкие перечисленных лиц. Понятие "должностное лицо, близкие ему лица", а также понятие "правоохранительный и контролирующий" органы было рассмотрено при анализе преступлений, предусмотренных ст. 317 и 318 УК.

Сходная со ст. 320 УК по содержанию норма ст. 311 УК предусмотрена в главе 31 "Преступления против правосудия", однако она распространяется лишь на разглашение сведений о мерах безопасности в отношении судьи и участников уголовного процесса, что означает более узкий круг потерпевших. Таким образом, ст. 311 УК по отношению к ст. 320 является специальной нормой.

Объективная сторона преступления сформулирована как разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении соответствующих лиц. Согласно ст. 5 Федерального закона от 20 марта 1995 г. N 45-ФЗ в отношении защищаемых лиц с учетом конкретных обстоятельств могут применяться следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

Формы и порядок осуществления вышеперечисленных мер государственной защиты регулируются различными нормативными актами *(295).

Разглашение - это сообщение сведений, которые должны быть сохранены в тайне, хотя бы одному постороннему человеку, заинтересованному в их получении. Способы разглашения (передача в разговоре, публикация в газетах, сообщение по радио или телевидению и т.п.) для квалификации значения не имеют. Сведения, о которых говорится в ст. 320 УК, могут относиться к различным аспектам жизни соответствующих лиц.

О понятии "воспрепятствование" говорилось при анализе преступления, предусмотренного ст. 317 УК. Служебная деятельность связана с выполнением конкретных функций лица в соответствии полномочиями, например, руководством расследованием уголовного дела, производством проверок, ревизий и т.д.

Окончено данное преступление с момента, когда сведения стали известны постороннему лицу, не имеющему права на обладание ими. Наступления каких-либо последствий при этом не требуется.

С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом, поскольку деятельность виновного носит целенаправленный характер. Целью разглашения является воспрепятствование служебной деятельности соответствующего лица. Разглашение сведений о мерах безопасности, совершаемое с иными целями, например, по мотивам мести на почве личных взаимоотношений, не может квалифицироваться по ст. 320 УК.

Субъект преступления. В отличие от ст. 311 УК, где субъектом этого преступления признается лицо, которому сведения о мерах безопасности были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, в ст. 320 УК законодатель не указал на категорию субъекта. В специальной литературе мнения о характеристике субъекта преступления, предусмотренного ст. 320 УК, высказываются различные. Одна группа авторов полагает, что субъектом анализируемого преступления может быть только лицо, которому сведения о мерах безопасности были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью *(296), другая, наоборот, считает, что им может быть любое лицо, отвечающее требованиям субъекта преступления *(297).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ: "По решению органа, обеспечивающего безопасность, может быть наложен временный запрет на выдачу данных о личности защищаемых лиц, их месте жительства и иных сведений о них из адресных бюро, паспортных служб, подразделений Государственной автомобильной инспекции, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов, за исключением случаев, когда такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу".

Лицо, подлежащее государственной защите, обязано не разглашать сведения о принимаемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры. Статья 19 этого Закона гласит: "Должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности в отношении защищаемых лиц либо в разглашении сведений об указанных мерах, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, в случае их неисполнения, а равно разглашения сведений об осуществляемых мерах безопасности привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Разглашение защищаемых лицом сведений о применяемых в отношении его мерах безопасности в случае, если это привело к тяжким последствиям для других лиц, влечет за собой уголовную ответственность".

Анализ вышеприведенных положений не означает необходимости установления специального статуса субъекта преступления, предусмотренного ст. 320 УК. При решении этого вопроса следует руководствоваться не столько нормами иных отраслей права, сколько положениями Уголовного кодекса. Если законодатель при описании признаков преступления не указал на особенность статуса субъекта преступления, значит, им может быть любое лицо, которому стали известны сведения о мерах безопасности. Соответствующие меры безопасности применяются не только в целях недопущения общественно опасных действий со стороны заинтересованных лиц, но и в целом для обеспечения невозможности утечки информации к любым лицам. Именно ценность данной информации и возможные негативные последствия ее разглашения обусловливают установление уголовно-правовых запретов к ее разглашению. Поэтому субъектом данного преступления может быть любое лицо, отвечающее общим требованиям субъекта, предусмотренным ст. 19-23 УК.

Квалифицирующим признаком преступления является наступление в результате деяния тяжких последствий. Тяжкие последствия - оценочное понятие, поэтому его содержание должно устанавливаться судебно-следственными органами в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств дела. Данные последствия могут относиться как к защищаемому лицу либо его близким, так и к деятельности каких-либо органов, в чьих интересах выступает данное лицо. Как представляется, к тяжким последствиям следует относить причинение смерти или тяжкого вреда здоровью защищаемому, его близким либо тем, кто его охраняет, захват их в качестве заложника, причинение крупного материального ущерба и т.п.

Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК). Объектом преступления является нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается не только в нарушении нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, что препятствует реализации целей наказания, но и в том, что нарушается безопасность сотрудников соответствующих учреждений и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ учреждения, исполняющие наказания в виде ареста, лишения свободы и пожизненного лишения свободы являются составной частью уголовно-исполнительной системы. Местами отбывания лишения свободы являются исправительные учреждения, к которым относятся исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, нуждающиеся в медицинском обслуживании в больницах, специальных психиатрических и туберкулезных больницах и медицинских частях или в содержании и амбулаторном лечении, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения *(298).

В соответствии с диспозицией ст. 321 УК преступление может совершаться и в местах содержания под стражей. Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в ред. федеральных законов от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ и 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ*(299) местами содержания под стражей являются:

следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск РФ;

учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Потерпевшими от преступления могут быть сотрудник места лишения свободы или места содержания под стражей, его близкие, а также осужденный.

Согласно ст. 24 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, центрального и территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. Вместе с тем в диспозиции ст. 321 УК речь идет не о любых работниках уголовно-исполнительной системы, а только о сотрудниках этой системы. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются граждане Российской Федерации, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе, которым в установленном законом порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава уголовно-исполнительной системы. Именно эта категория работников имеет своей задачей обеспечение нормальной деятельности органов, обеспечивающих изоляцию от общества. В отличие от рабочих и служащих, которые занимаются хозяйственным, социально-бытовым и т.п. обеспечением деятельности соответствующих органов, сотрудники наделены контрольными и надзорными функциями в отношении осужденных.

Таким образом, рабочие и служащие соответствующих учреждений не могут быть потерпевшими от данного преступления. Применение насилия в отношении обслуживающего персонала или временно посещающих учреждение лиц, а также тех задержанных, которые не осуждены, квалифицируется по статьям о преступлениях против личности.

К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие органов федеральной службы безопасности, Пограничных войск Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей. На период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей капитаны морских судов и начальники зимовок, а также уполномоченные ими лица несут обязанности и пользуются правами, предоставляемыми сотрудникам мест содержания под стражей (ст. 12 Закона РФ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ).

Понятие "близкие" сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей тождественно аналогичному понятию "близкие" сотрудника правоохранительного органа, которое было рассмотрено при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК. Осужденные - это лица, в отношении которых приговор вступил в законную силу.

С объективной стороны дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, осуществляется путем применения физического или психического насилия к сотрудникам места лишения свободы или содержания под стражей либо к осужденным. Ответственность за преступление дифференцируется в зависимости от вида потерпевшего и характера насилия.

По части 1 ст. 321. УК ответственность наступает в случае применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения насилия к осужденному. Насилие, не опасное для жизни или здоровья, связано с ограничением свободы, нанесением ударов, побоев и тому подобных действий, не повлекших реального причинения вреда здоровью. Форма выражения угрозы может быть различной: словесные высказывания, демонстрация каких-либо предметов и т.п. Характер угрозы в законе не определяется, поэтому ее пределы могут быть различными. Угроза применения насилия может выражаться в угрозе причинения любого вреда здоровью осужденного, ограничения его свободы, причинения смерти и т.п. При этом угроза должна носить реальный характер, когда у потерпевшего действительно имеются объективные основания опасаться ее осуществления.

Психическое или физическое насилие в отношении осужденного является одним из способов дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Поэтому насилие или угроза его применения в отношении осужденного квалифицируется по ч. 1 ст. 321 УК только в том случае, если они осуществляются в целях воспрепятствования его исправлению или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

По ч. 2 ст. 321 УК ответственность наступает за применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозы применения такого насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких.

Угроза применения или применение насилия со стороны виновного должны осуществляться в ответ на законные действия сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей. В противном случае ответственность посягающего не может наступать по анализируемой статье в связи с отсутствием посягательства на порядок управления в сфере исполнения наказания. Соответствующие действия, совершенные на почве личных отношений, должны квалифицироваться как преступления против личности.

Преступление будет оконченным с момента применения насилия либо высказывания угрозы его применения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательное условие ответственности - наличие специальной цели применения насилия или угрозы его применения. По ч. 1 ст. 321 УК целью является стремление виновного воспрепятствовать исправлению осужденного или отомстить за оказанное осужденным содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Совершение соответствующих действий по отношению к осужденному по другим мотивам (на почве ссор, личных взаимоотношений и при иных подобных обстоятельствах) влечет квалификацию по статьям о преступлениях против личности. По ч. 2 ст. 321 УК целью является воспрепятствование осуществлению служебных обязанностей сотрудникам места лишения свободы или места содержания под стражей либо месть за выполнение ими таких обязанностей.

Субъектом преступления является осужденный, т.е. лицо, в отношении которого приговор вступил в законную силу, а также иное лицо, содержащееся в местах содержания под стражей (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый или лицо, в отношении которого приговор еще не вступил в силу), достигшие 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершающие указанные в ст. 321 УК действия, привлекаются к ответственности за преступления против личности.

Особо квалифицированным видом преступления является, согласно ч. 3 ст. 321 УК, совершение рассмотренных действий организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.

Понятие "организованная группа" содержится в ст. 35 УК. Понятие "насилие, опасное для жизни или здоровья", рассматривалось при анализе преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК.

Норма ст. 321 УК в части применения физического или психического насилия к сотруднику места лишения свободы или места содержания под стражей или его близких является специальной по отношению к сходной норме, содержащейся в ст. 318 УК. Поэтому в случае конкуренции ответственность должна наступать по ст. 321 УК, как более полно описывающей соответствующее преступление.

 

_ 4. Преступления, посягающие на режим Государственной границы Российской Федерации и символы государственности

 

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК). Объект преступления - режим Государственной границы. Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и включает в себя правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению *(300).

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. N 4732-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации": "До заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - бывшими союзными республиками СССР придать границе с этими государствами статус Государственной границы Российской Федерации" *(301).

Система обеспечения безопасности Российской Федерации невозможна без защиты Государственной границы, которая включает в себя совокупность политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. Составной частью защиты Государственной границы является охрана Государственной границы, которая осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Вооруженными Силами Российской Федерации и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Обеспечение охраны Государственной границы возложено на органы Пограничной службы. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ "О Пограничной службе Российской Федерации": "Органы Пограничной службы осуществляют:

государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;

пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;

в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации" *(302).

Статья 322 УК является уголовно-правовой формой обеспечения соблюдения режима Государственной границы Российской Федерации.

Объективная сторона преступления выражается в пересечении охраняемой Государственной границы без установленных документов и надлежащего разрешения. Если режим охраны Государственной границы не устанавливается, то ее пересечение без установленных документов и надлежащего разрешения не образует признаков преступления, предусмотренного ст. 322 УК.

Порядок пересечения Государственной границы регулируется упомянутым Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в ред. федеральных законов от 18 июля 1998 г. N 110-ФЗ и 24 июня 1999 г. N 118-ФЗ*(303); Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102 *(304), а также иными специальными нормативными актами.

В частности, согласно ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Названными актами устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении, а также время пересечения Государственной границы. При этом не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.