Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должностные преступления по уголовному праву США, Франции и ФРГ 2 страница




5) не устанавливает уголовной ответственности за неоконченное взяточничество и покушение на другие должностные уголовные проступки, за исключением незаконного взимания денежных сумм и расхищения собственности.

В Уголовном кодексе ФРГ нормы о должностных преступных деяниях расположены в разд. 30 Особенной части. Среди них можно выделить следующие группы: 1) преступные деяния, связанные со взяточничеством (_331, 332, 333, 334, 335); 2) преступные деяния против правосудия (принуждение к даче показаний (_ 343); исполнение приговора в отношении невиновного (_345); уголовное преследование невиновного (_ 344); вынесение неправосудного приговора или решения (_ 336); противоречащее делу одновременное обслуживание адвокатом спорящих сторон в одном и том же процессе (_ 356); 3) нанесение телесных повреждений, причиненных должностным лицом при исполнении служебных обязанностей (_ 340); 4) неправильное официальное свидетельствование (_ 348); произвольное завышение или незаконное взимание различных сборов, нарушение налоговой тайны (_ 352, 353, 355); 5) составы преступных деяний, связанные с нарушением доверия во время пребывания на дипломатической службе, служебной тайны, тайны судебного разбирательства (_ 353а, 353b, 353d), а также подстрекательство подчиненного по службе к совершению преступного деяния (_ 357).

Данные преступные деяния объединены в один раздел прежде всего по признаку субъекта деяния - должностного лица *(488). Понятие "должностное лицо" дается в _ 11 Общей части Кодекса, которая объясняет термины, используемые в Кодексе. Должностным лицом является "тот, кто согласно германскому праву:

а) является чиновником или судьей;

b) связан прочими государственно-правовыми отношениями по должности, или

с) кроме того, в органе власти или любом другом учреждении выполняет задачи государственного управления или по их поручению без ущерба для выполнения задач выбранной организационной формы".

Вместе с тем субъектами указанных преступных деяний могут быть не только должностные, но и иные лица, например, лица, специально уполномоченные на выполнение публичных обязанностей, адвокаты, граждане, являющиеся субъектами дачи взятки, и т.д. Ряд этих терминов объясняется в _ 11 УК. Так, судьей является тот, "кто по германскому праву является профессиональным или третейским судьей", а лицом, "специально уполномоченным на выполнение публичных обязанностей, считается тот, кто, не будучи должностным лицом:

а) в органе власти или любом другом учреждении, выполняющем задачи государственного управления, или

b) в обществе или ином объединении, предприятии или фирме, которые выполняют задачи государственного управления за орган власти либо иное учреждение, - занят или для них действует и на основе закона формально обязан добросовестно выполнять свои обязанности".

Вторым объединительным признаком разд. 30 Особенной части Кодекса ФРГ является специфика охраняемого данными нормами правового блага - нормальное функционирование государственного аппарата.

Должностным преступным деянием традиционно считается взяточничество. Субъектом состава получения выгоды (_ 331 УК) выступает "должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, которое за совершение служебного действия требует в качестве вознаграждения выгоду для себя или третьего лица, принимает обещание предоставить или принимает ее" (абз. 1). За такие же действия наказываются судья или третейские судьи (абз. 2). Признак "предоставление выгоды третьему лицу" является новеллой в составах взяточничества (_ 331 и др.). Ранее его признаком было предоставление выгоды только самому должностному лицу.

Как справедливо отметил проф. Ф.М.Решетников, "при установлении уголовной ответственности за получение и дачу взятки германский законодатель придает решающее значение тому, идет ли речь о выполнении за взятку вполне законных действий, входящих в обязанности данного должностного лица, или же о выполнении действий незаконных, т.е. идущих вразрез с должностными обязанностями того, кто получает взятку" *(489).

В абзаце 3 _ 331 предусмотрена возможность освобождения лица от уголовной ответственности при наличии определенных условий. Так, "деяние не является наказуемым по абз. 1, если лицо, совершившее деяние, позволяет себя уговорить или принимает не требуемую им ранее выгоду и если компетентные органы в рамках своих полномочий одобряют заранее получение какой-либо выгоды или лицо, совершившее деяние, незамедлительно сообщает о готовящемся правонарушении и получит официальное разрешение на принятие какого-либо вознаграждения".

Таким образом, в данной норме германский законодатель проводит различие между служебным и частным действием должностного и приравненного к нему лица. В рассматриваемом составе предусмотрены только служебные действия указанных выше лиц. Под ними понимается любая деятельность соответствующего лица, относящаяся к его служебным обязанностям и совершаемая им в служебном качестве. Причем по смыслу данной нормы указанное действие должно носить законный характер.

В отличие от этого абз. 1 _ 332 УК (взяточничество) устанавливает уголовную ответственность должностного лица, или лица, специально уполномоченного на выполнение публичных обязанностей, "которое принимает обещание предоставить в качестве вознаграждения выгоду, требует или принимает ее за то, что оно совершило или совершит в будущем служебное действие и тем самым нарушает или нарушит в будущем свои служебные обязанности". Абзац 2 этого параграфа предусматривает совершение таких действий судьей или третейским судьей. Причем выгода в данном случае может быть как материального, так и нематериального характера. Что же касается служебного действия должностного и приравненного к нему лица, то, по смыслу данной нормы, оно может быть только незаконным, т.е. связанным с нарушением своих служебных обязанностей. Поэтому является очевидным, почему германский законодатель проводит различие в названиях: 331 - получение выгоды и _ 332 - взяточничество. Причем в последнем случае умыслом виновного должна охватываться противоправность служебного действия, которое он совершил или совершит в будущем.

Составы предоставления выгоды (_ 333) и подкупа (_ 334) охватывают так называемую дачу взятки (используя терминологию, применяемую в российском уголовном праве). Данные нормы по существу являются зеркальным отражением соответственно _ 331 и 332. Отличия состоят в том, что в преступных деяниях, предусмотренных _ 333-334, субъектом выступает любое лицо, предоставляющее выгоду или дающее взятку, и расширяется перечень лиц, которым эта выгода может быть предоставлена, или кому может быть дана взятка, например, солдат бундесвера.

Содержащийся в разд. 30 Особенной части Уголовного кодекса _ 336 предусматривает уголовную ответственность за вынесение неправосудного приговора или решения. Это преступление является типичным преступным деянием против правосудия, поскольку посягает на интересы правосудия, связанные с независимостью суда и равноправием сторон, участвующих в судебном процессе. Субъектами данного преступного деяния являются должностные лица и судьи, в том числе третейские. Обязательным признаком данного состава преступного деяния является то, что данные лица нарушают закон в пользу или во вред одной из сторон, участвующих в процессе, осуществляя руководство судебным разбирательством и вынося решение.

В Особенной части Уголовного кодекса ФРГ отсутствует раздел о преступных деяниях против правосудия, поэтому рассматриваемый состав, несмотря на всю его специфику, расположен в разд. 30 Особенной части "Должностные преступные деяния". Он помещен туда по признаку субъекта данного преступного посягательства - должностного и приравненного к нему германским законодателем лица.

В рассматриваемом разделе расположена также норма, устанавливающая уголовную ответственность за неправильное официальное свидетельствование (_ 348). Согласно этому параграфу: "Должностное лицо, которое имеет полномочия на составление публичных документов, в пределах своей компетенции официально удостоверяет фальшивые факты, значимые в правовом отношении, или вносит в общественные регистры, книги или сведения, или предоставляет фальшивые данные, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом".

Охраняемым правовым благом в данном случае являются безопасность и достоверность оформления правоотношений, связанных с использованием документов. Поэтому, на наш взгляд, с системной точки зрения эта норма могла бы находиться в разд. 23 Особенной части Кодекса "Подделка документов". Размещение ее в разд. 30 Особенной части может объясняться опять же спецификой субъекта преступного посягательства: им может быть только должностное лицо. Специфика субъекта учитывается германским законодателем при размещении в данном разделе Кодекса _ 340, который устанавливает уголовную ответственность должностного лица за нанесение телесных повреждений при исполнении служебных обязанностей.

Таким образом, особенность разд. 30 как составного элемента Особенной части Уголовного кодекса ФРГ заключается в том, что законодатель включил в него совокупность преступных деяний, характеризующихся спецификой не только правоохраняемого блага, но, прежде всего, субъекта преступного посягательства - должностное и приравненное к нему лицо. Исключения составляют составы, связанные с предоставлением выгоды и подкупом должностных лиц, субъект которых может и не обладать признаками должностного лица. Однако очевидно, что состав "дачи взятки" неотделим от состава "получения взятки", поэтому они расположены рядом.

 

——————————————————————————————

*(1) Более подробно обо всех этих изменениях см. в последующих главах курса.

*(2) Понятие "государственная власть" использовано законодателем как обобщающее понятие, включающее ряд компонентов, обозначенных в главах, входящих в раздел Х.

*(3) См.: Преступность и правонарушения. 1998. Статистический сборник. М., 1999. С. 117-118, 158.

*(4) См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 1999 г. М., 2000. С. 36.

*(5) Более подробно см. следующий параграф.

*(6) См.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" с послед. измен. и доп.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5086.

*(7) См.: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О государственной границе Российской Федерации" с послед. измен. и доп.//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 16. Ст. 1861; 1996. N 50. Ст. 5610; 1999. N 23. Ст. 2808.

*(8) См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.

*(9) См., например: Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 329. При одинаковом содержании классификационных групп они различаются по наименованию. Так, третья группа в этой работе озаглавлена: "Преступления, посягающие на легитимность государственной власти", а вторая - "Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности", пятая - "Преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни".

*(10) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М., 1999. С. 607-608.

*(11) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 567.

*(12) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М. С. 609; Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственные преступления. М., 1999. С. 16-17.

*(13) Любая классификация носит условный характер, ее цель - облегчить анализ рассматриваемых преступлений, но не более того.

*(14) Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции в 2-х т. Часть общая. Т. 2. С. 383-384.

*(15) См.: Портнов В.П. ВЧК, 1917-1922. М., 1987.

*(16) Второй абзац ст. 57 дан в ред. постановления ВЦИК от 10 июля 1923 г.//СУ РСФСР. 1923. N 48. Ст. 479.

*(17) См.: 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы КПСС. М., С. 12.

*(18) См.: СЗ СССР. 1933. N 19. Ст. 108.

*(19) Пионтковский А.А. Сталинская конституция и проект Уголовного кодекса СССР. М., 1947. С. 15-16.

*(20) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 567.

*(21) Понятия "суверенитет", "обороноспособность" и "территориальная неприкосновеность" даны в _ 2 настоящей главы.

*(22) Внешняя безопасность и государственная безопасность - синонимы.

*(23) Еще ранее, в 1968 г., Советский Союз подписал, а в 1973 г. ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, в соответствии с которым каждый человек имеет право покидать любую страну, в том числе и свою собственную.

*(24) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1.

*(25) В Кодексе 1960 г. хранение сведений, составляющих государственную тайну, в ст. 64 не предусматривалось.

*(26) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 4673.

*(27) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 5. Ст. 561.

*(28) См.: Архив Военной коллегии Верховного суда СССР N СП 00 5/95.

*(29) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Олимп Аст, 1997. С. 553.

*(30) Многие авторы определяют в таких случаях выдачу как передачу сведений. См., например: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 364.

*(31) См.: Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 330.

*(32) См.: Новая газета. 1999. 29 ноября-5 декабря. С. 15.

*(33) См., например: Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпутин М.П. Ответственность за государственные преступления. М., 1988. С. 28. Иное мнение высказано Дьяковым С.В. в работе: Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственная преступность. М., 1999. С. 23.

*(34) Во время действия УК 1960 г. некоторые ученые высказывали мнение, что измена может быть совершена и с косвенным умыслом (см., например: Курс советского уголовного права. Т. IV. М., 1970. С. 77). Однако большинство ученых эту позицию не поддержали. Состав измены сформулирован законодателем как формальный. Следовательно, и интеллектуальный, и волевой моменты умысла определяются только по отношению к действию. Действие же виновный всегда желает совершить, сознавая при этом его общественную опасность.

*(35) См.: Архив Военной коллегии Верховного Суда СССР. Дело N СП 003/91.

*(36) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый Юрист, 1998. С. 569.

*(37) Практикум по уголовному праву. Учебное пособие. М.: БЕК, 1997. С. 339.

*(38) См., например: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 365.

*(39) Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 612.

*(40) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 612; постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1997. С. 591.

*(41) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 365.

*(42) Различие между ними определяется спецификой субъекта.

*(43) Более подробно основания отнесения сведений к государственной тайне изложены при анализе государственной измены.

*(44) О моменте окончания этих видов шпионажа говорится при анализе государственной измены.

*(45) См.: Разбор. 1999. N 12.

*(46) См.: Очная ставка. 1999. N 12.

*(47) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 571.

*(48) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 368.

*(49) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 496.

*(50) Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" отдает в этих случаях приоритет национальному закону.

*(51) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 496; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 641.

*(52) Более подробно признаки данного вида освобождения от уголовной ответственности изложены при анализе государственной измены.

*(53) Именно этот термин употребляется законодателем Испании в статьях об ответственности за измену.

*(54) В литературе было высказано мнение, что данная классификационная группа должна быть озаглавлена следующим образом: "Преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности" (Уголовное право России. Особенная часть. М.: ИМПЭ, 1996. С. 336); "Преступления, посягающие на конституционные основы политической основы Российской Федерации" (Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998).

*(55) Имеются в виду лица, занимающие должности в соответствии с категорией "А". См.: ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 31. Ст. 2990; 1999. N 8. Ст. 974; 2000. N 46. Ст. 4537), а также Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" с послед. измен. и доп. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 36. Ст. 4129; 1998. N 5. Ст. 571; N 10. Ст. 1163; 2000. N 15. Ст. 1575; N 46. Ст. 4544).

*(56) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 496.

*(57) Прежде всего потому, что законодатель поместил это преступление в главу о посягательствах именно на основы конституционного строя.

*(58) Применительно к посягательству на жизнь работника милиции (ст. 317 УК) Верховный суд разъяснял, что "под посягательством понимается убийство либо покушение на убийство" (п. 9)//Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 449.

*(59) Уголовный кодекс 1926 г. предусматривал ответственность за вооруженное восстание с контрреволюционной целью, заговор в центре и на местах с той же целью.

*(60) Такое деяние впервые предусмотрено в уголовном законодательстве России.

*(61) Не совсем ясной представляется рекомендация авторов одного из учебников, предлагающих: "Если подобные действия были совершены в отношении органов, организаций, учреждений и предприятий, не указанных в Конституции или созданных не в рамках прав и полномочий указанных органов и представителей власти, то они могут быть квалифицированы по другим статьям Уголовного кодекса (например, ст. 286) (см.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 580).

*(62) Анализ признаков данного вида освобождения от уголовной ответственности дается при рассмотрении ст. 275 УК (государственная измена).

*(63) По Уголовному кодексу 1926 г. заговор с целью захвата власти считался самостоятельным преступлением. В нем предусматривалась ответственность за вооруженное восстание в контрреволюционных целях, заговор в центре и на местах в тех же целях.

*(64) В словарях русского языка мятеж определяется как вооруженное восстание, выступление против власти.

*(65) См., например: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 373; Уголовное право. Особенная часть. М., Новый юрист, 1998. С. 575.

*(66) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 373.

*(67) См., например: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953. С. 410.

*(68) Несколько иначе решается вопрос относительно бандитизма (ст. 209 УК) и организации преступного сообщества (ст. 210 УК). В этих случаях законодатель указывает на конечный итог организованной деятельности - создание банды, преступного сообщества. До того момента, когда банда или преступное сообщество сформировались, деяние является незаконченным.

*(69) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 646.

*(70) В Кодексе Испании термину "государственная измена" соответствует термин "восстание".

*(71) В Кодексе Узбекистана вооруженный мятеж охватывает посягательство на конституционный строй Республики.

*(72) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 501.

*(73) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 501.

*(74) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С 647.

*(75) Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999. С. 49.

*(76) Состав диверсии, хотя и под иным названием, содержался в прежних уголовных кодексах.

*(77) По сравнению со ст. 68 УК 1960 г. объективная сторона диверсии в Кодексе 1996 г. значительно сужена. Согласно УК 1960 г. диверсия - это совершение взрывов, поджогов или иных действий, направленных на массовое уничтожение людей, причинение телесных повреждений либо другого вреда их здоровью, на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи либо другого государственного или общественного имущества, а равно совершение в этих целях массовых отравлений или распространение эпидемий и эпизоотий.

*(78) В Кодексе 1960 г. цель диверсии определялась как цель ослабления Советского государства.

*(79) В УК 1996 г. - это ст. 282, 283 и 284.

*(80) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М., 1998. С. 566.

*(81) Исключение составляют ст. 282 и ст. 284 УК.

*(82) См. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203, в ред. от 24 января 1998 г. N 61 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 5. Ст. 561), а также Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к разным степеням секретности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 7. Ст. 3619).

*(83) См., например: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 580.

*(84) См.: Московский комсомолец. 1998. 14 марта.

*(85) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М., 1998. С. 573.

*(86) См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 380.

*(87) См. там же. С. 381.

*(88) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 573.

*(89) См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Вердикт, 1996. С. 504.

*(90) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 573.

*(91) См. там же.

*(92) См.: Московский комсомолец. 1998. 14 марта.

*(93) Уголовный кодекс 1926 г. не предусматривал специального субъекта рассматриваемого преступления, и поэтому за разглашение секретных сведений могло быть привлечено к ответственности довольно много лиц, передававших эти сведения от одного другому в разговорах.

*(94) См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 653.

*(95) См.: Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 337, 339.

*(96) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 581.

*(97) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 382, 379.

*(98) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 574.

*(99) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-инфра. М, 1999. С. 609.

*(100) В УК 1960 г. ст. 76 была сконструирована как формальный состав, и наступление последствий не являлось обязательным признаком утраты документов, содержащих государственную тайну.

*(101) См., например: Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 6 октября 1997 г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 41. Ст. 4673; Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденную постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 43. Ст. 4987.

*(102) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 573.

*(103) Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 617.

*(104) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Зерцало, 1998. С. 655.

*(105) Как отмечалось ранее, ответственность за умышленное разглашение государственной тайны предусмотрена в ст. 373 УК Белоруссии.

*(106) Примерами могут служить межнациональный вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, действия ваххабитов в Чечне. Ваххабиты - приверженцы религиозного политического течения в Исламе. Ваххабизм - официальная идеология в Саудовской Аравии.

*(107) Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 566.

*(108) Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М, 1999. С. 625.

*(109) Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Варшава, 1997. С. 540.

*(110) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 377.

*(111) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый юрист, 1998. С. 578.

*(112) Понятие "раса" более широкое, нежели национальности. Раса - это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единством происхождения, имеющая одинаковые наследственные признаки. Наиболее отчетливо выделяются три основные группы расы: негроидная, европеоидная и монголоидная. Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территорий, экономической жизни и психического склада, проявившегося в общности культуры.

*(113) Этот ограничивающий рассматриваемый состав преступления признак не был известен Уголовному кодексу 1960 г.

*(114) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 379.

*(115) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М.: Норма-Инфра. М. С. 626.

*(116) Мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды является квалифицирующим признаком таких преступлений, как убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого (ст. 111 УК) или менее тяжкого (ст. 112 УК) вреда здоровью, истязание (ст. 117 УК), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК).

*(117) См.: Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М., 1999. С. 626.

*(118) См.: Уголовное право. Особенная часть. М.: Норма-Инфра. М, 1998. С. 586.

*(119) См. также: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М.: Юристъ, 1999. С. 379; Уголовное право России. Особенная часть. Т. 2. М., 1999. С. 149-150.

*(120) Уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С. 341; см. также: Уголовное право. Особенная часть. М.: Новый Юрист, 1998. С. 144.

*(121) Ответственность за геноцид предусмотрена и в ст. 357 УК РФ.

*(122) См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, в ред. от 10 января 2000 г. N 24//Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 176.

*(123) См.: Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)"//Отдельное издание. М., 1999.

*(124) См.: Состояние преступности в России за 1999 год. Министерство внутренних дел России. Главный информационный центр. М., 1999. С. 41.

*(125) См. там же. С. 35-36.

*(126) В литературе 50-80 гг. вопрос о объекте должностных преступлений (как родовом, так и непосредственном) был дискуссионен, при этом существенной разницы при определении объекта не отмечалось, суть сводилась лишь к терминологии либо к включению в определение или, наоборот, исключению из него какого-либо признака. См., например: Кириченко В.Ф. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву. М., 1956. С. 24-25; Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. М., 1975. С. 12-13; Лысов М.Д. Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1972. С. 58-60; Светлов А.Я. Борьба с должностными злоупотреблениями. Киев, 1970. С. 32-34; Папиашвили Ш.Г. Должностные преступления в теории уголовного права, законодательстве и судебной практике, и др.

*(127) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750; 1999. N 42. Ст. 5013.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.