Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Существующее




Признак существующего: осознаваемое верным познанием.

О верном познании (см. тему "Объект и обладатель объекта", а также "Лориг"). Хотя индивид не осознает нечто верным познанием, не правильно утверждать, что для него это не существует, поскольку этот индивид не применял верное познание к этому предмету. Тогда как будды осознают Всеведением (верным познанием) данный предмет и потому для них он существует. Значит, существует верное познание, осознающее этот предмет. Следовательно, этот предмет существует, и не только для будд, но и "вообще". Если принимать, что этот предмет (вообще) существует, а для некоторых индивидов, не применявших верное познание к этому предмету, не существует, то будет противоречие - этот предмет будет и существующим и не существующим. Если этот индивид направит мысль к этому предмету и применит верное познание, то и для него этот предмет "станет" существующим. Если же нет возможности применить верное познание, то будет лишь сомнение - "существует или не существует?" Но в любом случае для этого индивида существует возможность применить верное познание к этому предмету и установить - существует он или нет. Если существует для будд, то рано или поздно будет осознано верным познанием и этого индивида, и не может быть неосознанным верным познанием этого индивида, когда он применит свое верное познание к этому предмету.

Донец: «Согласно буддийскому вероучению, творцом всего сущего в мире является сознание читта(sems nyid), порождающее деяния, совершение которых посредством тела, речи и ума приводит к накоплению кармы(las) – непосредственной причины возникновения вещей. Так, Чандракирти пишет во "Введении в Мадхъямику":
Не рассматривая того индивида и т.д. в качестве творца, Как то делают в своих Трактатах иноверцы, Победитель [Будда] назвал творцом мира именно сознание [Чандракирти, 1, гл. 6, ст. 86].
При этом, отмечает Агван Нима, индивид может вкушать(myong – «воспринимать, испытывать, переживать, познавать, сознавать») только то существующее, которое возникло как плод накопленной лично им кармы. Если некоторый блок кармы одного индивида совпадает с аналогичными блоками кармы других существ по характеристике ориентированности на порождение определенного вида плода, то такие блоки кармы образуют общую карму, служащую причиной возникновения общего для них кармического плода. Этот плод совокупной кармы состоит из частей – плодов блоков кармы отдельных индивидов, причем каждое из тех лиц может «вкушать» лишь ту часть общего плода, которая порождена накопленной лично им кармой.

Таким образом, для индивида существует только то. Что порождено его кармой.
С этой точки зрения бытие(существующее) предстает как порождаемое сознанием индивида и имеющее место только для его сознания, то есть в качестве объекта сознания. Поскольку подобный объект всегда имеет место в качестве «вкушаемого» так или иначе сознанием, то его можно охарактеризовать как онтогностическое образование – содержащее в неразрывном единстве элементы бытия и сознания-познания.

"Учение о верном познании в философии мадхъямики-прасангики": Прамана обладает функцией реализации, причем эта реализация недифференцированно включает в себя онтологический аспект и гносеологический, т.е. прамана одновременно реализует установление вещи и ее наличие. Поэтому прамана, в широкой трактовке, выступает как причина существования вещи и знания о ней. Можно объединить эти два аспекта в такой формулировке: прамана реализует вещь в качестве установленной, определенной. Здесь, очевидно, имеется в виду следующее. Согласно стандартному определению, существующее - это устанавливаемое праманой [Агван Таши, с. 56]. Поэтому можно сказать, что вещь становится для нас существующей, когда устанавливается праманой. Если опустить слова "для нас", то формулировка примет такой вид: вещь становится существующей, когда устанавливается праманой. В таком случае установление праманой можно трактовать как причину существования вещи. При этом неявно подразумевается, что прамана служит причиной существования для нас вещи в качестве объекта. Описанная ранее приемлемость возможности различного "прочтения" дхармы позволяет не учитывать это подразумеваемое... Философы Гелуг считают клеши совместно действующим условием получения рождения (то есть сансары), а карму - субстанциональной причиной [Тагпа Шедуб, 2, л. 25Б]

89) Сознание творит весьма разнообразные Миры живых существ и миры сосуда. Сказано, что все Сущее рождается благодаря деянию – карме. Отвергнув сознание, не имеем и деяния – кармы.

«Открывающий глаза счастливцев»:
Об этом также [сказано] в "Четырехсотенной":
"Если без концептуального [мышления] не является существующим само существование страсти и других [предметов], как может кто-либо, обладающий умом, называть [их] "настоящими предметами" (yang dag don) и "концептами"?"
В комментарии этого сказано:
"Исключительно потому, что существует концептуальное [мышление], есть само существование, а без концептуального [мышления] нет и самого существования. Воистину, подобно змее, которой признаётся cвёрнутая веревка, [дхармы] определенно не имеют места благодаря собственной сущности".

 

Существующее равнозначно:

Признак предмета рассмотрения (оценивания): то, что постигается верным познанием - им может быть и несуществующее (Я, рога зайца и т.д.).

Признак имеющего место [в качестве] основы (обоснованного): обоснованное верным познанием.

Признак дхармы (chos) существует, так как им является держатель-носитель собственной сущности.

Признак предмета познания (познаваемого): то, что подходит быть объектом ума. Подразделяется на: предмет познания, являющийся [и] возможный и предмет познания, являющийся [и] не возможный.

Признак предмета познания, являющегося [и] возможного: то, что подходит быть объектом ума [как] являющееся [и] возможное.

Основа признака: колонна, например.

Признак предмета познания, являющегося [и] не возможного: то, что подходит быть объектом ума [как] являющееся [и] не возможное. Основа признака существует, так как ей является, например, колонна и кувшин - два.

- является чем-то (предметом познания и т.д.), но нет ничего (невозможно), что являлось бы им.

А если назвать являющееся [и] не возможное одним словом? Станет ли от этого являющееся [и] не возможное являющимся [и] возможным? Например, два: сознание и тело - нет ничего (невозможно), что являлось бы им. А "индивид"? Другой пример - "провод" - это металл и пластик - нет ничего, что являлось бы тем и другим одновременно.

Несуществующее - неосознаваемое верным познанием.

Признак несуществования кувшина: неосознаваемость кувшина верным познанием.

Выделяется как отдельный предмет мысли, обладающий своим специфическим признаком. Поэтому является дхармой, имеющей бытие в качестве концепта и признаваемого объекта.

С точки зрения рода называемого звуком (словом) "несуществующее", [оно подразделяется на]: не существующее тождественно во взаимотождественности, ранее не существующее, не существующее после уничтожения, совершенно несуществующее и объясняется [так]: лошадь и бык - два - являются несуществующими тождественно во взаимотождественности, так как лошадь в быке (в качестве быка) не существует, и бык в лошади не существует. Росток, являющийся несуществующим ранее, во время собственной причины этого ростка, так как, [хотя] этот росток вообще не не существует, однако [он] определяется несуществующим во время, [пока] не завершено его наличие (становление) во время причины [этого] ростка. Росток, являющийся не существующим одновременно с плодом [этого же] ростка, так как этот росток [хотя и] существует, но полагается несуществующим [после] завершения [собственного наличия] одновременно со временем плода [этого же] ростка. Сын бесплодной женщины является совершенно несуществующим, так как не существует с любой точки зрения: будь то место, время или собственное бытие.

Подлинным несуществованием (несуществующим) будет только последний вид. Остальные - просто фиксируют отсутствие в данное время или в данном месте того, что существует в другом месте или в другое время. Дхармой "несуществование" как второстепенным признаком обладают 4 вида дхарм: еще не возникшее, уже прекратившееся, отсутствующее в другом, отсутствующее полностью (так как дхарма тождественна своему признаку, то все 4 - "несуществующее" или "несуществование", а поскольку эти 4 имеют отличия, то являются видами несуществования).

Признак несуществования самости индивида: неосознаваемость самости индивида верным познанием

- бессамостность, отсутствие самости (Я) - ключевое, специфическое учение в Буддизме - анатмавада - так называется и раздел Дхармы, и вся Дхарма.

Если нечто устанавливается верным познанием, то оно устанавливается и как несуществование самости индивида, но необязательно определяется в этом качестве.

Если нечто не устанавливается верным познанием при его применении к данному предмету, то тем самым, будучи несуществующим, оно не устанавливается и как самость индивида, поэтому тоже будет несуществованием самости индивида.

Признание самости - ложный взгляд - причина сансары. Два вида: грубое (приобретенное): самость - признаки - постоянство-вечность (одно и то же Я, переходящее из жизни в жизнь, из молодости в старость), единичность (не имеющее видов, частей, не состоящее из них) и независимость-самостоятельность (не зависящее от причин и условий); тонкое (врожденное): независимость и субстанциональность (не существующее условно и не зависящее от скандх, отличающееся по признакам от скандх и относящееся к ним как господин к рабу).

Тиб. gang zag gi bdag med - несуществование самости индивида (существует) и несуществующая самость индивида (не существует), поэтому дхарма gang zag gi bdag med будет запредельной существующему и несуществующему, а с другой стороны будет их общим (родовым) признаком.

Называемое этим звуком (словом) подразделяется на два: существующее (yod pa) и несуществующее (med pa)

На существующее и несуществующее подразделяется не сама эта дхарма (так как она является единичным признаком), а ее основы признака (то, что помимо своего специфического признака, обладает и признаком "несуществования самости индивида" в качестве своего второстепенного признака, при том, что дхарма тождественна всем своим признакам и может рассматриваться как тождественная каждому из них) или: эта дхарма "несуществование самости индивида" - обладатель частей, которые включены в качестве второстепенных признаков во все другие дхармы. И поскольку дхарма тождественна своему признаку, то все дхармы являются "несуществованием самости индивида". Поэтому кувшин может быть выделен в качестве "несуществования самости индивида".

 

"Лучи солнечного света": Признак существующего [в качестве] постоянного: осознаваемое верным познанием [в качестве] постоянного, так как осознаваемое верным познанием [в качестве] постоянного, постигаемое верным познанием [в качестве] постоянного, обоснованное верным познанием [в качестве] постоянного - являются равноохватывающими (взаимоохватывающими) [по типу] "является".

Аналогично: признак существующего [в качестве] непроизведенного, признак существующего [в качестве] действительного.

Действительное и существование верного познания, постигающего [нечто в качестве] действительного - два - являются равноохватывающими (взаимоохватывающими) [по типу] "является". Таким же образом, постоянное и существование верного познания, постигающего [нечто в качестве] постоянного - два - тоже являются равноохватывающими (взаимоохватывающими) [по типу] "является".

"Ожерелье": Два: существование верного познания, постигающего [нечто как] действительное, и действительное являются равнооохватывающими [по типу] "является", так как если [нечто] является действительным, [оно] охватывается [тем, что] верное познание, постигающее [это нечто как] действительное, является существующим, [и,] если верное познание, постигающее [нечто как] действительное, является существующим, [оно] охватывается [тем, что это нечто] является действительным.

Аналогично: существующее, несуществующее, постоянное

 

Диспуты

1. Некто сказал (Н): Если существует верное познание, постигающее [нечто в качестве] существующего, [его существование] охватывается существованием верного познания, постигающего [это нечто в качестве] действительного (т.е. если нечто существует, оно охватывается действительным)

 

3. Некто сказал(Н): Если существует верное познание, постигающее [как] действительное верное познание, постигающее [нечто как] существующее, [его существование] охватывается существованием верного познания, постигающего [как] существующее верное познание, постигающее [это нечто как] действительное

Существующее верное познание = действительное верное познание, произведенное верное познание (действительное, произведенное - виды существующего).

Несуществующее верное познание = недействительное верное познание, непроизведенное верное познание.

"Ожерелье": Два: существование верного познания, постигающего [нечто как] существующее, и существование верного познания, постигающего [как] существующее (действительное, произведенное) верное познание, постигающее [нечто как] существующее, являются равнооохватывающими [по типу] "является", так как если существует верное познание, постигающее [нечто как] существующее, [оно] охватывается [тем, что] верное познание, постигающее [как] существующее верное познание, постигающее [нечто как] существующее – сколько бы [раз так] не повторялось – является существующим.

 

4. Некто сказал (Н): Если существует верное познание, постигающее [как] несуществующее верное познание, постигающее [нечто как] несуществующее, [его существование] охватывается существованием верного познания, постигающего [это нечто как] несуществующее

Два (четыре, шесть и т.д.) отрицания (не существующее, не действительное, не произведенное) – взаимоуничтожаются:

Если существует верное познание, постигающее [как] не существующее верное познание, постигающее [нечто как] не существующее = Если существует верное познание, постигающее [нечто как] существующее

Если существует верное познание, постигающее [как] не существующее верное познание, постигающее [нечто как] не произведенное = Если существует верное познание, постигающее [нечто как] произведенное

Если существует верное познание, постигающее [как] не существующее верное познание, постигающее [как] не существующее верное познание, постигающее [нечто как] постоянное = Если существует верное познание, постигающее [нечто как] постоянное

Если существует верное познание, постигающее [как] не произведенное верное познание, постигающее [как] не существующее верное познание, постигающее [нечто как] недействительное = Если существует верное познание, постигающее [нечто как] недействительное

"Лучи солнечного света": 6. А: если является существующим, охватывается существованием два раза подряд верного познания, постигающего [как] несуществующее, так как и два верных познания, постигающих [как] несуществующее, и четыре, и шесть и т. д. [четное количество раз] являются равноохватывающими (взаимоохватывающими) [по типу] "существует"

 

"Ожерелье": Два: существование верного познания, постигающего [как] несуществующее верное познание, постигающее [нечто как] несуществующее, и существующее являются равнооохватывающими [по типу] "является", так как если [нечто] является существующим, [оно] охватывается [тем, что] верное познание, постигающее [как] несуществующее верное познание, постигающее [это нечто как] несуществующее, является существующим, [и,] если верное познание, постигающее [как] несуществующее верное познание, постигающее [нечто как] несуществующее, является существующим, [оно] охватывается [тем, что это нечто] является существующим.

Если [аргумент] не обоснован, то [следует сказать:] приходим к тому, что:

Если верное познание, постигающее [как] несуществующее верное познание, постигающее [нечто как] несуществующее, является существующим, [оно] охватывается [тем, что это нечто] является существующим, так как если повторяется "верное познание, постигающее [как] несуществующее верное познание, постигающее [нечто как] несуществующее" [чётное количество раз:] два, четыре, шесть и так далее, [оно] охватывается [тем, что это нечто] является существующим.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.